Диагностические задания для обследования уровня сформированности внимания у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (4 – 6 лет)




Цель: обследование уровня сформированности слухового и произвольного внимания детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового внимания у детей с ОНР 4 – 6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: набор слов: кошка, самолёт, шляпа, бабочка, гусеница, воробей, мышь, тарелка, сапог, стрекоза, кузнечик, сова.

Лексический материал: самолёт, бабочка, воробей, стрекоза, сова.

Инструкция: Воспитатель просит ребёнка внимательно слушать слова и поднимать руку только тогда когда услышит название предмета, который летает. «Я буду назвать слова, а ты должен поднять руку, когда услышишь название предмета, который может летать и назовёшь это слово».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не справляется с заданием или называет 1 – 2 предмета.

2 балла – ребёнок называет 3– 4 предметов.

3 балла – ребёнок называет 5 предметов.

Задание 2.

Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам для детей с ОНР 4 лет.

Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка, корова, птичка).

Лексический материал: курочка, собачка, кошка, корова, птичка.

Инструкция: посмотри, кто к нам пришёл (просим ребёнка назвать животных). «Мяу-мяу! Покажи животное, которое говорит - мяу-мяу». И т. д. с другими животными.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - назвал 1-2 животное или не назвал вообще.

2балла - выполняет задание с ошибками (путается).

3балла - полностью справляется с заданием.

Задание 3.

Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на определенном звуке.

Оборудование: панно, карточка изображением буквы Ш.

Лексический материал: сущ.: каша, кошка, шнурок, шляпа, шапка, крыша, кошелек, мышь.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на панно карточку с изображением буквы Ш. Затем просит детей внимательно слушать слова и поднимать руку только тогда когда в названном слове услышат букву Ш и назвать слово которое они услышали.

«Я буду назвать слова, а вы должны поднять руку, когда услышите в слове звук [ш] и назвать это слово».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок называет 1-3 слова

2балла – ребенок называет 3-6 слов

3балла – ребенок называет все слова

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.

Оборудование: мяч, зайчик, лопатка, кружка, мишка.

Лексический материал. Имя существительное: мяч, зайчик, лопатка, кружка, мишка.

Инструкция. Ребенок находится от педагога на расстоянии 2 - 3 метров. Ему называют предметы шепотом так, чтобы он услышал и понял то, что произносят. После произнесения слова ребенок должен принести предмет, который был назван.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок путал слова и неправильно принес предметы;

2 балла – ребенок перепутал 1-2 слова;

3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания

Оборудование: колокольчик.

Лексический материал: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади.

Инструкция: Логопед просит ребёнка закрыть глаза,и когда зазвонит колокольчик назвать расположение звона.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок называет расположение звона после нескольких повторений.

2 балла – ребёнок называет 2-3 расположения звука.

3 балла – ребёнок полностью выполняет задание без повторений.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.

Оборудование: магнитофонная запись шума моря, леса, разговор прохожих, сигнал машины, щебет птиц, жужжание пчелы.

Лексический материал: шума моря, леса, разговор прохожих, сигнал машины, щебет птиц, жужжание пчелы.

Инструкция:

1) Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок внимательно может послушать и назвать лишь 1 – 2 записи.

2 балла – ребенок внимательно слушает и называет 3- 4 записи.

3 балла – ребенок внимательно слушает и называет все записи.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания у детей 5 лет.

Оборудование: слова.

Лексический материал: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок.

Инструкция: давай поиграем в слова. Я назову слова, ты их внимательно послушаешь и произнесешь в таком же порядке.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет 1-2 слова.

2 балла- ребенок называет 3-4 слова.

3 балла- ребенок называет 5-6 слов.

Задание 8.

Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы.

Лексический материал: цветок, карандаш, заяц, ромашка, лимон, ложка, роза, тюльпан, береза, ландыш, стол, картошка, василек.

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь название цветка, ты должен хлопнуть в ладоши».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок правильно выделил 1-2 цветка или не выделил ни одного

2алла – ребенок правильно выделил 3-4 цветка

3балла – ребенок выделил все цветы

Задание 9.

Цель: обследование умения внимательно слушать и различать звуки.

Оборудование: ширма, бумага, бубен, колокольчик, дудка, флажок.

Лексический материал: бумага, бубен, колокольчик, дудка

Инструкция: Отгадай, что звучит (взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой и предлагает ребенку отгадать каким предметом произведен звук), ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не смог справиться с заданием.

2 балла – не смог различить несколько звуков

3балла - ребенок полностью справился с заданием.

Задание 10.

Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы для детей с ОНР 4 лет.

Лексический материал: цветок, карандаш, заяц, ромашка, лимон, ложка, роза, тюльпан, береза, ландыш, стол, картошка, василек.

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь название цветка, ты должен хлопнуть в ладоши».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок правильно выделил 1-2 цветка или не выделил ни одного

2балла – ребенок правильно выделил 3-4 цветка

3балла – ребенок выделил все цветы

Задание 11.

Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы для детей с ОНР 6 лет.

Лексический материал: стул, дерево, тарелка, ручка, ложка, картошка, вилка, миска, мяч, кастрюля.

Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь слова, обозначающие посуду, ты должен хлопнуть в ладоши».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок правильно выделил 1 предмет посуды или не выделил ни одного

2балла – ребенок правильно выделил 2-3 предмета посуды

3балла – ребенок выделил 4-5 предметов посуды

Задание 12.

Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.

Оборудование: барабан, губная гармошка, дудка.

Лексический материал: барабан, губная гармошка, дудка

Инструкция: в начале задания взрослый задает ребенку уточняющие вопросы – знает ли он как звучит барабан, губная гармошка, дудка. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я продемонстрирую тебе звучание музыкальных инструментов, а ты на слух определишь, что звучало».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не узнал ни одного инструмента;

2 балла – ребенок узнал 1 – 2 инструмента;

3 балла – распознал все инструменты.

Уровни сформированности слухового внимания:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: