Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины для детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет.
Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – форма у детей с ОНР 4 – 6 лет
Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорном талоне – форма для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона, карточки с контурам изображением пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках. (Приложение4).
Лексический материал: названия геометрических фигур: крут, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Инструкция: Перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры вырезанные из картона. «Посмотри и назови эти фигуры. Посмотри, у меня есть карточка, на которой нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат перед тобой. Разложи все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не справляется с заданием или соотносит 1- 2 фигуру.
2 балла – ребёнок соотносит 3 фигуры.
3 балла – ребёнок соотносит все фигуры.
Задание 2.
Цель: обследование умения называть фигуры и соотносить их с образцом для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: вагончики с вырезанными фигурами, фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.
Лексический материал: вагончики, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.
Инструкция: что ты перед собой видишь, назови фигуры и посади каждую фигуру в свой вагончик.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
|
1балл - назвал фигуры или не назвал фигуры, не смог соотнести.
2балла - выполняет задание с ошибками.
3балла - полностью справляется с заданием.
Задание3.
Цель: обследование умения детей выкладывать геометрические фигуры по образцу.
Оборудование: 5 шнурков, геометрические фигуры из картона.
Лексический материал: сущ.:треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, шнурок.
Инструкция: Воспитатель показывает ребенку вырезанные из картона геометрические фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и просит ребенка выложить такие же из шнурка.
«Посмотри и назови геометрические фигуры. Сделай такие же из шнурка»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок выложил 1-3 фигуры
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно
Задание 4.
Цель: обследование умения ребенка выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.
Оборудование: Демонстрационный материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм (приложение 5). Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур — по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (приложение 3).
Лексический материал. Имя прилагательное: круглая, овальная, треугольная, квадратная, прямоугольная.
Инструкция. Ребенку дают на подносе фигуры и карточки. «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» (Показать круг) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
|
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет и величину не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме фигуры » (каждая группа фигур независимо от величины складывается вместе).
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок с трудом называл и складывал вместе геометрические фигуры или вовсе не выполнил задание;
2 балла – ребенок называл и складывал вместе геометрические фигуры с ошибками;
3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
Оборудование: карточка с контуром фигур, фишки разной геометрической формы.
Словарь: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.
Инструкция:
1. Посмотри на карточку.
2. Назови фигуры, которые ты видишь.
3. Соотнеси фишки и контуры по форме.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – не справился с заданием; соотнес 1-2 фигуры
2 балла – соотнес 3-4 фигуры
3 балла – справился с заданием
Задание 6.
Цель: обследование умения соотносить предметы по форме, похожих на заданную форму
Оборудование: предметные картинки(яблоко, книга, пирамидка),наглядный материал(круг, прямоугольник, треугольник)
Лексический материал: яблоко, книга, пирамидка, круг, прямоугольник, треугольник
Инструкция: Перед ребёнком раскладываются картинки и геометрические фигуры, «Посмотри и назови что изображено на картинках; назови фигуры, лежащие перед тобой; соотнеси геометрические фигуры по форме похожие на нарисованные предметы на картинках»
|
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл-ребёнок назвал все предметы
2 балла-ребёнок назвал и соотнёс 1-2 фигурки
3 балла-ребёнок назвал и соотнёс все геометрические фигуры
Задание 7.
Цель: обследование умения на ощупь узнавать и называть геометрические фигуры.
Оборудование: мешочек, плоские фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб.
Лексический материал: мешочек, квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб.
Инструкция:
1) Логопед держит в руках мешочек с фигурами;
2) «Посмотри и назови, что у меня в руках. В этом мешочке лежат геометрические фигуры. Достань, по очереди, каждую фигуру и назови ее».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – не называет и не узнают фигуры, либо узнает и называет 3 фигуры;
2 балла – узнает и называет 4 – 5 фигур;
3 балла – узнает и называет 6 фигур.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме у детей 5 лет.
Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Лексический материал: круг, квадрат, треугольник овал, прямоугольник.
Инструкция: посмотри и назови эти фигуры. На столе лежат карточки с нарисованными фигурами. Разложи фигуры так, что бы они совпали с нарисованными.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет и соотносит 1-2 фигуры.
2 балла- ребенок называет и соотносит 3-4 фигуры.
3 балла- ребенок называет и соотносит 5 фигур.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей группировать предметы по форме.
Оборудование: предметы круглой формы (мяч, тарелочка, колечко от пирамиды), предметы квадратной формы (платок, кубик, подушка для кукол).
Лексический материал: круг, квадрат; мяч, тарелка, колечко, платок, кубик, подушка.
Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (круглой, квадратной) и просит назвать эти предметы и разложить их по группам в зависимости от формы.
«Посмотри и назови предметы, которые лежат перед тобой. Разложи их по группам. Назови форму этих предметов».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал все предметы, но не распределил по группам
2балла – ребенок выполнил задание методом проб и ошибок
3балла – ребенок правильно выполнил задание
Задание 10.
Цель: обследовать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами для детей с ОНР 5 лет
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), обруч.
Лексический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
Инструкция: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором – предметы. Логопед рассказывает правила: «К кому покатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатится обруч, выходит». Логопед показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не смог сопоставить предметы.
2балла– ребенок сопоставил формы 3-4 предметов.
3 балла - ребенок полностью справился с заданием.
Задание 11.
Цель: обследование умения детей группировать предметы по форме для детей с ОНР 4 лет.
Оборудование: предметы круглой формы (мяч, тарелочка, колечко от пирамиды), предметы квадратной формы (платок, кубик, подушка для кукол).
Лексический материал: круг, квадрат; мяч, тарелка, колечко, платок, кубик, подушка.
Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (круглой, квадратной) и просит назвать эти предметы и разложить их по группам в зависимости от формы.
«Посмотри и назови предметы, которые лежат перед тобой. Разложи их по группам. Назови форму этих предметов».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал все предметы, но не распределил по группам
2балла – ребенок выполнил задание методом проб и ошибок
3балла – ребенок правильно выполнил задание
Задание 12.
Цель: Обследование умений подбирать предметы к геометрическим образцам для детей с ОНР 5 лет
Оборудование: геометрические фигуры пяти форм(квадрат, треугольник, овал, круг, прямоугольник), предметы интерьера.
Лексический материал: круг, овал, кватрат, треугольник, прямоугольник и различные предметы интерьера
Инструкция: Воспитатель по очереди показывает ребенку различные геометрические фигуры.
Показывает круг: «Как называется эта фигура? Какая она по форме?»
«Найди мне в комнате предметы такой же формы»
Затем показывает овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не может подобрать предметы к заданным фигурам, путает формы предметов
2 балла - ребенок подбирает предметы не ко всем фигурам.
3 балла – ребенок справляется с задание
Задание 13.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме предмета.
Оборудование: игрушки различных форм – круглые (мячик, воздушный шарик, неваляшка, снеговик, кольцо, черепаха и т. д.), прямоугольные (кубик, деталь конструктора, книга, маленький кукольный столик и т. д.), треугольные (пирамидка, муляж морковки, треугольный клоунский колпак).
Лексический материал: круг, прямоугольник, треугольник.
Инструкция: воспитатель спрашивает у ребенка, какие геометрические фигуры он знает. Воспитатель составляет ряд из игрушек – мячик, неваляшка, воздушный шарик, кубик, игрушечная тарелка – и говорит: «Одна из игрушек здесь лишняя. Какая же?» После этого педагог создает новый ряд и игра продолжается.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл - ребенок не справляется с заданием;
2 балла - справляется с заданием, но с ошибками;
3 балла - выполнил задание.
Уровни сформированности представлений о форме:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.