Подобно утиному пастору из предыдущей главы, многим учителям очень трудно найти в себе мужество высказать полноценное наставление. Они не любят говорить людям, как им поступать. Они готовы говорить, что поступать определенным образом — мудро, благословенно, или что над этим стоит подумать, но сами наставления редко сходят с их уст. Мне самому приходится с этим бороться. Так как моя докторская диссертация была посвящена изучению вопроса о семье, различные церкви стали приглашать меня вести занятия о браке и воспитании детей. Тогда мне было только двадцать семь лет, и я не мог опираться на широкие практические знания: хотя мы с женой были женаты уже пять лет, детей у нас еще не было. Окунувшись в работу, я раздавал советы и поучения направо и налево. Потом забеременела моя жена, и я начал задумываться: "У меня еще нет детей, как я смею указывать людям, у которых их трое? Что, если мои дети будут буйными и
необузданными, превращая все, что я говорю, в ложь?" Со временем сомнения заставили меня замолчать, и на все просьбы выступить по этому вопросу я отвечал отказом.
В подобного рода сомнениях есть и хорошее. Иисусу угодно, чтобы мы жили в соответствии с тем, что проповедуем (Мф. 23, 3). Кроме того, кто поверит ожиревшему диетологу, прыщавому дерматологу или разведенному семейному консультанту? Однако осторожность может перерасти в неподобающее молчание. Бог поручил своим стражам возглашать всю правду и предоставить слушающим принятие решений и нести за это ответственность (Иез. 3, 16-19; 33, 1-20; Мф. 13, 19; Откр. 2, 7.11.17). В конце концов ценность послания основывается на истинности его содержания, а не на личности говорящего. Поэтому, уча, вы должны четко передавать требования Бога, даже если сами не соответствуете стандарту.
|
В общем, для того, чтобы провозглашать Божьи наставления, учителям необходимы и смелость, и скромность. Смелость нужна для того, чтобы преодолеть неподобающее нежелание говорить, но им необходима и скромность, чтобы признать, что они тоже вполне могут оказаться неспособны исполнить то, к чему призывают в своих проповедях.
Излагая наставления, будьте конкретны. Идите дальше туманных обобщений относительно любви и христианского служения. Говорите людям о том, чтобы они мыли посуду, сидели с детьми во время служения, приглашали на обед людей, которые им не нравятся. Если вам кажется, что то, о чем вы говорите, люди слышат впервые, покажите им с чего они могут начать.
Возьмите, к примеру, молитву. Во-первых, количество времени, уделяемое молитвам многими учителями, постыдно мало. Во-вторых, хотя Библия часто повествует о благочестивых поступках праведников, в ней нет конкретного плана личного поклонения. Итак, у нас уже есть две причины, по которым можно вообще не говорить на эту тему! Однако мы не должны молчать, ведь абсолютно ясно, что верующие должны молиться каждый день, и в то же время абсолютно очевидно, что многие этого не делают.147
Итак, если во время занятия встает вопрос о молитве, вы не имеете права отстранить себя от обязанности со словами: "Когда дело доходит до регулярных молитв, с меня вряд ли можно брать пример; какое тогда я имею право говорить другим, как им поступать". Не можем мы также говорить следующее: "Мне еще нужно поработать над своим пониманием учения о времени для молитв, затем уж я смогу на эту тему преподавать сам". Естественно, мы не приемлем законничества, гласящего: "Если ты не будешь отводить время ежедневным молитвам, Бог тебя накажет" или "Отводи время молитвам или не называй себя серьезным христианином". Но излишнее законничество не оправдывает молчания. Некоторые люди искренне хотят знать, как им поступать, и они вполне могут надеяться на ваше руководство. Итак, если речь пойдет о времени для молитв, мы должны заглушить свои страхи, собрать все свое мужество и предложить план действий, пусть он будет простым и коротким, как этот: "Прежде всего, делайте хоть что-то. Каждый верующий должен проводить немного времени за чтением Библии и молитвами. Что касается семейного поклонения, Бог требует от верующих родителей, чтобы они растили своих детей в наставлении и увещевании Господнем, а семейное поклонение является отличным для этого инструментом".
|
Затем предложите способы для эффективного проведения времени молитв. Обычно, когда меня спрашивают об этом, я отвечаю таким образом: "Семейное поклонение мы проводим почти каждый день. Когда возможно, это происходит после ужина, но иногда мы делаем это перед сном. Иногда мы меняем форму проведения поклонения: разнообразие, как нам кажется, помогает детям. Несколько недель используем какой-то план поклонения, а потом
147 Доказательством этому служит не какой-то отдельный закон, но пример, представленный в Библии. Мы видим горячие молитвы Авраама, Моисея, Неемии, Стефана и Иисуса. Мы читаем о молитвах Даниила, который молился три раза в день (Дан. 6,10), и Давида, в несчастии своем умоляющего и вопиющего "вечером и утром и в полдень (Пс. 54, 18). Мы знаем, что верующие взывают к Богу день и ночь (Пс. 87,2; Лк. 18,7) и что многие места Писаний призывают к непрестанной молитве (1Пар. 16, И; Еф. 6,18; 1Фес. 5,17; Иак. 5,13).
|
читаем отрывки из одной или двух библейских книг и обсуждаем возникающие вопросы". Приводя правила ("читайте Библию" и "молитесь ежедневно"), рассматривая возможные альтернативы и примеры из жизни, я пытаюсь наставлять, не превращаясь в законника.
Мы должны избегать двух заблуждений. Во-первых, для того, чтобы быть готовым к уроку, совсем не обязательно иметь подробный план или применение на каждый стих текста. Обязательства, как правило, яснее видны из всего отрывка, а не из отдельных стихов. Во- вторых, Библию можно применять и без наставлений, призывая людей поразмыслить над характером, над своими целями в жизни или над тем, что значит жить жизнью, угодной Богу. Мы истинно применяем Библию, призывая людей славить Бога за то, что он избавил нас от нашего безрассудства и непослушания. Мы истинно применяем Библию, поощряя их находить покой в милости Иисуса. Работа по применению начинается уже с повествования о спасительном деянии Иисуса и последствии этого деяния.
Заключение
Иногда правильное применение найти несложно. Отрывок ясен и применяется в наши дни точно так же, как применялся много лет назад, или же в нем вполне ясно говорится о той или иной насущной теме. В таких случаях свою работу надо проверять, но тратить силы и время на поиски методов не стоит.
В этой главе представлен метод применения для менее ясных отрывков. Во-первых, ученикам Библии необходимо пытаться найти применение разным текстовым жанрам: законам, принципам, повествованиям, догматам, символам, обещаниям, песням и молитвам. Во-вторых, нужно определить первоначальное значение отрывка прежде, чем начать его применять. В-третьих, необходимо найти главный принцип отрывка. В-четвертых, применить принцип к похожей ситуации в наши дни. В-пятых, позволить конкретным правилам и общим принципам толковать друг друга. Наконец, не молчать. Избегайте законничества и останавливайтесь на Христе, но без колебаний говорите людям, как им поступать.
После завершения этой главы у нас остается последний этап плана КАПТОР. Поработав над Контекстом, Анализом, Проблемами, Темами и Обязательствами, мы переходим к изучению процесса Размышления над основной идеей и ее применением.
Упражнения
Найдите основное применение отрывков, приведенных ниже. Для нескольких из них выполните следующее задание: (1) подумайте о том, как конкретно вы или ваши друзья могут применить их на практике;
(2) перечислите некоторые возражения или преграды к послушанию;
(3) ответьте на возражения и, если это будет уместно, предложите шаги по направлению к послушанию.
1. Повествования:
а. Готовность Авраама принести в жертву Исаака (Быт. 22); б. Избавление Езекии от руки ассирийцев (4Цар. 18-19);
в. Проповедь Петра в доме Корнилия (Деян. 10).
2. Отрывки о нравственности:
а. Наставления Иисуса ученикам перед их первой миссией благовестия (Мф. 10, 1-16); б. Закон, касающийся поведения Израильских царей (Втор. 17,4-10).
3. Доктринальные отрывки:
а. Отсутствие осуждения (Рим. 8, 1-4);
б. Титулы Христа (Ис. 9, 6-7).