Однажды, будучи особенно благодарен жене за все, что она для меня сделала, я решил выразить свою благодарность, удивив ее изысканным ужином, который решил для нее приготовить сам. Я просматривал ее любимую поваренную книгу в поисках блюда, которое бы солидно выглядело и имело звучное название, пока, наконец, мое внимание не привлекло французское блюдо "Coq au Vin". Его звучание мне показалось внушительным, к тому же у нас уже было почти все, необходимое для его приготовления. Но каково это блюдо на вкус? К счастью, за рецептом следовало описание: "Замечательное, здоровое блюдо с приятным вкусом в густом темном соусе. Хороший рецепт, если у вас есть в наличии тушка немолодого петуха".
Это заставило меня задуматься: "Что конкретно означает "приятный вкус"? И как определить возраст петуха, учитывая, что он неизвестно сколько времени пролежал в морозильнике?" Для того чтобы понять рецепт и принять обоснованное решение, нужно было решить эти две проблемы (как вы уже догадались, в тот вечер мы ужинали в ресторане).
Для начинающих чтение Библии похоже на чтение кулинарной книги или инструкции по ремонту самолета. С самого начала человек чувствует себя не совсем удобно. И если ему попадаются несколько озадачивающих фраз или понятий, возникает опасность полного непонимания сути сказанного. Не зная, как продолжать, человек может сдаться. Опытные верующие тоже встречаются с отрывками, суть которых им не совсем ясна, или вовсе не понятна. И хотя искушенный читатель, вероятнее всего, поймет основную идею, но и он может упустить точное направление мысли или какую-нибудь важную деталь.
Для того чтобы изучение Библии было эффективным, мы должны научиться видеть и разрешать проблемные вопросы, встречающиеся в тексте. Увидеть проблему можно, читая медленно и внимательно, останавливаясь для того, чтобы обдумать то, что нам непонятно. В этой главе слово "проблема" означает следующее: любое слово, фраза, понятие, обычай или учение, ускользающие от нашего понимания. Многие проблемы разрешаются глубоким знанием исторического окружения.85
|
Можно выделить три типа проблем:
Типы проблем
1. Очевидные проблемы. К ним относятся места, имена, слова, традиции, о которых нам либо вообще ничего не известно, либо известно очень мало. Незнакомые имена или географические названия, новые или необычные термины и фразы, ссылки на полузабытые события — классический пример таких проблем. Например, когда Моисей говорит: "Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе" (Втор. 6, 16), для того чтобы понять смысл его слов, нужно знать, что произошло в Массе. Для неосведомленного читателя третья и четвертая главы Книги Руфь полны проблем. Почему Руфь собирала колосья на чужом поле? Почему Вооз должен был проявить интерес к браку с Руфью? Почему человек, купивший поле у Ноемини, приобрел вместе с ним и жену? Почему Вооз обсуждал этот вопрос с десятью старейшинами у городских ворот?
2. Преподавательские проблемы. Некоторые люди могут знать все ответы на вопросы из Книги Руфь. Но преподаватели должны определить, знает ли ответы на эти вопросы их аудитория.
85 Для обнаружения проблем нам необходимы навыки наблюдательности (Глава 2). Для их разрешения, нам часто следует знать исторический контекст отрывка (Глава 4).
|
3. Скрытые проблемы. Проблемы могут также включать термины или фразы, с которыми мы уже встречались раньше. Мы можем иметь свое мнение или какое-то нечеткое воспоминание о человеке, вопросе, термине или традиции, о которых идет речь. Но, читая медленно и будучи честными сами с собой, мы осознаем, что знаем о предмете очень мало. Например, нам может казаться, что мы понимаем значение слова "пустыня". Но если оно описывает место, где нет воды, как могла вся окрестность Иудейская и Иерусалим идти к Иоанну в пустыню, не погибнув при этом? Ответ в том, что в Библии пустыня — это незаселенная, но совсем не обязательно безводная местность.
Самые основные проблемы
Для того, чтобы увидеть и разрешить проблему, мы должны знать, в каких областях знания у нас имеются пробелы. Это можно представить в виде парадокса: мы должны знать, чего мы не знаем. Хотя мы, скорее всего, никогда не сможем полностью осознать ограниченность своих знаний (нужно ли для этого знать все?), способность увидеть глубину своего неведения — это, в каком-то смысле, мудрость. Главное — читать медленно, рассматривая каждую фразу и задавая себе вопрос: "Знаю ли я, что это означает? Или я просто помню что- то, что, мне кажется, я слышал где-то от кого-то сто лет назад?" Читая, не нужно торопиться, если только мы не читаем сразу несколько глав из Писания, чтобы увидеть общую картину происходящего.
Это не означает, что мы должны плавать в море неведения, таком глубоком, что крайний скептицизм становится лучшим выходом. Поколения ученых пролили достаточно света на историю древнего мира, чтобы мы смогли восстановить основы древних традиций и языка. С другой стороны, библейское послание не настолько сложно и витиевато, чтобы мы постоянно вынуждены были обращаться к экспертам. Несмотря на то, что для преподавателей всегда найдется работа, авторы Библии предполагают, что общество завета сможет понять ее послание. Другими словами, когда сам Петр говорит, что послания Павла содержат "нечто неудобовразумительное" (2 Пет. 3, 16), нужно делать ударение на слове "нечто". Нечто (или кое-что) в письмах понять сложно, но основные истины Библии взрослому верующему неправильно истолковать почти невозможно.
|
Проблемы толкования Библии можно сравнить с тайнами, возникающими в работе следователя. В каждом деле обычно наступает момент, когда следователю становится ясно, кто совершил преступление, даже если с точки зрения закона доказательства недостаточно веские. Точно так же и верующий может быть уверен, что уловил основную мысль, несмотря на то, что не каждый стих ему до конца понятен. Более молодые верующие могут работать над простыми вопросами. Более же опытные христиане в процессе изучения будут продвигаться к все более сложным вопросам. Итак, если мы можем распознать и разрешить главные проблемы, мы сможем понять главную мысль отрывка. Но как распознать проблемы?