Третий подход признает, что правильное применение — дело непростое, требующее особых усилий.123 Рассмотрение двух предыдущих подходов показало, что если применение Слова
— это дар Божий, то дар этот похож на дар насущного хлеба. Мы молимся о хлебе и ожидаем, что Бог ответит, но нам также приходится и трудиться. Без Божьего участия сердца принимают проповеди таким же образом, как пламя принимает бумагу. Господь помогает словам достигать цели и проникать еще глубже, но леность и пассивность способны свести на нет эффективное применение. Для этого есть несколько причин.
1. Чтобы преуспеть в применении, необходимо изучение экзегезы, навыков, описанных в этой книге. Пасторам и учителям также необходима компетентность в библейских языках и обширные знания о древнем мире. Как и большинство навыков, эти навыки сами по себе не привязаны к вопросам нравственности и доступны всякому. 124Агностики, имеющие соответствующую подготовку, способны разумом понять Библию, пока дело не дойдет до применения.
122 John Stott, Between Two Worlds: The Art of Preaching in the Twentieth Century (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), 137-41.
123 Три более или менее популярных книги, придерживающиеся этой теории, - Jay Adams, Truth Applied: Application in Preaching (Grand Rapids: Zondervan, 1990); Jack Kuhatschek, Taking the Guesswork out of Applying the Bible (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1990); Dave Veerman, How to Apply the Bible (Wheaton, Ill.: Tyndale, 1993).
124 Говоря, что эти навыки не привязаны к вопросам нравственности, имеется в виду, что для того, чтобы стать хорошим актером, скрипачом, поэтом, плотником или толкователем необязательно быть хорошим человеком. Хотя от нравственности тоже кое-что зависит. Такие нравственные изъяны, как леность, лживость или пьянство пойдут во вред любому навыку.
|
2. Чтобы преуспеть в применении, необходим сильный характер. Самоотверженность порождает сострадание, дающее возможность увидеть переживания, о которых говорится в тексте, применительно к каждому человеку. Любовь тактично, но прямо скажет то, что должно быть сказано. Бесстрашие наблюдает за культурой, чтобы мы смогли подойти к ней непредвзято, отбросив предрассудки христианских "гетто". Смелость идет на риск быть осужденной и отвергнутой, что неминуемо происходит со всяким, кто открыто говорит о наболевшем. Терпение порождает готовность спокойно выслушать людей, похожих на нас, и людей, совершенно от нас отличных, молодых и пожилых, состоятельных и неимущих, необразованных и мудрецов, уверенных и сломленных, дабы поведать им библейскую историю. Скромность заставляет применить текст прежде всего к самим себе, отвергая самодовольное желание научить других жить. Честность обеспечивает соответствие жизни проповедника слову, им проповедуемому, иначе блестящие проповеди о контроле над собой, например, будут сведены на нет открытыми вспышками гнева самого проповедника.
Более того, нравственные изъяны препятствуют толкованию. Мы только тогда по- настоящему понимаем слова учения, когда находим им применение.125Домашний мастер на самом деле не понял прочитанное им пособие по слесарному делу, если он, имея все необходимые инструменты, не может починить кран. Судья не понял смысл закона и суть прецедента, если не способен применить их к новому делу. Точно так же и учителям бессмысленно претендовать на понимание понятия верности, если они сами нарушают свои обещания всякий раз, когда сдержать слово становится непросто. Отсутствие практики преподавателя в том или ином вопросе не всегда проблематично,126но вот неспособность проявить христианскую добродетель, когда жизненная ситуация к этому призывает, — совершенно другое дело. Тот, кто так и не смог научиться честности, целомудрию и щедрости, ничего не может знать ни о проницательности, ни о терпении, необходимых для этих добродетелей.
|
3. Чтобы преуспеть в применении, необходимо быть готовым к разным типам слушателей. Некоторые из них ленивы. По словам Жана Кальвина, проповедники не имеют права просто доносить информацию до таких людей, но должны ее применять, угрожая последствиями неповиновения, поскольку "если мы предоставим человеку право выбирать, следовать ли учению, которое им преподается, они и пальцем не пошевелят". Сами по себе доктрины "не принесут совершенно никакой пользы", если они не будут сопровождаться наставлениями.127Другие слушатели — просто скептики. Если им не предложить практического применения, они просто перестанут слушать.
Некоторые христиане приходят в церковь в поисках умственного стимула. Они смотрят на учителей как на духовных увеселителей, забывая о том, что целью изучения Библии является христианская жизнь, а не только христианское мировоззрение, забывая, что вера без дел тщетна. Таким же образом тщетны и, в конечном счете, безжизненны всякие наставления, неспособные произвести любовь, милость, служение и христианское общение.
4. Чтобы преуспеть в применении, необходимо быть готовым к усердным слушателям, тем, которые стремятся к благочестию, но ставят перед собой сложные вопросы. Подобно раскаявшимся солдатам, не знавшим, чем доказать Иоанну Крестителю искренность своего покаяния, верные Богу люди также приходят к своим учителям, не зная, что им делать. Они хотят знать, как проявлять свою любовь к детям переходного возраста, как вести себя под давлением обстоятельств на работе и многое, многое другое.
|
125 Материалом этого абзаца я обязан книге Hans-Georg Gadamer, Truth and Method, trans. Garrett Barden and John Cumming, 2d ed. (New York: Seabury Press, 1965), 277-305.
126 Слова неженатого пастора о любви между мужем и женой могут казаться поверхностными, но отсутствие опыта не искажает истинности этих слов. То же можно сказать и о многих других жизненных ситуациях (потеря работы, неизлечимая болезнь и т.п.), с которыми, рано или поздно, приходится сталкиваться каждому библейскому учителю.
127 John Calvin, Sermons on Epistles to Timothy and Titus (1579; reprint, Edinburgh: Banner of Truth, 1983), 947
5. Чтобы преуспеть в применении, необходимо совмещать две кажущиеся противоположности: дисциплинированность и воображение. Дисциплинированность помогает продвигаться постепенно, терпеливо изучая уже знакомые тексты, чтобы ничего не упустить. Она необходима на нескольких стадиях применения. Терпеливость утверждает принципы благочестивой жизни и предлагает способы их воплощения.
Воображение переходит от идеи к идее, предлагая неожиданные связи между ними, новые подходы к процессу применения. С помощью воображения учителя находят ответы на такие вопросы, которые явно не поднимаются в Библии. Оно находит незаметные связи между древней и современной культурами. Воображение предвосхищает возражения, которые люди могут выдвинуть, чтобы оспорить истину. Оно знает, что, даже преклонив колена пред истиной, они затем попытаются обойти ее стороной. Воображение предвидит преграды, которые могут встать на пути послушания, и предлагает способы их преодолеть. Оно дает конкретные советы людям, которые искренне стремятся поступать правильно, но не видят, что делать дальше.
Возьмем, к примеру, тему служения. В какой-то мере каждый ученик знает, что означает служение. Но люди часто окружены отрицательными примерами и настолько погрязли в дурных привычках и неприкрытом эгоизме, что мы не имеем права ожидать от них правильного понимания служения. Воображение способно заглянуть в душу человека, который признает необходимость служения, но дома ведет себя, как лентяй, а в церкви, как гость. Воображение завершает задачу практического применения, предлагая такому человеку конкретные и подробные примеры служения применительно к его ситуации, говоря примерно следующее:
"Мужья, если вы хотите служить у себя дома, в следующий раз, когда поедите, встаньте и помогите убрать со стола вместо того, чтобы искать причину не делать этого. Если по полу разбросаны куртки, на столе киснет молоко, а грязные полотенца свалены в кучу, наведите порядок, вместо того, чтобы кричать на жену и детей. Уберите в салоне автомобиля, чтобы кто-нибудь не запачкал одежду. Когда вы сделали что-нибудь по дому, пусть это остается вашим маленьким секретом. Не пытайтесь избежать неприятных поручений в церкви, говоря, что это не ваш дар. Проверьте себя и задайте себе вопрос: "Когда я в последний раз дежурил в яслях?" Или посмотрите на это шире и спросите себя: "Делаю ли я что-то для кого-то просто так, не за деньги, не ради похвалы или ответной услуги?"
Подводя итог, получаем первое правило применения:
=> Правило 1: Поиски практического применения — сложный, но необходимый этап преподавания, который нельзя просто "предоставить Богу".
Эффективность применения зависит от навыков в экзегетике, силы характера и готовности обратиться к разнородной аудитории. В следующем разделе главы представлены два сложных примера практического применения в типичных ситуациях. В первом из них применение явно, но мало кто из верующих его практикует. Во втором задан вопрос, насущный в нашем мире, но чуждый людям, жившим в библейские времена.
Два примера применения