До сих пор мы говорили о методах применительно к тем темам, с которыми мы обращаемся к Библии. Но некоторые темы возникают по мере того, как мы читаем Библию. Когда мы с детьми читали Евангелие от Луки, они задавали как минимум один тематический вопрос каждый вечер. Откуда демоны знали, кто такой Иисус? Почему Иисус велел своим ученикам оставить все для того, чтобы последовать за ним? Каким образом Иисус читал мысли людей? Почему народ Иисуса не поверил в Него? Дети без труда определяют темы, однако взрослые вынуждены обуздывать безграничное любопытство юности, чтобы выполнить свою работу. Постепенно они теряют способность задавать вопросы. Итак, как же научиться замечать важные темы? Вот несколько советов:
1. Некоторые темы повторяются почти в каждом отрывке. В каждом отрывке что-то говорится о природе Бога и человека. В каждом из них говорится о нашем положении падших грешников и о божьем исцелении. Поэтому постоянно ищите ответ на вопрос "Чему этот отрывок учит о Боге, человеке и искуплении?"
2. Темы часто начинаются с проблемы. В предыдущей главе мы перечислили проблемы из Деян. 13, 1-3, решение которых требует получения определенной информации. Где находится Антиохия? Что это за город? Но вскоре нам становится интересно, почему именно церковь в Антиохии стала первой церковью, пославшей миссионеров к язычникам. Как была основана церковь? Кто эти пророки, упомянутые в первом стихе? Говорят ли их имена что-нибудь об общине? Ответы на эти вопросы приводят нас к теме роста церкви и благовестия. Вопрос "Каким образом Святой Дух повелел "отделить Варнаву и Савла?" приводит нас к теме о способе общения Бога с человеком. В тексте упоминается также пост, молитва и возложение рук — все это темы, достойные изучения. Последний вопрос может привести к изучению "рукоположения" — термина хотя и редкого, однако передающего важное понятие.
|
3. Некоторые темы всплывают только при чтении больших отрывков Писания. Например, если мы прочтем книгу Бытия за одну неделю, мы не сможем не заметить определенные темы. Мы обратим внимание на то, что Господь общается со своим народом
— от Адама до Иосифа — путем заветов и обещаний, которые он дает им и их потомкам. Мы также заметим, что Господь по своему предвидению исполняет свои обещания несмотря на угрозы со всех сторон: двое патриархов долгое время остаются бездетными, третий с самого начала с насмешкой относится к завету, четвертого продают в рабство.
4. Некоторые темы становятся заметными при повторном чтении отрывков. В Евангелии от Луки можно не заметить, что у Иисуса была привычка общаться с изгоями, поскольку это заметно лишь изредка и не описывается никакой особой терминологией. Однако в своей первой проповеди Иисус заявляет, что пришел проповедовать Благую Весть нищим и измученным (4, 18). Вскоре после этого он именно так и поступает, служа прокаженным, одержимым бесами, женщинам с нечистыми болезнями (Лк. 5,12-16; 8,26- 39.40-56). Иисус открыто общался с изгоями. Сборщик податей становится одним из Двенадцати, Иисус напрашивается в гости к главному сборщику податей Закхею, которого он ставит в пример покаяния и спасения (5, 27-32; 19, 1-10). Он порицает фарисеев за их нежелание принимать у себя бедных, искалеченных, слепых и хромых (14,12-14), а затем рассказывает притчу о богоподобном царе, пригласившем к себе на пир подобных людей со всей округи (14,15-24). У Иисуса не было своего жилища, поэтому он не мог последовать собственному совету и устраивать праздники для изгоев общества, но он делал все, что мог, участвуя в их праздниках и разделяя с ними трапезы (15, 1-2; 19, 5-7).109Иисус не только проводил время с этими людьми, но и благословлял их. Даже на кресте он обратил свой взор на вора, распятого рядом с ним, и благословил его (23,40-43).
|
109 Разделение трапезы с кем-либо в библейские времена свидетельствовало о более глубоких дружеских отношениях и близости, чем в настоящее время.
Все эти примеры говорят о том, что любовь Бога к "аутсайдерам" находится в самом сердце Евангелия.110Если это так, почему проповедники и учителя забывают об этом? Возможно, закрытость для взрослых равнозначна неуважению для подростков: ни те ни другие не замечают своей вины. Мы не замечаем, как отвергаем людей, принадлежащих к другим слоям общества, потому что считаем, что внимание к друзьям и похожим на нас самих гостям весьма похвально. А может и потому что внимание к изгоям лишь упоминается в тексте, но никогда не является его главной темой.
Как избежать такого преступного пренебрежения? Во-первых, если бы мы применяли то немногое, что знаем, мы бы двигались по правильному пути семимильными шагами. Во- вторых, церковные учителя должны признать, что тема принятия изгоев общества красной нитью проходит сквозь всю Библию. Мы должны знать, что Бог принимает грешников и что мы должны поступать так же.
|
Заключение
Вслед за Контекстом, Анализом и Проблемами, в этой главе была представлена четвертая часть плана КАПТОР — Темы. Нам осталось рассмотреть только Обязательства и Размышления. До сих пор, мы тщательно рассматривали только один отрывок. В этой главе акцент был сделан на навык чтения в поисках широкого спектра богословских связей. Хорошие учителя будут развивать темы, важные для окружающего их общества или их христианской общины, или если они снова и снова возникают в связи с чтением Библии. Для того чтобы в этом преуспеть, необходимо немного расслабиться. Инструменты тематического исследования включают в себя перекрестные ссылки, симфонии, библейские энциклопедии, словари, работы по богословию; однако на одних инструментах и тщательных лексических исследованиях нельзя построить хорошее тематическое занятие. Вы должны знать Писания, знать людей, быть в курсе текущих событий, и не бояться идти на риск и творчески сочетать все эти составляющие.
Упражнения
1. Перечислите темы, достойные изучения, из некоторых пройденных нами отрывков (Мф. 18, 21-35; 1Цар. 17, Рим. 12, 1-2).
2. Проведите исследование по интересующей вас теме, которой, как кажется, не посвящен ни один отдельный отрывок.
Например:
а. Что делать, если руководство на работе дает распоряжение, которое вызывает сомнения с нравственной точки зрения, если, не будучи откровенно аморальным или незаконным, оно все же далеко от идеала?
б. Что сказано в Библии об окружающей среде? О процессе старения?
110 С другой стороны самоуверенность в делах спасения - определяющая черта израильских лидеров (полноправных членов общества) - служит причиной для изгнания одного из них из царства. См. Mark Alan Powell, "Religious Leaders in Luke: A Literary-Critical Study," Journal of Biblical Literature 109 (Spring 1990): 93-110, esp. 95-99; Jack Dean Kingsbury, Conflict in Luke: Jesus, Authorities, and Disciples (Minneapolis: Fortress, 1991), 23, 82-83.
9. Сложности в применении текста
Уток не касается?
Однажды чудесным воскресным утром в утиной стране утки, проснувшись и почистив перышки, вразвалочку направились в церковь. После того, как все расселись по своим местам, утиный служитель, с трудом переваливаясь с лапы на лапу, направился к кафедре. Открыв утиную Библию, он нашел отрывок, в котором говорилось о великом даре Бога уткам — крыльях. "Имея крылья", — ораторствовал утиный проповедник, — "вы, утки, можете летать. Вы можете взмыть в небеса и парить, как орлы. Вы можете познать свободу, забыв о клетках и заборах. Возблагодарите же Бога за столь великий дар крыльев". Вся утиная община горячо поддержала своего пастора громогласным "Аминь" и, переваливаясь с лапы на лапу, разошлась по домам.111
Притча об утках демонстрирует некоторые сложности в применении Писания. Утиный пастор взывал только к умам уток. Он призывал их не использовать крылья, а только благодарить Бога за них. Или, возможно, его личные недостатки (ведь сам он тоже не прилетел в церковь на крыльях) помешали ему призвать остальных к правильному применению отрывка. Утке, не умеющей летать, стыдно призывать к этому своих собратьев и унизительно видеть в них то, чего не умеет или не желает делать она сама. Поэтому утиный пастор с легкостью позволил своей пастве пренебречь практикой.
В действительности применение — это, пожалуй, самый запутанный и сложный этап в толковании Библии. Либеральные и консервативные христиане, протестанты и католики, преподаватели богословия, верные Богу, и преподаватели литературы, даже те, что Бога отрицают, — все согласны с тем, что способность к правильному толкованию зависит от навыков, описанных в предыдущих главах. По большей части все они согласны с порядком проведения экзегезы.112Различия же всплывают на поверхность, когда мы пытаемся определить наши нравственные и духовные обязанности.113
Первый вопрос: кто занимается применением Писаний? Бог, читатель или учитель? Во- вторых, в чем заключается процесс применения? Зависит ли он целиком и полностью от внутреннего свидетельства Святого Духа? Или же применение связано с упорным трудом и духовными исканиями? Если мы подойдем к Писанию с открытым сердцем, станет ли правильное применение логическим следствием нашего подхода? В третьих, в чем заключается главная цель применения? Преумножение человеческого счастья? Принятие правильных нравственных решений? Формирование характера? Общение с Богом?
Некоторые критики отрицают утверждение о том, что древние тексты вообще могут устанавливать абсолютные нравственные стандарты в современном обществе. Они настаивают на том, что труды, "написанные в древние времена и в древнем обществе имеют значение для того времени и того общества, в котором они создавались. В настоящее же время, в современном обществе они могут иметь совершенно другое значение, или, вообще,
111 Эту историю часто приписывают Серену Кьеркегору, с уст которого сошло множество притч. Но я не нашел этому подтверждения ни в предметных указателях его работ, ни среди мнений экспертов, с которыми я консультировался.
112 Они не во всем согласны. Консервативные христиане верят, что любая часть Писания истинна и не противоречит другой части Писания. Они обычно пытаются показать это в своих истолкованиях. Критики же не обязательно верят в истинность и целостность отрывка. Более того, некоторые школы экзегетики (деконструкция, некоторые варианты теории "реакция читателей" и некоторые виды феминистской герменевтики) придерживаются так называемой "герменевтики подозрения". Подобные школы иногда отрицают, что (а) библейские авторы были способны передать текст, смысл которого восстановим, и что (б) очевидный смысл библейского текста и есть его истинный смысл.
113 Признаюсь, я использую слово "обязанности" для того, чтобы вставить букву О в сокращение КАПТОР. Более распространенный термин, обозначающий навыки, которые описаны в этой главе - это "применение".
не иметь никакого значения".114Джеймс Густафсон утверждает, что Библия оказывает влияние на наши идеалы, нравственные суждения, мотивацию и цели, но число факторов в определении нравственных ценностей и количество тем, затронутых в Писании, настолько велико, что ни один библейский факт, сам по себе, не может быть определяющим в принятии нравственных решений.115Критики в особенности ставят под сомнение авторитет исторических отрывков Библии в вопросах морали. Они спрашивают: "Насколько мы можем быть уверены в том, что события, о которых сообщается в этих отрывках, на самом деле имели место?" Если мы не можем быть в этом уверены, то о каком авторитете в вопросах морали может идти речь?116Кроме того, каким образом древняя история может регулировать поведение в современном обществе?
Критики совершенно правы в том, что культура меняется и что принятие решений — процесс сложный. Но ни перемены, ни сложность процесса применения никоим образом не приуменьшают авторитета Писания. Они лишь показывают, что мы должны очень тщательно подходить к применению Писания в новых ситуациях. Основы праведного поведения могут оставаться неизменными, но нападки на праведность будут менять форму. Когда смятение усиливается, а грех цветет пышным цветом, проблемы не разрешить простым росчерком пера, приведя в доказательство единственный Библейский отрывок. Не ставя под сомнение авторитетность Библии, можно смело утверждать, что духовная проницательность — дело не простое.
Упрощенческое рвение подступает с одной стороны, спорные вопросы осаждают с другой, однако евангельские богословы мало внимания уделяют теоретическому решению задачи применения Библии.117Но потребность в этом, несомненно, существует, поскольку слишком многие христианские учителя избегают сложных вопросов, повторяя избитые, субъективные, нечеткие и незначительные практические уроки. Поэтому давайте рассмотрим два неправильных подхода к применению Библии, определим их ошибки и предложим позитивные решения.
114 James Barr, The Bible in the Modern World (New York: Harper & Row, 1973), 39-44. Это утверждение взято из описания "культурного релятивизма", приведенного Барром. Барр не разделяет этот взгляд, хотя и считает его "полезным и наталкивающим на размышления".
115 James Gustafson, "The Place of Scripture in Christian Ethics," Interpretation 24 (October 1970): 444- 55, esp. 450-51. В этой сложной статье Густафсон проявляет значительный интерес к библейскому авторитету, но осознанно воздерживается от признания верховенства ее авторитета в вопросах морали.
116 Философы, подобные Лессингу, оспаривают способность исторического события служить доказательством нравственных истин. Нравственные истины универсальны. Каждый разумный человек видит необходимость в основополагающих нравственных истинах. Все понимают, например, что должен существовать запрет на убийство, что ложь и предательство аморальны, иначе жизнь в человеческом обществе была бы невозможной. Исторические события в лучшем случае лишь демон- стрируют нравственные истины. Но установить их способен только разум. См. Gotthold Lessing, "On the Proof of the Spirit and of Power" в Lessing's Theological Writings, trans, and ed. Henry Chadwick (Stanford: Stanford University Press, 1957), 51-56.
117 По словам И. X. Маршалла, "Обсуждение библейской герменевтики оказали нам значительную помощь в понимании того, о чем говорится в тексте: его изначального смысла и важности для первых читателей. Но эти дискуссии, как правило, не способны помочь человеку перейти от изначального значения отрывка к его значению на сегодняшний день" ("New Occasions Teach New Duties? 2. The Use of the New Testament in Christian Ethics," Expository Times 105 [February 1994]: 136). В своем учебнике по герменевтике Клайн, Бломберг и Хаббард замечают, что навык применения лучше приобретается на практике, чем изучается в теории; затем они добавляют с долей иронии: "Но зачастую уместное применение очень трудно найти, не говоря уже о том, чтобы его уловить". William Clein, Craig Blomberg, and Robert Hubbard, Introduction to Biblical Interpretation (Waco: Word, 1993), 403.