Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – сравнение у детей с ОНР 4 - 6 лет




Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – сравнение для детей с ОНР 5лет.

Оборудование: набор слов: стрекоза, муха; кресло, кровать; альбом, книга; сок, чай; кошка, лиса.

Лексический материал: стрекоза, муха; кресло, кровать; альбом, книга; сок, чай; кошка, лиса.

Инструкция: «Я буду зачитывать тебе пары слов, а ты внимательно слушай, представь себе эти слова и сравни их». Воспитатель зачитывает пару слов и задает ребёнку вопросы. «Похожи кошка и лиса или нет? Чем они отличаются?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не сравнивает или сравнивает 1 – 2 пары слов.

2 балла – ребёнок сравнивает 3 – 4 пары слов.

3 балла – ребёнок сравнивает 5 пар слов.

Задание 2.

Цель: обследование умения детей сравнивать картинки и находить отличия.

Оборудование: 2 картинки, имеющие между собой 8 различий.

Лексический материал: сущ.: мыло, пузыри, зубная щётка, лужа, вода, карман, носки, кран.

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи чем они отличаются?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок нашел 1-3 отличия

2балла – ребенок нашел 4-6 отличий

3балла – ребенок нашел все отличия

Задание 3.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: сравнение.

Оборудование: пары слов.

Лексический материал. Имя существительное: муха, бабочка, стол, стул, вода, сок, книга, тетрадь, собака, медведь.
Инструкция. Для сравнения ребенку предлагается следующие пары слов:

муха и бабочка,

стол и стул,

книга и тетрадь,

вода и сок,

собака и медведь.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Педагог задает ребенку вопросы: «ты видел собаку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова Педагог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? А чем они отличаются друг от друга?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок с трудом выполнил часть задания или не выполнил задание совсем;

2 балла – ребенок неправильно называл отличия в некоторых словах или выполнил задание с помощью педагога;

3 балла – ребенок правильно и точно называл отличия во всех парах слов.

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: обобщение

Оборудование: ряды картинок с изображением овощей (свекла, редис, лук, горох), фруктов (яблоко, апельсин, лимон, банан), игрушек (мишка, кукла, мячик, пирамидка), птиц (воробей, индюк, петух, гусь), животных (поросенок, кошка, медведь, заяц), предметов одежды (платье, брюки, рубашка, носки), посуды (нож, тарелка, чайник, кастрюля), мебели (стол, шкаф, кресло, кровать) (приложение 12)

Лексический материал. Имя существительное: овощи, фрукты, игрушки, птицы, животные, посуда, одежда, мебель.

Инструкция. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок неправильно группировал предметы

2 балла – ребенок выполнил задание с помощью педагога

3 балла – ребенок правильно назвал обобщающее слово во всех рядах предметов

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – сравнение.

Оборудование: пары предметных картинок с изображением: яблок (красное, зелёное); шапки и кепки; дерева(с зелёными и жёлтыми листьями); зайца (серого и белого).

Лексический материал: яблоко, зелёное, жёлтое, шапка, кепка, дерево, зелёные листья, жёлтые листья, заяц, серый, белый, зимой, летом.

Инструкция: Логопед кладёт перед ребёнком по очереди пары картинок и просит назвать что на них изображено, и чем они отличаются.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок называет и находит различия в 1-2 парах.

2 балла – ребёнок называет и находит различия в 3 парах.

3 балла – ребёнок называет картинки и выполняет задание полностью.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – сравнение.

Оборудование: 4 группы предметных картинок: первая группа – шапка, штаны, шарф, капуста; вторая группа – капуста, огурец, помидор, автобус; третья группа – автобус, трамвай, грузовик, майка; четвертая группа – белка, слон, курица, стул.

Лексический материал: шапка, штаны, шарф, капуста, огурец, помидор, автобус, трамвай, грузовик, майка, белка, слон, курица, карандаш, одежда, овощи, транспорт, животные, мебель.

Инструкция:

1) Перед ребенком кладут каждую группу картинок по очереди и говорят: «Посмотри и назови что изображено на картинках».

2) Найди среди этих картинок лишнюю и объясни, почему именно эту картинку ты выбрал.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок называет картинки, но лишнюю находит только в 1-2 группах.

2 балла – ребенок называет и находит лишнюю в 3 группах.

3 балла – ребенок называет и находит лишнюю картинку.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности процесса сравнения у детей 5 лет.

Оборудование: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Лексический материал: яблоко, большое, маленькое, желтое, красное, синий, зеленый, треугольник, квадрат, круг.
Инструкция: посмотри и назови, что это. "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)"

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок правильно называет и сравнивает 1 яблоко.

3 балла- ребенок правильно называет и сравнивает 2 яблока.

Задание 8.

Цель: обследование умения детей сравнивать картинки и находить отличия.

Оборудование: 2 картинки с 10 отличиями

Лексический материал: кепка, цифра, шорты, солнце, майка, матрац, палка. Инструкция: «Посмотри на картинки и найди на них 10 отличий».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок нашел 1-4 отличий или не нашел ни одного

2балла – ребенок нашел 5-8 отличий

3балла – ребенок нашел 9-10 отличий

Задание 9.

Цель: обследование умения детей сравнивать картинки и находить отличия для детей с ОНР 4 лет.

Оборудование: 2 картинки с 10 отличиями

Лексический материал: кепка, цифра, шорты, солнце, майка, матрац, палка.

Инструкция: «Посмотри на картинки и найди на них 10 отличий».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок нашел 1-4 отличий или не нашел ни одного

2балла – ребенок нашел 5-8 отличий

3балла – ребенок нашел 9-10 отличий

Задание 10.

Цель: обследование умения сравнивать картинки и находить отличия для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: 2 картинки с 9 отличиями

Лексический материал: кукла, книга, мяч, машина, цветочек, одеяло, тапочек, подушка, ковер

Инструкция: «Посмотри на картинки и найди на них 10 отличий».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок нашел 1-3 отличий или не нашел ни одного

2балла – ребенок нашел 4-7 отличий

3балла – ребенок нашел 8-9 отличий

Уровни сформированности мыслительной операции - сравнение:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: