После того, как тема найдена, урок набирает силу с помощью четкой ее формулировки. Много уроков потонуло в море неопределенности. Какой бы прекрасной ни была благодать Бога, ни одна голова не поднимется в ожидании, когда учитель объявит, что тема сегодняшнего урока — Божья благодать. Опытный учитель подчеркнет что-то особое о благодати Бога. Точная, тщательно отточенная формулировка темы раздувает пламя обсуждения.
У многих учителей каждый отрывок звучит одинаково. Они низводят Библию до десяти- двадцати уроков, пересказываемых снова и снова: о любви Бога, о святости, молитве, вере и паре других известных предметов. Конечно, мы должны придерживаться основ веры и говорить о них часто. Однако если мы будем непрестанно повторять основополагающие уроки, внося при этом лишь немного нового или конкретного, мы будем кормить детей жидкой кашицей.
Не так давно мне пришлось наблюдать за одной из новых прихожанок во время моей проповеди, которая сначала смеялась, затем плакала, затем снова смеялась и снова плакала. Когда мы с ней разговорились по окончании служения, она объяснила: "Три года назад умер мой сын, и с тех пор у меня закрались сомнения в вере. Неделю за неделей я ходила в церковь и слышала, что Иисус — единственный ответ на все наши вопросы. Но сегодня я услышала первую проповедь за три года, которая действительно ответила на мои вопросы".
Семья Божья заслуживает большего, чем простого повторения нескольких известных высказываний. Более того, невозможно иметь высокое мнение о Писании и в то же время верить, что в десятках разных отрывков говорится одно и то же. Каждый отрывок несет в себе уникальную цель или перспективу, неповторимую истину или ее применение. Хорошие учителя позволяют этой истине проявиться и используют формулировку темы для того, чтобы подготовить аудиторию к принятию этой истины.
|
Для того, чтобы сформулировать тему, нужно иметь усердие и точность. Посредственные учителя владеют лишь немногими сведениями по своему предмету. Как говорится, целясь в пустоту, именно туда они и попадают. Хорошие же учителя оттачивают свои знания. Они отвечают на более серьезные вопросы: "Что поражает в послании автора, что в нем уникального? Как убедиться в том, что это истинно, что это имеет значение?" У небрежных учителей представления о том, что они хотят сказать, расплывчаты. Они хватаются за что- нибудь увлекательное, даже если это побочная тема, не связанная с основной мыслью. Учителя же, хорошо владеющие методикой, вначале занимаются главным. После определения отличительной черты отрывка они готовятся к тому, чтобы объяснить найденную тему и показать ее на примере, ответить на возможные возражения и применить ее на практике.
Некоторые могут спросить: "Стоит ли так высоко ценить точность и усердие? Разве не умение любить более всего нужно учителям?" Это так, но усердие и точность — это инструменты по-настоящему любящего учителя. Точность — это выражение любви, поскольку ею отличаются учителя, которые действительно хотят понять, в чем нуждаются их ученики и стремятся найти ответы в Писании.
Метод обозначения темы
Те, кто изучают Библию усердно, зачастую находят тему отрывка интуитивно. Здесь приводятся несколько подсказок, которые можно использовать, чтобы "подстегнуть" интуицию.150
|
=> Правило 2: Используйте все возможности для того, чтобы определить тему отрывка.
1. Убедитесь в том, что тема отрывка вписывается в контекст. Тема отрывка должна соответствовать широкому контексту, охватывающему несколько глав.151Если это не так, ваша тема вероятно ошибочна. Например, сражение Давида с Голиафом знакомит израильский народ с героем и вождем Давидом. Это вписывается в контекст 1Цар. 13-16, где Бог отвергает неверного Саула и выбирает Давида в качестве следующего царя. С первого взгляда тема седьмой главы Послания к Римлянам ("Неспособность исполнения закона")
150 Использование в Ветхом Завете пяти из семи приведенных ниже советов описывается в книге Richard Pratt, Не Gave Us Stories (Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1990), 244-50.
151 Это обычно не относится к Притчам и отдельным пророчествам в соответствующих книгах Библии.
вроде бы не соответствует темам предшествующей ("Мы больше не рабы греха") и последующей ("Нет более осуждения") глав. В действительности же в этой главе поясняется и уточняется общая тема всего отрывка Рим. 6-8 — учение Павла о грехе, обновлении и милосердии. Павел пишет, что хотя мы более не рабы греха (гл. 6), силы греха еще не истощены (гл. 7). Тем не менее Христос освободил нас от проклятия и дал нам новую жизнь в Духе (гл. 8).
2. Знайте, где искать тему. Как мы уже видели ранее, главная мысль дискурса обычно появляется в первом или последнем предложении отрывка (см. гл. 6) Например, в Мф. 6,1-18 Иисус формулирует тему в самом начале отрывка: "Будьте внимательны, не совершайте свои "дела праведности" для того, чтобы их заметили люди. Иначе вы никогда не получите награды от Небесного Отца". Это утверждение с небольшими вариациями Иисус повторяет несколько раз. Он рисует наглядную картину, описывая опасности трех "праведных деяний", совершаемых на глазах у людей, — подаяний нищим, молитв и постов.152
|
Основную мысль повествования можно найти либо в кульминации, либо в последующих за развязкой словах (см. гл. 5). В Лк. 5,17-26 мы видим, что Иисус действительно имеет власть прощать грехи, когда парализованный, все еще висящий на своих веревках, поднимается с носилок и по повелению Иисуса начинает ходить. Повествования также завершаются утверждениями, выделяющими ключевой вопрос. Так, в конце вызывающей удивление встречи с Закхеем, главой мытарей, Иисус объясняет, зачем он пошел в дом к презираемому человеку: "Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19,10).
3. Обращайте внимание на повторения. В течение уже многих тысячелетий люди подчеркивают основную мысль путем повторения. Если идея важна для автора, он найдет способ повторить ее. Например, обещания Божьего завета ввиду их важности не один раз повторяются всеми патриархами в книге Бытия. Повторение принимает разные формы, но чаще всего его можно найти в поэтическом параллелизме и риторической аргументации. В главе 6 уже говорилось о параллелизме. Здесь же хотелось бы отметить, что в Новом Завете наиболее распространенным способом развития главной мысли является риторика.153В соответствии с правилами риторики, оратор утверждает свою основную мысль, как в начале дискурса, так и в качестве подведения итогов в конце. Авторы посланий часто именно так и поступают. Когда Павел говорит коринфянам о том, что они могут служить Богу в какой бы жизненной ситуации они не находились, он говорит об этом трижды: "Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал... Каждый оставайся в том звании, в котором призван... В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом" (1Кор. 7, 17.20.24).
4. Прислушивайтесь к диалогу. Диалог подчеркивает урок, извлеченный из драмы, особенно если он появляется до или после кульминации. Как уже отмечалось выше, словесная борьба между Давидом и Голиафом перед самим поединком свидетельствует о том, что их сражение — духовное, что "это война Господа" (1Цар. 17, 44-47). Подобным
152 Эти три деяния были основными благими деяниями, совершающимися набожными иудеями. В одной из апокрифических книг сказано: "Молитва хороша, когда она сопровождается постом, подаяниями бедным и праведностью" (Товит 12,8; книга Товит скорее всего была написана в 200 - 170 гт. до н.э.)
153 См. George A. Kennedy, New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism (Chapell Hill, N.C.: University of North Carolina Press, 1984); Burton Mack, Rhetoric and the New Testament (Philadelphia: Augsburg, 1990). В Новом Завете риторика появляется потому, что в то время она была основной дисциплиной в учебных заведениях. Используемая в судах, в публичных выступлениях и в литературе, риторика распространилась по всей Римской империи, включая Палестину. Даже простолюдины, так часто имея дело с риторикой, не могли не знать хотя бы основ этой дисциплины, независимо от того изучали они ее или нет. Это позволило Иисусу и его ученикам прибегнуть к некоторым из ее приемов.
образом, когда ангел Господень останавливает занесенную Авраамом руку, не дав ему пронзить Исаака, он открывает ему цель испытания "Теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего... для Меня" (Быт. 22,12).
Контекст, расположение, повторение и диалог наиболее значительны, но Библия дает и другие подсказки, осторожно направляющие читателей к основной идее. Авторы всегда писали так, чтобы сделать свои мысли доступными для всех (по крайней мере, до наступления двадцатого века с его экспериментальными литературными методами), и надеялись привести внимательного читателя к мысли, занимающей их больше всего. Вот эти три подсказки:
5. Обращайте внимание на необычные или чрезмерные подробности как в повествованиях, передающих реальные события, так и в новозаветных притчах.154Продолжительное описание массивной, непробиваемой брони Голиафа, к примеру, подчеркивает, что Господь выиграл сражение, когда Давид поразил великана насмерть.
6. Обращайте внимание на ссылки на другие места Писания. Цитаты и ссылки на другие отрывки говорят нам, что автор хочет указать на то, как его идеи вписываются в общее течение мысли Писания. Так повторение Иисусом цитат из Второзакония показывает, что он хочет, чтобы мы увидели его успешное сопротивление искушению в противовес неспособности Израиля сопротивляться греху. Эти ссылки приглашают читателей толковать одно событие в свете другого. Например, в трагической истории левита и его убитой наложницы из Суд. 19 используется язык, похожий на язык истории о Содоме и Гоморре (Быт. 19, 4-8). В обоих отрывках развратные люди, стоя на пороге дома, требуют удовлетворения своих похотей с гостем-муж- чиной. В обоих случаях хозяин укоряет своих "друзей" и предлагает им взамен женщину (Быт. 19,7; Суд. 19,23). Таким образом автор показывает, что развращенность израильтян достигла уровня Содома. Достойный осуждения Израиль остро нуждается в новом вожде.155
7. Правильно истолковывайте иронию. Истинное значение ироничных слов или событий противоположно очевидному их значению. Когда говорящий говорит одно, но имеет в виду совершенно противоположное, предоставляя своей аудитории уловить смысл, мы называем это словесной иронией. Посредством иронии, используемой в драме, рассказчик доносит до аудитории информацию, скрытую от действующих лиц.
В Евангелиях ирония встречается на каждом шагу.156Иисус, например, прибегает к иронии, говоря иудейским начальникам, что он обедает с мытарями и грешниками потому, что "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15, 7; см. также 15, 10; 5, 32). Конечно, начальники на самом деле не праведны, а самоправедны, и нуждаются в покаянии гораздо больше, чем они полагают, как показывают следующие за этим притчи о блудном сыне (15, 11-32) и о фарисее и мытаре (18,9-14).
Драматическая ирония в изобилии присутствует при описании последних дней Иисуса. В Ин. 11, 49 первосвященник Каиафа решает, что Иисус должен умереть: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб". Это — чистейшая правда, как указывает Иоанн, но не в том смысле, который Каиафа вкладывает в эти слова (11, 51-52). Позже римские солдаты, желая посмеяться над Иисусом, одевают на его голову терновый венец, преклоняют пред ним колени и говорят: "Радуйся, Царь Иудейский!". Истинные же
154 В книге Interpreting the Parables (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1990), 45, 166, 176, и др. местах Крэг Бломберг показывает, что в новозаветных притчах чрезмерные подробности привлекают внимание к деталям, несущим символическое значение. См. также гл. 2.
155 Pratt, Не Gave Us Stories, 246-47.
156 Robert Fowler, Let the Reader Understand (Minneapolis: Fortress, 1991), 11-14, 156-75; Mark Allen Powell, What Is Narrative Criticism? (Minneapolis: Fortress, 1990), 30-32. Самым авторитетным трудом на тему иронии можно считать Wayne Booth, The Rhetoric of Irony (Chicago: University of Chicago Press, 1974).
их помыслы переданы в том, что они плюют на него и пинают его снова и снова (Мф. 27,27- 31). Однако и на этом ирония не заканчивается, ведь именно через свои страдания, неведомо для солдат, Иисус превозносится как царь!
В подобных отрывках ирония подчеркивает основную мысль автора, но при поверхностном прочтения текста это ускользает от внимания читателя. По мере того как читатели определяют, о чем же текст говорит на самом деле, они начинают видеть события в том же свете, что и автор.
Мы перечислили несколько моментов, которые нужно искать и которые стоит рассмотреть для того, чтобы определить главную мысль библейского повествования или дискурса: контекст, размещение текста, повторения, диалоги, подробности, ссылки на другие места Писания и иронию. Как и следует ожидать, некоторые из этих критериев указывают на одну и ту же тему. Например, тема Быт. 22 ("Успешное испытание Авраама Богом") появляется в диалоге перед его кульминацией (ст. 12) и повторяется в конце отрывка (ст. 16-18). В Лк. 15 мысль о том, что Бог принимает возвращающихся к нему грешников, подчеркивается через иронию (ст. 7), через ссылки на другие отрывки (ст. 7, 10, 20-24) и с помощью необычных подробностей (ст. 20, 22-23). Используя это направление, мы сможем сформулировать тему очень конкретно.
Выведение цели урока
Точная формулировка темы более предпочтительна, чем общие высказывания типа: "Нашей темой на сегодня является святость", как будто произнесенные с целью проверить, смогут ли ученики просидеть, не уснув. Но мы стремимся к большему, чем просто к четкой формулировке темы урока. Во-первых, наши темы должны быть связаны с личностью и подвигом Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя, иначе занятие закончится изложением истинных утверждений и полезных советов. Во-вторых, мы должны просмотреть несколько применений, чтобы выбрать подходящее. Цель состоит в том, чтобы связать тему с ее применением в жизни. Учебники по проповедованию называют этот этап развитием пропозиции, но он действен, даже если вам никогда не придется проповедовать.
=> Правило 3: Пропозиция указывает на цель занятия, соединяя ключевую истину с ключевым жизненным применением. 157
Пропозиции могут иметь целью либо передать мысль, либо привлечь внимание слушателя. Вы можете сообщить, что должно быть сделано вследствие той или иной истины: "Поскольку утверждение "А" истинно, мы должны поверить в то-то и то-то или сделать то-то и то-то". Или вы можете привлечь внимание слушателей, приглашая их убедиться, что утверждение истинно: "Если утверждение "А" истинно, тогда мы должны поверить в то-то и то-то или сделать то-то и то-то". Давайте рассмотрим это на примере уже разобранных нами отрывков.
Тема 1Цар. 17 — "Давид показывает, что битва принадлежит Господу, используя легкое оружие для того, чтобы победить противника, посланного Сатаной, вооруженного до зубов". Мы должны сжать эту формулировку, если хотим связать ее с применением, и при этом сделать предложение произносимым. Вот к чему мы пришли: "Поскольку сражение принадлежит Господу, мы должны с уверенностью смотреть противнику в лицо, даже если нам кажется, что все против нас".
Рим. 7, 14-25 представляет собой более сложный случай, поскольку послание Павла многогранно. Павел говорит: "Моя личность раздвоена. Но мое лучшее "я" не способно ни удержать меня от греха (ст. 14-17), ни заставить меня поступать правильно (ст. 18-20). Поэтому во мне продолжается постоянное противоборство. Я наслаждаюсь законом Божьим,
157 Это можно назвать следственными и условными формами. См. Bryan Chape- 11, Christ-Centered Preaching: Redeeming the Expository Sermon (Grand Rapids: Baker, 1994), 142-43.
но грех во мне тянет меня в другую сторону. Я не могу избавить себя от этого противоборства, но, благодаря Богу, избавление приходит в Иисусе Христе (ст. 22-25)".158Мы здесь просматриваем три темы: "Неспособность", "Противоборство" и "Избавление", любая из которых может лечь в основу пропозиции.
1. Неспособность. Поскольку наша грешная природа преграждает нам путь к повиновению, мы должны отказаться от попыток морального самоконтроля и принять избавление от грехов через веру в Иисуса Христа.
2. Противоборство. Несмотря на то, что наша грешная природа мешает желанию повиноваться Божьему закону, мы, тем не менее, должны наслаждаться его законом.
3. Избавление. Поскольку наша грешная природа мешает нам повиноваться закону, давайте же надеяться только на милость Иисуса, освободившего нас от проклятия.
Если все три утверждения обоснованы, какое же из них мы должны использовать? Это зависит от вашей аудитории. Мудрые учителя составляют уроки таким образом, чтобы иметь возможность обращаться к различным аудиториям. Неверующему нужна первая пропозиция. Верующему беззаконнику — вторая. Усердному христианину со склонностью к законничеству — третья.