Давайте проверим этот принцип на наставлении Павла: "Приветствуйте друг друга с целованием святым" (Рим. 16, 16; 1 Кор. 16, 20; 2 Кор. 13,12; 1 Пет. 5,14).
Первый этап: Установите первоначальное значение. Помимо общей нерасположенности Библии к чувственным влечениям, прилагательное святой свидетельствует о том, что Павел говорит не о романтических поцелуях. Исследование показывает, что святое целование было стандартной формой приветствия не только в церкви, но и в светском обществе и свидетельствовало о доверии и дружелюбии. Оно было возведено в ранг ритуалов и, возможно, не представляло собой ничего большего, чем простое прикасание обеими щеками. Более того, такими "поцелуями" обменивались исключительно люди одного пола.
Второй этап: Найдите принцип. 141Павел не указывает ни на один принцип, стоящий за святым целованием, однако напоминает нам о том, что все верующие — члены одной семьи. Мы должны относится к ним с братской любовью, проявляя ее каким-то видимым образом (Рим. 12, 10; Еф. 4, 32).
Хотя принцип, который стоит за святым целованием, четко не определен, некоторые отрывки явно указывают на стоящие за их наставлениями принципы. В случае с мясом, принесенным в жертву идолам, и азартными играми (см. выше), конкретный отрывок являлся частью более длинного текста о свободе верующих (1Кор. 6-10). Большинство наставлений Павла в этом отрывке в той или иной степени направлены на развитие одной из трех выраженных аксиом: (1) Все позволительно, но не все полезно (6, 12; 10, 23); (2) Все позволительно, но ничто не должно нами обладать (6, 12); (3) Что бы мы ни делали, мы все должны делать во славу Божию (10, 31). Эти принципы направляют развитие мысли Павла, когда он пишет о свободе и сексуальности, браке и пище. Если взять пример из Ветхого Завета, за многими установлениями, приведенными в книге Левит, лежит принцип "Будьте святы, потому что Я свят" (11, 44-45; 19, 2; 20, 7). Как правило, каждое наставление опирается на непреходящий принцип, если оно, как и последние два, основывается на сотворении мироздания, характере Бога, деле искупления или последующей ему искупленной жизни.142
|
140 Alistair Е.McGrath, "New Occasions Teach New Duties? 4. The Reformation," Expository Times 105 (April 1994): 198.
141 Более подробную информацию о поисках принципов см. гл. 12, а также Jack Kuhatschek, Taking the Guesswork out of Applying the Bible (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1990), 57-61.
142 William Larkin, Culture and Biblical Hermeneutics: Interpreting and Applying the Bible in a Relativistic Age (Grand Rapids: Baker, 1988), 108-109.
Иногда нам приходится выводить главный принцип способом дедукции. Многие притчи основываются на идее о том, что глупца постигнет бедствие. Например, мудрец велит своему сыну избегать нечестивых людей, потому что они устраивают засаду для самих себя и губят свои же души (Пр. 1, 18). Он должен остерегаться блудниц, потому что они лишат его силы, добро его раздадут прохожим, а его самого "низложат среди собрания" (5, 8-14). Он должен бежать от лености, потому что лежебоку постигнет бедность "и нужда, как разбойник" (6, 11). Принцип, стоящий за этими (и многими другими) словами, состоит в том, что творящие зло уничтожают сами себя: "беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится" (5,22; 1,25-27).
Принципы поведения можно извлечь и из доктрин. Павел, к примеру, увещевал галатов не соблюдать праздники иудеев (4, 9-11) и не совершать обрезания (5, 2-3), потому что некоторые надеялись заслужить этим расположение Бога, что идет вразрез с евангельским учением об оправдании верой (2, 16-17). Символы тоже могут стать источниками принципов. Используя в качестве символа крест, Павел велит верующим в Филиппах почитать других выше себя, потому что они едины с Христом Иисусом, который всегда ставил других превыше себя, хотя это и стоило ему жизни (2, 1-8).
|
Третий этап: Применяйте принципы в сходных ситуациях нашего дня. Здесь нам надо знать свою культуру и полагаться на интуицию, руководимую Святым Духом, и на мудрых друзей. Возвращаясь к святому целованию, мы знаем, что в наши дни у жителей Северной Америки приветственный поцелуй в буквальном его понимании вызвал бы шок. Для того, чтобы построить мост, необходимо задать вопрос: "Какое приветствие, принятое в нашем обществе, даст другому человеку понять, что вы принимаете его и дружески к нему расположены?" Женщины могут обниматься, приветствуя друг друга, мужчины — пожать друг другу руку. Иногда теплой улыбки и слова приветствия будет достаточно. В нашей культуре появились и другие способы проявления дружеских чувств, такие, как телефонный звонок или почтовая открытка (возможно, даже сообщение по электронной почте). С помощью этих несколько ритуальных действий мы можем практически проявить идеал приветливости друг к другу, скрытый за святым поцелуем.
Четвертый этап: По возможности сверьте свои заключения с другими местами Писания. Доказать то, что рукопожатия являются эквивалентом святого целования, на практике невозможно. Но определенные отрывки все-таки подтверждают, что верующие должны с нежностью относиться друг к другу (Рим. 12, 10; Еф. 4, 32), и нам известно, что любовь должна проявляться практически.
До сих пор мы исследовали простой пример святого целования. Для того, чтобы утвердиться в понимании задачи возведения мостов, давайте рассмотрим более сложный вопрос о бодливом воле.