Немаловажные детали. О зонтах и волосах.




Один драматург сказал, что если в первом акте висит на стене ружье, то оно обязательно к концу последнего акта должно выстрелить. В начальных эпизодах фильма "Индиана Джонс и последний Крестовый поход" слегка эксцентричный отец вымышленного героя Индианы Джонса постоянно ходит, размахивая зонтом. Зачем нужен в фильме зонт? Только ли потому, что зонты и трости подчеркивают чудаковатость? Мы находим ответ, когда Индиана со своим отцом прогуливаются по берегу моря, считая себя в безопасности от преследующих их злоумышленников. Вдруг в небе появляется самолет, несущийся прямо на них, готовый в любую секунду скосить их пулеметной очередью, в то время как они, беззащитные стоят на открытом песке. Но вместо того, чтобы попытаться убежать при виде приближающегося самолета, отец Индианы направляется к расположившейся невдалеке стае чаек, быстро открывая и закрывая свой зонт. Напуганные птицы срываются с места, взлетают прямо перед носом самолета, забивают турбины, и самолет разбивается. Теперь мы знаем, почему постановщик "заставил" отца носить с собой зонт.

Точно так же и подробности в Библии зачастую начинают проявлять себя лишь спустя какое-то время после первой нашей встречи с ними.20Конечно, Библия более скудна подробностями, чем современная драма, в которой множество деталей используется, чтобы оживить сюжет. В Библии меньше подробностей, но они, как правило, так или иначе проявляют себя до кульминации действия.21Возьмите, к примеру, волосы. В Библии редко описываются волосы ее героев и героинь, поэтому те случаи, когда мы встречаем описание волос, легко вспомнить: тело Исава было покрыто густыми волосами; у Самсона сперва были длинные волосы, а затем вообще никаких; волосы Авессалома были длинными и густыми; Елисей был лысым. В книге Даниила мы читаем о не опаленных огнем волосах Седраха, Мисаха и Авденаго и о длинных волосах Навуходоносора (Дан. 3 и 4). В евангелии от Луки мы встречаемся с женщиной, которая своими волосами омыла ноги Иисуса.

Ни одна из этих подробностей, касающихся волос, не лишена значимости, но в нескольких случаях волосы играют жизненно важную роль. Красота волос Авессалома — неотъемлемая часть его истории.

Это одна из причин его мании величия и, быть может, даже его восстания против своего отца Давида. Позже, когда армия Авессалома сражается с армией Давида, именно красивые волосы Авессалома способствуют его же крушению. Проиграв важнейшую битву, Авессалом спасается бегством на своем муле. Но его развевающиеся прекрасные волосы запутываются в ветвях дуба, и он так и остается висеть, неспособный освободиться. В конце концов, люди Давида обнаружили Авессалома, и Иоав, генерал в армии Давида, убил его. Неповиновение Самсона также неразрывно связано с его длинными волосами. Когда он позволяет Далиде обрезать свои волосы, он отвергает Бога, свои обеты и служение в роли судьи. Позже, возвращение Самсону волос становится частью его покаяния и оправдания.

Иногда подробности, касающиеся волос, просто заполняют событие. Например, из-за того, что тело Исава было покрыто густыми волосами, брату его Иакову пришлось покрыть свое собственное тело, когда он задумал украсть благословение своего слепого отца. Иначе бы Исаак прикоснулся к нему и опознал его. Этот небольшой обман добавляет красок к портрету Иакова — расчетливого лжеца. История с волосами также подчеркивает и грех Исаака. Исаак начал с того, что пренебрег словами Бога о превосходстве Иакова. В конце концов, в попытке принять духовные решения естественным путем, все пять чувств изменили ему: слепые глаза, уши, неспособные различить голос, обоняние, доверившееся

 
 

20 Поразительным образом зонт после сцены на берегу просто выпадает из картины. Он не потерян, не украден, нигде не оставлен, просто мы его больше не видим.

21 Leland Ryken, Words of Delight (Grand Rapids: Baker, 1987), 75ff.; Robert Alter, The Art of Biblical Narrative (New York: Basic Books, 1981), 114-30, esp. 126; Meir Strenberg, Poetics of Biblical Narrative: Ideological Literature and the Drama of Reading (Bloomington: Indiana University Press, 1985), 331 -37, passim. См. пример использования подробностей в толковании в Bruce Waltke, "Cain and His Offering," Westminster Theological Journal 48 (Fall 1986): 363-72.


запаху одежды Исава, пальцы, нащупавшие волосы, и окончательное решение, принятое за любимым кушаньем.22

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: