В самом начале своего пути с Господом христиане узнают, что мы спасаемся верой, а не делами. По словам Павла, "... человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... А что законом никто не оправдывается перед Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет... Человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Гал. 2, 16; 3, 11; Рим. 3, 28). Имея хорошего учителя, христиане в самом начале своего пути с Господом узнают, что праведные дела имеют важное место в искупленной жизни. Но эта простая истина не может подготовить к тому, что сказано в Послании Иакова касательно веры и дел.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его...?52Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность..." Видите ли, что человек оправдывается
51 Gordon Fee and Douglas Smart, How to Read the Bible for All Its Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 27. См. русский перевод Стюарт Д. и Фи Г., Как читать Библию и видеть всю ее ценность (Логос, 1993)
52 Большинство переводов ставят вопрос таким образом: "Может ли такая вера спасти его?" ("эта вера" в синодальном переводе. Прим. перев.). Однако слово "такая" в греческом оригинале отсутствует. Слова Иакова делают вопрос настолько категоричным, насколько это возможно.
делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась...? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2,14-26)
Это совсем не похоже на учение Павла об оправдании верой! Почему же Послание к Галатам и Послание Иакова так отличаются друг от друга? Неужели их учения противоположны? Проблема будет решена посредством восстановления исторического контекста.
|
Кто? Послание Иакова написано Иаковом, братом Иисуса.53Несмотря на то, что Иаков сомневался в Иисусе до его воскресения, он позже уверовал и со временем стал ведущим лидером в церкви в Иерусалиме и его пригородах (Деян. 15, 13-21; 21, 17 и далее; Гал. 2, 6- 13). Будучи лидером, Иаков демонстрировал свое рвение о законе и о спасении иудеев (Деян. 15; 21; Иак. 2). Апостол Павел, великий миссионер среди язычников, написал Послание к Римлянам и к Галатам.
Кому? Когда? и Где? Иаков адресовал свое письмо "двенадцати коленам, находящимся в рассеянии". Фраза "двенадцати коленам" предполагает, что Иаков писал иудеям. Такое впечатление дальше подтверждается пятью цитатами и множеством дополнительных ссылок на Ветхий Завет. Но Иаков также писал христианам, о чем мы можем судить из его ссылок на Христа и его учение. Иллюстрации, используемые Иаковом, соответствуют условиям жизни в Палестине, и таким образом мы знаем, что его основная аудитория жила в Палестине. Терпеливый земледелец из Иак. 5, 7, например, ожидает ранних и поздних дождей, что соответствует климату восточного
Средиземноморья.54 В письме также часто упоминается бедность (1, 9-11.27; 2, 1-5.14-16;
4, 1-4; 4, 13-5, 6), что, по мнению историков, было распространенным явлением в Палестине первого века, особенно среди христиан. Кроме того, Иаков описывает бедняков как поденщиков (5, 3-4), что было присуще Палестине, а не как рабов, что было присуще остальной части римской империи.
|
Послание к Галатам Павел адресовал группе христиан языческого происхождения, которые жили в римской провинции Галатия, что в Малой Азии. Павел благовествовал им во время своего первого миссионерского путешествия, и они с энтузиазмом восприняли евангелие благодати (4,13-15). Однако спустя некоторое время несколько обратившихся в христианство иудеев посетили те же самые церкви, настаивая на том, чтобы обращенные Павлом христиане следовали определенным ветхозаветным обрядам, таким как обрезание. Эти возмутители спокойствия заявили о том, что у Павла не было никаких прав на апостольство. Более того, они утверждали, что он отменил некоторые требования Божьего закона, для того чтобы сделать благовестие более приемлемым для язычников (Павел отвечает на это обвинение в 1, 10).
Что? и Почему? И Иаков, и Павел хотели поведать своим церквям о правильном взаимоотношении веры и дел, но их читателям необходимо было услышать о различных сторонах этого взаимоотношения, так как они впали в противоположные заблуждения. Друзья Павла из Галатии должны были узнать, что никто не может ничего сделать, чтобы заслужить благосклонность Бога или его спасение. Если они последовали иудейскому обряду для того, чтобы к искуплению Христа прибавить свои благие дела, их вера перестала быть верой в одного лишь Христа. Они поставили на карту свою радость, свободу и даже само спасение. Когда лжеучителя заявляют, что для того, чтобы получить спасение,
53 Таково общее мнение в евангельских богословских кругах. См. ведущие евангельские введения: Donald Guthrie, New Testament Introduction (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1991), 723-33; D. A. Carson, Douglas J. Moo, and Leon Morris, An Introduction to the New Testament (Grand Rapids: Zondervan, 1992), 410-13.
|
54 Peter Davids, The Epistle of James (Grand Rapids: Eerdmans, 1982), 171-72, 183.
христианам необходимо добавить к делам Христовым свои благие дела, Павел говорит: "Человек оправдывается только верой".
Иаков писал иудейским христианам. В течение многих веков иудеи были больше склонны к познаниям, чем к делам. Они гордились знанием ортодоксального учения. Иногда они вели себя так, как будто одного знания было достаточно, как будто правильное знание освобождало их от правильных поступков. 55Об этом-то и беспокоится Иаков. Он говорит: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя... Мудр ли или разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью... Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (1,22; 2,13; 4,17).
Кажется, что читатели Иакова думали, что если они исповедуют ортодоксальное учение, то будут оправданы. Иаков же отвечает им, что даже бесы знают ортодоксальное учение и трепещут (2, 19). Само по себе знание доктрин не спасает. Если иудей думает, что он христианин только потому, что верит в правильные доктрины, Иаков говорит, что такая вера должна быть доведена до совершенства делами. Только дела доказывают, что такая вера жива. Таким образом, Послание Иакова направлено тем, кто считает себя оправданным на основании своего крещения, обучения и отсутствия в их жизни самых больших грехов. Но Иаков говорит, что такая вера мертва, если она не будет доведена до совершенства делами.
Как? Методы, используемые авторами для эффективного общения, будут подробно рассмотрены в последующих главах. На данный момент достаточно будет обратить внимание на тон книги и посмотреть, каким образом автор устанавливает связь с читателями. В Послании к Галатам Павел ссылается на общие с галатами воспоминания об их когда-то теплых взаимоотношениях и на радость спасения, обретенную галатами. Иаков же пытается расшевелить своих читателей. Он задает им провокационные вопросы: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? — и затем сам же отвечает: — Нет, не может вера спасти такого человека".56Такие замечания Иакова наверняка ошеломили его первых читателей, как они ошеломляют нас, и подтолкнули их к тому, чтобы испытать себя и увидеть, может ли их вера спасти их.
После того, как мы примем во внимание разницу в ситуациях, которые пытаются разрешить Павел и Иаков, мы приходим к заключению, что и тот, и другой имели одинаковую точку зрения по вопросу взаимоотношения веры и дел.
Следующая схема обобщает основные варианты (стрелка означает "производит" или "производят").
• Благие дела → спасение. • Даже иудейские противники
Павла не верили, что спасение можно заслужить одними делами.
• Вера + благие дела →
спасение.
• Вера → спасение + благие дела.
• Иудейские противники Павла утверждали, что вера + дела закона приносят спасение.
• И Иаков, и Павел утверждают, что дела должны следовать за спасением.
• Вера → спасение (без дел). • Ни один апостол не верил в то, что
в делах нет никакой надобности.
55 См. Мф. 2, 1-12 и 23, 2. Книжники сообщили Ироду и волхвам, где должно было родиться Христу, но сами они так и не присоединились к странникам, чтобы увидеть его.
56 Задавая вопрос "Может ли вера спасти его?", Иаков употребляет такую форму вопроса в греческом оригинале, которая требует ответа "Нет, не может". Но, даже не зная греческого, читатель видит убежденность Иакова в том, что вера без дел спасти не может.
Одни книги представляют меньше проблем, чем другие. Из Послания к Римлянам, например, мы знаем, что автор этой книги — апостол Павел. В главах 1 и 15 он ясно указывает на причины написания послания. Исайя и Иеремия точно указывают, когда они служили пророками, и что это было за время. Но для некоторых других книг ни автор, ни дата написания не известны. Отдельные обстоятельства написания книг, освещающих широкие темы (такие как Бытие, Псалмы, Притчи и Послание к Римлянам), теряют свою значительность.
Исторический контекст наиболее важен для проливающих свет на единичные вопросы книг, таких как Книги пророка Аввакума, Неемии, Первое и Второе послания к Коринфянам и Послание к Евреям.
Заключение
В этой главе была сделана попытка показать, каким образом знание исторического контекста разрешает проблемы толкования и обогащает понимание бесчисленных отрывков. Сбор исторической информации о библейских временах займет всю жизнь. Трудность изучения исторического контекста заключается в том, что на это уходит гораздо больше времени, чем средний человек может себе позволить для подготовки одного урока. Но прелесть такого изучения состоит в том, что материал по каждой книге нужно прочитать только однажды. Никто не сможет потратить столько времени на подготовку одной проповеди или урока. Но если изучение одной книги в течение четырех месяцев после этого еще приносит плоды, конечно же, мы сможем набраться сил для этого. Более того, каждый раз, когда вам приходится изучать исторический контекст по тому или иному вопросу для преподавания другим, часть этого урока вы сохраните для самих себя на всю жизнь.
Идея о пожизненном труде для того, чтобы приобрести какой-то навык, напоминает мне о том лете, когда я закончил школу и начал работать в группе техобслуживания на молокозаводе. Полуторакилограммовые пачки сыра, выпускаемые этим заводом, продавались так успешно, что заводу имело смысл производить собственную упаковку для сыра. Однажды человек, изготовлявший упаковку, заболел, и, поскольку я пользовался репутацией любителя поковыряться в станках, мой начальник на целый день поставил меня на изготовление упаковок. К десяти часам утра я овладел этим скучным процессом и провел остаток дня, то жалея рабочего, для которого это было постоянной работой, то воздавая хвалу за то, что скоро мне предстояло идти в колледж.
Основным элементам, необходимым для выполнения черной и скучной работы, такой, как изготовление упаковок, можно научиться за несколько часов. Но более благородными занятиями невозможно овладеть за "пять простых уроков". Начиная с музыкантов и заканчивая правителями, процесс овладения мастерством никогда не останавливается. Изучение исторического контекста Библии — одно из более благородных занятий. Начало этого пути — один из самых трудных моментов, но чем больше вы познаете, тем легче будет продолжение учебы. Если вы стоите в самом начале пути библеистики, вооружитесь библейским словарем или энциклопедией, запаситесь терпением, начните изучать один вопрос в неделю и продолжайте читать Библию, не упуская из виду ее основные темы и центральные отрывки.
Упражнения
1. Целые книги. Прочитайте одну из книг, наиболее часто обсуждающихся в этой главе, — Послание к Галатам и Послание Иакова — и добавьте к нашим рассуждениям все, что можете найти, ответив на следующие вопросы:
а. Кто написал эту книгу? Опишите его характер и интересы. Кто получил это послание? Каковы их отношения с автором?
б. Каковы главные темы книги?
в. Когда была написана книга? Не обращайте внимание на точную дату, попытайтесь почувствовать дух времени. Опишите страну и культуру читателей;
г. Чего хотели добиться Павел и Иаков, составляя эти послания?
2. Широкий исторический контекст. Прочитайте статью на любую тему о жизни в библейское время: может быть об одежде, войнах, деньгах, пище, Риме или рабстве. Примените прочитанное к некоторым из недавно изучаемых вами отрывков Библии.
3. История в самих книгах:
а. Прочитайте Мф. 16, 1-4. Каким образом предыдущие события, в которых встречаются Иисус и фарисеи, проливают свет на отказ Иисуса дать фарисеям знамение? Смотрите Мф. 9 и 12.
б. Прочитайте 1Цар. 17, 1-11.25-26.32-41. Перечислите всех наблюдающих за битвой Давида с Голиафом. О чем думал каждый из наблюдавших в тот момент, когда Давид подходил к Голиафу?
5. Анализ повествований
Правдивая история
"Жили-были четыре маленьких кролика, и звали их Флопси, Мопси, Ватный Хвостик и Питер. Они жили со своей мамой на песчаном откосе, под корнем огромной ели..."
"Жил старик со своею старухой у самого синего моря; они жили в ветхой землянке..." "Жил однажды очень богатый царь по имени Мидас..."
"Вот рассказ о путешествиях Звездного корабля..."
Как только мы слышим что-то подобное, мы знаем, что наступило время усесться поудобнее — начинается сказка или повесть. Когда книга начинается словами "жили-были" или "жил однажды", мы сразу догадываемся о жанре произведения. Как только с уст рассказчика сходят слова "Питер был непослушным кроликом...", каждый ребенок понимает, что Питер обязательно попадет в какую-нибудь переделку, затем выйдет из нее, став немного мудрее. И действительно, Питер не слушается свою маму. Он отправляется в сад г- на МакГрегора, где он набивает рот листьями салата и горохом пока не сталкивается с самим г-ном МакГрегором, который гонится за Питером и почти ловит его. После долгих и страшных поисков, Питер находит калитку, мчится к ней сломя голову и в конце концов убегает из сада. Изможденный кролик отправляется спать, подкрепившись только ромашковым чаем, тогда как его послушные сестрички наслаждаются хлебом, молоком и ежевикой.
Несмотря на свою простоту, приключения Кролика Питера следуют самому распространенному способу построения драматических произведений от Марка Твена до Шекспира, от "Звездного пути" до Библии. Согласно такому построению читатели встречаются с главным героем произведения (Питер) в определенном окружении (сад г-на Мак-Грегора). С героем обязательно что-то случается (Питер ест украденные овощи), затем наступает момент напряженности, достигающий кульминации (погоня), а потом следует развязка (бегство из сада). После всего этого мы читаем небольшой комментарий по поводу случившегося, что помогает нам правильно интерпретировать события, только что подошедшие к концу. В истории с Питером маленький кролик скачет домой и идет спать без ужина, что наталкивает на мысль о тщетности непослушания.
Вообще говоря, библейские истины доходят до нас в виде двух литературных форм: повествования и дискурса. Повествования — это истории или драмы. Примерно треть Библии написана в повествовательной форме. За исключением притчей Иисуса, библейские повествования — исторические. Они повествуют о том, что произошло в определенном месте в определенное время с определенными лицами. Повествование — это наиболее часто встречающаяся в Библии литературная форма или "жанр". Повествование занимает больше страниц, чем закон, пророчества, послания или видения. В настоящей книге все остальные библейские жанры будут сведены в одну категорию дискурса. Дискурс включает в себя закон, послания, пророчества, притчи, псалмы, речи, молитвы и видения. Согласно методу КАПТОР (Контекст, Анализ, Проблемы, Темы, Обязательства и Размышления), мы приступаем к первой части анализа. В следующей главе будут предоставлены методы анализа библейского дискурса, а в этой — методы анализа повествований.
В каком-то смысле, и это довольно важно, Библия является одним большим повествованием. В ней рассказывается история сотворения, падения и искупления мира. Вскоре после греха Адама и Евы Библия начинает повествование о Божьем плане вернуть человечество к себе. Каждая часть Библии так или иначе входит в это повествование. На среднем уровне внутри этой большой истории находятся более мелкие рассказы о различных библейских периодах. Между повествованиями о патриархах, об исходе из Египта, царях, вавилонском плене и возвращении из него, об Иисусе и апостолах существует единство. На нижнем уровне можно различить индивидуальные повествования, такие как история Самсона и Далиды или рассказ о том, как Соломон просил у Бога мудрости. Мы обычно
изучаем Библию именно на этом уровне, однако мы всегда должны ставить индивидуальные повествования в контекст их эпохи и в более широкий контекст Божьего замысла.57
И все-таки, что такое повествование? Повествование — это история, но все же оно больше, чем просто доклад о происшедшем. Повествование преподает уроки морали, но все же оно больше, чем просто басня. Библейские повествования описывают искупительные деяния Бога, подводят читателя к кульминации истории в подвиге Христа — в его жизни, смерти и воскресении. Авторы библейских повествований представляют Божью точку зрения на эти искупительные события.
Библейские авторы используют различные приемы для того, чтобы заставить читателей прислушаться и увидеть происходящее глазами Бога. Они повторяют наиболее важные идеи. Они заглядывают в будущее, показывая читателям, куда ведут события. Они пересматривают прошлое, чтобы читатели увидели связь между событиями. Они пишут о людях, похожих на нас. Некоторые вещи они оставляют без объяснений, привлекая тем самым читателей к труду толкования. Пользуясь этими и другими методами автор использует повествование для того, чтобы разъяснить своим читателям, кто есть Бог, что такое человечество и какие между ними отношения.
Виды повествований 58
Каждое повествование описывает события и рассказывает историю, но различают несколько моделей, которые могут для этого использоваться. В этой главе мы поговорим о трех наиболее распространенных видах повествований. Изучение этих видов нужно для того, чтобы было легче найти суть каждого отрывка.
1. Описания событий — таких, как битвы (победа Давида над аммонитянами в 2Цар. 10), строительные программы (храм и дворец Соломона в 3Цар. 6-9), видения или царствования незначительных царей. Описания событий сообщают о фактах или простых событиях. В них, как правило, отсутствуют яркие персонажи, в них отсутствует напряженность драмы. И хотя сами по себе они многого нам не скажут, описания событий часто служат для развития важных тем или же предвещают их появление в более длинных текстах.
=> Правило 1: Для того чтобы определить, в чем заключается смысл описания событий, сравните его с другими описаниями или рассмотрите несколько описаний вместе.
Собирая вместе и сравнивая сразу несколько описаний событий, мы постепенно различаем темы. Сравнивая, например, описание постройки дворца Соломона с описанием постройки Божьего дома и обращая внимание на то, что царь потратил больше времени и денег на собственный дом, мы узнаем кое-что о его системе ценностей. Читая в шести различных местах Деяний о постоянном росте церкви, мы понимаем, что церковь действительно распространяется до края земли, как об этом говорил Иисус (Деян. 1, 8).
2. Речь-повествование — это такой вид повествования, в котором описываются чьи-то слова, сказанные в историческом контексте.
57 Gordon Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All It's Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1982), 74-75. Русский перевод: Стюарт Д. и Фи Г., Как читать Библию и видеть всю ее ценность (Логос, 1993)
58 Русскоязычный читатель должен принять во внимание, что данные категории не соответствуют подобным категориям в русском литературоведении. Цель данной книги - ознакомление читателя с основами толкования библейских текстов, и упрощенное разделение повествований на виды поможет в достижении этой цели. (Прим. перев.)
=> Правило 2: Основное событие в речи-повествовании — сама речь, а не события, ее окружающие.
Сказанные слова имеют самое большое значение. Речи-повествования включают в себя описания таких речей, как обращения Моисея к фараону (Исх. 5-10), речь Соломона и его молитва при посвящении храма (3Цар. 8) и проповеди Петра и Павла (Деян. 2; 13; 17). В речи-повествовании мы столкнемся с персонажами и увидим определенные действия, но самым главным действием будет речь. Для толкования речи-повествования найдите причины для произнесения речи. Каковы были насущные проблемы, и как они были освещены в речи? К каким действиям или мыслям хочет побудить слушателей говорящий?59
Речи-повествования довольно часто встречаются в Евангелиях. За такими событиями как совершение чуда, встреча или конфликт может последовать кульминационная речь, в которой говорится о чем- то важном. В Мф. 8 римский сотник просит Иисуса исцелить его слугу. Иисус говорит, что пойдет и исцелит его. Сотник же, возможно понимая, что, войдя в его дом, Иисус преступит иудейские законы, говорит: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (ст. 8). Такая поразительная демонстрация веры заставляет Иисуса сказать в изумлении: "Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (ст. 10-12). Так как высказывание Иисуса о вере сотника и неверии Израиля дольше, чем само свершение чуда, и кажется более важным, мы называем этот отрывок речью-повествованием.
С этим эпизодом схоже призвание Матфея (Левия) (Мф. 9, 9-13; Мк. 2, 13-17). В описании призвания Левия — сборщика налогов — самим Матфеем отсутствует и развитие персонажей и всякая напряженность: Иисус призывает Левия последовать за ним, и он тут же, без заметного сопротивления, отвечает на призыв. Затем он приглашает "грешников" познакомиться с Иисусом за обедом. Когда фарисеи начинают протестовать, Иисус отвечает им: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников". Конечно же, призвание Матфея немаловажно, но Евангелие придает меньшее значение призванию Матфея, чем пояснению Иисусом собственного служения.
Таким образом, в речи-повествовании мы обращаем особое внимание на произнесенные слова, даже если на самом деле мы читаем повествование. Главная мысль прямой речи чаще всего находится в ее начале или конце. Если она довольно объемна, то мы можем интерпретировать ее согласно методам, изложенным в следующей главе. Остаток этой главы мы посвятим изучению методов толкования драмы.
3. Драма, наиболее объемный и сложный вид повествования в Библии, находится в центре внимания этой главы. Мы узнаем драму по присутствию в ней одного или нескольких ярких персонажей (включая главного героя истории), а также переходом с конфликта (в жизни самого героя или персонажей, с которыми он сталкивается) к его разрешению.60
Прежде чем продолжить, позвольте мне подчеркнуть, что используемые мною слова история и драма никоим образом не подразумевают того, что это лишь истории и драмы. За исключением явно вымышленных историй, таких как притчи, в библейской драме описываются события, происходившие на самом деле. Некоторые критики относятся к
59 William Klein, Craig Blomberg, and Robert Hubbard, Introduction to Biblical Interpretation (Waco: Word, 1993), 270-71.
60 Лучшими пособиями по библейским повествованиям являются: Robert Alter, The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981); Leland Ryken, Words of Delight (Grand Rapids: Baker, 1987); Meir Sternberg, Poetics of Biblical Narrative: Ideological Literature and the Drama of Reading (Bloomington: Indiana University Press, 1985). Также см. Mark Allen Powell, What Is Narrative Criticism? (Minneapolis: Fortress, 1990).
библейским повествованиям как к изолированным историям, не имеющим никакого отношения к реальности. То, что происходило на самом деле, по их словам, не имеет значения. Главное, чтобы мы пожелали войти в воображаемый мир Библии и позволили ему пробудить в нас веру. Но Библия неизменно утверждает реальность таких личностей, как Адам, Авраам, Моисей, Давид и многие другие, а также влияние их действий на историю. В Новом Завете Павел говорит, что все зависит от историчности описанных деяний Иисуса: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14; ср. 15, 17).
Археологические, исторические и лингвистические исследования подтверждают достоверность библейских повествований, и мы действительно должны искать подтверждения, так как наша вера основывается на уверенности в том, что Бог на самом деле завершил в истории свой замысел искупления. Таким образом библейская драма следует модели драмы в литературе не потому, что кто-то "поработал" над ней для достижения своих целей, но потому что Бог так устроил природу человека и всего творения, что определенные элементы будут присутствовать в любой истории, достойной пересказа. Если построение библейской драмы совпадает с построением художественных произведений, то это потому, что искусство подражает жизни, а не потому, что Библия подражает искусству.