Во-вторых, в наше время выводы из уроков могут отличаться от первоначальных, в связи с развитием Божьего плана искупления. Это особенно касается Ветхого Завета, но также относится и к некоторым местам из Евангелий и даже книги Деяний. Например, мы знаем, что скиния, храм и жертвоприношения указывают на что-то иное, они демонстрируют искупительную работу Христа. Мы знаем, что служения пророков, священников и царей говорят о различных сторонах служения Христа. Мы ясно понимаем, что избрание Богом Израиля не окончательно, но является лишь ступенью в процессе благовествования народам.161
Одна главная мысль глазами многих
В-третьих, в большинстве исторических текстов читатель встречается с несколькими действующими лицами. Как множество цветов в луче света, проходящего через призму, позволяют нам увидеть его составляющие, так и герои библейских историй позволяют нам по- разному взглянуть на каждую историю, увидеть ее их глазами. С их помощью мы можем определить, как воспринималась различными свидетелями библейская драма. Как мы уже имели возможность убедиться, в начале мы должны обратить внимание на действия Бога, который является главным героем. Затем мы смотрим, как на его слова и дела реагируют различные персонажи, целенаправленно обращая внимание на верующих, неверующих и на неопределившихся. В Евангелиях, к примеру, мы встречаемся с Иисусом, который по- настоящему верен; с учениками (верными, но слабыми); с иудейскими начальниками, настроенными враждебно; и с толпами, расположенными к Иисусу, но неверными.162 Помимо них, мы встречаем ищущих, колеблющихся, дружески настроенных женщин и прочих. Но три основные категории людей появляются постоянно, представляя собой типичную реакцию людей на откровение Божье: вера, неверие и колебание. Персонажи драмы подсказывают нам, как мы должны понимать ту или иную историю в наше время. Послания и пророчества мы можем читать точно так же. Среди читателей как в те времена, так и сейчас, есть ученики, противники и непосвященные.
|
Подводя итог, скажем следующее: хорошие учителя придерживаются главной мысли своего отрывка, иначе последний превращается во вступление к их собственным идеям. Однако основная направленность урока не обязательно должна совпадать с его темой. Взвешивая потребности аудитории, учителя могут принимать решение обращать особое внимание на ту или иную тематическую составную. Мудрые лидеры молятся о том, чтобы понять, что необходимо услышать их ученикам. Иногда им стоит услышать больше о том, что находится рядом с главной мыслью отрывка, но само по себе не является ею. Итак, мы пришли к заключению, что учителя могут обойти вниманием главную мысль отрывка для того, чтобы подчеркнуть важную, хотя и второстепенную мысль.
Заключение
В этой главе мы начали рассматривать последний этап плана КАПТОР — Размышление. Размышление — это искусство находить и применять уникальную мысль того или иного текста Библии, а также соотносить эту тему с искупительным посланием всей Библии. Основываясь на знании Содержания, Анализа, Проблем, Тем и Обязательств текста, хорошие учителя способны свести все в единое утверждение, содержащее в себе главную
161 См. Geerhardus Vos, Biblical Theology: Old and New Testaments (Grand Rapids: Eerdmans, 1948); Willem Van Gemeren, The Progress of Redemption (Grand Rapids: Zondervan, 1988); Gerard Van Groningen, Messianic Revelation in the Old Testament (Grand Rapids: Baker, 1990).
|
162 Выражения взяты из книги Jack Dean Kingsbury, Conflict in Luke: Jesus, Authorities, and Disciples (Minneapolis: Fortress, 1991), 28-31. В этой книге и сопутствующих ей томах (Conflict in Mark (Minneapolis: Fortress, 1989) и Matthew as Story, 2d ed. (Philadelphia: Fortress, 1988)) Кингсбери анализирует Евангелия, отдельно повествуя об истории Иисуса, учеников и начальников.
мысль и ее применение. Такого рода размышление помогает предотвратить типичные для учителей ошибки — изложение слишком большого объема голых фактов, низведение христианской жизни к перечню, во что верить и как поступать, а также неспособность установить цель занятия.
После того, как мы определили суть текста, мы должны представить ее нашим слушателям. Однако учителя могут уделять достаточно времени и второстепенным вопросам, если в этом есть необходимость. В то время как мы делаем все возможное, чтобы сохранить разнообразие Писания, мы должны сохранять жизненно необходимое единство их содержания. Такое единство (а ему будет посвящена следующая глава) заключается в общем свидетельстве Библии о едином истинном Боге, искупившем падшее человечество в Иисусе Христе, своем единственном Сыне.
Упражнения
Наши упражнения будут касаться тех отрывков, которые мы уже не раз рассматривали. Прочитайте их снова, применяя методы, затронутые в этой главе. Для каждого отрывка укажите его суть, тему, пропозицию и его искупительную сторону.
1. Быт. 22, 1-18
2. Рим. 12,1-2
3. Гал. 1,6-9
4. Мф. 18,21-35