Определение проблем: три отрывка-образца




Мы можем начать с чтения особенно насыщенного отрывка и составления списка возможных проблем. По мере чтения следующего отрывка, пожалуйста, запишите потенциальные проблемы на листе бумаги, разделяя их на группы: проблемы (1) очевидные,

(2) преподавательские и (3) скрытые. Сделайте это до того как перейдете к чтению следующего за отрывком абзаца.

 

Деяния 13, 1-3:

В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый


сказал: "Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их". Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их.

 

Ваш список очевидных проблем может включать следующие вопросы и факты: Где находится Антиохия? Что известно об антиохийской церкви? Что известно о Симеоне, Луции и Манаиле? Савл и апостол Павел — одно и то же лицо, но почему его называют двумя разными именами? Очевидные богословские вопросы включают в себя следующие: Каким образом Святой Дух открыл церкви, что Варнава и Савл должны быть отделены? Слышали ли они голос собственными ушами? Возможно, это был внутренний голос? Может, кто-то из них (или все они) получил какое-то видение?

Преподавателям, возможно, захочется изучить поближе вопрос поста, молитвы и возложения рук. Почти каждый верующий обладает поверхностными знаниями об этих обычаях, но хорошие преподаватели захотят углубить познания своих учеников. Как молилась и постилась церковь? Пили ли они что-нибудь во время поста или же вообще ничего не брали в рот? Должен ли человек поститься целый день, чтобы это считалось полноценным постом, или достаточно только части дня? Если достаточно полдня, то чем пост отличается от диеты? Каково значение возложения рук? Официальная ли это процедура, как, например, рукоположение в современных церквях, или это часть общения? Является ли это таинством? Дает ли оно реальную духовную силу для служения, или это просто акт благословения и признания?86

Скрытые проблемы начинаются с того, что нам вроде бы уже известно. Затем мы замечаем что-то в тексте, что заставляет нас задуматься над тем, обоснованна ли наша уверенность. В приведенных стихах пророки и учителя могут быть скрытой проблемой. Текст упоминает о них лишь вскользь, и нам становится интересно, что это были за пророки. Были ли они малыми пророками, подобно Самуилу и Илие? Все ли пророки одинаковы? Все ли учителя одинаковы? Есть ли между пророками и учителями сходство?

Как бы это ни было полезным, но еще не настало время ответить на поставленные нами вопросы. Нашей задачей является определение проблем. Итак, перейдем к следующему отрывку.

1 Царств 17,1-10

Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме. А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян. И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди. Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его

— пять тысяч сиклей меди; медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его; и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец. И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете

 
 

86 Проверьте свое умение распознавать вопросы, сравнив свои вопросы с содержанием любого надежного комментария. Скорее всего, вы упустите отдельные важные моменты, а комментарии обойдут стороной некоторые из ваших хороших вопросов. Неплохой и достаточно популярный комментарий по Деяниям -1. Н. Marshall, Acts (Grand Rapids: Eerdmans, 1980). Еще один признанный комментарий - F. F. Bruce, The Acts of the Apostles: Greek Text with Introduction and Commentary, 3d ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1990). Сейчас у вас нет никакой необходимости начать собирать коллекцию комментариев. Пользуйтесь библиотеками, пока не найдете именно то, что вам нужно.


нашими рабами и будете служить нам. И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем.

Этот отрывок полон очевидных вопросов, затрагивающих факты, но большинство людей хотят вначале узнать о Голиафе. Насколько велик он был? (Девять футов и девять дюймов ростом)87. Сколько весила его броня? (Вес нательной брони — 125 фунтов88). Как он умудрился стать таким огромным? Преподаватели захотят узнать, связан ли его рост с демоническими силами, и связан ли он каким- либо образом — духовно, конечно, а не кровно, — с исполинами, жившими до Потопа? Был ли он послан сатаной или это просто один из вражеских солдат? Знал ли он, что Израиль называл себя народом Божьим? Отпускал ли он колкости потому, что знал, что израильтяне презирали филистимлян?

Некоторым интересны военные обычаи. Каково было построение войск? Что лежит в основе поединка двух богатырей? Было ли это распространено, или же филистимляне предложили поединок потому, что имели преимущество? Действительно ли армия проигравшего воина сдалась бы армии победителя только потому, что один человек победил другого?

Общая военно-политическая картина может стать областью скрытых вопросов. Кто такие были эти филистимляне? Насколько реальную угрозу они представляли для израильтян? Где располагались города, упомянутые в отрывке? В земле филистимской, в Израиле или на границе? (На израильской территории в нескольких милях от границы). Что это были за города? Отводится ли им в Библии какая-либо особая роль? (Нет). Обладали ли они какой- либо стратегической ценностью? (Да). Если да, то было ли это простой приграничной схваткой или массивным вторжением, угрожавшим целостности Израиля? (Вполне возможно, это было массивное вторжение).

Короткие ответы, приведенные выше в скобках, являются результатами детективного расследования с использованием карт, словарей и энциклопедий, которыми вы научитесь пользоваться. Для начала прочтите еще один текст, укажите в нем проблемы, решите некоторые из них, чтобы увидеть, как исследование вдыхает в отрывок жизнь. Остановитесь и составьте список вопросов прежде, чем приступить к чтению следующего раздела этой главы. Вы увидите, насколько полезным может стать проведение самостоятельного исследования.

 

Ев. от Матфея 18, 21-35

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям,

 
 

87 Почти 3м. (Прим. перев.)

88 Прибл. 57кг. (Прим. перев.)


пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

 

В этой притче десятки очевидных проблем. Почему Петр предлагает простить брата именно семь раз? Почему в некоторых переводах сказано, что Иисус ответил: "Семьдесят семь раз", в других — "семь раз по семьдесят"? (Ответ: оригинал на греческом можно понимать двояко). Так ли важно, имел он в виду семьдесят семь или семь раз по семьдесят? (Ответ: в общем, нет. С помощью самодисциплины мы можем простить семь раз, но мы либо совсем разозлимся, либо прощение станет для нас образом жизни задолго до того, как мы сможем сосчитать до семидесяти семи, не говоря уже о "седмижды семьдесяти").

Судьба и поведение первого слуги также приводят в замешательство. Его могли продать; значит, он был больше похож на раба. С другой стороны, что это за слуга, которому поручено столько денег и у которого такие долги? О каких суммах идет речь в рассказе? Почему первый слуга так жесток по отношению ко второму? Почему в конце притчи его бросают в темницу и пытают? Рассказывает ли Иисус невероятную историю, или мы просто не знаем о важной традиции того времени? Преподавателям было бы интересно найти ответы на все эти вопросы, но они также, возможно, возьмутся за изучение символики притчи. Кого представляют главные герои? Почему Иисус изображает царя милостивым, а слугу жестоким и злым? Судьба неумолимого слуги вызывает скрытый вопрос: о чем эта притча? О благодати или, прежде всего, об источнике и последствиях нежелания простить ближнего?

 

Как разрешать проблемы

До сих пор, мы обращали внимание на вопросы, вытекающие из изложенных фактов.

 

=> Правило 1: Читатель может ответить на большинство вопросов, вытекающих из изложенных фактов, используя библейские словари и энциклопедии.

В Приложении 5 приводится список книг, которые должны иметься в хорошей домашней библиотеке. Большинство библейских энциклопедий и словарей просты в использовании. Если вы не можете найти нужную статью, обратитесь к указателю в конце книги. Информация о мечах, которую вы ищите, может содержаться в статье "Войны"; о львах может быть написано в статье "Флора и фауна" или "Растения и животные Библии". Статьи обычно содержат больше информации, чем вам нужно. Содержание значительного количества объемных статей часто приводится в начале. Многие начинают с Ветхого завета и переходят к Новому. Бегло просмотрите статью, пока не найдете то, что вам нужно, поскольку только несколько моментов в статье послужат ответом на ваш вопрос. Не пытайтесь вместить свои энциклопедические познания в занятие, выберите только то, что на самом деле будет поучительно. Конечно же, энциклопедии не содержат ответы на все вопросы, но хорошие комментарии также объяснят многие непонятные моменты, связанные с изложенными фактами. Если какое-то богословское утверждение ставит вас в тупик, найдите подходящую тему в богословском справочнике. Если герой рассказа совершает что- то неожиданное, попытайтесь обнаружить причину этого поступка в самом рассказе (см. гл. 5).

Теперь можно применить эти принципы к Мф. 18, прокомментировав всего две из более сложных проблем: денежные суммы и общественное положение слуг. Прежде, чем продолжить чтение, попытайтесь найти решение этих проблем самостоятельно. Просмотрите статьи "слуга" и "раб" (или "рабство"), поскольку эти два раздела так тесно связаны между собой. Что касается денег, вы сможете найти отдельные статьи, посвященные талантам и динариям, или, возможно, эти темы могут быть объединены в статье "Деньги", или "Таблицы мер и весов". Но пристегните ремни, впереди грозовой фронт.


Таланты и динарии

В современном английском89языке слово "talent" (талант) используется применительно к данным Богом навыкам и способностям. Но во времена Нового Завета талантом называли денежную единицу или единицу веса драгоценного металла. Учебные Библии и комментарии по-разному оценивают талант, а соответственно и те десять тысяч талантов, о которых говорится в Мф. 18, 21-35. В примечаниях к различным изданиям Библии делаются различные предположения о том, что десять тысяч талантов эквивалентны "миллионам долларов", "миллионам и миллионам долларов" или "приблизительно десяти миллионам долларов в серебряном эквиваленте, покупательная способность которых, однако, значительно выше". Две версии Библии семидесятых годов вообще опускают слово "талант", заменяя его на "десять миллионов долларов" в одном случае и "двадцать миллионов долларов" во втором.

Авторы комментариев также понимают суммы по-разному. Дэниел Паттэ вскользь упоминает о том, что сумма долга была "эквивалентна миллионам долларов".90Леон Моррис, отметив, что один талант — это "большая сумма денег", называет сумму долга "огромной" и на этом останавливается.91Иосиф Флавий оценивает общий годовой доход от налогов в Палестине в 8000 талантов, из них из Иудеи — 600 талантов в год, что указывает на огромный размер долга.92Эти цифры настолько высоки, что, по крайней мере, один из комментаторов выдвигает предположение, что Матфей увеличил цифру, первоначально названную Иисусом в притче.93Дункан Деррет же уверен, что и размеры долга и сама история вполне правдоподобны, если слуга был местным налоговым начальником.94Или же поскольку число десять тысяч было самым большим из применяемых в древности, возможно, долг можно округлить, приравняв его к "миллиарду долларов" или "миллиарду фунтов", и на этом успокоиться.95Фим Перкинс называет сумму в "несколько миллиардов", предполагая, что рассказ соответствует типичным в то время представлениям о "баснословно богатых царях Востока".96Крэг Бломберг, цитируя Перкинса, предполагает, что цифра находится на границе между выдумкой и реальностью.97

Динарий представляет собой меньшую, но не менее реальную, проблему. Заметки на полях библейских переводов могут сообщить, что динарий равен восемнадцати центам (версия Короля Иакова), двадцати пяти центам (Беркли) или нескольким долларам (NIV). Комментарии и справочные материалы сходятся на том, что динарий соответствовал зарплате рабочего за один день, что приблизительно можно приравнять к минимальной заработной плате. Поэтому долг второго слуги эквивалентен заработной плате за сто дней — сумма значительно меньшая по сравнению с долгом первого слуги, но все же достаточно существенная.

Эти вопросы имеют большое значение для истолкования притчи. Долг в десять миллионов долларов, хотя он и огромен, все же нельзя назвать невообразимым. Долг в миллиард долларов, с другой стороны, немыслимо не то что оплатить, но даже и

 
 

89 Как и в русском. (Прим. перев.)

90 Daniel Patte, The Gospel According to Matthew: A Structural Commentary on Matthew's Faith

(Philadelphia: Fortress, 1987), 257.

91 Leon Morris, The Gospel According to Matthew (Grand Rapids: Eerdmans, 1992), 473.

92 Иосиф Флавий, Иудейские древности, 17.318-20

93 W.D. Davies and Dale C. Allison, The Gospel According to Matthew (Edinburgh: T.& T.Clark, 1991), 2:795-98.

94 Duncan Derrett, Law in the New Testament (London: Darton, Longman & Todd, 1970), 34-37. Иоаким Иеремиас убежден, что Матфей завысил цифры, хотя первым читателям пришла бы в голову идея о каком-нибудь местном сатрапе, отвечающем за казну. См. Jeremias, The Parables of Jesus, 2nd ed. (New York: Scribners, 1963), 28, 210.

95 О долларах см. Morris, Gospel According to Matthew, 473, n. 71; о фунтах - David Hill, The Gospel of Matthew (London: Oliphants, 1972), 278.

96 Pheme Perkins, Hearing the Parables of Jesus (New York: Paulus Press, 1981), 123-24.

97 Craig Blomberg, Interpreting the Parables (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1990), 241-42.


представить. Какая же сумма, таким образом, лучше иллюстрирует неизмеримость нашего долга перед Богом и его удивительную милость? Какая цифра лучше всего передает долг второго слуги? Восемнадцать долларов или стодневный заработок? Тут читатель, вероятно, скажет: "Все это слишком сложно. Даже эксперты расходятся во мнениях. Кто я такой, чтобы спорить с ними?" Однако гораздо лучше решить: "Я должен в этом разобраться. Возможно, есть какие-то основополагающие факты, которые по-разному толкуются разными людьми, и вся проблема создается непониманием одного-двух моментов".

А основополагающие факты эти заключаются в следующем. Неоднозначная оценка динария и таланта вызвана как древними факторами, так и современными. Во-первых, талант был единицей веса, колеблющейся от 58 до 80 фунтов в зависимости от места и времени. Хотя талант обычно использовался как мера веса серебряных монет, им также мог измеряться вес золота или меди. Во-вторых, все усложняется инфляцией, так как ценность драгоценных металлов и других денежных средств продолжает меняться. Когда пометки в учебной Библии оценивают динарий в восемнадцать-двадцать пять центов, мы должны уточнить: "Восемнадцать центов во время какой эпохи — Англии во время правления Тюдоров? Америки в эпоху ее заселения? Великой депрессии? В 2000 году?" К сожалению, многие справочники просто повторяют цифры, указанные в далеком прошлом, в то время, как инфляция продолжает шагать вперед.

=> Правило 2: После первоначальной подборки материалов преподаватель должен организовать их таким образом, чтобы они были понятны обычному человеку.

Что касается денег, лучший способ оценить и донести информацию о монетах и металлах

— это оценить их покупательную способность. Покупательную способность легче оценить (и донести до других), говоря о времени, необходимом для того, чтобы эту монету заработать. Все сходятся на том, что обычный рабочий за день зарабатывал один динарий. Поэтому у нечестивого слуги из притчи были основания для недовольства. Долг в сотню динариев — это не несколько долларов; он равен заработной плате за сто дней! С другой стороны, в сравнении с долгом первого слуги перед царем цифра меркнет, так как, чтобы заработать один талант, рабочему потребовалось бы двадцать лет. Если один талант соответствует двадцати годам труда, то долг слуги перед царем составлял заработную плату за двести тысяч лет!98Определить эквивалент в современных деньгах сложно, поскольку древние и современные экономические стандарты и системы сильно отличаются друг от друга. Но чтобы удовлетворить любопытных, определив средний годовой доход десятью тысячами долларов, величину долга можно приравнять к двум миллиардам долларов — сумма такая же огромная, как и десять тысяч талантов. Цифра в один миллиард подтверждает основную мысль истории: слуга должен был простить долг, поскольку ему самому было прощено значительно больше.

 

Рабы и слуги

 
 

Вторая проблема этого отрывка касается слуг. Поскольку первого слугу могли продать, он, стало быть, был рабом. Но как мог раб задолжать такую большую сумму? В древнем мире рабство отличалось от того, каким оно было в недалеком прошлом. Рабы не имели свободы передвижения или выбора в браке; законных прав у них было мало. Но их не разделяли на группы по расовому или языковому признаку или одежде, как это было в Америке. Они имели право на заработную плату, право на собственность (в том числе и на собственных рабов) и могли заниматься практически любой работой. Люди становились рабами, попав в

98 Е.М. Cook, "Weights and Measures," in The International Standard Bible Encyclopedia, ed. Geoffrey W. Bromiley, rev. ed. (Grand Rapids: Eerdmans, 1979-88), 4:1046-55; H. W. Perkin, "Money," in The International Standard Bible Encyclopedia, 3:402-09. Вполне возможно, что Международная стандартная библейская энциклопедия является наилучшим источником информации такого рода. Ценность динария, вес таланта и подобные фактические сведения можно найти в любом хорошем справочнике или комментарии.


плен во время войны, задолжав крупные суммы или же были ими с рождения. Иногда люди продавали себя в рабство ради стабильности или чтобы получить образование за счет своих хозяев. Некоторые очень высокие чины, такие как, например, должность городского казначея, могли занимать только рабы. Некоторые видные личности были рабами, и, возможно, немилосердный раб из нашей истории принадлежал к числу таких людей. Поэтому история, рассказанная Иисусом, правдоподобна несмотря на все ее своеобразие, которое, в общем, свойственно всем притчам.99

Эти два исследования сами по себе не выявляют основную мысль Мф. 18, 21-35. Но они являются важным шагом в процессе экзегезы. Иногда истолкование отрывка почти целиком будет заключаться в упражнении по разрешению проблем, как в случае с Елисеем, проклявшим юнцов (см. гл. 2). Однако по большей части решение проблем — это один из шагов в процессе толкования Библии, шаг важный, но имеющий свои ограничения. В следующей главе мы поговорим о разработке тем — навыке, идущем рука об руку с разрешением проблем. Эти два навыка являются мощным инструментом в мастерской по изучению Библии.

Заключение

Решение проблем — третья фаза нашего плана толкования (КАПТОР), следующая за Контекстом, Анализом, и предшествующая Темам, Обязанностям и Размышлениям. Решение проблем начинается тогда, когда мы открыто признаем свое неведение. Мы начинаем замечать проблемы, медленно вчитываясь в текст и постоянно задавая себе вопрос: "А что это значит?" Существует три вида проблем. Очевидные проблемы представляют собой имена, места, слова и традиции, о которых мы знаем мало или вообще ничего. Преподаватели ищут проблемы иначе: они задаются вопросом о том, чего могут не знать их ученики. Скрытые проблемы прячутся за старыми познаниями, размытыми и полузабытыми. Решение проблем часто включает в себя исследование отчасти знакомых вопросов. Обычно для разрешения проблем и углубления исследований мы вынуждены обращаться к справочной литературе.

Упражнения

Найдите как можно больше проблем в следующих отрывках. Вы можете разбить их по категориям на очевидные, скрытые, или преподавательские. Какие из них кажутся вам наиболее важными для понимания отрывка? Попытайтесь решить некоторые из них для каждого отрывка.

 

1.Перечислите проблемы в Мф. 10,1-16 по абзацам (ст. 1-4, 5-10 и 11-16). Какие из них кажутся вам наиболее существенными? Решите некоторые из них, используя библейский словарь или энциклопедию. Пример несложных проблем: что означает ссылка на Содом и Гоморру? А вот более сложная проблема: почему Иисус запретил ученикам идти к язычникам?

2.В качестве насыщенного ветхозаветного отрывка смотрите 1Цар. 24 или Быт. 15, 1-19. Даже после прочтения статей о завете и жертвах вам может понадобиться прочитать комментарии для более полного понимания Быт. 15.

3.Для исследования новозаветного текста с очевидными проблемами, обратитесь к Рим. 8,1-4 или 12, 1-2.

 

 
 

99 Многие источники описывают характер рабства в библейские времена. См. Wayne Meeks, The First Urban Christians: The Social World of the Apostle Paul (New Haven: Yale University Press, 1983), 20-22, 63-64; S. S. Bartchy, "Slavery," in The International Standard Bible Encyclopedia, 4:539-46.


8. Работа над темами



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: