Цель: обследование уровня сформированности слухового и произвольного внимания детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности слухового внимания у детей с ОНР 4 – 6 лет
Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: набор слов: кошка, самолёт, шляпа, бабочка, гусеница, воробей, мышь, тарелка, сапог, стрекоза, кузнечик, сова.
Лексический материал: самолёт, бабочка, воробей, стрекоза, сова.
Инструкция: Воспитатель просит ребёнка внимательно слушать слова и поднимать руку только тогда когда услышит название предмета, который летает. «Я буду назвать слова, а ты должен поднять руку, когда услышишь название предмета, который может летать и назовёшь это слово».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не справляется с заданием или называет 1 – 2 предмета.
2 балла – ребёнок называет 3– 4 предметов.
3 балла – ребёнок называет 5 предметов.
Задание 2.
Цель: определить уровень слухового внимания к речевым сигналам для детей с ОНР 4 лет.
Оборудование: несколько игрушек, резко отличающихся друг от друга по «голосам» (курочка, собачка, кошка, корова, птичка).
Лексический материал: курочка, собачка, кошка, корова, птичка.
Инструкция: посмотри, кто к нам пришёл (просим ребёнка назвать животных). «Мяу-мяу! Покажи животное, которое говорит - мяу-мяу». И т. д. с другими животными.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - назвал 1-2 животное или не назвал вообще.
2балла - выполняет задание с ошибками (путается).
3балла - полностью справляется с заданием.
Задание 3.
Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на определенном звуке.
|
Оборудование: панно, карточка изображением буквы Ш.
Лексический материал: сущ.: каша, кошка, шнурок, шляпа, шапка, крыша, кошелек, мышь.
Инструкция: Воспитатель вывешивает на панно карточку с изображением буквы Ш. Затем просит детей внимательно слушать слова и поднимать руку только тогда когда в названном слове услышат букву Ш и назвать слово которое они услышали.
«Я буду назвать слова, а вы должны поднять руку, когда услышите в слове звук [ш] и назвать это слово».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок называет 1-3 слова
2балла – ребенок называет 3-6 слов
3балла – ребенок называет все слова
Задание 4.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.
Оборудование: мяч, зайчик, лопатка, кружка, мишка.
Лексический материал. Имя существительное: мяч, зайчик, лопатка, кружка, мишка.
Инструкция. Ребенок находится от педагога на расстоянии 2 - 3 метров. Ему называют предметы шепотом так, чтобы он услышал и понял то, что произносят. После произнесения слова ребенок должен принести предмет, который был назван.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок путал слова и неправильно принес предметы;
2 балла – ребенок перепутал 1-2 слова;
3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания
Оборудование: колокольчик.
Лексический материал: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади.
Инструкция: Логопед просит ребёнка закрыть глаза,и когда зазвонит колокольчик назвать расположение звона.
|
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок называет расположение звона после нескольких повторений.
2 балла – ребёнок называет 2-3 расположения звука.
3 балла – ребёнок полностью выполняет задание без повторений.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.
Оборудование: магнитофонная запись шума моря, леса, разговор прохожих, сигнал машины, щебет птиц, жужжание пчелы.
Лексический материал: шума моря, леса, разговор прохожих, сигнал машины, щебет птиц, жужжание пчелы.
Инструкция:
1) Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок внимательно может послушать и назвать лишь 1 – 2 записи.
2 балла – ребенок внимательно слушает и называет 3- 4 записи.
3 балла – ребенок внимательно слушает и называет все записи.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания у детей 5 лет.
Оборудование: слова.
Лексический материал: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок.
Инструкция: давай поиграем в слова. Я назову слова, ты их внимательно послушаешь и произнесешь в таком же порядке.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет 1-2 слова.
2 балла- ребенок называет 3-4 слова.
3 балла- ребенок называет 5-6 слов.
Задание 8.
Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы.
|
Лексический материал: цветок, карандаш, заяц, ромашка, лимон, ложка, роза, тюльпан, береза, ландыш, стол, картошка, василек.
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь название цветка, ты должен хлопнуть в ладоши».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок правильно выделил 1-2 цветка или не выделил ни одного
2алла – ребенок правильно выделил 3-4 цветка
3балла – ребенок выделил все цветы
Задание 9.
Цель: обследование умения внимательно слушать и различать звуки.
Оборудование: ширма, бумага, бубен, колокольчик, дудка, флажок.
Лексический материал: бумага, бубен, колокольчик, дудка
Инструкция: Отгадай, что звучит (взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой и предлагает ребенку отгадать каким предметом произведен звук), ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не смог справиться с заданием.
2 балла – не смог различить несколько звуков
3балла - ребенок полностью справился с заданием.
Задание 10.
Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы для детей с ОНР 4 лет.
Лексический материал: цветок, карандаш, заяц, ромашка, лимон, ложка, роза, тюльпан, береза, ландыш, стол, картошка, василек.
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь название цветка, ты должен хлопнуть в ладоши».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок правильно выделил 1-2 цветка или не выделил ни одного
2балла – ребенок правильно выделил 3-4 цветка
3балла – ребенок выделил все цветы
Задание 11.
Цель: обследование умения детей сосредотачивать внимание на словах определенной группы для детей с ОНР 6 лет.
Лексический материал: стул, дерево, тарелка, ручка, ложка, картошка, вилка, миска, мяч, кастрюля.
Инструкция: «Сейчас я буду называть слова, и когда ты услышишь слова, обозначающие посуду, ты должен хлопнуть в ладоши».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок правильно выделил 1 предмет посуды или не выделил ни одного
2балла – ребенок правильно выделил 2-3 предмета посуды
3балла – ребенок выделил 4-5 предметов посуды
Задание 12.
Цель: обследование уровня сформированности слухового внимания.
Оборудование: барабан, губная гармошка, дудка.
Лексический материал: барабан, губная гармошка, дудка
Инструкция: в начале задания взрослый задает ребенку уточняющие вопросы – знает ли он как звучит барабан, губная гармошка, дудка. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я продемонстрирую тебе звучание музыкальных инструментов, а ты на слух определишь, что звучало».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не узнал ни одного инструмента;
2 балла – ребенок узнал 1 – 2 инструмента;
3 балла – распознал все инструменты.
Уровни сформированности слухового внимания:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.