Языке
Освоение любого значительного и полезного навыка всегда имеет свою цену. В фильме "Собственная лига", посвященном истории женской бейсбольной лиги 1940-х годов, один из ключевых игроков решает покинуть команду в преддверии чемпионата лиги. "Просто стало
82 Kugel, The Idea of Biblical Poetry, 11. Следующий стих (26, 10) явно поднимает вопрос случайного поведения, тем самым повышая вероятность данной трактовки.
83 Там же, 58.
84 См. Robert Stein, The Method and Message of Jesus (Philadelphia: Westminster Press, 1978), 27-32. Категории Стайна фактически соответствуют схеме, отвергаемой Кюгелем, однако он показывает, как часто Иисус использует параллелизм в своем учении.
слишком трудно", — объясняет она. Менеджер команды взрывается: "Так ведь и должно быть трудно. Если бы все было просто, каждый стал бы игроком. В "трудности" вся прелесть". Менеджер команды совершенно прав: его замечание верно как по отношению к бейсболу, так и по отношению к толкованию Библии. Если посредственность вас не удовлетворяет, и вы хотите добиться мастерства, самое время определиться с ценой. Преподавать библейское учение с постоянством и без искажений — тяжелый труд. Именно по этой причине немногие становятся учителями. Следующие страницы написаны для тех, кто готов сделать усилие.
До сих пор мы рассматривали взаимосвязи между утверждениями индуктивно, наблюдая связи между абзацами и предложениями, но не классифицируя их. Теперь же мы обратимся к более систематическому обсуждению взаимосвязей между утверждениями. Ниже приведен сокращенный список наиболее часто употребляющихся в английском языке связей. (Более подробные специальные описания взаимосвязей между утверждениями приведены в Приложении 3. Одно из них применимо ко всем языкам, другое — к греческому языку Нового Завета).
|
Этот список несколько яснее и определенней того, что можно получить, выделяя ключевые слова. Во-первых, он описывает наиболее часто встречающиеся связи между идеями, что особенно полезно в том случае, когда все связи неявны. Во-вторых, многие слова, употребляющиеся в качестве логических связей, имеют два или более значений. Для того чтобы определить, в каком значении используется слово, нам нужно знать все возможные значения. Например, слово "затем" может указывать на последовательность действий (одно действие следует за другим) или на причинно-следственную связь (одно действие служит причиной для другого). Предлагаемая здесь несложная система разделяет возможные взаимосвязи на три группы: дополнение и исключение, причина и следствие, уточнение и объяснение.
Дополнение и исключение
Дополнение имеет место в случае простого последовательного изложения событий, перечисления предметов, идей, как, например, в следующем предложении: "Мы пообедали, затем пошли прогуляться по пляжу". Сокращение НИЗ представляет три основных варианта: но, и, затем.
1. Утверждения типа "НО" противопоставляются друг другу. Они отнимают что-то от другого утверждения, чего-то его лишают, как, например, в следующем предложении: "Кевин сделал выигрышный бросок, но передачу ему сделал Джим". Такие слова, как все- таки, наоборот, с другой стороны и тем не менее, также выражают противопоставление.
2. Утверждения типа "И" добавляют идеи. Помимо союза и в этой функции используются также, более того, кроме того и в дополнение. Запятые часто используются в функции союза и. Например: "Плод же духа: любовь, радость, мир,... кротость и воздержание" (Гал. 5, 22-23).
|
3. Утверждения типа "ЗАТЕМ" описывают последовательность событий. Для этого используются слова до того как, после, затем и потом. События, которые протекают одновременно, описываются при помощи слов в течение, в то время как, тем временем.
Причина и следствие
Причинно-следственные связи существуют там, где в одном утверждении даются причины, результаты, условия или выводы, полученные из другого утверждения, как, например, в следующем предложении: "Мы ощущали тяжесть в желудке после сытного ужина и поэтому решили прогуляться по пляжу". Здесь сокращением будет ДВоРЕЦ: допущение, вывод, результат, если — то, цель.
1. Утверждени я-допущения допускают, что такое-то утверждение истинно несмотря на то, что у нас есть причины полагать обратное, как, например, в таком предложении: "Несмотря
на дождливую погоду, пикник удался". Обычно в таких утверждениях употребляются слова
хотя, даже если, тем не менее, несмотря на то, что и однако.
2. Утверждения-выводы делают заключения из предыдущих высказываний или излагают основания для заключений, сделанных ранее. Слова, характерные для таких предложений — поэтому, таким образом, итак, так как, тогда, следовательно, потому, из-за этого, потому что и некоторые словосочетания, включающие эти и подобные им слова.
3. Утверждения-результаты следуют парами. Одно из утверждений описывает событие или определенную истину, а второе — причину, вызвавшую это событие или приведшую к формулировке данной истины. Например: "Поскольку шел очень сильный дождь, мы вынуждены были отменить игру". Слова, выражающие результат — так как, потому что, тогда и следовательно.
|
4. Утверждения "если — то" выражают возможность. Некоторые предложения такого характера описывают реальную возможность, другие объясняют невозможность осуществления чего-либо в следствие определенных причин. Такие утверждения обычно начинаются с союза если, а то обычно подразумевается, оставшись невысказанным.
5. Утверждения- цели описывают действия, предпринятые для достижения определенного результата. Они объясняют, почему было предпринято то или иное действие. К словам, характерным для таких предложений, относятся чтобы, для того, чтобы, а в некоторых предложениях эта идея выражена неопределенной формой глагола. Однако нужно помнить, что утверждения могут следовать друг за другом, не имея между собой никакой причинной связи. Они могут попросту констатировать два факта или передавать информацию о двух событиях, происходящих одновременно, но не служащих причиной друг для друга.
Уточнение и разъяснение
Есть много других возможных способов, которыми различные идеи связываются между собой. Здесь я упомяну несколько, а об остальных расскажу в Приложении 3.
1. Вступления. Библия использует такие вступительные фразы, как умоляю вас, хочу; чтобы вы знали, истинно говорю вам, так говорит Господь и в Писаниях говорится, чтобы подготовить читателей к важным утверждениям, следующим за ними.
2. Заключения и повторения напоминают читателю о сказанном ранее, часто перед тем, как начать новую тему.
3. Иллюстрации используют события, истории или образные выражения для того, чтобы сделать абстрактную идею более конкретной, или чтобы сделать речь более эмоциональной.
Выше обсуждались некоторые способы, с помощью которых утверждения связываются между собой. Не пытайтесь сразу запомнить все категории. Цель этой главы — помочь вам больше узнать о том, как построена Библия. Читая Библию более внимательно и замечая указанные здесь слова и выражения, вы начнете замечать и остальные. Затем (последовательность и результат!) вы обнаружите, что способны свободнее следовать за развитием мысли. В Приложении 3 эти концепции изложены более детально.
Заключение
Эта глава является окончанием второй части плана КАПТОР. Мы рассмотрели по две стороны обеих частей — Контекста и Анализа. Остается теперь рассмотреть Проблемы, Темы, Обязанности и Размышления.
Анализ дискурса, возможно, является самой сложной темой настоящей книги. К счастью, для достижения результата нет необходимости в совершенстве овладеть всеми методиками, описанными здесь. Если вы стали обращать внимание на детали, если готовы остановиться и внимательно рассмотреть течение мысли, — большой шаг вперед уже сделан.
Анализ дискурса более похож на игру в бейсбол, чем на изготовление упаковок. Ему невозможно научиться до обеда, или даже до ужина. Только практика и желание научить других способствуют развитию навыков. Однако, как и в случае с другими сложными
навыками, овладение анализом дискурса окупается сторицей. Если именно к этому призвал вас Бог, то упорный труд в Слове для вас будет означать любить Бога всем своим разумением. Это придаст вашему учению такую живость, такую уверенность и верность Божьему Слову, каких вы раньше не знали.
Упражнения
Помните, анализ дискурса наиболее важен тогда, когда трудно понять смысл основного фрагмента. Он требует значительных затрат времени, поэтому не стоит применять его к каждому тексту. Если следовать за рассуждениями автора не сложно, посвятите большую часть своего времени исследованиям другого характера.
1. Проведите анализ нескольких абзацев из Мф. 6, 19-24 — отрывка, который можно подразделить на три части: стихи 19-21, 22-23 и 24. Какова основная мысль отрывка? Какова основная мысль каждой части, и как эти части связаны между собой?
2. Проанализируйте утверждения в следующих отрывках:
а. Гал. 3, 6-9. Во-первых, определите ключевые слова, отмечающие развитие мысли. Затем обратите внимание на другие, менее заметные ключи, определяющие структуру текста.
б. Мф. 6, 19-21. Этот короткий отрывок содержит несколько слов, явно помогающих определить ход мысли, но некоторые из них, как, например, слово где, выполняют неожиданные функции. Другие связи неявны.
в. В Ветхом Завете явные связи, как правило, встречаются значительно реже, но вы можете попробовать поработать с Псалмом 24.
3. Проведите анализ следующих крупных сегментов (выполнение этого задания потребует больше времени):
а. Назовите тему 1Цар. 24-26? Какое влияние на общую мысль (развитие, правка) оказывает каждая глава?
б. Назовите основную мысль Рим. 1-3? Каковы основные разделы? Каким образом они служат основанием друг для друга?
7. Решение проблем