=> Правило 1: Что касается применения Библии, практические элементы необходимо искать в любом жанре Писаний, а не только в отрывках, содержащих заповеди.
Точнее говоря, можно определить семь частично совпадающих разделов Библии для поисков ее практических применений.134Этот широкий список показывает, что Библия, хотя она и не является сводом правил, назидательна в каждой ее части.135
134 Этот список составлен мною на основе более кратких списков, приведенных в следующих работах: Richard В. Hays, "Scripture-Shaped Community: The Problem of Method in New Testament Ethics," Interpretation 44 (January 1990): 47-51; Richard Longenecker, New Testament Social Ethics for Today (Grand Rapids: Eerdmans, 1984), 1-15.
135 Richard Bauckham, The Bible in Politics: How to Read the Bible Politically (Louisville, Ky.: Westminster/John Knox, 1989), 6; Richard Pratt, He Gave Us Stories: The Bible Student's Guide to Interpreting Old Testament Narratives (Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1990), 313-14.
1. Законы и правила требуют следования конкретным заповедям. Некоторые из них с легкостью применимы к нашей культуре, другие— нет. Например, Моисей говорит: "Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти" (Исх. 21, 29). Павел наказывает римлянам приветствовать друг друга целованием святым (Рим. 16, 16). Позже мы увидим, каким образом такие правила применимы в наши дни.
2. Идеалы и принципы направляют нас в самых разнообразных ситуациях, не указывая на конкретные действия. Иисус, например, говорит: "Любите врагов ваших... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" и "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 5, 44.48; 6, 33). В книге пророка Осии Господь говорит: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы" (Ос. 6, 6), а Павел провозглашает: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18). Принципы не приказывают, не запрещают какое-то конкретное действие, но они дают основание для совершения многих поступков.
|
3. Действия в повествованиях описывают положительные примеры, достойные подражания, и отрицательные, которых стоит избегать. Иногда Библия прямо говорит, что стоит подражания, в остальных случаях нам приходится это замечать самим. Павел и Петр призывают нас жить подобно Христу, ставить интересы других превыше своих, жертвовать собой ради других и терпеливо переносить страдания (Фил. 2, 3-8, Еф. 5,25-, 1 Пет. 2, 18-25). Точно так же, когда израильтяне сделали золотого тельца, Моисей открыто осудил их неповиновение (Исх. 32). Но, когда Давид демонстрирует смелость в битве с Голиафом, Библия предоставляет нам делать выводы самим. Каждая история повествует нам о Боге и его искупительном плане, таким образом требуя от нас веры.
4. Библейские символы и образы дают возможность видеть все по-новому, смотреть на жизнь с точки зрения Бога и поступать соответственно. Большинство символов — это конкретные объекты, представляющие абстрактные понятия. Крест, например, будучи символом деяния Христа и нашего соучастия в его страданиях, призывает нас к верности любой ценой. Он освобождает нас от эгоистических подсчетов цены и выгоды повиновения, поощряет к правильным поступкам и доверию Богу. Отеческий образ Бога успокаивает страхи, когда нам больно, когда мы пребываем в беспокойстве или одиночестве. Образ ленивца в Притчах действует значительно эффективнее против лености, чем прямой приказ. Мы представляем, как он ворочается на кровати словно дверь на петлях, говоря: "Лев на дороге", и как он, опустив руку в чашу, из-за своей лености не может донести ее до рта (Пр. 19, 24; 26, 13-16). Никто не нуждается в дополнительном замечании: "Не будь, как этот ленивец". Картина ясна и без того, и мы способны не уподобляться ему.
|
5. Доктрины, то есть основные постулаты веры, требуют от нас поступать в соответствии с нашими убеждениями. Если мы верим, что Иисус — единственный спаситель, мы должны благовествовать. Если мы верим, что Бог сотворил всех людей по своему образу, мы должны относится к ним с должным уважением. Если мы верим, что будучи искуплены, становимся новым творением, то мы должны отвергнуть ветхого человека с его похотями.
6. В своих обетованиях Бог обещает совершить что-либо в будущем.136Обетования указывают на то, какие действия Бог одобряет и вознаграждает за них, а какие — осуждает, за них наказывая. Они направляют народ Божий, показывая людям, как нужно жить для того, чтобы покоиться в Божьих благословениях, даже там, где нет гарантий на беззаботную жизнь.
7. Песни и молитвы учат нас поклоняться и молиться. Псалмы — это одобренные Богом примеры хвалы и благодарения со стороны верующих. Молитвы праведников показывают нам, чего мы должны желать.137Некоторые из них — такие, как молитва надменного фарисея в Лк. 18, 9-14 — показывают, как мы не должны молиться.
136 Обетования можно назвать отдельным типом доктрины, потому что они говорят что-то о Боге.
137 См. Gordon Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All Its Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 169-86.
Мы видим, таким образом, что применение можно найти любому отрывку. В каждом из них содержится какая-то заповедь или принцип, действие, символ, доктрина или обетование, показывающие, каким образом Бог, даруя спасение, освобождает нас от греха и последствий грехопадения. Но как все это применить к ситуациям, с которыми мы встречаемся в современной культуре? Есть ли надежный способ перейти от мяса, принесенного в жертву идолам, к азартным играм? Для ответа на этот вопрос, давайте подумаем о тротуаре и мосте.