Пример 2: Неясный вопрос




Во втором примере ставится вопрос, который не освещен в Библии: "Как молиться верующему перед началом спортивных соревнований?" Этот вопрос задается нередко, но учителя не любят о нем говорить, что вполне понятно: ведь он отдает себялюбием. Кажется, что спорт заботит нас больше, чем следует. Мы не знаем, где искать ответ. Существуют разумные аргументы за и против: "Нет, мы не должны молиться о победе. Молящийся о победе думает о себе, ведь моя победа — это обязательно чье-то поражение". Или: "Да, мы должны молиться о победе, потому что наш небесный Отец хочет, чтобы мы возложили на него все наши заботы, а ведь нам не безразличен спорт".

К неясным вопросам можно подходить следующим образом: (1) Как можно точнее сформулируйте вопрос; (2) Сформулируйте очевидные составляющие ответа. Используйте их в качестве якорей или опор для дальнейших размышлений; (3) Используйте как можно больше библейских отрывков; (4) Если вы не можете найти авторитетного ответа, не вынуждайте себя сформулировать его во что бы то ни стало.

Каковы бы ни были сложности, вопрос все же актуален и заслуживает ответа. Как могут верующие молиться о спортивных состязаниях? Понятно, что мы можем молиться о том, чтобы никто из спортсменов не пострадал или не вышел из себя. А дальше? Можем ли мы просить о победе? Несколько подсказок содержится в апостольской молитве (Фил. 1,9-11):

И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

Мы видим, что этот отрывок не содержит в себе просьб о материальных благах, будь то здоровье или богатство, хорошая работа или счастливая семья. Вместо этого Павел просит о широком спектре духовных добродетелей: любви, познании, проницательности и непорочности. Далее из этой книги можно увидеть, что у филиппийцев были вполне конкретные нужды, но Павел отказывается молиться о них.131Возможно, он рассуждал таким образом: "Если Бог даст им главное — любовь, проницательность и непорочность, — более мелкие неприятности разрешатся сами по себе".

Похоже, что ударение, которое Библия делает на духовных благах, вытесняет простодушные просьбы типа "Дорогой Господь, помоги нам победить". Подозреваю, что просьба типа "Дорогой Господь, дай нам играть в полную силу" также несет в себе элемент эгоизма, поскольку в таком случае мы все равно надеемся на выигрыш, или хотя бы на достойное поражение. Можем ли мы тогда молиться о полной самоотдаче в игре? Такая молитва звучит лучше, ведь желание приложить все усилия — это добродетель. Однако и она не вполне отражает главную просьбу Павла — о любви, проницательности, чистоте и непорочности.

Как же можно проявить проницательность и любовь в спортивных состязаниях? Чистота и непорочность требуют игры по правилам, даже (и это может показаться слишком сложным) если наш соперник их нарушает. Вне зависимости от вида спорта, любовь исключает брань или дешевые приемы, рассчитанные на то, чтобы причинить сопернику боль или спровоцировать его. Нам необходима проницательность для того, чтобы видеть разницу между использованием слабости противника с целью одержать победу и использованием слабости противника с целью унизить его.

Размышление над этими качествами приводит нас к тому, чтобы задуматься, насколько и другие христианские ценности применимы к спортивным состязаниям. Сразу вспоминаются самоконтроль и честность. Однако неправильно было бы просто перечислить отличительные черты характера христианина и молиться о том, чтобы спортсмен обладал ими всеми. Просить доброты и мягкости для верующих игроков в американский футбол (Гал. 5, 22-23)

131 Так часто происходит в молитвах Павла: Еф. 1,15-21; 3,14-19. См. W. В. Hunter, "Prayer," в Dictionary of Paul and His Letter, ed. Gerald Hawthorne, Ralph Martin, and Daniel Reid (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1993), 733-34.


было бы, по крайней мере, недостаточно. Такая просьба не учитывает самой природы игры, и, в результате, оставляет вопрос без ответа. Поэтому поиски добродетелей должны быть направлены в другую сторону.

Конечной целью в любой спортивной игре является способность вести себя достойно своего призвания, при этом получая удовольствие и упражняясь физически. Если наши товарищи по команде и соперники не разделяют нашей веры, тем более мы должны избегать всяческих компромиссов в нашем исповедании Христа. Мы можем молиться о том, чтобы своими поступками мы не заставили наблюдающих за нами прийти к заключению, что христианские убеждения никак не отражаются на поведении верующего.

Также мы можем просить, чтобы наша игра максимально отражала характер Бога. Бог верен — значит, и мы должны быть верны своей команде, приходя на игру в полной готовности и сосредоточенности, исключающей безответственность. Бог силен — значит, и мы можем просить о том, чтобы игра наша была сильной. Здесь вполне можно применить требование, выдвигаемое Павлом в Кор. 16, 13: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды". Верующий имеет всякое основание молиться о том, чтобы он играл мужественно, как потомок Адама во всем его великолепии, как муж Божий, чувствующий первые плоды обновления. Играть мужественно значит играть с той напряженностью и силой, которые опровергают представления о христианине, как о слабаке, опирающемся в своей немощности на костыль религии. Таким образом, мы можем молиться о том, чтобы бегать быстро, бить сильно, точно отражать удары, забивать мячи, обеспечивать защиту и давать быстрые передачи.

Молитва о добродетели и силе возвращает нас к мысли о победе, но уже не как о конечной цели, но как о результате приложения добродетели и силы, которых мы совершенно обоснованно ищем. Осознание того, что победа не является нашей конечной целью, должно освободить нас от страха в игре, придав больше раскованности. Итак, должны ли мы молиться о победе? Каждому придется ответить на этот вопрос самому. Но все мы можем молиться о том, чтобы проявлять божественную добродетель, которая приводит к победе в любых соревнованиях, не только спортивных, независимо от того, выигрываем ли мы или нет.

 

Заключение

Собрав данные о Контексте, Анализе, Проблемах и Темах плана КАПТОР, в этой и последующей главах наше исследование принимает более практический характер, подходя к вопросу об Обязательствах. Примеры показали нам, что практическое применение — не настолько легкое занятие, чтобы оставить его на усмотрение слушателей. Не является оно и настолько проблематичным, чтобы полностью предоставить его Богу. Скорее, оно требует постоянных усилий. У нас есть пробелы в понимании, наши суждения запятнаны грехом. Проводить черту между библейской истиной и конкретными вопросами о добродетельной жизни бывает сложно, но совершенно необходимо. В следующей главе мы попытаемся показать, как это делать.

 

Упражнения

1.Перечислитеосновныеобязательства,содержащиесявГал.6,2-5, довольно несложном отрывке. Укажите способы, которыми люди сопротивляются заповеди "носить бремена друг друга". Что вы можете возразить против такого поведения?

2. А вот довольно спорный вопрос, который в Библии не затрагивается напрямую: Должна ли женщина оставаться в доме и в браке с мужем, который жестоко с ней обращается? Просмотрите имеющиеся в вашем распоряжении источники и приведите аргументы в пользу вашего ответа.


10. Практика применения

Применение на картах

Отставив тарелки в сторону после сытного обеда в ресторане "Пекин", мы приступили к делу: обсуждению сложностей процесса применения Библии. Мой друг только что прочитал проповедь по 1 Кор. 10, 14-33 — отрывку, в котором Павел предостерегает от употребления в пищу идоложертвенного. "Слова Павла, — сказал он, — совершенно ясны, но совершенно неуместны в буквальном смысле в наше время. Павел указывает на три важных момента, — продолжил мой друг: — Во-первых, коринфяне не могут есть мясо на пиру, устроенном в честь идола, иначе они будут замешаны в чем-то большем, чем просто ужин (ст. 18-22). Но, во-вторых, наедине они могут есть все что угодно, поскольку в действительности мясо принадлежит Богу, а не идолу (ст. 23-26). Тем не менее, в-третьих, если язычник приглашает кого-нибудь из них в гости и говорит: "Это мясо было принесено в жертву идолу", — коринфяне не должны есть, иначе язычник подумает, что они идут наперекор совести (ст. 27-28)". Мы сошлись во мнении, что трудность в применении этого отрывка заключается в том, что в наши дни ни один верующий никогда не попадет в ситуацию, описанную Павлом. В конце концов, скольким христианам из Северной Америки приходилось присутствовать на ужине, перед началом которого их предупреждали: "Прежде, чем мы приступим к еде, вы должны знать, что мясо из этого жаркого было сегодня утром принесено в жертву идолу"?

"И как же ты использовал этот отрывок для своих прихожан?" — спросил я. "Я применил его к карточным играм и казино, — ответил он. — Ведь, как и мясо, карточные игры сами по себе не являются ни нравственным злом, ни добром. Поэтому в личной жизни в карты играть не запрещается. Но прихожанам я сказал, чтобы они не садились за карточную игру в казино, так как они окажутся втянутыми в нечто большее, чем просто игра в карты, нечто, что уже не смогут контролировать. Наподобие пира в честь идола, казино — это часть безбожной системы, скрывающей в себе больше, чем заметно на поверхности".

Я подумал, что мой друг отлично использовал отрывок, но все же спросил: "Каким же образом тебе удалось связать мясо и карточные игры в казино? Что придало тебе убежденности в том, что эта связь верна?" Его уверенная улыбка сменилась выражением задумчивости. "Не знаю, — ответил он. — Мысль об этом пришла сама по себе. В моей церкви азартные игры — вопрос насущный, и мне показалось, что учение о мясе как раз подходит".

 

Наш разговор демонстрирует несколько ключевых вопросов из области применения Библии. Он показывает, что даже лучшим преподавателям не помешала бы методика применения Писаний. Если мы будем полагаться на вспышки интуиции, на приходящие в голову идеи, что мы будем делать, когда наша изобретательность иссякнет? И если мы не знаем, откуда приходят наши идеи применения, как мы можем быть убеждены в том, что они верны?

Эта история свидетельствует о том, что применение часто начинается с повседневных жизненных вопросов, решения которых мы ищем в Писании. Случайно ли то, что мой друг применил отрывок из Первого послания к Коринфянам к азартным играм именно в то время, как вопрос с речными казино остро поднимался во время предвыборной кампании, проходившей в нашем штате? Применение зачастую начинается с осознания потребности в божественном руководстве. Мы удовлетворяем эту потребность с помощью Писания, обращаясь к нему со своими вопросами. Читая Библию в поисках ответов на эти вопросы, задача применения значительно упрощается. Например, если мы страдаем от какой-то болезни или подвергаемся насмешкам, мы скорее находим советы для страждущих. Если мы вполне осознаем влияние греха на нашу жизнь, отрывки о покаянии, милосердии и прощении встречаются нам на каждой странице.


Из сказанного выше следует, что секрет применения заключается в том, чтобы найти в каждом тексте помощь в том или ином проявлении человеческой греховности.132 Применение всегда должно показывать, каким образом Бог исцеляет нас от греха и сокрушения. Я не говорю о том, что мы всякий раз должны искать предписания, касающиеся спасения: сравнительно немного стихов говорят именно об этом. Но все Писание говорит о Божьем спасении и о нашей новой жизни. Наша задача в процессе применения — исследовать всю Библию целиком в поисках ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Цель этой главы — в нескольких этапах представить метод глубокого, разностороннего и надежного применения. Во-первых, мы рассмотрим подробно, в чем состоит сложность применения Библии, и почему нам для этого необходим какой-то метод. Во-вторых, мы увидим, что применение должно касаться библейских отрывков самого разнообразного характера, а не только тех, которые посвящены вопросам нравственности. В-третьих, мы рассмотрим метод построения мостов между древними библейскими заповедями и современной культурой. После того, как мы рассмотрим несколько образцовых исследований, мы поговорим о том, какую роль в применении играет сила воли. В Приложении 4 приведены более подробные указания по применению определенных отрывков Писаний, таких как повествования и мудрость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: