Диагностический комплекс
Для обследования психологической базы речи
У детей с общим недоразвитием речи
Дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
Содержание
Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового и зрительного восприятия у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
1.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового восприятияу детей с ОНР от 4 до 6 лет
1.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР от 4 до 6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорных представлений у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
2.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «форма» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
2.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «цвет» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
2.3. Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – «величина» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности внимания у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
3.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового внимания у детей с ОНР от 4 до 6 лет
3.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности произвольного внимания у детей с ОНР от 4 до 6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
|
4.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированностивербальной памяти у детей с ОНР от 4 до 6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности мышления у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
5.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «анализ» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции - «синтез» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.3. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции -«сравнение» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.4. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «обобщение» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.5. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «классификация» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.6. Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – «абстрагирование» у детей с ОНР от 4 до 6 лет
5.7. Диагностические задания для обследования уровня сформированности словесно-логического мышления у детей с ОНР от 4 до 6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности воображения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
6.1. Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения в процессе рисования у детей с ОНР от 4 до 6 лет
|
6.2. Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения при составлении рассказов у детей с ОНР от 4 до 6 лет
7. Приложения.
Диагностические задания для обследования уровня сформированности восприятия у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
Цель: обследование уровня сформированности слухового и зрительного восприятия детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет.
Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 4 – 6 лет
Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: лист бумаги.
Лексический материал: лист бумаги.
Инструкция: «Послушай, какие интересные звуки может издавать лист бумаги – если я оторву от него кусочек, если я скомкаю страницу, если я его подброшу вверх. А теперь держи точно такой же лист и отворачивайся от меня. Я буду издавать разные звуки своим листом бумаги, твоя задача –угадать, что я делаю, и повторить это действие со своим листом бумаги». Воспитатель выполняет действие с бумагой и просит ребёнка повторить это действие.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не узнает звуки
2 балла – ребенок узнал 1 – 2 звука
3 балла – ребенок узнал 3 – 4 звука
Задание 2.
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 4 лет.
Оборудование: игрушки: мишка, машина, кукла, заяц, мяч.
Лексический материал: мишка, машина, кукла, заяц, мяч.
Инструкция: возьми мишку и посади в машину, вынь мишку из машины, посади туда куклу. И т. д.
|
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - не выполняет инструкции.
2 балла - выполняет инструкции, но допускает ошибки, путается.
3 балла - полностью справляется с заданием.
Задание 3.
Цель: обследование умения детей распознавать звучание разных предметов.
Оборудование: предметы из различных материалов (стеклянный стакан, деревянная коробочка, металлическая миска, пластмассовая игрушка, листы бумаги), ручка.
Лексический материал: сущ.: стакан, коробочка, миска, игрушка, бумага.
Инструкция: Воспитатель ставит на стол предметы. Просит ребенка посмотреть на них и отвернуться. Затем воспитатель стучит ручкой по предметам, а ребенок на слух должен определить от какого предмета идет звук.
«Отвернись от стола и скажи, какой предмет издаёт звук».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 3-4 предмета
3балла – ребенок назвал все предметы
Задание 4.
Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Оборудование: бубен, колокольчик, гармошка, погремушка.
Лексический материал: Имя существительное: бубен, колокольчик, гармошка, погремушка.
Инструкция. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок отворачивается, логопед воспроизводит звучание одной игрушки. Ребенок должен определить, что звучит.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не узнает звуки;
2 балла – ребенок узнал 1 – 2 звука;
3 балла – ребенок узнал 3 – 4 звука.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Оборудование: лист бумаги, бубенцы, деревянные ложки, музыкальный треугольник, детская гитара, 2 стакана с водой; ширма.
Словарь: бумага, деревянные ложки, бубенцы, треугольник, гитара, вода.
Инструкция:
1. Логопед предлагает ребенку внимательно послушать несколько звуков, и назвать какие предметы могут издавать такие звуки.
2. Логопед: «Послушай и назови предметы, которые могут издавать такие звуки».
3. Логопед за ширмой по очереди мнет или рвет лист бумаги, переливает воду в стаканах, стучит ложками, проводит рукой по струнам гитары.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – узнал 1 предмет и звук или не узнал ни одного предмета и звука.
2 балла – узнал и назвал 2-3 предмета и звука.
3 балла – узнал и назвал 4-6 предметов и звуков.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия.
Оборудование: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан).
Лексический материал: книжка, бумага, ложка, дудка, барабан.
Инструкция: Логопед просит ребёнка сесть к нему спиной и слушать его внимательно. Логопед тем временем производит шумы и звуки разными предметами. Если ребёнок узнал какой предмет звучит, то должен поднять руку и назвать этот предмет не оборачиваясь к логопеду.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок выполняет задание с повторением инструкции.
2 балла – ребёнок узнаёт и называет 1-2 предмета.
3 балла – ребёнок полностью выполняет задание.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия.
Оборудование: кукла, плюшевый мишка, игрушечная машинка.
Лексический материал: кукла, мишка, машинка.
Инструкция:
1) Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от логопеда, а на столе лежат игрушки. Ребенку предлагается посмотреть и назвать предметы, находящиеся перед ним.
2) Логопед предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
— Возьми мишку и посади в машину.
— Возьми мишку из машины.
— Посада в машину куклу.
3) — Покатай куклу в машине.
4) Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не выполняет задание, либо выполняет, но с повторением инструкции.
2 балла – ребенок выполняет минимальное количество команд, но с первого раза.
3 балла – ребенок полностью, самостоятельно, без повторения выполняет задание.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности слухового восприятия у детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка, зайчик.
Лексический материал: кукла, мишка, машинка, зайчик
Инструкция: взрослый садится на расстоянии 2—3 м от ребенка. Рядом с ребенком разложены игрушки. Взрослый говорит: сейчас я буду давать задания тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «Возьми мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу», «Посади в машину куклу и мишку», «Посади куклу и мишку рядом с машиной», «Посади в машинку зайчика». Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо, но четко.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл-ребенок не справляется с заданием или правильно выполняет одну команду.
2 балла - ребенок выполняет 2-4 команды.
3 балла - ребенок правильно выполняет 4-6 команд.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей распознавать характерные звуки предметов.
Оборудование: книга, ложка, бокал, бумага, мяч, ручка.
Лексический материал: книга, ложка, бумага, мяч, ручка.
Инструкция: Взрослый просит ребенка отвернуться и производит звуки разными предметами: листает книгу, стучит ложкой по бокалу, мнет и рвет бумагу, бросает на пол мяч, стучит ручкой по столу.
«Послушай и назови, какой предмет издал звук».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 3-4 предмета
3балла – ребенок правильно назвал все предметы
Задание 10.
Цель: обследовать умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым произносят.
Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.
Лексический материал: мишка машинка, кукла.
Инструкция:
Посмотри перед тобой лежат предметы, назови их (машинка, игрушечный мишка, кукла). Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем продолжает:
— Возьми мишку и посади в машину.
— Возьми мишку из машины.
— Посада в машину куклу.
— Покатай куклу в машине.
Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, Но очень четко.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - ребенок не назвал предметы, не справился с заданием.
2балла - ребенок назвал предметы, но не смог полностью выполнить инструкцию взрослого.
3балла - ребенок назвал предметы и выполнил инструкцию взрослого правильно.
Задание 11.
Цель: обследование умения распознавать характерные звуки предметов для детей с ОНР 4 лет.
Оборудование: книга, ложка, бокал, бумага, мяч, ручка.
Лексический материал: книга, ложка, бумага, мяч, ручка.
Инструкция: Взрослый просит ребенка отвернуться и производит звуки разными предметами: листает книгу, стучит ложкой по бокалу, мнет и рвет бумагу, бросает на пол мяч, стучит ручкой по столу.
«Послушай и назови, какой предмет издал звук».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 предмета или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 3-4 предмета
3балла – ребенок правильно назвал все предметы
Задание 12.
Цель: обследование умения распознавать характерные звуки предметов для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан.
Лексический материал: колокольчик, бубен, молоточек, барабан.
Инструкция: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами (звенит колокольчиком, бубном, стучит по барабану и молоточком по столу) и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук.
«Послушай и назови, какой предмет издал звук».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок правильно назвал 1 предмет или не назвал ни одного
2балла – ребенок правильно назвал 2-3 предмета
3балла – ребенок правильно назвал все предметы
Задание 13.
Цель: обследование уровня развития слухового восприятия.
Оборудование: бубен.
Лексический материал: тихо, громко, очень громко.
Инструкция: взрослый стучит в бубен тихо и спрашивает у ребенка как он стучит, после взрослый стучит громко в бубен и повторяет вопрос,затем стучит в бубен очень громко, задает тот же вопрос.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не смог различить тихий и громкий звук бубна;
2 балла – ребенок различает тихий звук бубна от громкого, но громкий от очень громкого нет;
3 балла – ребенок различил все звуки бубна.
Уровень сформированности слухового восприятия:
Высокий уровень – 3 балла,
Средний уровень - 2 балла,
Низкий уровень – 1 балл.
Диагностические задания для обследования уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР 4 – 6 лет
Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия, обследование умения узнавать предметы в условиях наложения для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: картинка с контурным изображением предметов (чашка, чайник, кастрюля, наложенные друг на друга. (См. приложение 1)
Лексический материал: чашка, чайник, кастрбля.
Инструкция: «Посмотри и назови предметы, изображённые на картинке».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не назвал ни одного предмета
2 балла – ребенок назвал 1 – 2 предмета
3 балла – ребенок назвал 3 предмета
Задание 2.
Цель: обследование умения узнавать изображения в условиях зашумления для детей 5 лет
Оборудование: картинки с перечёркнутым изображением ландыша, балалайки, бабочки, лампы, рыбы, мяча.
Лексический материал: ландыш, балалайка, бабочка, лампа, рыба, мяч.
Инструкция: посмотри, художник нарисовал предметы, а потом их зачеркнул. Какой предмет нарисован на этой картинке? Какой на этой и т. д.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - назвал 1-2 предмета или не назвал вообще.
2балла -назвал 3-4 предмета,допускал ошибки.
3балла - полностью справляется с заданием.
Задание 3.
Цель: обследовать умение детей называть недостающую часть на изображении.
Оборудование: картинки с недорисованными элементами (корова, пчела, машина, портрет девочки). Приложение 2.
Лексический материал: сущ.:корова, хвост, глаза, рога, пчела, полоски, лапки, машина, колесо, фара, девочка, глаза, рот, нос, брови, глаза, ресницы.
Инструкция: «Посмотри и назови, чего не хватает на картинке. Дорисуй недостающую часть».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок определил не все недостающие части
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно
Задание 4.
Цель: определение уровня сформированности зрительного восприятия.
Оборудование: 6 квадратов разной величины одного цвета (приложение 3).
Лексический материал. Имя существительное: квадрат. Имя прилагательное: самый большой, большой, средний, поменьше, маленький, самый маленький.
Инструкция. Положить перед ребенком 6 квадратов. Предложить расположить квадраты в порядке возрастания.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
3 балла – самостоятельный правильный ответ ребенка без ошибок;
2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки;
1 балл – ребенок выполнил задание с 3-5 ошибками и с помощью педагога.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Оборудование: карточки с изображением фигур Поппельрейтора.
Словарь: Ведро, кисточка, ножницы, топор, грабли, вилка, миска (тарелка), стакан, бутылка, чайник.
Инструкция:
1. Ребенку предлагается посмотреть на картинки и назвать, какие предметы он на них видит.
2. Логопед: «Посмотри и назови предметы, которые ты видишь на картинках»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – назвал и узнал до 3 предметов
2 балла – назвал и узнал 4-7 предметов
3 балла – назвал и узнал 8-10 предметов.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки с изображением яблока, груши, винограда, одна из которых разрезана на три части.
Лексический материал: фрукты, яблоко, груша, виноград.
Инструкция: перед ребёнком кладут картинку-образец и просят назвать что на ней изображено. Далее логопед раскладывает перед ребёнком три части разрезной картинки и просит сложить целую картинку.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок выполняет задание при наличии зрительного образца.
2 балла - ребёнок выполняет задание без образца, методом проб и ошибок.
3 балла – ребёнок выполняет задание без образца и ошибок.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия.
Оборудование: картинки – образцы, картинки, разрезанные на 2 части: огурец, помидор, карандаш, курица, белка, слон, санки, бабочка.
Лексический материал: огурец, помидор, карандаш, курица, белка, слон, санки, бабочка.
Инструкция:
1) Перед ребенком по очереди кладут картинки и спрашивают что на них нарисовано.
2) Затем так же по очереди кладут картинку – образец и разрезную картинку и говорят: «Посмотри на картинку и сделай из частей такую же».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок собирает 1- 3 картинки.
2 балла – ребенок собирает 3 – 6 картинки.
3 балла – ребенок собирает 6 – 8 картинок.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности зрительного восприятия у детей с ОНР 5 лет.
Оборудование:пирамида,прямоугольник,квадрат,шар,овал,трапеция,пенал,точилка,ластик,тетрадь, мяч, яйцо, ваза.
Лексический материал: пирамида, прямоугольник, квадрат, шар, овал, трапеция, пенал, точилка, ластик, тетрадь, мяч, яйцо, ваза.
Инструкция: Посмотри и назови геометрические фигуры и все другие предметы. определи на какую геометрическую фигуру похож каждый предмет.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл-ребенок не справляется с заданием или правильно называет и соотносит 1 предмет.
2 балла - ребенок правильно называет и соотносит 2-4 предмета.
3 балла - ребенок правильно называет и соотносит 4-7 предметов.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей называть исключенный из ряда предмет.
Оборудование: 5 игрушек: заяц, мишка, белка, лиса, волк.
Лексический материал: заяц, мишка, белка, лиса, волк.
Инструкция: Взрослый ставит перед ребенком 5 игрушек (заяц, мишка, белка, лиса, волк) и просит их посчитать. Затем он просит ребенка отвернуться и убирает одну игрушку.
«Посмотри и скажи, кто из зверей спрятался?»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 игрушки или не назвал ни одной
2балла – ребенок назвал 3-4 игрушки
3балла – ребенок назвал все игрушки
Задание 10.
Цель: обследовать умение вычленять контур предмета; соотносить объемную форму с плоскостной; узнавать предметы в рисунке, знать их названия для детей с ОНР 4 лет.
Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.
Лексический материал: шар, куб, брусок, овал, неваляшка, снеговик, цыпленок
Инструкция: Педагог ставит на свой стол два предмета – куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит: «Сейчас я буду рисовать, а ты должен угадать, что я нарисую». Затем педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.
После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар», – говорит педагог, поднимает рисунок и шар и показывает ребенку. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает ребенку приложить предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - ребенок не назвал предметы, не смог соотнести.
2балла - ребенок назвал предметы, но не смог соотнести.
3бала - ребенок назвал предметы и выполнил задание правильно.
Задание 11.
Цель: обследовать умение детей называть исключенный из ряда предмет для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: 5 игрушек: заяц, мишка, белка, лиса, волк.
Лексический материал: заяц, мишка, белка, лиса, волк.
Инструкция: Взрослый ставит перед ребенком 5 игрушек (заяц, мишка, белка, лиса, волк) и просит их посчитать. Затем он просит ребенка отвернуться и убирает одну игрушку.
«Посмотри и скажи, кто из зверей спрятался?»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 игрушки или не назвал ни одной
2балла – ребенок назвал 3-4 игрушки
3балла – ребенок назвал все игрушки
Задание 12.
Цель: обследование умения узнавать предметы в условиях наложения; обследование умения называть предметы для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: картинка с контурным изображением предметов (мяч, ведро, лопатка), наложенными друг на друга
Лексический материал: мяч, ведро, лопатка.
Инструкция: «Посмотри и назови предметы, изображенные на картинке»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1 предмет или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 2 предмета
3балла – ребенок назвал все предметы
Задание 13.
Цель: обследование уровня развития зрительного восприятия.
Оборудование: разрезные картинки из 3 – 4 частей с изображением медведя, лисы, зайца, ежика.
Лексический материал: медведь, коричневый, лиса, оранжевая, заяц, белый, ежик, серый.
Инструкция: ребенку предлагается разрезная картинка медведя и взрослый просит ребенка собрать все части в целое. «Давай с тобой соберем из частей картинку. Что изображено на рисунке? Какого он цвета?» Так же с другими картинками.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок сделал много ошибок в расстановке частей картинок;
2 балла – ребенок испытывает трудности в выполнении задания, но справляется с ним;
3 балла – ребенок справляется с заданием без затруднений.
Уровни сформированности зрительного восприятия:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.