Составные библейской драмы




Почти каждой драматической истории, включая множество коротких историй, присущи определенные фазы развития. Сначала мы знакомимся с героями и обстановкой, в которой они находятся. Жизнь и переживания главных героев настолько близки нашим собственным, что мы не можем их забыть, даже если бы нам этого захотелось. Начало действия может быть неторопливым, но конфликт не заставит себя ждать. Конфликтная ситуация переходит в кульминацию, за которой следует развязка. Вслед за развязкой история постепенно затихает и подходит к заключению. Затем либо рассказчик, либо главный герой рассказа что-то говорит или делает, тем самым поясняя происшедшее событие вместе с его последствиями. Если мы проанализируем библейскую историю длиной меньше, чем в одну главу, то только несколько из ее составных смогут быть развиты подробно.

Иногда построение драмы варьируется. Одна кульминация может быстро привести ко второму конфликту и второй кульминации, как в некоторых конфликтах Иисуса с иудейскими начальниками или на его суде (Мф. 12; Лк. 22-23). Иногда на несколько историй, занимающих несколько глав, дается одно пояснение. Например, утверждение "Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его" (1Цар. 23, 14) поясняет большую часть 1Цар. 21-23. Иногда автор поясняет цепь событий еще до того, как они происходят. Это особенно заметно в предсказаниях Иисусом своей смерти (Лк. 9, 44.51; Мф. 20, 25-28).

Кульминация и окончательное пояснение в драме обычно объединяются, сформировав тем самым главную мысль. Мы, главным образом, рассмотрим, как это применимо к отдельным событиям, таким как чудеса Иисуса. Но это также применимо и к целым книгам, таким как Книги Руфь и Есфирь, и к историям, занимающим по нескольку глав, как, например, повествование об Иосифе (Быт. 37-45), исход из Египта (Исх. 1-20), жизнь Самсона (Суд. 13-16) и годы жизни Давида до его коронации (1Цар. 17-31). В следующих разделах представлены основные элементы библейской драмы.

 

1. Подготовка места действия

Подготовка места действия задает тон истории и указывает на место и время происходящих событий.


Время. Сколько времени занимают события? Один эпизод или более продолжительный период времени? В какое время они происходят — днем или ночью? Никодим посещает Иисуса ночью; Петр ходил по воде ночью во время шторма; допрос и суд над Иисусом происходят ночью. Каким образом идея тьмы меняет наше представление об этих трех повествованиях? С другой стороны, что нам может поведать об Аврааме тот факт, что он отправился принести в жертву Господу своего единственного сына Исаака рано утром (Быт. 22, 3)?

Место. Происходят ли события в помещении или на открытом месте? В святом месте (храм, синагога) или обычном? Где находятся герои истории? У себя дома или на территории врага или язычников? В безопасности ли главный герой или ему угрожает опасность, свободен ли он или ограничен в действиях, один он или в толпе? Из Евангелий мы постепенно узнаем, что, несмотря на то, что храм и синагоги должны были быть святыми и безопасными местами, на самом деле они были полны опасностей и скверны; горы же чаще бывают истинно святыми местами (вспомните Нагорную проповедь и Преображение).61

Иногда место действия особенно важно в истории. В прямой зависимости от места действия находится битва Давида с Голиафом. Во-первых, армии израильтян и филистимлян встречаются у Сокхофа недалеко от Границы между Израилем и Филистией, в каких-то пятнадцати милях62от родного города Давида Вифлеема, в центре Израиля. Во-вторых, армии филистимлян и израильтян выстраиваются друг против друга на двух холмах, между которыми пролегает долина. День за днем (время!) одна армия ждет атаки со стороны другой, чтобы самой оборонять занимаемую высоту. Голиаф вызывается в качестве кандидата на богатырский поединок, который согласно военным традициям разрешил бы противостояние двух сторон. Таким образом Голиаф вызывается распахнуть дверь, ведущую к самому сердцу Израиля.

Окружающая обстановка. Элементы времени и места могут объединяться, формируя определенную окружающую обстановку, например, застолье. Окружающая обстановка зачастую помогает понять смысл драмы в таких случаях, когда несколько похожих сцен встречаются в одной книге. В Евангелии от Луки, например, множество событий происходит за столом. Раздавая пищу толпам голодных людей, Иисус показывает, что царство уже приблизилось, потому что голодные накормлены (Лк. 9,10-16; ср. 6,21). Тогда как своим последователям за едой Иисус часто рассказывал что-то о себе (Лк. 9,10-16; 22, 14-38; 24, 30-32), обеды в домах фарисеев чреваты конфликтами (7,36-50; 11,37-54; 14, 1-

24).63

2. Знакомство с действующими лицами

После того, как вы определили время, место и общественное окружение, запишите всех действующих лиц в истории. Не забывайте, что в любой библейской драме Бог является, по крайней мере, второстепенным персонажем. Персонажи могут быть отдельными личностями или группами людей. Они могут встречаться в первый раз, а могут быть и уже знакомыми персонажами. Если в вашей истории упоминаются фарисеи или филистимляне, бесноватые, ученики или любая другая группа людей, черпайте из того, что вы уже знаете об этой группе из других мест Библии. Вот несколько советов по изучению персонажей библейских драм.

 

 

61 Elizabeth Struthers Malbon, Narrative Space and Mythic Meaning in Mark (San Francisco: Harper & Row, 1986), 84-89, 131-37; Powell, What Is Narrative Criticism? 76-77.

62 Прибл. 24 км. (Прим. перев.)

63 См. Robert Tannehill, The Narrative Unity of Luke-Acts: A Literary Interpretation (Philadelphia: Fortress, 1986), 1:170-71, 217-19, 289-92. Некоторые книги, такие как Евангелие от Луки, содержат в себе серии эпизодов, имевших место в поразительно похожих ситуациях; богословы называют такие ситуации сценариями-прототипами (см. Tannehill, 1:170-72).


Найдите хотя бы одного верующего, одного неверующего и одного колеблющегося человека или группу людей. Конечно же, число действующих лиц будет, вероятнее всего, отличаться от трех. Но эти трое представляют извечные реакции человека на действия Бога в библейской драме: вера, неверие и колебание.

Ожидайте, что Библия сама покажет характер каждого героя.64 Библия говорит о том, что Моисей был кроток (Чис. 12, 3) и что Иосиф был праведен (Мф. 1,19). Но такие явные оценки довольно редки. Обычно Библия показывает черты характера персонажей в их речи и поступках.

Сравните мысли, слова и поступки отдельных персонажей. Последовательность в словах и поступках укрепляет доверие к персонажу; расхождение в них указывает на неприятности. За те годы, что Саул преследовал Давида, Давид дважды пощадил Саула, когда у него была возможность убить его. Саул со слезами на глазах объявлял о невиновности Давида. Так что, когда Саул возобновил свою охоту, он был не только низок, но и слаб. С другой стороны, когда Иоанн Креститель называет фарисеев порождением ехидны, а они позже начинают строить козни против Иисуса, их коварство действительно напоминает змеиное.

Будьте готовы изменить свою оценку персонажа. Наше мнение о Самсоне или Иуде ухудшается страница за страницей. Другие персонажи, например, Иосиф, Моисей и Петр, на протяжении истории растут в наших глазах. Некоторые, подобно Иакову или Павлу, меняются коренным образом. Когда из текста видны изменения в характере, хотя об этом прямо и не пишется, мы должны решать, как поступать с такой информацией. Если характер персонажа меняется в лучшую или худшую сторону, возможно, нам стоит перечитать истории о них и изменить свою оценку.

Положитесь на диалог. В библейском повествовании диалог играет огромную роль, особенно когда он проливает свет на характеры персонажей. Характеры проявляются и в содержании диалога, и в манере общения. Мягки ли манеры говорящего или же он груб? Снисходителен ли он к собеседнику или относится к нему с почтением? Искренен или любит манипулировать другими? Понимает ли он обстановку или обескуражен? Извращает ли он слова Бога (Быт. 3) или провозглашает Божью истину?

 

3. Конфликт

Вскоре после того, как мы знакомимся с персонажами, возникает конфликтная ситуация. Часто конфликты проходят через стадии, становясь все более сложными. Обычно библейская драма подчеркивает одну из трех ситуаций: испытание, поиск или выбор.

В испытании события подвергают проверке умственный, моральный и духовный характер героя повествования. Схватка Давида с Голиафом проверяет готовность первого к царствованию (1Цар. 17). Искушения и испытания Иисуса проверяют его самого (Мф. 4; 26- 27 и параллельные места).

В поиске главный герой преследует цель, которую он, как правило, достигает несмотря на препятствия на его пути. По большей части, жизнь Авраама проходит в поисках благословений, обещанных ему Богом, большинство из которых были связаны с рождением наследника (Быт. 12—22). В Евангелиях грешница и Закхей отправляются на поиски Иисуса (Лк. 7, 36-50 и 19,1-10).

В ситуации выбора главный герой или герои должны сделать выбор между двумя путями.

Давиду дважды приходилось решать, мстить Саулу или нет (1Цар. 24; 26).

Как мы вскоре увидим, одни и те же события могут быть испытанием для одного персонажа повествования и выбором для другого. Но одна разновидность все же будет преобладать в повествовании.

 

 

 
 

64 Powell, What Is Narrative Criticism? 52-53.


4. Поворотный момент и кульминация

С нарастанием препятствий или приближением испытания конфликт становится более напряженным. Будьте готовы к неожиданностям или неудачам. Наравне с событиями ожидайте развития повествования с помощью диалога. Кульминация — это момент наибольшей напряженности, момент, когда первые слушатели внимали, затаив дыхание. Кульминация наступает, когда они спрашивали: "А что же сейчас будет? Кто же победит, а кто потерпит поражение?" В истории Давида и Голиафа, поворотный момент и кульминация наступают, когда Давид отправляется навстречу великану.

Найти и оценить поворотный момент может быть нелегко тому, кто много раз слышал великие истории Библии. Напряжения давно уже никакого нет, потому что давно известно, что и когда произойдет. Такому читателю иногда стоит попытаться представить, что он слышит историю впервые, и вновь погрузиться в ее содержание.

 

5. Развязка

В этом месте драмы мы узнаем, что произошло, и это приводит нас к третьему правилу анализа повествований.

=> Правило 3: Обнаружив кульминацию и развязку драмы, вы, как правило, также находите и основную мысль.

Господь разрешает кризисную ситуацию Давида, даровав ему победу. Это поддерживает основную мысль о том, что Бог дарует победу своему помазаннику, что эту битву ведет Господь (1Цар. 17, 47). Грешная женщина также завершает свои поиски: она встречает Иисуса, и он прощает ее грехи (Лк. 7, 36-50). Это демонстрирует власть Иисуса прощать грехи, а также его готовность принимать грешников.

6. Последующие действия

Последующие действия или речь обычно интерпретируют библейскую драму. Они могут указать на главное наставление отрывка или же показать, каким образом предшествующие события являются частью истории спасения. Свидетели событий могут их прокомментировать, таким образом истолковывая их для читателя. Сам Господь, или же рассказчик от его имени, может что-то сказать. Последующий эпизод может помочь объяснить значение драмы.

Приведем пример. Читая отрывок о воскрешении Иисусом сына вдовы из Наина (Лк. 7, 11-17), нам может быть не совсем понятен смысл того, о чем говорит Лука. Какой урок он нам преподает? Что Иисус может воскрешать мертвых? Что ему не чуждо сострадание? Что он есть Христос? На самом же деле, отрывок учит нас и тому, и другому, и третьему. Но толпа особенно замечает личность Иисуса, что он великий пророк, чье чудо говорит о посещении Богом своего народа. Конечно, толпа поняла только часть истины, ведь Иисус гораздо больше, чем великий пророк. И следующий отрывок провозглашает великую истину об Иисусе: он есть грядущий Мессия. Так как и последовавший диалог и следующий за ним отрывок концентрируют внимание на личности Иисуса, мы можем предположить, что это и есть суть истории. Другие идеи (о сострадании и силе Иисуса) служат подтверждением высшей идеи. Они указывают на то, что Иисус не просто великий пророк, но что он — сострадательный Мессия, грядущий с властью воскрешать мертвых.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: