Диагностические задания для обследования уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР 4 – 6 лет




Диагностический комплекс

Для обследования психологической базы речи

У детей с общим недоразвитием речи

Дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

 


Содержание

Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

1.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового восприятияу детей с ОНР от 4 до 6 лет

1.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР от 4 до 6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорных представлений у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

2.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «форма» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

2.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «цвет» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

2.3. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «величина» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности внимания у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

3.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового внимания у детей с ОНР от 4 до 6 лет

3.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности произвольного внимания у детей с ОНР от 4 до 6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

4.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированностивербальной памяти у детей с ОНР от 4 до 6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности мышления у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

5.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «анализ» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции - «синтез» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.3. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции -«сравнение» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.4. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «обобщение» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.5. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «классификация» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.6. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «абстрагирование» у детей с ОНР от 4 до 6 лет

5.7. Диагностические задания для обследования уровня сформированности словесно-логического мышления у детей с ОНР от 4 до 6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности воображения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

6.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения в процессе рисования у детей с ОНР от 4 до 6 лет

6.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения при составлении рассказов у детей с ОНР от 4 до 6 лет

7. Приложения.

Диагностические задания для обследования уровня сформированности восприятия у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

Цель: обследование уровня сформированности слухового и зрительного восприятия детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет.

 

Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 4 – 6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: лист бумаги.

Лексический материал: лист бумаги.

Инструкция: «Послушай, какие интересные звуки может издавать лист бумаги – если я оторву от него кусочек, если я скомкаю страницу, если я его подброшу вверх. А теперь держи точно такой же лист и отворачивайся от меня. Я буду издавать разные звуки своим листом бумаги, твоя задача –угадать, что я делаю, и повторить это действие со своим листом бумаги». Воспитатель выполняет действие с бумагой и просит ребёнка повторить это действие.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не узнает звуки

2 балла – ребенок узнал 1 – 2 звука

3 балла – ребенок узнал 3 – 4 звука

Задание 2.

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 4 лет.

Оборудование: игрушки: мишка, машина, кукла, заяц, мяч.

Лексический материал: мишка, машина, кукла, заяц, мяч.

Инструкция: возьми мишку и посади в машину, вынь мишку из машины, посади туда куклу. И т. д.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - не выполняет инструкции.

2 балла - выполняет инструкции, но допускает ошибки, путается.

3 балла - полностью справляется с заданием.

Задание 3.

Цель: обследование умения детей распознавать звучание разных предметов.

Оборудование: предметы из различных материалов (стеклянный стакан, деревянная коробочка, металлическая миска, пластмассовая игрушка, листы бумаги), ручка.

Лексический материал: сущ.: стакан, коробочка, миска, игрушка, бумага.

Инструкция: Воспитатель ставит на стол предметы. Просит ребенка посмотреть на них и отвернуться. Затем воспитатель стучит ручкой по предметам, а ребенок на слух должен определить от какого предмета идет звук.

«Отвернись от стола и скажи, какой предмет издаёт звук».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного

2балла – ребенок назвал 3-4 предмета

3балла – ребенок назвал все предметы

Задание 4.

Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.

Оборудование: бубен, колокольчик, гармошка, погремушка.

Лексический материал: Имя существительное: бубен, колокольчик, гармошка, погремушка.

Инструкция. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок отворачивается, логопед воспроизводит звучание одной игрушки. Ребенок должен определить, что звучит.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не узнает звуки;

2 балла – ребенок узнал 1 – 2 звука;

3 балла – ребенок узнал 3 – 4 звука.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Оборудование: лист бумаги, бубенцы, деревянные ложки, музыкальный треугольник, детская гитара, 2 стакана с водой; ширма.

Словарь: бумага, деревянные ложки, бубенцы, треугольник, гитара, вода.

Инструкция:

1. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать несколько звуков, и назвать какие предметы могут издавать такие звуки.

2. Логопед: «Послушай и назови предметы, которые могут издавать такие звуки».

3. Логопед за ширмой по очереди мнет или рвет лист бумаги, переливает воду в стаканах, стучит ложками, проводит рукой по струнам гитары.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – узнал 1 предмет и звук или не узнал ни одного предмета и звука.

2 балла – узнал и назвал 2-3 предмета и звука.

3 балла узнал и назвал 4-6 предметов и звуков.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия.

Оборудование: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан).

Лексический материал: книжка, бумага, ложка, дудка, барабан.

Инструкция: Логопед просит ребёнка сесть к нему спиной и слушать его внимательно. Логопед тем временем производит шумы и звуки разными предметами. Если ребёнок узнал какой предмет звучит, то должен поднять руку и назвать этот предмет не оборачиваясь к логопеду.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок выполняет задание с повторением инструкции.

2 балла – ребёнок узнаёт и называет 1-2 предмета.

3 балла – ребёнок полностью выполняет задание.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия.

Оборудование: кукла, плюшевый мишка, игрушечная машинка.

Лексический материал: кукла, мишка, машинка.

Инструкция:

1) Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от логопеда, а на столе лежат игрушки. Ребенку предлагается посмотреть и назвать предметы, находящиеся перед ним.

2) Логопед предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
— Возьми мишку и посади в машину.
— Возьми мишку из машины.
— Посада в машину куклу.

3) — Покатай куклу в машине.

4) Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не выполняет задание, либо выполняет, но с повторением инструкции.

2 балла – ребенок выполняет минимальное количество команд, но с первого раза.

3 балла – ребенок полностью, самостоятельно, без повторения выполняет задание.

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка, зайчик.

Лексический материал: кукла, мишка, машинка, зайчик

Инструкция: взрослый садится на расстоянии 2—3 м от ребенка. Ря­дом с ребенком разложены игрушки. Взрослый говорит: сейчас я буду давать задания тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «Возьми мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу», «Посади в машину куклу и мишку», «Посади куклу и мишку рядом с машиной», «Посади в машинку зайчика». Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти ко­манды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо, но четко.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл-ребенок не справляется с заданием или правильно выполняет одну команду.

2 балла - ребенок выполняет 2-4 команды.

3 балла - ребенок правильно выполняет 4-6 команд.

Задание 9.

Цель: обследование умения детей распознавать характерные звуки предметов.

Оборудование: книга, ложка, бокал, бумага, мяч, ручка.

Лексический материал: книга, ложка, бумага, мяч, ручка.

Инструкция: Взрослый просит ребенка отвернуться и производит звуки разными предметами: листает книгу, стучит ложкой по бокалу, мнет и рвет бумагу, бросает на пол мяч, стучит ручкой по столу.

«Послушай и назови, какой предмет издал звук».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного

2балла – ребенок назвал 3-4 предмета

3балла – ребенок правильно назвал все предметы

Задание 10.

Цель: обследовать умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым произносят.

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Лексический материал: мишка машинка, кукла.

Инструкция:
Посмотри перед тобой лежат предметы, назови их (машинка, игрушечный мишка, кукла). Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
— Возьми мишку и посади в машину.
— Возьми мишку из машины.
— Посада в машину куклу.
— Покатай куклу в машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - ребенок не назвал предметы, не справился с заданием.

2балла - ребенок назвал предметы, но не смог полностью выполнить инструкцию взрослого.

3балла - ребенок назвал предметы и выполнил инструкцию взрослого правильно.

Задание 11.

Цель: обследование умения распознавать характерные звуки предметов для детей с ОНР 4 лет.

Оборудование: книга, ложка, бокал, бумага, мяч, ручка.

Лексический материал: книга, ложка, бумага, мяч, ручка.

Инструкция: Взрослый просит ребенка отвернуться и производит звуки разными предметами: листает книгу, стучит ложкой по бокалу, мнет и рвет бумагу, бросает на пол мяч, стучит ручкой по столу.

«Послушай и назови, какой предмет издал звук».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного

2балла – ребенок назвал 3-4 предмета

3балла – ребенок правильно назвал все предметы

 

 

Задание 12.

Цель: обследование умения распознавать характерные звуки предметов для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан.

Лексический материал: колокольчик, бубен, молоточек, барабан.

Инструкция: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами (звенит колокольчиком, бубном, стучит по барабану и молоточком по столу) и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук.

«Послушай и назови, какой предмет издал звук».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок правильно назвал 1 предмет или не назвал ни одного

2балла – ребенок правильно назвал 2-3 предмета

3балла – ребенок правильно назвал все предметы

Задание 13.

Цель: обследование уровня развития слухового восприятия.

Оборудование: бубен.

Лексический материал: тихо, громко, очень громко.

Инструкция: взрослый стучит в бубен тихо и спрашивает у ребенка как он стучит, после взрослый стучит громко в бубен и повторяет вопрос,затем стучит в бубен очень громко, задает тот же вопрос.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не смог различить тихий и громкий звук бубна;

2 балла – ребенок различает тихий звук бубна от громкого, но громкий от очень громкого нет;

3 балла – ребенок различил все звуки бубна.

Уровень сформированности слухового восприятия:

Высокий уровень – 3 балла,

Средний уровень - 2 балла,

Низкий уровень – 1 балл.

Диагностические задания для обследования уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР 4 – 6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия, обследование умения узнавать предметы в условиях наложения для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: картинка с контурным изображением предметов (чашка, чайник, кастрюля, наложенные друг на друга. (См. приложение 1)

Лексический материал: чашка, чайник, кастрбля.

Инструкция: «Посмотри и назови предметы, изображённые на картинке».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не назвал ни одного предмета

2 балла – ребенок назвал 1 – 2 предмета

3 балла – ребенок назвал 3 предмета

Задание 2.

Цель: обследование умения узнавать изображения в условиях зашумления для детей 5 лет

Оборудование: картинки с перечёркнутым изображением ландыша, балалайки, бабочки, лампы, рыбы, мяча.

Лексический материал: ландыш, балалайка, бабочка, лампа, рыба, мяч.

Инструкция: посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Какой предмет нарисован на этой картинке? Какой на этой и т. д.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - назвал 1-2 предмета или не назвал вообще.

2балла -назвал 3-4 предмета,допускал ошибки.

3балла - полностью справляется с заданием.

Задание 3.

Цель: обследовать умение детей называть недостающую часть на изображении.

Оборудование: картинки с недорисованными элементами (корова, пчела, машина, портрет девочки). Приложение 2.

Лексический материал: сущ.:корова, хвост, глаза, рога, пчела, полоски, лапки, машина, колесо, фара, девочка, глаза, рот, нос, брови, глаза, ресницы.

Инструкция: «Посмотри и назови, чего не хватает на картинке. Дорисуй недостающую часть».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок определил не все недостающие части

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно

Задание 4.

Цель: определение уровня сформированности зрительного восприятия.

Оборудование: 6 квадратов разной величины одного цвета (приложение 3).

Лексический материал. Имя существительное: квадрат. Имя прилагательное: самый большой, большой, средний, поменьше, маленький, самый маленький.

Инструкция. Положить перед ребенком 6 квадратов. Предложить расположить квадраты в порядке возрастания.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

3 балла – самостоятельный правильный ответ ребенка без ошибок;

2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки;

1 балл – ребенок выполнил задание с 3-5 ошибками и с помощью педагога.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карточки с изображением фигур Поппельрейтора.

Словарь: Ведро, кисточка, ножницы, топор, грабли, вилка, миска (тарелка), стакан, бутылка, чайник.

Инструкция:

1. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и назвать, какие предметы он на них видит.

2. Логопед: «Посмотри и назови предметы, которые ты видишь на картинках»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – назвал и узнал до 3 предметов

2 балла – назвал и узнал 4-7 предметов

3 балла – назвал и узнал 8-10 предметов.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки с изображением яблока, груши, винограда, одна из которых разрезана на три части.

Лексический материал: фрукты, яблоко, груша, виноград.

Инструкция: перед ребёнком кладут картинку-образец и просят назвать что на ней изображено. Далее логопед раскладывает перед ребёнком три части разрезной картинки и просит сложить целую картинку.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок выполняет задание при наличии зрительного образца.

2 балла - ребёнок выполняет задание без образца, методом проб и ошибок.

3 балла – ребёнок выполняет задание без образца и ошибок.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия.

Оборудование: картинки – образцы, картинки, разрезанные на 2 части: огурец, помидор, карандаш, курица, белка, слон, санки, бабочка.

Лексический материал: огурец, помидор, карандаш, курица, белка, слон, санки, бабочка.

Инструкция:

1) Перед ребенком по очереди кладут картинки и спрашивают что на них нарисовано.

2) Затем так же по очереди кладут картинку – образец и разрезную картинку и говорят: «Посмотри на картинку и сделай из частей такую же».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок собирает 1- 3 картинки.

2 балла – ребенок собирает 3 – 6 картинки.

3 балла – ребенок собирает 6 – 8 картинок.

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР 5 лет.

Оборудование:пирамида,прямоугольник,квадрат,шар,овал,трапеция,пенал,точилка,ластик,тетрадь, мяч, яйцо, ваза.

Лексический материал: пирамида, прямоугольник, квадрат, шар, овал, трапеция, пенал, точилка, ластик, тетрадь, мяч, яйцо, ваза.

Инструкция: Посмотри и назови геометрические фигуры и все другие предметы. определи на какую геометрическую фигуру похож каждый предмет.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл-ребенок не справляется с заданием или правильно называет и соотносит 1 предмет.

2 балла - ребенок правильно называет и соотносит 2-4 предмета.

3 балла - ребенок правильно называет и соотносит 4-7 предметов.

Задание 9.

Цель: обследование умения детей называть исключенный из ряда предмет.

Оборудование: 5 игрушек: заяц, мишка, белка, лиса, волк.

Лексический материал: заяц, мишка, белка, лиса, волк.

Инструкция: Взрослый ставит перед ребенком 5 игрушек (заяц, мишка, белка, лиса, волк) и просит их посчитать. Затем он просит ребенка отвернуться и убирает одну игрушку.

«Посмотри и скажи, кто из зверей спрятался?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1-2 игрушки или не назвал ни одной

2балла – ребенок назвал 3-4 игрушки

3балла – ребенок назвал все игрушки

Задание 10.

Цель: обследовать умение вычленять контур предмета; соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы в рисунке, знать их названия для детей с ОНР 4 лет.

Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.

Лексический материал: шар, куб, брусок, овал, неваляшка, снеговик, цыпленок

Инструкция: Педагог ставит на свой стол два предмета – куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит: «Сейчас я буду рисовать, а ты должен угадать, что я нарисую». Затем педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.

После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар», – говорит педагог, поднимает рисунок и шар и показывает ребенку. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает ребенку приложить предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - ребенок не назвал предметы, не смог соотнести.

2балла - ребенок назвал предметы, но не смог соотнести.

3бала - ребенок назвал предметы и выполнил задание правильно.

Задание 11.

Цель: обследовать умение детей называть исключенный из ряда предмет для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: 5 игрушек: заяц, мишка, белка, лиса, волк.

Лексический материал: заяц, мишка, белка, лиса, волк.

Инструкция: Взрослый ставит перед ребенком 5 игрушек (заяц, мишка, белка, лиса, волк) и просит их посчитать. Затем он просит ребенка отвернуться и убирает одну игрушку.

«Посмотри и скажи, кто из зверей спрятался?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1-2 игрушки или не назвал ни одной

2балла – ребенок назвал 3-4 игрушки

3балла – ребенок назвал все игрушки

 

Задание 12.

Цель: обследование умения узнавать предметы в условиях наложения; обследование умения называть предметы для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: картинка с контурным изображением предметов (мяч, ведро, лопатка), наложенными друг на друга

Лексический материал: мяч, ведро, лопатка.

Инструкция: «Посмотри и назови предметы, изображенные на картинке»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 1 предмет или не назвал ни одного

2балла – ребенок назвал 2 предмета

3балла – ребенок назвал все предметы

Задание 13.

Цель: обследование уровня развития зрительного восприятия.

Оборудование: разрезные картинки из 3 – 4 частей с изображением медведя, лисы, зайца, ежика.

Лексический материал: медведь, коричневый, лиса, оранжевая, заяц, белый, ежик, серый.

Инструкция: ребенку предлагается разрезная картинка медведя и взрослый просит ребенка собрать все части в целое. «Давай с тобой соберем из частей картинку. Что изображено на рисунке? Какого он цвета?» Так же с другими картинками.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок сделал много ошибок в расстановке частей картинок;

2 балла – ребенок испытывает трудности в выполнении задания, но справляется с ним;

3 балла – ребенок справляется с заданием без затруднений.

Уровни сформированности зрительного восприятия:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: