В Исх. 21, 28-29 мы читаем: "Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти". В наши дни это правило кажется не применимым ни к кому, за исключением фермеров и владельцев ранчо. Или это не так? Давайте проверим, используя методику поэтапного построения.
Первый этап: Установите первоначальное значение. На этом этапе мы спрашиваем, как это правило функционировало в Израиле? Где применялись волы и в каком случае вол мог забодать человека? Волы были рабочим скотом, используемым для вспахивания полей, сбора урожая и молотьбы. Они работали эффективнее людей, но при работе могли их поранить. Таким образом, в нашей культуре наиболее близкой аналогией волу будет не опасное животное, как, например, бойцовая собака, но какой-то опасный механизм,
используемый в работе, например трактор, борона, молотильная машина, потому что фермерское оборудование, как и волы, работают вместо человека и могут его поранить.
Второй этап: Найдите принцип, стоящий за конкретным правилом о волах. Правило о волах является частью отрывка из книги Исход, посвященного несчастным случаям и нанесению телесных повреждений (Исх. 21, 12-36). В этом отрывке запрещаются всякие убийства и причинение ранений, как умышленные, так и случайные, и в нем предписываются соответствующие за них наказания. Поскольку в отрывке описывается, как предотвратить неумышленное повреждение или убийство, вола, забодавшего кого-нибудь насмерть, хозяину следует забить. Принцип, связывающий две культуры, следовательно, таков: всякое убийство запрещено, как запрещено все, что так или иначе связано с убийством: к примеру, халатность, подвергающая опасности жизнь окружающих.
|
Третий этап: Найдите сходную ситуацию в наши дни. Я уже предложил считать опасное для человека оборудование аналогом древних волов. Как и волы, производственное оборудование, взрывоопасные вещества, тяжелая строительная техника, авиа и автоперевозки служат людям, но в то же время могут причинить им случайный вред. Также заповедь Моисея относится и к небрежному управлению потенциально опасным оборудованием, автомобилем, например. Возможно, небрежный водитель по отношению к металлу своего автомобиля — то же самое, что и небрежный скотовладелец по отношению к рогам своего вола. Данный отрывок обязывает каждую верующую семью предупреждать несчастные случаи, тем самым заботясь о сохранении жизни.
На третьем этапе мы отчасти погружаемся в условности, поскольку трудно быть уверенным в точности сравнения вола с производственным оборудованием. Поэтому мы переходим к следующему этапу, где можно будет проверить наше предварительное предположение.
Четвертый этап: Сравните свои заключения с другими местами Писания. Этим сравнением проверяется крепость нашего моста. Если мы основательно изучим Писание, у нас будет меньше возможностей совершить ошибку. Далее, мы более уверены в своей правоте, если наши практические выводы подтверждаются несколькими библейскими отрывками.
Итак, мы видим заботу о безопасности людей в законе о незлоумышленном убийстве и ссорах (Исх. 21, 12-13.18-19) или законе о повреждениях, нанесенных беременной женщине (Исх. 21, 22-23). Эта забота снова проявляется в книге Второзакония 22,8, где Моисей отдает распоряжение Израилю возводить на крыше своих домов парапет (невысокую стену). Крыши на палестинских домах были плоскими, на них проводили время (Нав. 2, 6; 2Цар. 11, 2), а в душные ночи даже спали. Другие отрывки, посвященные вопросу непреднамеренного убийства включают в себя Быт. 9,5 (смерть от человека или животного), Чис. 35, 6-34 (различие между несчастными случаями и убийствами; города-убежища) и Нав. 20-21 (города-убежища). И действительно, в Библии часто поднимается вопрос о сохранении жизни, возможно потому, что Богу характерно дарить жизнь и охранять ее (Пс. 36; 90; 120; Лк. 12, 7; 1 Пет. 5, 7). Все вместе эти отрывки подтверждают, что Бог требует от нас ответственного отношения к предотвращению несчастных случаев.143
|
Подводя итоги, скажем, что когда мы сталкиваемся с заповедью, которая кажется нам далекой от наших дней, мы не можем ее попросту отбросить. К некоторым заключениям нас может без всяких усилий привести интуиция. Но когда интуиция нас подводит, или когда интуитивные ощущения требуют проверки, применяйте следующий метод: (1) Определите первоначальное значение; (2) Найдите принцип; (3) Примените принцип к похожей ситуации в наше время; (4) Проверьте правильность ваших выводов с помощью других мест Писания.
143 Приводя пример из закона Моисея, я ничего не пытаюсь утверждать о продолжении завета, теономии и других подобных вопросах. Предпосылка, лежащая в основе этого подраздела, - скромное предположение, что закон Израиля основывался на непреходящих принципах справедливости.
|
Принципы и наставления
С самого начала содержание этой главы предполагает то, что общие принципы и конкретные правила, такие, как "Не убий" или "Следи за своим волом", неотделимы друг от друга для тех, кто хочет возрастать в святости. Чтобы достичь цели — жизни, преисполненной праведными помыслами, словами и действиями, — мы должны ехать не только по скоростному шоссе, но и по городским улицам. Если можно сравнить принципы с многополосным скоростным шоссе, покрывающим большие расстояния, то конкретные правила похожи на дороги, ведущие к самому дому.
Многие верующие, читая Библию, ищут исключительно принципы, касающиеся таких тем, как любовь и справедливость, но, пренебрегая правилами, многое теряют.144Другие говорят, что считают каждое повеление законом, распространяющимся на всех во все времена. Лучше было бы рассматривать конкретные заповеди как богодухновенные наставления в применении универсальных принципов. Мы можем применять эти принципы сегодня точно так же, как и верующие много лет назад. А даже если и нет, они, по крайней мере, могут служить дорожными знаками, указывающими правильное применение в ситуациях, возникающих в наши дни.145
Возьмем принцип заботы о бедных. Бог заботится о бедных (Пс. 13,6; 34, 10; 111,9; Ис. 25,4; Мф. 11,5; Лк. 4, 18; 7, 22) и осуждает их притеснителей (Ам. 2, 7; 4,1; 5,11; Иак. 2,2-6). Следовательно дети Божьи должны их защищать, быть щедрыми по отношению к ним (Втор. 15, 7.11; Лк. 12, 33; 14, 13.21), относиться к ним справедливо (Исх. 23, 6; Лев. 19, 15; Иак. 5,
4) и служить им (Иак. 1, 27). Но как конкретно можем мы применить принцип "Заботьтесь о бедных" в наши дни? По отношению к попрошайкам, например, которые, вполне возможно, склонны к той или иной пагубной привычке и могут потратить ваше подаяние на выпивку или наркотики.
На помощь приходят израильские законы о сборе урожая. "Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу" (Лев. 19, 9-10). Буквальное исполнение этого закона вряд ли поможет многим нищим в наши дни. Это правило больше относится к аграрному обществу, тогда как большинство нищих в наше время живет в городах. Закон этот, однако, содержит ключевой принцип: мы должны подавать нищим таким образом, чтобы не поощрять их в то же время к безделью или зависимости. Хотя мы не можем буквально исполнять этот закон в наши дни, закон о сборе урожая — это не просто оболочка, которую можно отбросить после того, как мы добрались до сердцевины, до универсальной истины. Закон о сборе урожая — это богодухновенная модель заботы о бедных, и она должна побудить нас к поиску новых способов заботы о них.146
Это касается многих принципов. Их применение меняется от одной культуры к другой, но как только мы находим современные аналоги древних принципов, мы должны применять их на практике, если только Писания для нас являются авторитетом. Таким образом принципы закладывают основание, составляют крышу и металлические балки здания христианской этики. Конкретные правила и поступки, которые одобрены в библейских историях, выстраиваясь стенами и расстилаясь коврами, довершают здание.
144 Возьмите, к примеру, исключительное внимание к теме любви в книге Joseph Fletcher, Situation Ethics: The New Morality (Philadelphia: Westminster Press, 1966). Многие христианские феминистки похожим образом заявляют, что все тексты, предполагающие лидерство мужчин, должны подчиняться системе, изложенной в Гал. 3,28. См. Andreas Kostenberger, "Gender Passages in the NT: Hermeneutical Fallacies Critiqued," Westminster Theological Journal 56 (Fall 1994): 273-79.
145 Richard Longenecker, New Testament Ethics for Today (Grand Rapids: Eerdmans, 1984), 27-28; Larkin, Culture and Biblical Hermeneutics, 104-07. Более простое освещение см. в R. С. Sproul, Knowing Scripture (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1977), 106-08.
146 Richard Bauckham, The Bible in Politics, 12-13.
На этом мы заканчиваем освещение мыслительного процесса в практическом применении Писаний, однако два вопроса, больше относящиеся к области воли, остаются открытыми. Первый связан с задействованием воображения, второй — с тем, чтобы прямо говорить людям, что делать.
Метод воображения?
Томас Эдисон сказал: "Гениальность состоит из одного процента вдохновения и девяносто девяти процентов усердия". Этот принцип относится и к применению Библии. Иногда идеи посещают нас внезапно, но воображение — не дрессированное животное, которое является по первому зову. Что же делать, если у нас есть идеи общего характера, но ничего конкретного на ум не приходит? Если читать Библию медитативно, это редко становится проблемой. Если вы готовитесь к домашней группе по изучению Библии, вы можете обратиться за помощью к друзьям. Скажите им: "Этот отрывок говорит о том, что мы должны делать то-то и то-то. Кто из вас сталкивался с подобной ситуацией в последнее время? Что же произошло? Что вы из этого узнали?" Но, если вы ведете более серьезные занятия или хотите хорошо подготовиться к любой встрече, воображение нужно время от времени подстегивать. Вот несколько идей:
1. Планируйте занятия заранее и старайтесь замечать применения на работе и дома. Следите за новостями. Читайте разнообразную литературу. Прислушивайтесь к людям; заставьте их говорить о том, что для них важно;
2. Погрузитесь в основные учения Писания. Вернитесь к теме о личности Бога, сознавая, что Его образ — это наша судьба (Рим. 8,29; Еф. 4, 24; 5, 1). Поразмыслите над человечеством, падшим и искупленным. Овладейте в совершенстве основами христианской этики: Десятью заповедями, Нагорной проповедью, значением любви, праведности и благодарности. В применении, как и в других моментах преподавания, не чурайтесь повторения избитых истин (см. гл. 9);
3. Попытайтесь по-новому взглянуть на отрывок. Как бы его принял новообращенный или ребенок? Как бы мы отнеслись к нему, будь мы на небесах? Что может сказать человек, только называющийся христианином? Что могут возразить учению неверующие разных профессий — бизнесмен, домохозяйка, студент, пенсионер? Как на это смотрит Бог?
4. Если у вас есть возможность, посмотрите, как этот отрывок применяли христианские лидеры прошлого;
5. Если в отрывке дается четкая заповедь, задайте вопрос: что препятствует послушанию? Чем мы оправдываем непослушание?
Постоянно размышляя над такими вопросами, мы стимулируем появление идей. Развивайте свое воображение такими упражнениями, и оно станет сильнее. Конечно, как бы мы ни старались, некоторые уроки так и не смогут достичь желаемого совершенства. Тогда стоит продолжать передвигаться мелкими шагами, но в правильном направлении.