Методы изучения исторического и литературного контекстов существенно отличаются друг от друга, но и то, и другое начинается с определения главных тем и целей написания изучаемой книги. Если вы собираетесь изучать или преподавать серию уроков по одной библейской книге, вы должны начать с прочтения всей книги, чтобы составить о ней цельное представление. Определите главную тему, основные части, постоянно повторяющиеся вопросы. Кто написал эту книгу? Что побудило его взять в руки перо? Для кого была написана книга? Для верующих или неверующих, верных или неверных, евреев или язычников, или и для тех и других одновременно? Каков их уровень познания? Есть ли у них какие-то нужды и заботы?
Вы можете ответить на многие из этих вопросов самостоятельно, внимательно прочитав книгу, отмечая утверждения автора, касающиеся цели написания. Например, первые шестнадцать стихов послания Павла к римлянам постепенно подводят читателя к обширной теме: "Праведный верою жив будет". Новозаветные авторы часто сообщают о цели написания своих книг либо в начале, либо в конце своего послания или Евангелия. Иоанн, например, написал свое Евангелие, чтобы пробудить в людях веру и привести их к вечной жизни (Ин. 20, 31). Свое первое послание он написал, чтобы придать уверенности в спасении истинным верующим и укрепить их в вере (1Ин. 5, 13). Иуда писал, выступая в защиту веры от лжеучителей (Иуд. 3). Павел написал Послание к Римлянам, собираясь заехать в Рим по пути в Испанию. Письмо его — дар, посланный, чтобы подготовить почву для радушного приема (Рим. 1, 8-15; 15,23-24). Лука обращается к своим читателям, чтобы дать им упорядоченное и точное описание жизни Христа с целью укрепить их в вере (Лк. 1, 1-4).
|
Если вы не можете найти утверждение о цели написания книги, попробуйте сформулировать ее сами. Павел, например, написал Послание к Галатам с целью опровергнуть доктрины лжеучителей, извращающих евангелие, а также вернуть галатов к учению евангелия благодати и оправдания по вере. Ветхозаветные книги редко содержат
утверждение о цели их написания, но мы явно видим, что Бытие написано о началах человечества и народа завета, Исход — об избавлении Израиля из Египта и начале израильского государства. После самостоятельного изучения, прочитайте введение к той же книге и сравните его со своими записями. Если у вас нет в запасе много времени, или же если вы изучаете только один отрывок из книги, вы можете начать с чтения справочников (см. Приложение 5).
Литературный и исторический контексты частично совпадают, питая друг друга и оказывая друг на друга определенное воздействие. Но после начальной стадии изучения книги, литературный и исторический контексты расходятся. Оставшаяся часть этой главы будет посвящена литературному контексту, а следующая глава — историческому.
Литературный контекст
Попробуем проиллюстрировать литературный контекст через образы лестницы и пруда. Представьте, что изучаемый вами отрывок — лестница, лестница идей. Взбираясь по лестнице на крышу, мы продвигаемся ступенька за ступенькой. Библейские тексты наставляют нас подобным образом: шаг за шагом, по порядку, когда каждая мысль ведет к следующей. Точно так же, как было бы абсурдом пытаться залезть на крышу, прыгая с первой ступеньки на седьмую, затем на третью, затем на восьмую, было бы глупо скакать взад-вперед по Библии, не обращая внимания на ее "лестницу" идей и событий.
|
Также книгу можно сравнить с прудом. Когда в пруд бросают камень, вокруг места его падения образуется последовательность кругов. То место, где падает камень, соответствует изучаемому вами отрывку, а расходящиеся круги — остальному тексту книги. Чем ближе к центру (изучаемому отрывку) расположен круг, тем большее влияние он на него оказывает.
Следовательно, для того, чтобы исследовать литературный контекст, вам необходимо иметь начальные представления об изучаемой вами книге. Используя эти представления, можно приступить к следующей стадии изучения.
=> Правило 1: Отдельные стихи должны быть истолкованы в свете их ближайшего контекста.
Возьмем, например, Лк. 17, 5. Прочитав один только этот стих, просьба апостолов "Умножь в нас веру" покажется достойной одобрения. Но если мы прочитаем Лк. 17,1-10, у нас начнут закрадываться сомнения. В стихах 3-4, Иисус наставляет своих учеников прощать друг друга семь раз в день, если есть на то необходимость. "Умножь в нас веру" тогда уже становится не совсем ясной просьбой. С одной стороны, они могут просить: "Умножь нашу веру, чтобы мы могли повиноваться тебе". С другой же стороны, это может значить: "Мы не можем тебе повиноваться, если ты не умножишь нашу веру". Ответ Иисуса (ст. 6-10) показывает, что они все-таки имели в виду второе значение. Говоря, что горчичное зерно веры может двигать горы, он под этим подразумевает, что у них уже достаточно веры (ст. 6). Затем Иисус рассказывает притчу о рабе, выполнявшем свои обязанности (ст. 7-10). Тем самым он поясняет, что простить своего брата — это не какой-то сверхъестественный поступок или испытание веры, а простая обязанность раба (ст. 7-10).
|
Таким образом, контекст показывает, что просьба "Умножь в нас веру" отнюдь не заслуживает похвалы, будучи всего лишь отговоркой для непослушания. И то, как мы применим к себе этот стих, будет зависеть от того, насколько мы понимаем контекст. Библия неоднократно призывает нас к тому, чтобы мы молились о вере, но только не в Лк. 17, 5. Этот же стих служит нам предупреждением, чтобы мы не скрывали своего непослушания под маской благочестивых слов.
=> Правило 2: Абзацы и отдельные эпизоды должны быть истолкованы в свете окружающих их абзацев и описаний событий.
Несколько абзацев, даже несколько глав могут быть основаны один на другом. Предположим, что вы хотите изучать вопрос о вознаграждении и наказании. Отрывок Мф. 19, 28-30, в котором ученикам обещаны награды и престолы, уже занесен в ваш список. Что же может сказать об этом отрывке контекст? Контекст начинается с истории о богатом юноше, который отказался продать свое имение и последовать за Иисусом. Опечаленный, он оставил Иисуса. Иисус же затем сказал ученикам: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (ст. 24). Петр ответил: "Мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (ст. 27). По словам Петра, ученики, в отличие от богатого юноши, оставили все, чтобы последовать за Иисусом. Петр рассуждает таким образом: "Мы вступили в царство; богатые же, царства не желая, будут наказаны. Но каково наше вознаграждение?"
Иисус, отвечая Петру, описывает щедрую награду учеников (19,28-29). Но он также предупреждает против жажды наград. "Многие же будут первые последними, и последние первыми", — заявляет он таинственно (ст. 30). Что бы это значило? Пояснение Иисуса — в следующей главе, в притче о работниках на винограднике. В этой притче хозяин нанимает в свой виноградник несколько групп поденщиков. Некоторых из них он нанимает на двенадцать часов за один динарий. Остальные работают по девять и шесть часов, или только один час. Им было обещано, что они получат по справедливости. В конце дня те, что работали всего час, получают по одному динарию. Тогда у тех, что трудились на жаре целый день, появляется надежда, что они получат больше. И когда их плата оказывается такой же, как у остальных, они начинают ворчать. "Что вы жалуетесь? — говорит хозяин. — Разве вы не получили то, что вам было обещано? Зачем же вы завидуете тем, к кому я проявил щедрость?" Иисус затем заключает, повторяя вышесказанное: "Так будут последние первыми, и первые последними" (20,16). Тем самым Иисус предостерегает Петра (а также и всех остальных), показывая, что чрезмерный интерес к наградам может так приковать к ним наш взор, что мы оторвем свои сердца от нашего господина и таким образом поставим под угрозу самое великое вознаграждение, которое только может быть нам дано: радость в самом Господе.
Контекст учения Иисуса о наградах показывает, что, хотя вопрос о награде вполне естественен (19, 16-26) и хотя Бог действительно вознаграждает своих детей (19,28-29), эгоистичное стремление к награде может отдалить нас от Бога, который сам есть великая награда. Когда спустя некоторое время появляется мать Иакова и Иоанна, прося о престолах для ее сыновей (20, 20-28), мы видим, насколько трудно избавиться от жажды вознаграждений и как эта жажда уродует человека, лишая его здравого рассудка. Поставив учение о награде в такой контекст, Матфей предупреждает учеников, чтобы те не искали вознаграждений, но следовали за Христом, отдавая себя на служение, даже если цена за это будет слишком велика (20,26-28).38
=> Правило 3: Попытайтесь определить, почему ваш отрывок помещен именно там, где он есть.
Когда мы задаемся вопросом, почему такой-то отрывок помещен там, а не где-то еще, мы пытаемся понять действенность такого размещения. Лк. 15, например, начинается словами: "Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними". За ропотом фарисеев последовали три притчи Иисуса в защиту его привычки общаться с грешниками. Если у пастуха есть сто овец, и он теряет одну, удовольствуется ли он девяносто девятью? Нет. И подобно тому, как пастух ищет одну овцу до тех пор, пока не найдет ее, так же и Иисус ищет потерянных людей, пока не найдет их (15, 3-7). Или если у женщины есть десять монет, и она теряет одну, удовольствуется ли она девятью? Нет. И подобно тому, как она ищет одну монету до тех пор, пока не найдет ее, так же и Иисус ищет потерянных людей, пока не найдет (15, 8- 10). Наконец, если у отца есть два сына, и он теряет одного (15, 32), удовольствуется ли он одним? Нет. И когда потерянный сын возвращается, он бежит ему навстречу так же, как Иисус бежит навстречу израильтянам, возвращающимся к нему. Таким образом, притча о блудном сыне дана в ответ на жалобы фарисеев. Она помещена после двух других похожих притчей, так как представляет собой кульминацию аналогии.
Но мы можем последовать этому правилу и дальше. Три притчи о потерях (овцы, монеты и сына) привлекательны, полны здравого смысла и, кажется, совершенно оправдывают общение Иисуса с грешниками. В самом деле, вторая часть последней притчи (часто забытая, о чем можно судить даже из ее названия) кажется лишней. Но зачем все-таки она в Библии? Иисусу мало просто дать ответ фарисеям, он намерен продолжить разговор с ними. Итак, он создает еще одного героя притчи, старшего сына, и уподобляет его фарисеям. Как и фарисеи, старший брат раздувает собственную праведность, недоволен радушным приемом, оказанным грешнику, и намного дальше отстоит от Отца, чем сам это осознает. И как старший брат должен решить для себя, примет ли он своего грешного, но раскаявшегося брата, и присоединится к веселью, так же и фарисеи должны решить, примут ли они раскаявшихся грешников и присоединятся ли к веселью царства. Иисус умалчивает о том, какое решение принял старший брат, тем самым как бы не давая фарисеям легкого выхода из ситуации и побуждая их "дописать" эту притчу самим.
Иногда трудно бывает определить, почему отрывок находится в определенном месте в Библии. Например, в книге Притчей есть
38 Этот отрывок покрывает стихи с 19,16 по 20,28, показывая, что разделение на главы часто разбивает связную мысль. См. Приложение 2 о выборе отрывка.
множество глав, в которых контекст почти ничего не значит. То же самое можно сказать и о некоторых пророчествах или о некоторых высказываниях Иисуса. Исторические повествования связаны между собой лишь последовательностью событий, и нахождение этой связи значительно помогает в толковании.
=> Правило 4: Ищите тематические утверждения, вводящие или толкующие целые разделы.
Многие отрывки начинаются или заканчиваются весомыми утверждениями, которые развиваются в оставшейся части этих отрывков. Далее следует несколько примеров. Больше примеров будет дано в упражнениях в конце этой главы.39
Быт. 1, 1: "В начале сотворил Бог небо и землю". Этот стих открывает и обобщает повествование об истории сотворения мира в Быт. 1 и 2.
В Суд. 17, 6 и 21, 25 сказано: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым". Эти стихи описывают и разъясняют ужасные беззакония, описанные в Суд. 17-21.
1 Цар. 23, 14: "Саул искал его [Давида] всякий день; но Бог не предал Давида в руки его". Этот стих подводит итог большей части отрывка 1Цар. 20-27, который рассказывает о бегстве Давида от Саула.
В Мф. 5, 20 Иисус говорит своим ученикам: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". В отрывке с Мф. 5, 21 по 6, 33 Иисус открывает свои нормы праведности, превосходящие праведность книжников и фарисеев.
В Гал. 1, 11-12 Павел отрицает тот факт, что провозглашаемое им благовестие было сотворено или передано ему человеком. На самом же деле, он "принял его и научился... через откровение Иисуса Христа". Остаток первой главы и вся вторая описывают Павла до принятия благовестил и то, как благовестие его изменило, а также его отношения с церковью.
В Иак. 1, 26-27 говорится, что истинная религия означает обуздание своего языка, заботу о сиротах и вдовах (о бедных и беспомощных) и удаление от мирской скверны. Главы 2, 3 и 4 развивают каждую из этих тем.
=> Правило 5: Ищите повторяющиеся слова и фразы.
Повторение часто указывает на тему раздела. Иногда целые книги повторяют ключевые слова и фразы. Слово святой, например, используется в Левите больше, чем в любой другой книге, поскольку в ней говорится о святости Израиля. Вторая и третья Книги Царств, постоянно оценивая верность Израиля, сравнивают южных царей с праведным "Давидом, отцом их", а северных — с порочным "Иеровоамом, сыном Наватовым". Евангелия от Матфея, Марка и Луки делают ударение на царствовании Иисуса, более ста раз упоминая слово "царство". Евангелие от Иоанна делает ударение на личности Иисуса, повторяя множество его высказываний со словами "Я есмь". Термины "праведность" и "оправдание" часто используются в Посланиях к Римлянам и Галатам. Внимательно читающие Послание к Филиппийцам заметят, как часто Павел использует слова "радость" и "радоваться", несмотря на то, что он находится в заключении.
Отдельные тексты также могут иметь свой собственный рефрен. В Быт. 1 и 2, описывающим сотворение мира, мы слышим повторяющиеся слова: "И увидел Бог, что это хорошо", несколько раз до сотворения человека, которое было "хорошо весьма". Такое изменение в рефрене намекает на то, что сотворение человека — кульминация Божьего творения. Но в Быт. 2, 18 — когда Адам уже сотворен, а Ева еще нет, — мы читаем: "Не хорошо быть человеку одному". Фраза "не хорошо" должна броситься в глаза, заставляя
39 Дополнительный материал о повторении фразы в начале и в конце отрывка см. в Приложении 2 (о выборе отрывка).
читателя задуматься над тем, чего же теперь не хватает в творении, и что за этим последует. Слова царство и праведность используются больше десятка раз в Мф. 5 и 6. И действительно, царство праведности — тема Нагорной Проповеди. В 1Кор. 1, 17-3, 19 Павел использует слово мудрость или премудрость шестнадцать раз в таких словосочетаниях, как "премудрость Божия", "мудрость человеческая" и "мудрость мира".40Таким образом, если мы решим провести анализ небольшого отрывка из 1Кор. 1-3, мы должны будем считаться с более широким контекстом учения Павла о мудрости.
Отдельные стихи также могут быть связаны повторяющимся словом или фразой. Например, Иак. 1 открывается словами, первостепенными для всего послания: "С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (ст. 2-4). 5-й стих продолжает: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков..." Повторяя однокоренные слова "недостаток" и "недоставать", Иаков наводит читателей на мысль о том, что испытания закаляют верующих и что у верующих, закаленных испытаниями, нет ни в чем недостатка. Но чтобы пройти испытание, чтобы закалиться в них, необходима мудрость (в ней не должно быть недостатка). Следующие стихи (6-8) начинают описывать способы обретения мудрости.
=> Правило 6: Сопоставьте изучаемый отрывок с темой раздела и всей книги.
Небольшие библейские эпизоды иногда могут ставить нас в тупик, пока мы не сопоставим их с более широким разделом. Например, нам может быть непонятно, к чему во 2Цар. 9 рассказывается о милости Давида к Мемфивосфею (см. также обсуждение этого отрывка в предыдущей главе). Является ли это важной частью царствования Давида, особенно в сравнении со всеми его военными подвигами и деяниями веры? Да, является, если мы учтем, что 2Цар. 6-9 описывает зенит Давидова царствования. Бог пребывает в самом центре царства Давида (гл. 6). Израильское царство — Божий дар и благословение, и, в конечном счете, им управляет Мессия (гл. 7), его царь одерживает победу над своими врагами (гл. 8). История щедрого обращения Давида с Мемфивосфеем демонстрирует нравственные качества его царства. Слабые получают справедливость и милость; царь верен своему слову и своему народу. К сожалению, эта история также связана с более широким разделом (гл. 11-
20) о падении Давида, где мы видим, как он необдуманно частично лишает Мемфивосфея своего покровительства (гл. 16 и 19).
Контекст на примере
Контекст настолько важен в толковании и применении Писания, что стоило бы более обстоятельно продемонстрировать его основные идеи.
Предположим, что у одной верующей женщины недалекий муж, который никогда не ходит в церковь. В одно воскресенье происходит непостижимое, и он объявляет, что намерен пойти в церковь со всей семьей. Случается так, что пастор проповедует о семье. В это воскресенье, после месяца проповедей о сути супружества, он начинает новую серию проповедей об обязанностях мужей и жен из Еф. 5, начиная с жен. "Как же я рад, что сходил сегодня в церковь, — говорит муж после служения, с ликованием потирая руки. — Ты слышала, что он сказал? "Жены, повинуйтесь своим мужьям". Мне понравилось, как он это объяснил: "как Господу". Ты должна подчиняться мне так же, как ты подчиняешься Господу, а я-то знаю, что значит полнейшее послушание во всем! Дорогая, я дам тебе возможность применить эту проповедь сразу же. Через полчаса будет важный футбольный
40 Преобладание слова мудрость в этом отрывке еще более поразительно, если учесть, что помимо этого отрывка, где слово мудрость используется шестнадцать раз, Павел использует это слово всего одиннадцать раз.
матч, и я хочу полностью его посмотреть. Принеси мой обед на подносе в 12:45. Затем закрой двери в зал и следи, чтобы дети играли тихо. Во время перерыва принеси мне бутылочку колы, а когда я закричу: "Реклама!", проследи, чтобы туалет не был занят".
Жена может возразить, что ее невежественный муж пренебрег почти всеми правилами толкования (чего он мог бы избежать, прочитав эту книгу!). Без промедлений обратившись к Еф. 5, 22, он не заметил ни стих 21: "повинуясь друг другу в страхе Божием", ни стихи 25- 29: "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь". Таким образом он пренебрег правилами 1 и 5: "Отдельные стихи должны быть истолкованы в свете их ближайшего контекста" и "Ищите повторяющиеся слова и фразы".
Кроме того, эгоистично толкуя Еф. 5, 22, он упускает из виду более широкий контекст отрывка. Послание к Ефесянам написано о христианском единстве. Христос сводит вместе иудеев и язычников, примиряя и тех и других с Богом посредством Креста (2, 11-22). Господь объединил всех христиан, сделав их одним телом, даровав им одну веру, одно крещение, один Дух (4, 1-5). Разнообразие даров и служений приводит к единству и зрелости, а не к эгоистичной выгоде (4,11-16). Это возвращает нас к правилу 6: "Сопоставьте изучаемый отрывок с темой раздела и всей книги".
К сожалению, в большинстве английских переводов один из важнейших элементов контекста остается неясным. Идея взаимного повиновения, как это ни удивительно, объясняет стих 5, 18: "Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом". "Исполняйтесь" — это императив главного предложения, от которого зависит весь отрывок 5,18-21. В стихах 19-21 используемые в переводе NIV глаголы — "назидайте псалмами... пойте и воспевайте... благодарите всегда за все Бога... повинуйтесь друг другу"
— в греческом языке употреблены в форме деепричастий.41Каждый из этих деепричастных оборотов зависит от главного предложения, таким образом поясняя значение наставления Павла "Исполняйтесь Духом". Итак, утверждение "Жены, повинуйтесь своим мужьям" (5, 22), как бы ни хотелось мужьям использовать его ради своих прихотей, описывает полноту Духа, одним из проявлений которого является взаимное повиновение.
Кто-то может сказать, что для людей, не владеющих греческим языком, такая проницательность будет недостижима. Несомненно, знание греческого языка только обогащает изучение Библии, но то, что обсуждалось в предыдущем абзаце можно увидеть и без такого знания. Во-первых, это может быть видно из варианта NASB, в котором эти стихи переведены буквально. Более того, читая отрывок 5, 21-6,9 как одно целое, можно легко заметить, что весь этот отрывок развивает мысль, начатую в стихе 5, 21: "Повинуясь друг другу в страхе Божием". И хотя точное значение этого утверждения оспаривается, оно наверняка не потакает эгоистичному злоупотреблению властью. Это возвращает нас к правилам 2 и 4: "Абзацы и отдельные эпизоды должны быть истолкованы в свете окружающих их абзацев и описаний событий" и "Ищите тематические утверждения, открывающие или толкующие целые разделы".
Заключение
В этой главе описываются навыки, требуемые для изучения первого элемента в сокращении КАПТОР: Контекст, Анализ, Проблемы, Темы, Обязанности и Размышления. Изучение литературного контекста облегчает понимание текста, заостряя наше внимание на словах, предложениях, абзацах и главах, окружающих и объясняющих его. Во-первых, изучаются стихи, находящиеся непосредственно до и после отрывка. Затем "сети" забрасываются глубже, что позволяет увидеть, каким образом отрывок этот является частью темы, а также определить какой вклад он вносит в развитие этой темы. Изучение литературного контекста — самый первый и, пожалуй, самый важный шаг в толковании
41 В русском языке причастия и деепричастия используются гораздо чаще, чем в английском, хотя не так часто, как в греческом. В данном случае русский перевод использует деепричастия, таким образом точнее передавая смысл отрывка. (Прим. перев.)
Библии. Необходимо отличать литературный контекст от исторического, который мы обсудим в 4-й главе.
Упражнения
Упражнения в этой главе дают возможность практиковать все шесть правил изучения литературного контекста.
1. Истолкуйте следующие стихи в свете их ближайшего контекста: а. Иак. 2, 23;
б. 1Цар. 15,26.31;
в.1Цар. 10, 7 (упражнение повышенной трудности).
2. Истолкуйте следующие отрывки в свете окружающих их абзацев и описаний событий: а. Истолкуйте учение о мести в Рим. 12, 17-21 в свете 13, 1-5;
б. Прочитайте 1Цар. 24-26 как единый отрывок, описывающий уроки, вынесенные Давидом в то время, когда он обладал превосходством, несмотря на свое вынужденное бегство.
3. Попытайтесь определить, почему следующие отрывки помещены именно там, где они есть, а не где-то еще:
а. Каким образом Быт. 6, 1-8 служит мостом между Быт. 5 и историей потопа?
б. Почему Рим. 4, 1-8 следует за Рим. 3? Каким образом этот отрывок продолжает учение, начатое в 3-й главе?
в. Упражнение повышенной трудности: Почему Мф. 13, 1-17 можно назвать ответом на 12,22-45?
4. Найдите тематические утверждения, открывающие или толкующие следующие разделы: а. Каким образом Рим. 1,18 открывает тему человеческого греха в 1, 18-3, 20? Найдите другой стих, который суммирует содержание этого отрывка;
б. Как Рим. 12, 1-2 открывает тему послушания в Рим. 12-15? в. Каким образом Рим. 14,23 интерпретирует 14,1-23?
г. Почему Суд. 2,10-19 можно назвать вступлением к Суд. 3-16?
5. Найдите повторяющиеся слова и фразы:
а. Почему фраза "Господь господствующих и Царь царей" повторяется в Откр. 17, 14 и 19,16?
б. Найдите повторяющиеся слова в Мф. 5 и 6. В Мф. 24,36-25,46. Каким образом они помогают объяснить эти отрывки?
6. Сопоставьте следующие отрывки с темой раздела и всей книги:
а. Каким образом обещание, данное Аврааму (Быт. 12, 1-3), определяет содержание всей остальной книги Бытия?
б. Почему обещание Давиду (1Цар. 7, 8-29) можно назвать вступлением к содержанию всех остальных книг Царств?
в. Упражнение повышенной трудности: Почему Евр. 1,1-4 можно назвать вступлением к Посланию к Евреям, а Евр. 12, 1 — его применением?
Исторический контекст