Евангелия повествуют о личности и деятельности Иисуса. Множество написанных на эту тему книг всесторонне освещают этот вопрос. Мы же упомянем только наиболее важные стороны, повествующие об Иисусе как о ветхозаветном царе, пророке, священнике и мудреце.
1. Царь. Евангелия постоянно описывают Иисуса господином в своем царстве. И Иоанн, и Иисус предваряют свое служение следующими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2; 4, 17). В качестве царя Иисус отдал всего себя, а не только свою душу. Чудеса особенно доказали тот факт, что Иисус властен как над естественным, так и над сверхъестественным. Он исцелял больных, воскрешал мертвых, успокаивал шторм. Эти свершения были знамениями вечности, в которой он все расставит на свои места. Иисус правил справедливо, защищая людей от врагов. Изгоняя бесов, Иисус побеждал сатану, связывал его и опустошал его дом (Лк. 11, 14-22; Мф. 12, 28-29). В нескольких случаях исцеление принесло людям освобождение от власти сатаны (Лк. 13, 10-16). Проявления его царственной власти несли полное исцеление душам и телам. Дела Иисуса обращали людей к вере (Мк. 9,17-24; Ин. 9, 1-38), покаянию и прощению (Лк. 5,17-56; Ин. 5,2-14). Иисус даже возвращал людям положение в обществе, как в случае с исцелением прокаженных, а также в общении с отверженными. Даже в своей смерти и воскресении Иисус оставался царем, потому что ими он спас людей от последнего врага — смерти.
2. Пророк. Народ Израиля видел в Иисусе пророка, и он этого не отрицал. Он пришел как пророк, провозглашая нищим благую весть (Лк. 4), и умер смертью всех пророков: в Иерусалиме от руки тех, к кому был послан (Лк. 13, 3-35; Ин. 1, 10-11). Но Иисус не отождествлял себя с остальными пророками. Даже речь его была иной. Они говорили: "Ибо так говорит Господь", а Иисус говорил: "Истинно, истинно говорю вам". Он воплотил в себе
|
пророка и судью, читая мысли и испытывая сердца.174Как пророк он предсказал свою смерть и воскресение и объяснил их значение (Мф. 16, 21-23; 17, 22-23; 20,17-28).
3. Священник. С середины Евангелий и до конца повествуется о пути Иисуса в Иерусалим. Там, исполнив роль первосвященника, он отдал свою жизнь как совершенную и окончательную жертву ради вечного оставления грехов. Служение первосвященника сочеталось с деятельностью Иисуса в качестве царя и пророка. Как царь, он провозглашал прощение грехов. Как священник, он заслужил право провозгласить это прощение. Как царь, он затворил уста сатаны — обвинителя святых. Как священник, он заслужил право затворить уста сатаны, удовлетворив однажды вполне законную жалобу сатаны на то, что все мы грешники и заслуживаем наказания. Как пророк, он установил наивысшую меру праведности, в то же время утешая виновных обещанием милости кающимся. Как священник, он принес жертву, чтобы избавить признающих свою вину от наказания за грех.
4. Учитель. Иисуса шестьдесят пять раз называют "учителем" или "равви" в Евангелиях, и он ни разу не возражает против этого.175В неумелых руках нравственное учение Иисуса, Нагорная Проповедь, может быть сведено просто до сборника законов, как будто он говорил: "Поступайте так, чтобы служить Богу, чтобы быть истинными учениками". Некоторые даже придают его учению законнический уклон, как если бы он желал сказать: "Поступайте так, чтобы заслужить благословение Божье. Поступайте так, и Бог полюбит вас за это". Чтобы предотвратить подобные ошибки, мы должны помнить о контексте, в котором Иисус представлял свое учение о нравственности.
|
а. Учение Иисуса предназначено его ученикам (Мф. 5, 1-2) — тем, кто уже являются частью царства и хотят знать, как себя в нем вести, а не тем, кто надеется что-то сделать, чтобы в него попасть (Мф. 5, 3.10.12.45 описывают царство, как уже принадлежащее ученикам).
б. Иисус обещает милость преступившим Божий закон, но раскаивающимся в своем грехе (5, 3-5). Он обещает силу для послушания тем, кому ее не достает (7,7-11).
в. Новый Завет учит, что основными мотивами нашего послушания должны быть благодарность и желание чтить Бога. Нигде не говорится, что слушаться надо с целью получения чего- то от Бога. Мы повинуемся не для того, чтобы поставить Бога в положение нашего должника.
5. Сын Божий. Иисус — Сын Божий, един с Отцом по сути, точное выражение характера Бога (Евр. 1, 1-3). Иисус показывает человечеству характер Бога. Увидеть Иисуса означает увидеть Отца (Ин. 14,9). Если кто-то спросит: "Как я могу знать, какой Бог?", лучшим ответом стало бы следующее: "Читайте Евангелия, взирая на Иисуса".
6. Сын Человеческий. Все дни свои Иисус жил как единственный истинный человек, постепенно раскрывая черты истинного человечества.176Этот процесс начался уже с Искушения, когда Иисус прошел испытание, которого не выдержали Адам и Ева. В отличие от них, Иисус не поддался желанию утолить голод и отказался от того, что ему не принадлежало. Он также отказался искушать Бога или поклоняться сатане, не взирая на все блага, которые сатана ему обещал. Всей своей жизнью Иисус являл собой образец любви и сострадания, которое мы должны проявлять к бедным и отверженным, образец щедрости и смелости, которую мы должны проявлять перед лицом сильных и нечестивых.
|
174 Dan Doriani, "The Deity of Christ in the Synoptic Gospels," Journal of the Evangelical Theological Society 37 (September 1994): 340-43.
175 Robert Stein, The Method and Message of Jesus (Philadelphia: Westminster, 1978), 1-2.
176 Michael Griffiths, The Example of Christ (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1984); E. J. Tinsley, "Some Principles for Reconstructing a Doctrine of the Imitation of Christ," Scottish Journal of Theology 25 (February 1972): 45-57; Alistair McGrath, "In What Way Can Jesus Be a Moral Example for Christians?" Journal of the Evangelical Theological Society 34 (September 1991): 289-98.
7. Истинный израильтянин и хранитель завета. Иисус был единственным истинным израильтянином, до конца сохранившим верность завету. Он не поддался искушениям, перед которыми не устояли израильтяне в пустыне (ср. Мф. 4,4 с Втор. 8,3; Мф. 4,7 с Втор. 6,16 и Исх. 17, 1-7; Мф. 4, 10 с Втор. 6, 13). Он исполнил закон завета. В конце своего земного служения, он добровольно понес на себе проклятие закона, которое причиталось всякому, не способному хранить завет.
Книга Деяний описывает распространение благовестия Христова, которое приводит все народы к Богу. В Деяниях мы читаем о том, как апостолы возвещают об Иисусе — единственном, именем которого "надлежало бы нам спастись" (Деян. 4, 12).