До сих пор мы предпринимали шаги к определению смысла повествований во время их написания. Но что они значат, или каково их применение сегодня? После прохождения по ступеням, описанным выше, мы можем задать два типа вопросов, наводящих на мысли о современном применении. Во-первых, что говорит нам библейское повествование о жизни, благословляемой или осуждаемой Богом? Каким поступкам нам следует подражать, а каких избегать? Каким образом мы можем это сделать сегодня? Во-вторых, как данный отрывок показывает Бога и его отношения с человеком?
Жизнь, благословляемая Богом
Повествования содержат в себе мало заповедей, которые могут быть непосредственно применены к нам. Даже когда сам Бог повелевает что-либо, буквальное повиновение, как правило, или невозможно, или не обязательно в настоящее время. Бог повелел Адаму и Еве не есть плод определенного дерева, так что же нам делать сейчас, когда нет уже ни Эдема, ни дерева? Итак, несмотря на то, что многие библейские повествования содержат в себе заповеди, не многие из них могут быть применены к нам напрямую, буквальным образом. Вместо того чтобы искать непосредственно обращенные к нам заповеди, стоит задаться вопросом о том, что данное повествование говорит о жизни, благословляемой или осуждаемой Богом.
Для этого необходимо читать каждую историю изнутри, как будто мы сами находимся в ней. Во-первых, посмотрите на список действующих лиц в изучаемой вами драме. Попытайтесь увидеть историю глазами кого-нибудь из них. Найдите три главных типа персонажей: верующих, неверующих и колеблющихся наблюдателей. Как мы уже отмечали ранее, в истории редко будет ровно три персонажа. В одной истории может быть два верующих персонажа, но ни одного "сидящего между двумя стульями", а в другой все наоборот. И все же эти три типа персонажей позволяют каждому читателю, будь он верующим, неверующим или колеблющимся, отождествить себя с кем-нибудь из них. Они становятся зеркалом, показывающим реакцию того или иного типа людей на определенные действия.
|
66 Sternberg, Poetics of Biblical Narrative, 230-63; Robert Fowler, Let the Reader Understand (Minneapolis: Fortress, 1991), 127-94. И Стернберг, и Фаулер указывают на то, что иногда такие "подсказки" вместо прояснения приводят в замешательство, по крайней мере, в начальной стадии изучения.
Перечислите, например, всех свидетелей поединка Давида с Голиафом (1Цар. 17).67 Собрав все, что мы о них знаем, что могла переживать каждая группа в тот момент, когда воины приближались друг к другу? Какими мыслями были охвачены Саул, братья Давида и армия израильтян? А Голиаф и филистимляне? О чем думал Давид? О чем думал Бог? Или сыграйте роль Закхея или жителей Иерихона, когда Иисус объявил о своем намерении сесть за стол с известным грешником (Лк. 19). Понимаете теперь, почему роптал народ? Понимаете, почему Закхей пообещал возместить вчетверо все, что присвоил себе обманом?
Конечно же, мы не можем попросту имитировать поведение верующих, избегая путей неверующих. Ничего хорошего из этого не выйдет, если речь в повествовании идет о двенадцати учениках! На самом деле каждый раз, когда мы встречаемся с героем повествования (за исключением тех случаев, когда герой повествования — Бог), нам свойственно как отождествлять себя с ним, так и оценивать его. То есть мы и как бы сливаемся с ним, но и в то же время держимся на расстоянии. Стремимся подражать его вере, но признаем, что у нас не хватает сил. Осуждаем его проступки, но одновременно признаем, что и сами спотыкаемся подобным образом. И конечно же понимаем, что некоторые его поступки не находят никакого отражения в нашей жизни. Но, несмотря на их ограниченность, персонажи драмы показывают нам, как мы должны поступать перед Богом.
|
Так же, как мы не можем повиноваться каждой заповеди, о которой читаем в повествовании, мы не можем буквально подражать каждому праведному поступку. Например, мы не смеем подражать тому, как Иисус призвал к себе учеников, как он повелевал природой или читал мысли. Мы должны помнить об уникальности Христа каждый раз, когда собираемся подражать его поступкам. С другой стороны, апостол Павел говорит, что мы должны уподобиться Иисусу в добрых делах сострадательности, прощения, любви и смирения (Еф. 4, 32; 5, 2.25; Рим. 15, 7; Фил. 2, 5-8). В самом деле, судьба
христианина — преображение в образ Сына (Рим. 8, 29; 2 Кор. 3, 18; Еф. 4,13). Итак, хотя мы и не можем быть распятыми за грех, мы можем воздерживаться от оскорбления тех, кто обращается с нами жестоко (1 Пет. 2,18-23). Поэтому даже если мы не можем подражать в точности поступкам Иисуса, мы можем подражать тому Духу, в котором он эти поступки совершал. Как сказал Джон Мюррей: "Стремление уподобиться Богу в одном смысле — это суть добродетели; стремление уподобиться ему в другом смысле — порок. Соблюдение границы, отделяющей один смысл от другого, необходимо для всякого здравого размышления по поводу истины".68
|
Пути Бога и человека
Бог — главный герой всякой библейской драмы. Ничто не происходит в Библии просто так: события происходят по указанию Бога. Если, читая Библию, мы только замечаем действующие лица и их поступки или как тому или иному герою удалось без жалоб и стенаний пройти испытания, мы упустим суть библейского повествования. Библия написана для того, чтобы рассказать не о подвигах мужчин и женщин, но о могущественных деяниях Бога.
Из этого следует, что библейская история постоянно изображает то, как Бог ведет себя по отношению к своему творению, в особенности к человеку. Бог не одинаков по отношению ко всем людям во все времена; он даже с одним и тем же человеком не всегда ведет себя одинаково. Однако Бог всегда поступает согласно своему неизменному характеру и планам. Если вы знаете Бога, знаете, что он сказал о справедливости, милости, святости, мудрости и истине, то страница за страницей будут для вас полны примерами того, какую роль эти
67 Ими являлись Саул, братья Давида, израильская армия, армия филистимлян, Давид, Голиаф и Господь.
68 John Murray, Principles of Conduct (Grand Rapids: Eerdmans, 1957), 177. Пророки и апостолы также обладали положением, силой и знаниями, недоступными для нас. Мы не можем искушать Небеса, призывая с неба огонь или устанавливая церковные нормы поведения. Однако мы можем подражать их вере (Евр. 11). См. также Приложение 4.
качества раньше играли в его отношениях с людьми. И так как он не меняется, мы видим, как он будет себя вести по отношению к людям в наше время.
Заключение
Эта глава показала, что библейское повествование похоже по своей форме на любое другое повествование, из какой бы точки земного шара оно не пришло. Мы можем анализировать описания событий, речи-повествования и драмы; мы можем изучать персонажей или изображать действия в диаграмме. Однако содержание и цель библейских драм резко отличаются от других историй. Библейские повествования передают учения о жизни с благословениями и проклятиями завета. Но даже более важным является тот факт, что они описывают спасительные деяния Бога — деяния, совершенные им ради своего народа, и его верность завету, заключенному с этим народом.69Эти повествования передают разные истории, но они представляют собой гораздо больше, чем просто истории.
Упражнения
1.Применяя изученное в этой главе, составьте план истории, не относящейся к Библии. Для этого можно использовать книги, газетные статьи, кинофильмы или собственный опыт. Чему вас научило это упражнение?
2. Проанализируйте драму, описанную в Бытии 2, используя тот же метод, что мы использовали для Лк. 5, 17-26.
3. Проанализируйте Деян. 10 как речь-повествование.
69 См. гл. 13 и S. G. DeGraff, Promise and Deliverance, 4 vols. (St. Catherine's, Ont.: Paideia Press, 1977- 81).
6. Анализ дискурса
Суть ясна?
Несколько лет назад я собрал подшивку статей и высказываний, поразительным образом идущих вразрез с традиционным мышлением. Первые несколько экземпляров были написаны в то время, когда коммунистическим Советским Союзом еще руководил Михаил Горбачев. В них утверждалось, что мы должны оказывать финансовую помощь стране, ядерное оружие которой все еще было нацелено на нас. В другой статье охотник критиковал Национальную Стрелковую Ассоциацию за то, что та перестала выражать истинные интересы охотников.70В другом месте говорится о заявлении обозревателя- либерала о том, что он намерен сделать небольшие пожертвования в пользу консервативных политических групп.71В последней статье политический комментатор похвально отзывается о низкой избирательной активности.
Не все статьи были одинаково серьезны, но автор каждой из них пытался переубедить читателей, не придерживающихся его необычных взглядов. Чарльз Краутхаммер, например, объяснял, что невысокое число избирателей, принимающих участие в голосовании, говорит о провале гибельного социального проекта XX века — попытки спасения общества с помощью грандиозных политических программ. Низкая избирательная активность, по его мнению, означает, что политика никого больше не интересует: обществу стало ясно, что она не изменит мир в лучшую сторону. В наше время споры между демократами и республиканцами, в основном, ведутся о нюансах управления. Низкая избирательная активность граждан означает, что общество отводит политике незначительную роль, и это — здоровая тенденция. Низкая избирательная активность — это "главный показатель удовлетворенности", свидетельствующий о том, что общество справедливо решило, что "лучшее правительство то, которое меньше правит".72
Суть здесь не в том, разделяете ли вы точку зрения автора. Статьи эти говорят о том, что если вы желаете убедить кого-либо в правильности той или иной идеи, вы должны привести определенные доводы. Библейские авторы, от Моисея и Осии до Петра и Павла, это понимали. Они часто оказывались в положении современного обозревателя, пытающегося внедрить новаторскую идею. "Возьми свой крест и следуй за мной", — это заповедь, однако Иисус не дает ее безосновательно. Пророки и апостолы пытались убедить своих слушателей, среди которых были и скептики. Для того, чтобы убедить упорствующих, в подтверждение своего учения они приводили доводы, взывая и к разуму, и к эмоциям.
Некоторые учителя любят повторять: "Этому учит Библия, я в это верю, значит, так оно и есть". Но они упускают из вида, что в рядах любой растущей церкви есть ищущие, колеблющиеся и неверующие. Не имея твердых убеждений, эти люди не разделяют нашего энтузиазма по отношению к Библии. Одного авторитета Библии для них недостаточно. Они хотят знать, почему в Библии написано то или иное, а не просто интересуются ее содержанием. Им нужны доказательства утверждений и обоснования заповедей.
На самом деле, принимая во внимание слабость человеческой природы, Бог часто разъясняет необходимость веры и послушания. Если мы не в состоянии таким же образом привести эти доказательства скептикам, посещающим наши церкви, мы можем потерять их. Поскольку в наше время практически любую доктрину можно поставить под сомнение, учителя должны, в первую очередь, понимать сами библейские понятия, а затем уже аргументацию, которой Бог сопровождает эти понятия.
Конечно, иногда вера должна существовать несмотря на отсутствие аргументов, или даже вопреки тому, что представляется логичным (см. Быт. 22). Иногда "слепое" повиновение свидетельствует о высочайшей преданности Богу (2Кор. 5, 7; Евр. 11, 1). Но все же, как
70 Robert Hughes, "The NRA in a Hunter's Sights," Time (April 3,1989), 86.
71 Michael Kinsley, "The Check Is in the Mail," Time (April 9,1990), 98.
72 Charles Krauthammer, "In Praise of Low Voter Turnout" Time (May 21, 1990), 88.
правило, Писание предлагает читателям некоторые обоснования своих утверждений и заповедей. И, как правило, истинные христиане стремятся понять их сами и разъяснить их другим.
Тщательный анализ также укрепляет зрелого христианина. Он помогает разобраться в сложных текстах и проливает свет на более простые. Овладев сутью обоснования идеи, лично почувствовав ее эмоциональную силу, мы полнее усвоим эту идею. Мы сможем объяснить ее, дать ей определение, увидеть дополнительные истины, из нее вытекающие. Поэтому, даже если библейское учение уже является для нас авторитетом, анализ дискурса пойдет нам только на пользу.
Суть анализа дискурса
Анализ дискурса — это изучение способов, с помощью которых автор объединяет предложения и абзацы в единое целое, для того чтобы передать свою мысль.73Письмо, проповедь, публичное обращение, разговор, даже стихотворение, песня или молитва могут быть отнесены к категории дискурса, если автор в них отстаивает какое-либо утверждение. Среди библейских текстов такой характер носят проповеди Закона Моисеева, изложенного в книге Второзакония, Нагорная проповедь, проповедь Петра в день Пятидесятницы и послания Нового Завета. Дискурсный анализ позволяет определить основные идеи библейского текста и исследовать способы, которыми пользуются библейские авторы, излагая и отстаивая свои идеи с помощью логики и риторики. Цель этой главы — научиться определять основную мысль дискурса в Библии.
Прежде, чем приступать к дискурсному анализу, полезно вначале приблизительно определить тему текста. К счастью, хорошие авторы пересыпают свои тексты словами или фразами, помогающими читателю увидеть основную тему и идею.
1. Расположение. Основная идея текста часто видна в первом и последнем предложении отрывка или абзаца, или только в одном из них.
2. Повторение. Авторы перефразируют, повторяют или несколько раз возвращаются к основным понятиям. Например, Иаков трижды повторяет в Иак. 2,14-26, что вера без дел мертва, каждый раз говоря это немного иначе.74
3. Прямое обращение. Обращение автора к читателям может предшествовать изложению главной мысли. Библейские авторы часто используют такие обращения, как "слушай, Израиль", "братья", "возлюбленные друзья".
4. Вступительные фразы. Для того чтобы привлечь внимание к главному, авторы используют вводные фразы, например, "Желаю, братия, чтобы вы знали", "Уведомляем вас".
5. Заключительные фразы. Обращайте внимание на слова, подводящие итоги сказанному выше, такие как "посему", "итак".
Научиться дискурсному анализу можно только на примерах, изучая их и упражняясь самостоятельно. Ниже приведен первый отрывок, который вы будете анализировать (Мф.
73 На практике анализ дискурса - очень сложная дисциплина с несколькими ответвлениями. За более подробным введением в эту дисциплину обращайтесь к Peter Cotterell and Max Turner, Linguistics and Biblical Interpretation (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1989), 188-292; John Beekman and John Callow, Translating the Word of God (Grand Rapids: Zondervan, 1974), 212-342; Robert E. Longacre, The Grammar of Discourse (New York: Plenum Press, 1983). Анализ риторики немного напоминает анализ дискурса. Для введения в анализ риторики см. Burton Mack, Rhetoric and the New Testament (Philadelphia: Augsburg, 1990) и George A. Kennedy, New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism (Chapel Hill, N.C.: University of North Carolina Press, 1984). Определение анализа дискурса, приведенное в настоящей книге, значительно шире определений, на которые опираются некоторые академические труды.
74 Обычно каждое утверждение немного отличается от предыдущего: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... вера без дел мертва... так и вера без дел мертва" (Иак. 2, 17.20.26). Повторение утверждений - довольно распространенное явление. Помимо приведенных выше стихов существуют еще утверждения, повторяющиеся трижды.
18, 15-20). Курсивом выделены слова, указывающие на переход от одной мысли к другой. Внимательно прочитайте текст, обращая внимание на то, как автор строит учение. В начале попытайтесь выделить основную идею, используя изложенные ранее принципы. Далее, обратите внимание, как отдельные понятия связаны между собой, давая развитие основной мысли. Запишите свои наблюдения.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Общая идея, появляющаяся в первом предложении, а затем повторяющаяся в последующих, заключается в том, как поступать, если верующий грешит против тебя. Иисус указывает последовательность действий, которые нужно предпринять в случае, если один верующий грешит против другого. Сразу бросается в глаза слово "если", повторяющееся в первой части отрывка пять раз (ст. 15-17) и указывающее на наличие пяти условных придаточных предложений. Итак, пострадавший должен (1) пойти (2) обличить обидчика (3) наедине, чтобы (4) приобрести брата. При последовательном совершении указанных действий согрешающий брат может либо раскаяться, либо упорствовать в своем грехе. Если обличение не поможет, то пострадавший может обратиться за помощью к церкви, которая должна проверить наличие греха и сделать обличение более весомым (ст. 16-18). Если обидчик продолжает упорствовать, то он должен быть отлучен от церкви.
Матфей не устанавливает связи между стихами 15-17 и 18-20. Связь эта подразумевается, и ее нужно увидеть самостоятельно. К счастью, ст. 18-20 явно комментируют процесс обличения, описанный в ст. 15-17. Иисус уверяет апостолов и все последующие поколения христиан в том, что когда они принимаются за важное дело разрешения конфликтов, за их решениями стоят Небеса. Отец будет с ними, он услышит их молитвы и благословит своим присутствием. На первый взгляд слова "Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле" относятся к молитве вообще. Однако контекстом в данном случае является приведенное выше учение о том, как поступать с обидчиком. То есть, если двое соберутся для того, чтобы разрешить какую-либо проблему, дело или конфликт, Бог не оставит их и ответит на их призыв о помощи.75
Реакция Петра напоминает нам о том, что когда речь идет о грехе, одним соблюдением процедуры не ограничиться; всегда будет присутствовать человеческий фактор:
21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз.23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими...
Союз "тогда" без сомнений связывает вопрос Петра с предыдущим стихом, хотя формально слово "тогда" означает только, что вопрос Петра следовал по времени за описанными событиями. Однако можно предположить, что Петр продолжает начатый ранее
75 Греческий оригинал подтверждает такую трактовку: слово "pragma" переводится словом "дело" как в словосочетании "о всяком деле" в Рим. 16,2, иногда подразумевая возможность наличия беззаконного деяния (1Фес. 4, 6; 2 Кор. 7, 11) или даже суда (1Кор. 6, 1). См. аргументацию в Duncan М. Derret, "''Where two or three are convened in my name...': a sad misunderstanding", Expository Times 91 (December 1979): 83-86.
разговор о разрешении конфликтов. Вопрос, заданный им в ст. 21, можно рассматривать таким образом: "Понятно, что если брат согрешит против меня, я должен обличить его. Я также знаю что делать, если он не прислушается к обличению. Но что, если моя попытка увенчается успехом? Что, если он раскается? Полагаю, я должен его простить. Но что, если он еще не раз согрешит против меня? Сколько раз я должен прощать его? Семь раз будет достаточно?" "Нет, — говорит Иисус (18, 22), — ты должен прощать его снова и снова".76Не очень удобное учение; "посему" (18,23) Иисус рассказывает притчу, чтобы побудить учеников к прощению. Мы не можем доказать, что проследили логику этого отрывка, так как некоторые логические связи неявны. Но если мы предположим, что Матфей излагает реально происшедшее с минимальной затратой слов, наш анализ с большой долей вероятности можно считать верным.