Применение — процесс достаточно сложный, несомненно нуждающийся




В методике

Если читать Библию медитативно, каждый день, то, как правило, можно найти то или иное наставление, помогающее в решении насущных вопросов. Но если вы хотите детально и досконально учить других, если вы хотите большего, чем простых напоминаний о знакомых истинах, вам нужна методика. Исключительно на интуицию и молитву полагаться нельзя по следующим причинам:133

1. Библия — это не учебник, посвященный принятию жизненно важных решений, и не подробное руководство по правилам поведения. В ней не говорится, на ком нужно жениться и какое избрать призвание в жизни. В ней не найти ответов на сложные вопросы из области нравственности, такие, например, как: "Что мне делать, если я подозреваю, что мой коллега обманывает клиентов, но не могу этого доказать?"

2. В Библии не всегда раскрываются современные проблемы. Например, как использовать средства массовой информации? С какой скоростью вести машину, когда все вокруг превышают скорость? Как применять заповедь "возлюби ближнего своего" к конкуренту в бизнесе? Конкурент и враг — одно ли и то же? Если да, то как его можно любить, когда его прибыль — это мои убытки?

3. Библия — не труд по этической философии. В ней не найти списка основных принципов и постулатов; не найти в ней также ни изложения теоретической системы этического анализа, ни детальной схемы для вынесения моральных суждений.

 
 

4.Мы задумываемся о том, насколько применима Библия к жизни каждого человека, а насколько — исключительно к верующим. Касается ли Ветхий Завет только лишь Израиля? Насколько буквально мы должны воспринимать повеления, адресованные конкретным библейским личностям, таким как Авраам и Петр? Должны ли мы ожидать от язычников, не имеющих ни конкретных причин, ни духовной способности для исполнения заповедей о беззаветной любви, которые мы и сами то исполнить не способны.

132 Более подробно о применении и греховности см. Bryan Chapell, Christ-Centered Preaching: Redeeming the Expository Sermon (Grand Rapids: Baker, 1994), 40-44, 263-66. Мы еще вернемся к этому вопросу в гл. 12.

133 За более подробным списком трудностей применения обращайтесь к статье И.X. Маршалла, в которой он приводит список одиннадцати преград в процессе применения: I. Н. Marshall, "New Occasions Teach New Duties? 2. The Use of the New Testament in Christian Ethics," Expository Times 105 (February 1994): 131-32.


5.Как применять отрывки, не содержащие заповедей? Чего от нас требуют повествования, обещания и песни? Стоит ли искать в повествованиях примеры угодного и неугодного Богу поведения, примеры того, чему стоит следовать, а чего избегать? Должны ли мы рассматривать служение апостолов в качестве образца и метода ведения миссионерской работы в наше время?

6.Как распознать, ограничивают ли те или иные библейские заповеди разрушительное действие порочного общественного строя или же они направлены на поддержку этого строя? Иисус говорит, что Моисей позволил жестокосердному обществу придерживаться нестрогих законов, допускающих развод. Но Бог изначально установил более высокие идеалы семейной жизни (Мф. 19, 3-12; 5, 33-42). Таким же образом мы рассматриваем и терпимость Библии к полигамии и рабству. Относится ли это и к другим социальным институтам?

7. Чтение Библии с ее уникальной историей, языком и традициями напоминает разговор с человеком другой культуры. Человеческая природа достаточно постоянна, чтобы такого рода общение было возможным, однако ограничения в общении служат доказательством того, что культуры все же далеки друг от друга.

8.Библия — это история спасения, а не справочник нравственного поведения. Евангелисты писали для того, чтобы мы могли уверовать, что Иисус есть Христос, и получить жизнь во имя его (Ин. 20, 31). Да, Иисус повелел апостолам: "Идите и научите все народы,... уча их соблюдать все, что я повелел вам" (Мф. 28,19-20). Но благовестие никогда не должно начинаться с перечисления того, что народ Божий должен сделать для Бога. Оно начинается с того, что Бог сделал для нас, когда сами мы ни на что не были способны.

Таким образом, наше желание применить Библию сталкивается с препятствиями. Библия

— это прежде всего история спасения, а не справочник по этике или церковному управлению. Более того, общества постоянно меняются, создавая явные пропасти между библейским учением и проблемами современности. Слова Библии о мясе, об идолах, волах, пиршествах и священниках, с одной стороны, кажутся отжившими свое. С другой стороны, зачастую мы напрасно ищем в Библии ответы на вопросы, поставленные перед нами технологическим обществом, — вопросы, касающиеся врачебной этики, средств массовой информации и многого другого.

Именно поэтому нам нужна стратегия поиска наших обязательств. Некоторые подходы явно ошибочны. Всегда стоит остерегаться таких заявлений, что кто-то якобы нашел в книге Иезекииля стих, разрешающий проблему генной инженерии или межпланетных путешествий. Но поскольку Писания вооружают народ Божий для всякого доброго дела, мы не должны отметать никакой вопрос, бесцеремонно заявляя, что в Библии об этом ничего не сказано. Итак, стоит все тот же вопрос: как найти нравственное направление для современного общества в древних заповедях Библии?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: