По направлению к цели
Когда я начинал свое пасторское служение, член моей общины однажды сказал мне, что хотя в общем мои проповеди ему и нравились, они все же часто оставляли его в замешательстве. "Я не знаю точно, как это выразить, — начал он, — но представьте, что вы
— защитник в футбольной команде.148Ваша команда быстрым маршем, легко завоевывая каждые десять ярдов, проходит к воротам соперника, но один из игроков никак не может поймать мяч на пятнадцатиярдовой линии". Я понял, что эти пропуски мяча — как проповеди без главной мысли, которую я так и не мог донести. Эти проповеди содержали много истинных утверждений, которые мне не удалось связать в единое целое. Даже несмотря на интересную информацию и иллюстрации мои проповеди не всегда помогали моему прихожанину из-за отсутствия в них четкой цели.
Хорошие учителя не боятся делать в одном уроке несколько выводов, но они обязательно позаботятся о том, чтобы донести до конца одну главную мысль. Для преподавателей Библии эта единая мысль должна вытекать из конкретных стихов, составляющих отрывок проповеди. Однако по-настоящему христианские уроки также должны быть привязаны к единому, указывающему на Христа, мотиву всей Библии.
=> Правило 1: Размышление — это очень важный навык найти и применить идею библейского отрывка и соотнести эту идею с искупительным мотивом всей Библии.
В этой главе мы увидим, как планировать занятия, которые помогают достичь именно такой цели.
Цель размышления
Если мы можем сравнить уроки изучения Библии с игрой в американский футбол, мы можем их сравнить и с едой. Некоторые учителя предлагают закуски, в то время как их ученики ожидают обеда. Они приходят на урок с несвязным набором идей, какой-то историей и интригующим вопросом, но группа возвращается домой голодная. Другие заставляют учеников почувствовать себя обжорами, слегка перебравшими у стола с горой еды. Они собирают множество фактов и в порыве энтузиазма пытаются выложить их все сразу. Но от такого пыла будет мало толку, если вместо того, чтобы пытаться донести материал до учеников, учителя озабочены только тем, чтобы просто изложить его. В результате, как сказал один студент, в ответ на твою просьбу попить воды тебе в рот вставляют пожарный шланг.
|
Цель размышлений — отыскать и изложить главную идею в каждом отдельном библейском отрывке. Размышление помогает учителям спланировать уроки, способные накормить учеников, избегая как обжорства, так и голода. Оно побуждает излишне усердных обладателей пожарных шлангов и переполненных столов расчистить горы фактов, просеять кучи конспектов и подготовить качественное занятие.149Размышление помогает выявить возможную небрежность, проверяя нашли ли учителя ту человеческую боль, лекарство для которой предлагается в тексте. Размышление побуждает ленивых учителей вернуться к работе, поскольку для четкого определения основной мысли недостаточно одной или двух идей. Наконец, размышление ведет к большей искренности в молитвах, требуя от учителя поразмыслить над сутью урока, а не только над интригующими деталями.
148 Речь идет об американском футболе. (Прим. перев.)
149 А неиспользованные идеи сохраняйте, потому что вы их сможете использовать в будущих уроках, или же они вам пригодятся для ответа на возникшие в процессе обсуждения вопросы.
|
Главную мысль можно определить, ответив на ряд вопросов. Во- первых, какая тема раскрывается в отрывке? Во-вторых, что именно говорится в отрывке на эту тему и какова основная мысль этих слов? В-третьих, как можно применить эту основную мысль к вашей аудитории (тут необходима точность)? В-четвертых, каким образом учение отрывка связано с мотивом искупления? Каким образом отрывок указывает на Христа, выходит за рамки перечисления того, что надо делать и во что верить?
В чем заключается тема отрывка? [соединяется со следующим вопросом]
Не только тема, но и идея. О чем говорится в отрывке? Не только содержание, но и конкретное применение. Не только то, что надо делать и во что верить, но что-то, что указывало бы на нашу жизнь во Христе.
Выбирая отрывок, проводя по нему исследования и анализ, мудрые ученики и преподаватели Слова часто возвращаются к вопросу: "В чем заключается основная мысль?" В отношении многих текстов, ответить на этот вопрос несложно. Над некоторыми же придется потрудиться.
Определение темы
Процесс выбора темы зависит от того, относим ли мы текст к классу повествования или дискурса. Тема повествования обычно очевидна для каждого из трех его видов, которые мы назвали описанием событий, речью-повествованием и драмой (см. главу 5). Описания событий и речь-повествование сами раскрывают свою тему. В драмах тему можно найти ближе к кульминации, то есть в моменте истины. Действующие лица драмы также могут сделать явным главный вопрос. Например, очевидная тема истории Давида и Голиафа в 1Цар. 17 — это сражение между двумя главными персонажами: Давидом и Голиафом. Но продолжительный диалог, в котором каждый утверждает, что его Бог приведет к победе, переводит внимание с физического сражения на духовное.
|
В дискурсах, будь то письма, пророчества, псалмы и проповеди, тема может быть менее очевидной. Обычно предмет дискурса можно найти в первом или последнем предложении или в повторяющихся словах и выражениях. Повторяющиеся слова "закон" и "делать" показывают, что предмет Рим. 7, 14-25 — наша способность, или, точнее, наша болезненная неспособность, исполнять закон. Точно так же и повторяющееся слово "верою" в Евр. 11 объявляет тему главы. Внезапное появление львов, мечей (дважды), огня, темниц, мучений, смерти (дважды), поругания, побоев, побивания камнями и преследования в Евр. 11, 32-39 вводит новый подраздел к теме: "Потребность в вере при появлении угрозы насилия".