Методы работы над темами




=> Правило 3: Разработка темы проходит в два этапа: накопление данных и их синтез.

В процессе накопления данных, мы пытаемся собрать максимальное количество библейских свидетельств. В процессе синтеза мы пытаемся сформулировать библейское учение и понятно его изложить. Этот процесс можно разложить на шесть ступеней, четыре из которых посвящены накоплению данных, а две оставшиеся — синтезу (хотя имейте в виду, что подсознательно мы постоянно выполняем оба действия).

 

Деньги Деньги

Ступень 1: Задавайте больше вопросов. Слова Иисуса о сокровищах в Евангелии от Матфея вызывают более конкретные вопросы. Неустанные поиски ответов помогают нам сосредоточиться. Мы можем задаться такими вопросами:

• В каком смысле деньги, простой инструмент торговли, могут соперничать с Господом Вселенной?


• Согласен ли я с утверждением: "Не можете служить Богу и маммоне"? В конце концов, если я с Богом, а он со мной, разве не благословит он меня не только духовно, но и материально?

• Что говорится о деньгах в других библейских отрывках? Упоминается ли в них тенденция денег становиться богом? Объясняют ли они, каким образом это происходит и как избежать подобной зависимости?

• Что Бог думает о моем имуществе и расходах, о моих сбережениях, моих финансовых планах?

Ступень 2: Мозговая атака. Далее, проведите пятнадцать минут наедине с чистым листком бумаги. Набросайте самые важные факты, которые вам уже известны о деньгах. Вспомните все, что можно, не пренебрегая ни недавно прочитанной книгой, ни давно забытыми воспоминаниями. Если тема — превращение денег в бога, следующие идеи могут послужить примером:

• Богатый юноша отказался продать свое имение и раздать деньги бедным, когда Иисус поставил это условием ученичества. С другой стороны, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей оставили свои рыбацкие лодки и постоянный доход, последовав за Иисусом. А Закхей раздал половину своего состояния бедным, когда Иисус вошел в его дом.

• Люди, которых Бог благословлял в Ветхом Завете, часто становились состоятельными. Авраам, Иаков, Иосиф, Давид, Соломон, Иосафат, Иосия и другие служат тому свидетельством. Так что деньги не всегда рассматривались, как угроза.

• Некоторым Иисус велел оставить все и следовать за ним, и ему самому негде было приклонить голову. Однако у Христа были и состоятельные последователи, например, Иосиф из Аримафеи, у которого было некоторое состояние.

• В Притчах 30, 8-9 богатство рассматривается как опасность: "Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе".

• 1 Тим. 6, 9 остерегает нас против любви к деньгам: "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу". Но все же Павел одобряет как умение довольствоваться имеющимся, так и радость от владения богатством.

 

Если вы заметили, что слово "деньги" редко появляется в этих отрывках, то вы можете оценить пользу мозговой атаки. Наш разум способен замечать то, что не способны разглядеть ни симфонии, ни компьютеры: если бы мы просто провели поиск по ключевому слову "деньги", мы не нашли бы эти отрывки. В качестве примера, вспомните случай, когда Иисус продемонстрировал свою смиренную любовь тем, что омыл ноги ученикам. Поскольку Иоанн не упоминает ни о любви, ни о смирении, эти ключевые слова никогда не привели бы нас к Ин. 13. Поэтому начинайте с мозговой атаки.

 

Ступень 3: Пользуйтесь перекрестными ссылками, или параллельными местами, для того, чтобы найти подходящие отрывки. Перекрестные ссылки предлагаются издателями для того, чтобы направлять читателя от одного отрывка к другим, затрагивающим тот же вопрос или использующим ту же терминологию. В лучшем случае, перекрестные ссылки указывают на отрывки, схожие и по терминологии, и по понятиям. Иногда в них упоминаются противоположные отрывки, такие как Иак. 2 и Гал. 3. В худшем же случае, они указывают на отрывки, содержащие одно и то же слово, но в разных значениях. Специальные Библии с целой системой перекрестных ссылок указывают читателям десятки отрывков на тысячи всевозможных тем.

Перекрестные ссылки к Мф. 6, 24 укажут на Лк. 16, 13 — фактически идентичный отрывок. Таким образом, сама по себе ссылка на JIк. 16, 13 не дает ничего нового, однако Лк. 16, 13 подводит итог более продолжительному и отличающемуся от первого


обсуждению денежного вопроса. В некоторых Библиях ссылки упоминают Лк. 14,26, стих о необходимости ученикам оставить свои семьи. В Библии Томпсона, содержащей в себе разветвленные цепи перекрестных ссылок, примечания к Мф. 6, 24 указывают на шесть разделов-ветвей: "Равнодушие", "Необходимость выбора", "Двуличие", "Нерешительность", "Преданность служению" и "Привязанность к мирскому", из которых только в последнем можно найти полезную аналогию (Иак. 4, 4). Примечания же к 6, 19-21 в той же Библии Томпсона указывают на десятки полезных стихов о земном и духовном богатстве. 100В одних Библиях система перекрестных ссылок лучше, чем в других. Избегайте тех, в которых регулярно указываются отрывки, только поверхностно похожие на изучаемый. Попробуйте несколько разных версий, прежде чем остановиться на какой-то одной.

Ступень 4: Просмотрите симфонию. Ступени 1-3 могут обеспечить вас всей необходимой для поверхностного изучения информацией, полный же анализ требует умения пользоваться симфонией. Полные симфонии, в виде книг или компьютерных программ, позволяют определить все места, в которых используется то или иное слово в определенном издании или переводе Библии. (Так, существуют отдельные симфонии для текста Писания на иврите и на греческом, а так же для различных переводов Библии: NIV, RSV, NASB, KJV и т.п.).101Полнота симфонии — это одновременно и преимущество, и недостаток. Во- первых, когда симфония предоставляет всю (как нам кажется) информацию, ее зачастую становится слишком много! Поскольку на вас может обрушиться слишком большой поток информации, необходимо научиться эффективно использовать симфонию.

=> Правило 4: Читайте симфонию осмотрительно, интенсивно, избирательно, широко и с учетом принадлежности определенной книги той или иной категории.

Читайте интенсивно. Найдя в симфонии многообещающую ссылку, читайте стих в его контексте, чтобы не употреблять его в вырванном из контекста виде.

Читайте избирательно. Если вы изучаете распространенный термин, употребляемый в Библии десятки раз, не пытайтесь отыскать каждый отрывок. Слово "money" (деньги) в переводе NIV встречается более 130 раз.102Просмотрев ссылки, можно заметить, что многие из них имеют мало общего с Мф. 6,24. Поэтому бегло просматривайте симфонию в поисках знакомых и по-настоящему содержательных фрагментов.

Читайте широко. Не ограничивайтесь поисками по одному ключевому слову. Для того чтобы больше узнать о деньгах как о лжебоге, просмотрите похожие по значению слова, такие как "богатство" и "имение". Подобным образом, если вы хотите узнать о непоколебимой стойкости, просмотрите также слова "терпеть" и "долготерпение", особенно принимая во внимание тот факт, что "стойкость" — не столь распространенный термин.

Синонимы имеют еще одно преимущество. Подобрав родственные слова, не использованные автором, мы можем определить именно то значение, которое он пытался передать. Между словами "объявлять" и "провозглашать", "чувствительность" и "сострадание", "убийство" и "бойня", "власть" и "авторитет", "компромисс" и "переговоры" есть разница. Научившись понимать различия между родственными словами, можно различить все тонкости авторского замысла. Таким образом, поскольку в арамейском, греческом и иврите — языках Палестины времен Иисуса — были свои распространенные термины, передающие понятия собственности и денег, мы совершенно обоснованно задаемся вопросом, почему Иисус называет их "сокровищами" и "маммоной". Слово "сокровища" подсказывает, что речь идет не просто об имуществе, а о чем-то, что владельцу дорого. Слово "маммона", относительно редкий термин арамейского происхождения, означает имущество, имеющее денежную ценность. Однако это слово часто употреблялось в

 
 

100 The Thompson Chain-Reference Bible, New International Version (Grand Rapids: Zondervan, 1983), 990.

101 Русскоязычная симфония основана на синодальном переводе Библии. (Прим. перев.)

102 В синодальном переводе слово деньги с производными встречается только 21 раз, тогда как слов, однокоренных со словом богатство - 201! (Прим. перев.)


отрицательном значении и ассоциировалось с нечестно нажитым. Некоторые специалисты считают, что Иисус выбрал слово "маммона", поскольку оно происходит от арамейского глагола aman или еврейского глагола amen. Оба слова выражают идею доверия и могут использоваться в описании надежного человека или достоверного утверждения. (Кстати, смысл завершения молитв словом "аминь" состоит в заверении, что эти ходатайства достоверно передают наши обязательства и просьбы.) При добавлении буквы m к глаголу amen, он становится существительным, означающим "то, чему кто-то доверяет", — очень удачное наименование денег, ставших соперником самого Бога!103

Учитывайте принадлежность книги к той или иной категории. Избирательное чтение означает, что вам нет необходимости обращаться к каждому стиху в Библии, говорящему о деньгах. Можно прочитать только отрывки, где говорится о деньгах в Евангелии от Матфея или во всех четырех Евангелиях, поскольку ваш интерес ограничивается одной категорией. Такой сокращенный вариант изучения применим и к другим библейским книгам. Сначала найдите все места с изучаемым вами словом в той книге, в которой находится ваш отрывок. Затем проследите использование слова в семействе книг, ближе всего относящихся к вашему тексту. Для эффективного изучения вам нужно знать какие семейства, или категории книг есть в Библии. Ниже приведена распространенная и полезная классификация:

 

Книги Моисеевы: от Бытия до Второзакония Исторические книги: от Книги Иисуса Навина до Книги Есфирь

Книги мудрости: от Книги Иова до Книги Песни песней Соломона Пророческие книги: от Книги пророка Исаии до Книги пророка Малахии Евангелия: от Евангелия от Матфея до Евангелия от Иоанна

История: Деяния святых Апостолов

Послания: от Послания Иакова до Послания к Евреям Откровение

Однако связи между различными книгами Библии более сложны, чем может показаться из этого простого списка. Книга Иисуса Навина, к примеру, продолжает мысль категории "Бытие — Второзаконие". Исторические книги Ветхого завета логически подразделяются на те, что были написаны до или во время пленения (Книга Иисуса Навина — Книги Царств) и после возвращения (Книги Паралипоменон — Есфирь). Послания Павла естественным образом составляют отдельную группу в разделе новозаветных посланий.

Некоторые книги можно отнести сразу к нескольким категориям. Четыре Евангелия составляют единую группу, хотя Евангелие от Иоанна можно также отнести к категории "Послания Иоанна — Откровение". Евангелие от Луки и книга Деяний составляют пару, поскольку обе книги написаны Лукой. Евангелия от Матфея, Марка и Луки почти одинаково описывают картину жизни Иисуса. Книги пророков Иезекииля, Даниила, Захарии и Откровение содержат очень схожие видения, символы и темы. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии написаны одним и тем же пророком. Среди посланий Павла Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу формируют единое целое, поскольку все три написаны им отдельным христианским лидерам. Библейский справочник или словарь укажет на другие полезные категории.

Берегитесь симфоний. Изучение слов может обернуться из помощника в помеху, если оно станет настолько трудоемким, что не оставит времени для изучения других аспектов. Наименьшая смысловая единица в Библии и в любом языке — не отдельное слово, а предложение и абзац. В процессе продолжительного изучения слова об этом легко можно забыть. Некоторые учителя настолько увлекаются изучением слов, что засыпают своих слушателей лавиной информации, относящейся к одному слову.

 

 
 

103 Colin Brown, "mamonas," в Dictionary of New Testament Theology, ed. Colin Brown (Grand Rapids: Zondervan, 1967-71), 2:837.


Злоупотребление изучением слов иногда приводит к ошибке, известной под названием "ложный перенос совокупности", то есть тенденции присвоения нескольких возможных значений слову, которое используется только в одном из них.104

В качестве примера представьте, что вы изучаете английский язык и натыкаетесь на слово "post" в предложении "The ambassador was reluctant to take up his new post in Albania".105Открыв словарь, вы узнаете, что слово "post" (приведем только несколько примеров) может означать: (1) кусок дерева или металла, зафиксированный в вертикальном положении; (2) металлическую ножку серьги; (3) место дислокации войск; (4) должность, положение, на которое кто-либо назначается или (5) позиция нападения в баскетболе. Каждому человеку ясно, что было бы абсурдно считать, что посол не захотел отправиться в Албанию по той причине, что ему придется носить серьги и держать деревянные шесты, играя в баскетбол с солдатами. Но именно так некоторые и поступают, утверждая, будто греческое слово "paracaleo" означает "утешать, поддерживать, увещевать и созывать". Мы поступаем подобным образом, когда основываем доктрину ученичества на одном значении слова "следовать".

Гоните искушение вкладывать несколько значений в отдельно употребленное слово. Из возможных значений выберите то, которое лучше всего подходит к предложению в данном контексте.

Ступень 5: При проведении углубленного изучения, прочитайте статью в библейском словаре или энциклопедии. Из всех возможных приобретений для серьезно настроенного студента нет ничего более ценного, чем библейский словарь или энциклопедия. Эксперты вкладывают долгие месяцы исследований, а иногда и основные идеи целых книг в статьи размером в несколько тысяч или даже сотен слов. Эти статьи посвящены отдельным вопросам: о законе, грехе, воплощении, искуплении и многому другому.

Ступень 6: Завершая процесс исследования, обратитесь к справочнику по систематическому или библейскому богословию. Предыдущие ступени должны были снабдить вас огромным количеством информации. Не всегда легко будет уловить связь между многообразными библейскими учениями. Например, в Книге пророка Неемии и Евангелии от Матфея содержатся слегка отличные друг от друга учения о разводе. Описания государственной власти в Рим. 13 и Откровении сильно отличаются друг от друга. Привычка Иисуса находиться в обществе мытарей и грешников с первого взгляда идет вразрез с данным Божьему народу повелением выйти из среды грешников и отделиться от них. Легких способов разрешения такого рода вопросов не существует. Прежде всего нам нужно наполнить наше сознание библейскими принципами и применять их для проверки истинности всякого учения.

При необходимости мы можем обратиться к систематическому богословию. Это позволяет воспользоваться плодами чужих размышлений о библейских истинах. Лучшие труды по систематическому богословию излагают основные библейские истины тематически. Одни авторы, прежде чем предложить читателю свои умозаключения, приводят историю христианской мысли по тому или иному вопросу. Другие развивают тему, начиная с соответствующего артикула символа веры или важного библейского фрагмента. Кто-то еще делает ударение на развитии определенной темы от Бытия до Откровения. Такой подход дает возможность следить за развитием библейских идей последовательно, по мере добавления связанных с ними истин, или диалектически, имея дело с противоречиями.106Вне

 
 

104 James Barr, The Semantics of Biblical Literature (Oxford: Oxford University Press, 1961), 218ff.; Mois6s Silva, Biblical Words and Their Meaning (Grand Rapids: Zondervan, 1983), 22-32.

105 Посол с неохотой принял свой новый пост в Албании. (Прим. перев.)

106 Этот метод, иногда называемый "библейским богословием", в особенности рассматривает, как та или иная библейская истина раскрывается в различные периоды истории искупления. Фундаментальный труд в этой области, написанный протестантом - Geerhardus Vos, Biblical Theology: Old and New Testaments (Grand Rapids: Eerdmans, 1948).


зависимости от выбранного метода, хороший богослов способен показать идею в развитии. В работах по систематическому богословию может не быть отдельного раздела, посвященного деньгам, но, просмотрев предметный указатель, вы наверняка найдете упоминание о деньгах или богатстве, возможно, в разделе о сотворении или об ученичестве.

 

=> Правило 5: "О временах и сроках".

В то время как истина никогда не меняется, искажают ее всякий раз по-разному. Соперничающие идеи и альтернативные стили жизни растут, как сорняки. Для того чтобы уметь опровергнуть и предупредить заблуждения, мудрые учителя изучают окружающую их культуру. Общество наше, конечно, практически не скрывает своих воззрений по денежным вопросам. Где бы мы ни жили: в богатом ли пригороде среди профессионалов, стремящихся к еще большему богатству, или же в маленькой деревушке или запущенном квартале, в которых, кажется, вечно всего не хватает, — почти все верят, что деньги разрешат любую проблему.

Именно об этом говорил Иисус, предупреждая своих учеников не собирать сокровищ на земле, утверждая: "Не можете служить Богу и маммоне". В нашем обществе бог под названием Деньги просто предлагает разрешить наши проблемы. Деньги — скромное божество, не требующее исключительной верности, подобно древней богине. Ему достаточно немного фимиама и несколько праздников в его честь — и нет совершенно никакой необходимости опускаться на колени! Деньги — политеистический бог. Все, что ему нужно, — это местечко в пантеоне среди подобных себе божеств, таких как положение в обществе, власть, удовольствие, комфорт, репутация и праздность. В нашем обществе Деньги даже позволят своим поклонникам быть "христианами".

Независимо от истинности приведенных выше рассуждений о возможном происхождении слова "маммона", люди часто говорят о Деньгах как о божестве, которому, как и другим богам, можно доверять.107Как называется один из распространенных видов капиталовложений? Ценные бумаги! Как мы называем наш государственный пенсионный план? Социальное обеспечение! Мы даже называем инвестиционные фонды траст-фондами и ценными бумагами! Как будто им можно верить! Как будто они могут гарантировать нашу безопасность!108Страхование и сберегательные планы часто направлены на то же. Ученику Христа известно, что только Господь может даровать нам безопасность, однако мы зачастую ищем ее и в Боге, и в маммоне. Наше общество изыскивает разнообразные пути поклонения Деньгам. Мы присваиваем ему божественное имя — Всемогущий Доллар. Мы преклоняемся перед Деньгами, застывая пред ними в благоговейном молчании. Какой магазин самый тихий? Ювелирный! Какое место в музее самое тихое? Там, где выставляются драгоценности! Как любой бог, Деньги пытаются все подчинить своим ценностям. Все сводится к покупке и продаже, цене и доходу, — даже человек. Деньги заявляют, будто людей можно покупать и продавать. Конечно, рабы имеют свою цену. Но, как говорится, у каждого своя цена. Как бог, Деньги также пытаются судить мир. "Чего он стоит? — спрашивают Деньги, подразумевая под этим: — Сколько у него денег и имущества?" Однако такая формулировка предполагает, что достоинство человека тесно связано с его имуществом.

Итак, культурный экскурс подтверждает мудрость Иисуса. Деньги соперничали с Богом как во времена Иисуса, так и в наше время. Чем яснее мы видим эту проблему в нашем обществе, тем проще будет применить к ней результаты нашего исследования.

 

 

 
 

107 Материал этого абзаца позаимствован из книги Jacques Ellul, Money and Power (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1984), 9-33,73-93.

108 Игра слов. Английское слово trust может означать как "траст(-фонд)", так и "верить", "доверие". Английское слово security (-ies) может означать как "ценные бумаги", "(соц-) обеспечение", так и "безопасность". (Прим. перев.)




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: