Анализ абзацев и более объемных фрагментов




Для того, чтобы постичь основную мысль Библии, мы должны изучать скорее абзацы, чем отдельные слова или предложения.77То есть, дискурсный анализ применим не только для анализа предложений, но также для анализа абзацев, целых глав и даже более длинных разделов книг.78Анализ больших абзацев и более объемных отрывков может быть особенно плодотворным, при анализе Послания к Галатам, в чем мы сейчас и убедимся.

Приступая к изучению этого послания, вспомните его исторический контекст. Павел пишет церквям, которые он основал в римской провинции Галатии во время своего первого миссионерского путешествия. По всей видимости, эти церкви были вполне стабильны, пока их не посетила группа христиан из иудеев (так называемых иудействующих), принеся с собой два лжеучения: (1) Язычники, по их словам, должны были соблюдать иудейские обряды касательно обрезания, пищи и праздников для того, чтобы получить спасение. Другими словами для того, чтобы быть христианами, язычники должны были вести образ жизни иудеев. (2) Они утверждали, что благовестив Павла не достаточно авторитетно, так как он не апостол. Иудействующие смутили много галатских верующих, а некоторых из них они даже сумели перетянуть на свою сторону. Когда известие об искажениях достигло Павла, его ответом стало Послание к Галатам.

Все послание целиком можно рассматривать как простой дискурс. Во-первых, Павел решительно утверждает, что он апостол, поставленный на служение Иисусом и признанный остальными апостолами, которые одобряли его благовестие (1, 1-2, 14). Поскольку Павел — апостол, учение его авторитетно (1,6-10). Во-вторых, благовестие Павла гласит, что "человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа" (2, 15-21). Далее Павел демонстрирует свое учение на примере (3, 1-18) и развивает его (3, 19-4, 31). В третьих, хотя для получения спасения от христиан не требуется исполнение закона, свидетельством их веры должны быть дела служения и любви и наличие плода Духа (5, 1-6, 10). Получив общее представление, можно приступать к дискурсному анализу Гал. 3.

Анализ третьей главы Послания к Галатам

Приступая к анализу, помните, что цель написания третьей главы Послания к Галатам — подтвердить истинность учения, изложенного в стихах 15-21 второй главы. Читая отрывок, попытайтесь сформулировать, хотя бы в общих чертах, основную мысль каждого абзаца третьей главы послания к Галатам и увидеть, как разрозненные идеи служат развитию темы. Хотя разбивка Библии на абзацы была произведена переводчиками, она, как правило, достоверна. Поэтому мы будем придерживаться разбивки, употребляемой в следующем переводе: Библия: современный перевод библейских текстов (Москва: Всемирный Библейский Переводческий Центр, 1997). Попытайтесь определить темы следующих абзацев: 3, 1-5; 6-9; 10-14; 15-18; 19-25 (три абзаца, тесно связанные между собой). Записывайте по ходу свои идеи, попытайтесь не подглядывать в ответ. По окончании работы сравните свой анализ с приведенным ниже анализом.

Абзац 1 (3, 1-5): Учение Павла подтверждается собственным опытом галатов. Задавая серию риторических вопросов, Павел заставляет галатов вспомнить, что их христианский опыт согласуется с его благовестием. Как они приняли Святого Духа? Как начали новую жизнь? За что Бог даровал им чудеса? По вере или в награду за послушание? Такая серия риторических вопросов жалит и будоражит чувства читателя, показывая галатам, что их ошибки не просто вызывают неодобрение Павла, но пугают и расстраивают его. Автор

 
 

77 Gordon Fee, New Testament Exegetics: A Handbook for Students and Pastors (Philadelphia: Westminster Press, 1983), 34-35, 128-129. См. русский перевод Фи Г., Экзегетика Нового Завета (Библия для всех, 1995)

78 Это также применимо к небольшим фрагментам: подчиненным предложениям и словосочетаниям внутри предложений. Эта трудоемкая задача описана в источниках, приведенных в Приложении 4.


Послания к Евреям, Иаков и сам Иисус также использовали последовательность риторических вопросов для того, чтобы передать шок и боль, которые вызывают у них ошибки людей (см. Map. 8, 14-21; Евр. 3, 16-18; Иак. 2, 5-7). Задавая вопросы, они ожидают, что читатель разделяет их мнение. Другими словами, риторика Павла: "О несмысленные Галаты! кто прельстил вас?" (3, 1) была бы оскорбительной, не будь столь явными мучительные переживания Павла за галатов и его уверенность в их способности мыслить здраво.

Абзац 2(3, 6-9): Учение Павла подтверждается опытом Авраама. Подобно тому, как опыт галатов свидетельствует об их оправдании и спасении по вере, то же подтверждает и опыт Авраама. В Писаниях говорится, что "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность". Мы дети Авраама, утверждает Павел, получившие благословение вместе с ним. Этот абзац развивает ту же идею, что и первый, но основой, на которой строится его аргументация, теперь является опыт Израиля. Эмоциональный настрой также меняется: мучительные переживания сменяются уверенностью по мере того, как Павел рассказывает Галатам о том, что они — дети Авраама, получившие благословение вместе с ним.79

 

Абзац 3 (3, 10-14): Учение Павла подтверждается Законом. Благовестие Павла также согласуется с законом. Всякий не исполняющий всего, что написано в Законе, попадает под его проклятие (ст. 10). Однако никто не может быть настолько совершенен в послушании (ст. 11). Поэтому, праведный будет жив верой (ст. 11), а не делами. Христос был проклят за нас не для того, чтобы дать нам возможность еще усерднее стараться исполнить закон, но чтобы искупить и благословить нас (ст. 13-14). С риторической точки зрения мы замечаем, что, говоря об искуплении, Павел постепенно переходит от безликих местоимений "все", "всякий", "никто", которые он использует, говоря о проклятии (ст. 10-11), к более теплым и ободряющим личным местоимениям: "Христос искупил нас... чтобы нам получить обещанного Духа" (ст. 13-14).

 

Абзац 4 (3, 15-18): Учение Павла подтверждается заветом Бога с Авраамом. Бог обещал Аврааму и его потомкам землю, наследников и благословение за 430 лет до того, как он дал Израилю закон. Если в завете он пообещал даровать им наследие, с формальной точки зрения Бог не может какое-то время спустя просто пренебречь этим заветом, выдвинув дополнительные условия (ст. 16-17).

Представьте, например, что я, не ставя своим детям никаких дополнительных условий, говорю: "Сегодня вечером мы идем в кафе есть мороженое". Было бы несправедливо с моей стороны объявить им после ужина: "Кто хочет мороженого, — подходите, мы поговорим о ваших обязанностях по дому". В наше время существует поговорка "коней на переправе не меняют". На самом деле, Павел говорит: "Бог не меняет "коней" (условия завета) "на переправе" (посреди) истории искупления". Бог даровал первые, самые основные благословения завета по благодати, а не по закону, и последующие благословения мы получаем так же.

 

Абзацы 5-7 (3, 19-25): Учение Павла подтверждается целью закона. Павел предвидит возражение такого характера: "Но если соблюдение закона не играет никакой роли в получении спасения, в чем же тогда его цель?" "Закон был дан из-за преступлений, — говорит Павел, — чтобы показать человечеству его греховность и привести нас ко Христу" (ст. 18.22-24).

 
 

79 Кстати, стих 6, помимо того, что он служит вступлением к Гал. 3,7-9, также служит заключением отрывка 3, 1-5, глася: "Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность". Идея заключается в следующем: Бог дарует Дух и по вере галатов творит среди них чудеса (3,1-5); точно так же по вере он оправдал Авраама (3,7- 9). В предыдущих главах настоящей книги мы так же видели, что Еф. 5,21 и Иак. 1,5 служат одновременно заключением к одному отрывку и вступлением к другому.


Дополнительные правила анализа абзацев

Наш обзор третьей главы Послания к Галатам иллюстрирует основные правила анализа абзацев.

 

=> Правило 1: Определите главную мысль каждого абзаца.

Определив основные идеи абзацев, ищите слова, связывающие их между собой. В Гал. 3 используются такие слова-связки (здесь я привожу перевод с греческого): "так" (3, 6), "ибо" (3, 10), "братья, говорю как человек" (3, 15), и "для чего же тогда" (3, 19). Это служит основой для следующего правила:

 

=> Правило 2: Установите связь между абзацами.

Но Гал. 3 наряду с логикой содержит эмоциональную сторону. В начале главы Павел укоряет галатов (3, 1-6). Но далее тон его речи меняется: Павел подбадривает их, напоминая, что и на них Бог излил свою спасительную любовь (3, 7-14). Итак,

 

=> Правило 3: Наблюдайте за проявлениями эмоционального настроя текста.

Еще одно правило, о котором уже упоминалось в главе о контексте, может применяться и здесь.

 

=> Правило 4: Некоторые утверждения имеют двоякую функцию: заканчивая мысль одного предложения или абзаца, они в то же время подводят нас к следующему.

Под "утверждением" я подразумеваю всякое высказывание, в котором глагол или составное сказуемое подтверждает или отрицает что-то о подлежащем. Утверждения могут иногда не выходить за пределы фрагмента предложения.

 

Подробный анализ законченного абзаца

Для начинающих анализ дискурса наиболее плодотворен при изучении абзацев. Однако случается, что авторы, подобно путешественникам, собирающимся в дальний путь, настолько плотно наполняют тексты информацией, что только более интенсивное их изучение приносит желательный результат. Поскольку методы проведения анализа для вас могут быть новы, мы для начала отработаем их на знакомом тексте — Рим. 12,1-2. Приведенный ниже перевод довольно буквален. Это было сделано с целью выявления значения некоторых греческих слов. Явные переходы между идеями выделены, как и раньше. Читая отрывок, попытайтесь найти неявные связи.

 

Поэтому умоляю вас, братья, милостями Божьими, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, что есть разумное служение ваше. И не сообразуйтесь с этим миром, нo преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам подтверждать, что есть воля Божия, что она благая, угодная и совершенная.

 

Главная мысль Павла — заповедь "Представьте тела ваши Богу". Из пяти основных показателей которыми авторы обычно определяют главную мысль, в этом тексте использованы четыре. "Представьте тела ваши" — это (1) первое утверждение параграфа, оно выделено (2) прямым обращением "братья", (3) вводной фразой "умоляю вас" и (4) подводящим итоги словом "поэтому".

Слово "поэтому" свидетельствует о том, что Павел рассматривает эту заповедь как вывод из сказанного ранее. Относится ли слово это к славословию в одиннадцатой главе? Или ко


всему, что Павел говорил о спасительном плане Бога в отношении иудеев? А может, к описанию спасения Божьего (1,17 и далее)? Положительный ответ напрашивается во всех трех случаях. Фраза "милостями Божьими" указывает на основание для призыва Павла. Множественное число слова "милости" как бы побуждает читателя исследовать все Послание к Римлянам для того, чтобы найти множество причин представить себя Богу.80

Фразы "в жертву живую, святую, благоугодную Богу" и "что есть разумное служение ваше" определяют или уточняют сущность жертвы. Выражение "в жертву живую" означает, по крайней мере, то, что читатель должен представить себя Богу на всю жизнь, а не один только раз. "В жертву святую" означает, что мы должны посвятить себя Богу. "В жертву, благоугодную Богу" означает, что мы отдаем себя Богу на его условиях, чтобы угодить ему, а не себе. Для того, чтобы понять используемые в этом отрывке термины во всей их полноте, необходимо уточнить значение отдельных слов, а также изучить обряд жертвоприношения и другие традиции того времени. Фраза "разумное служение ваше" определяет качество нашей жертвы.

Союз "и" (ст. 2), казалось бы, всего лишь вводит еще одну заповедь. Поразмыслив, однако, мы видим, что этот союз вводит две дополнительные заповеди, утверждающие основное: "Представьте тела ваши Богу". Оба поясняют римлянам, как они должны представить свои тела Богу. С одной стороны, они должны сопротивляться давлению со стороны мира сообразоваться с ним. Союз "но" устанавливает контраст: с другой стороны, они должны преобразоваться обновлением ума.

"Чтобы" указывает на цель (и, возможно, на результат) исполнения заповеди Павла. Если римляне будут сопротивляться давлению со стороны мира, обновлять свой разум и в целом представят себя Богу, у них будет возможность испытать волю Бога и убедиться в том, что она не зря названа "благой, угодной и совершенной".

Анализируя 12-ю главу, мы следовали правилам анализа, приведенным ранее. Как и раньше, нашим первым шагом было определение темы абзаца и ее формулировка одним сжатым предложением. Фраза "Представьте тела ваши Богу" является темой отрывка, и каждое слово, следующее за этой фразой, подтверждает тему, указывая на причины, методы и результат. Найдя тематическое предложение, мы смогли проследить развитие мысли апостола. После этого мы смогли выявить слова, явно определяющие взаимоотношения между идеями или утверждениями. Далее, мы обратились к поискам подразумеваемых и неявных связей.

 

Анализ еврейской поэзии

До сих пор в этой главе говорилось об анализе текстов, написанных в прозе, что характерно для посланий и проповедей, но библейская поэзия также достойна внимания. Она широко используется в пророческих книгах, псалмах, притчах и даже в Евангелиях. В библейской поэзии широко используется параллелизм — схожие утверждения в виде двух- или трехстрочной строфы, разделенные короткой паузой. Например:

 

Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. (Пс. 111,1)

При параллелизме вторая строка непосредственно связана с первой, завершая, комментируя, перефразируя, дополняя или усиливая ее:81

 
 

80 Слово "милости", возможно, было употреблено во множественном числе просто потому, что язык отрывка использует структуры, принятые в иврите, а в иврите слово "милость" имеет множественное число.

81 См. James Kugel, The Idea of Biblical Poetry (New Haven: Yale University Press, 1981), 1-58, особенно 1-12. Подробнее о библейской поэзии см. Robert Alter, The Art of Biblical Poetry (New York: Basic Books, 1985); David L. Peterson and Kent Harold Richards, Interpreting Biblical Poetry (Minneapolis: Fortress Press, 1992).


Боже! услышь молитву мою,

внемли словам уст моих. (Пс. 53,4 — перефразирование)

 

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше,

все надеющиеся на Господа! (Пс. 30, 25 — завершение)

Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает, народ Мой не разумеет. (Ис. 1,3 — усиление)

Первые два примера не требуют пояснений, отрывок же из книги Исаии свидетельствует о том, что параллелизм может быть более сложным. Первое сравнение с волом не слишком лестно для Израиля, однако у волов есть и положительные качества: они трудолюбивы и послушны. Даже известные своим упрямством ослы, по крайней мере, знают, где их кормят. Но Израиль не знает даже этого, он непослушен даже в малом.

Многие параллельные строки напоминают примеры из Исаии. Их структура такова: "А и, собственно говоря, Б" или "Не только А, но даже и Б". Ощущение того, что вторая строка дополняет или усиливает первую, придает остроту и некую таинственность многим текстам. Притчи 26,9 (перевод дословный) наглядно это демонстрирует:

Терн в руку пьяного, а притча — в уста глупца.

Притча явно подразумевает сравнение двух строчек, но суть этого сравнения не указывается, что превращает высказывание в своего рода загадку. Смысл высказывания, по- видимому, заключается в том, что мудрость в устах глупца не должна производить на нас слишком большое впечатление, поскольку изречение это настолько же случайно, как попадание колючки в руку пьяницы, который продирается сквозь кустарник.82

Рассматривая библейскую поэзию, главное не столько классифицировать ее, сколько определить, каким образом согласуются парные строки. Джеймс Кюгель, а также другие современные аналитики, критически оценивает общепринятую ранее теорию о том, что в поэзии существует три типа или формы параллелизма: синонимический, антитетический и синтетический. По словам Кюгеля, такая классификация слишком ограниченна. Он говорит о том, что в библейском параллелизме вторая строка всегда в чем-то дополняет первую, но это дополнение выражается множеством слегка отличающихся друг от друга форм. "Библейский параллелизм имеет одну форму: "А, и более того, Б", или сотню форм, но не три".83

Новый Завет также использует параллелизм. Правила его толкования сходны с правилами толкования параллелизма в Ветхом Завете. Ниже приведен пример, в котором преобладает перефразирование:84

 

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. (Мф. 7, 7-8)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: