Диагностические задания для обследования уровня сформированности о сенсорных эталонах у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (4 – 6 лет)




Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины для детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет.

Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – форма у детей с ОНР 4 – 6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорном талоне – форма для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона, карточки с контурам изображением пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках. (Приложение4).

Лексический материал: названия геометрических фигур: крут, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Инструкция: Перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры вырезанные из картона. «Посмотри и назови эти фигуры. Посмотри, у меня есть карточка, на которой нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат перед тобой. Разложи все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не справляется с заданием или соотносит 1- 2 фигуру.

2 балла – ребёнок соотносит 3 фигуры.

3 балла – ребёнок соотносит все фигуры.

Задание 2.

Цель: обследование умения называть фигуры и соотносить их с образцом для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: вагончики с вырезанными фигурами, фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.

Лексический материал: вагончики, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.

Инструкция: что ты перед собой видишь, назови фигуры и посади каждую фигуру в свой вагончик.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - назвал фигуры или не назвал фигуры, не смог соотнести.

2балла - выполняет задание с ошибками.

3балла - полностью справляется с заданием.

Задание3.

Цель: обследование умения детей выкладывать геометрические фигуры по образцу.

Оборудование: 5 шнурков, геометрические фигуры из картона.

Лексический материал: сущ.:треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, шнурок.

Инструкция: Воспитатель показывает ребенку вырезанные из картона геометрические фигуры (овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) и просит ребенка выложить такие же из шнурка.

«Посмотри и назови геометрические фигуры. Сделай такие же из шнурка»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок выложил 1-3 фигуры

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно

Задание 4.

Цель: обследование умения ребенка выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Оборудование: Демонстрационный материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм (приложение 5). Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур — по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (приложение 3).

Лексический материал. Имя прилагательное: круглая, овальная, треугольная, квадратная, прямоугольная.

Инструкция. Ребенку дают на подносе фигуры и карточки. «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» (Показать круг) Далее этот вопрос повторяется с показом других фигур в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет и величину не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме фигуры » (каждая группа фигур независимо от величины складывается вместе).

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок с трудом называл и складывал вместе геометрические фигуры или вовсе не выполнил задание;

2 балла – ребенок называл и складывал вместе геометрические фигуры с ошибками;

3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (4-6 лет).

Оборудование: карточка с контуром фигур, фишки разной геометрической формы.

Словарь: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб.

Инструкция:

1. Посмотри на карточку.

2. Назови фигуры, которые ты видишь.

3. Соотнеси фишки и контуры по форме.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – не справился с заданием; соотнес 1-2 фигуры

2 балла – соотнес 3-4 фигуры

3 балла – справился с заданием

Задание 6.

Цель: обследование умения соотносить предметы по форме, похожих на заданную форму

Оборудование: предметные картинки(яблоко, книга, пирамидка),наглядный материал(круг, прямоугольник, треугольник)

Лексический материал: яблоко, книга, пирамидка, круг, прямоугольник, треугольник

Инструкция: Перед ребёнком раскладываются картинки и геометрические фигуры, «Посмотри и назови что изображено на картинках; назови фигуры, лежащие перед тобой; соотнеси геометрические фигуры по форме похожие на нарисованные предметы на картинках»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл-ребёнок назвал все предметы

2 балла-ребёнок назвал и соотнёс 1-2 фигурки

3 балла-ребёнок назвал и соотнёс все геометрические фигуры

Задание 7.

Цель: обследование умения на ощупь узнавать и называть геометрические фигуры.

Оборудование: мешочек, плоские фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб.

Лексический материал: мешочек, квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб.

Инструкция:

1) Логопед держит в руках мешочек с фигурами;

2) «Посмотри и назови, что у меня в руках. В этом мешочке лежат геометрические фигуры. Достань, по очереди, каждую фигуру и назови ее».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – не называет и не узнают фигуры, либо узнает и называет 3 фигуры;

2 балла – узнает и называет 4 – 5 фигур;

3 балла – узнает и называет 6 фигур.

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме у детей 5 лет.

Оборудование: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

Лексический материал: круг, квадрат, треугольник овал, прямоугольник.

Инструкция: посмотри и назови эти фигуры. На столе лежат карточки с нарисованными фигурами. Разложи фигуры так, что бы они совпали с нарисованными.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет и соотносит 1-2 фигуры.

2 балла- ребенок называет и соотносит 3-4 фигуры.

3 балла- ребенок называет и соотносит 5 фигур.

Задание 9.

Цель: обследование умения детей группировать предметы по форме.

Оборудование: предметы круглой формы (мяч, тарелочка, колечко от пирамиды), предметы квадратной формы (платок, кубик, подушка для кукол).

Лексический материал: круг, квадрат; мяч, тарелка, колечко, платок, кубик, подушка.

Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (круглой, квадратной) и просит назвать эти предметы и разложить их по группам в зависимости от формы.

«Посмотри и назови предметы, которые лежат перед тобой. Разложи их по группам. Назови форму этих предметов».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал все предметы, но не распределил по группам

2балла – ребенок выполнил задание методом проб и ошибок

3балла – ребенок правильно выполнил задание

Задание 10.

Цель: обследовать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами для детей с ОНР 5 лет

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), обруч.

Лексический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Инструкция: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором – предметы. Логопед рассказывает правила: «К кому покатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатится обруч, выходит». Логопед показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не смог сопоставить предметы.

2балла– ребенок сопоставил формы 3-4 предметов.

3 балла - ребенок полностью справился с заданием.

Задание 11.

Цель: обследование умения детей группировать предметы по форме для детей с ОНР 4 лет.

Оборудование: предметы круглой формы (мяч, тарелочка, колечко от пирамиды), предметы квадратной формы (платок, кубик, подушка для кукол).

Лексический материал: круг, квадрат; мяч, тарелка, колечко, платок, кубик, подушка.

Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (круглой, квадратной) и просит назвать эти предметы и разложить их по группам в зависимости от формы.

«Посмотри и назови предметы, которые лежат перед тобой. Разложи их по группам. Назови форму этих предметов».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал все предметы, но не распределил по группам

2балла – ребенок выполнил задание методом проб и ошибок

3балла – ребенок правильно выполнил задание

Задание 12.

Цель: Обследование умений подбирать предметы к геометрическим образцам для детей с ОНР 5 лет

Оборудование: геометрические фигуры пяти форм(квадрат, треугольник, овал, круг, прямоугольник), предметы интерьера.

Лексический материал: круг, овал, кватрат, треугольник, прямоугольник и различные предметы интерьера

Инструкция: Воспитатель по очереди показывает ребенку различные геометрические фигуры.

Показывает круг: «Как называется эта фигура? Какая она по форме?»

«Найди мне в комнате предметы такой же формы»

Затем показывает овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не может подобрать предметы к заданным фигурам, путает формы предметов

2 балла - ребенок подбирает предметы не ко всем фигурам.

3 балла – ребенок справляется с задание

Задание 13.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о форме предмета.

Оборудование: игрушки различных форм – круглые (мячик, воздушный шарик, неваляшка, снеговик, кольцо, черепаха и т. д.), прямоугольные (кубик, деталь конструктора, книга, маленький кукольный столик и т. д.), треугольные (пирамидка, муляж морковки, треугольный клоунский колпак).

Лексический материал: круг, прямоугольник, треугольник.

Инструкция: воспитатель спрашивает у ребенка, какие геометрические фигуры он знает. Воспитатель составляет ряд из игрушек – мячик, неваляшка, воздушный шарик, кубик, игрушечная тарелка – и говорит: «Одна из игрушек здесь лишняя. Какая же?» После этого педагог создает новый ряд и игра продолжается.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл - ребенок не справляется с заданием;

2 балла - справляется с заданием, но с ошибками;

3 балла - выполнил задание.

Уровни сформированности представлений о форме:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: