Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – классификация




Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – классификация для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: набор картинок с изображением различных предметов (помидор, огурец, морковь, шкаф, стул, диван, яблоко, груша, апельсин, заяц, медведь, белка, сапоги, туфли, кроссовки,). (Приложение 14).

Лексический материал: помидор, огурец, морковь, шкаф, стул, диван, яблоко, груша, апельсин, заяц, медведь, белка, сапоги, туфли, кроссовки.

Инструкция: «Посмотри на картинки и назови их. Теперь разложи эти картинки по группам».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не группирует предметы или составляет 1 – 2 группы предметов.

2 балла – ребёнок составляет 3 – 4 группы предметов.

3 балла – ребёнок составляет 5 групп предметов.

Задание 2.

Цель: обследование умения детей среди нескольких других предметов находить отличающийся по какому-либо признаку.

Оборудование: 6 групп картинок по 4 предметных картинки, 3 предмета на которых относятся к одной группе, а один - отличается от них каким-либо признаком: фрукты (яблоко, груша, апельсин, помидор), овощи (огурец, перец, морковь, арбуз), мебель (стол, диван, стул, телевизор), посуда (половник, кастрюля, вилка, шкаф), животные (медведь, лиса, собака, бабочка), птицы (дятел, ворона, сова, змея).

Лексический материал: сущ.: фрукты, яблоко, груша, апельсин, помидор, овощи, огурец, перец, морковь, арбуз, мебель, стол, стул, диван, телевизор, посуда, половник, кастрюля, вилка, шкаф, животные, медведь, лиса, собака, бабочка, птицы, дятел, ворона, сова, бабочка.

Инструкция: «Перед тобой лежат 6 групп картинок, назови группы и найди среди них по одной лишней картинке».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок нашел лишние предметы в 1-3 группах

2балла – ребенок нашел лишние предметы в 4-5 группах

3балла – ребенок нашел лишние предметы во всех группах

Задание 3.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – классификация.

Оборудование: плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; предметные картинки – огурец, шарик, мяч, тарелка, тетрадь, дверь, платок, пирамида, окно, подушка.

Лексический материал: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, огурец, шарик, мяч, тарелка, тетрадь, дверь, платок, пирамида, окно, подушка.

Инструкция:

1) Перед ребенком выкладывают предметные картинки, просят назвать их, а затем по очереди кладут геометрические фигуры и просят выбрать те предметы, которые имеют такую же форму, как и данная фигура.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок называет картинки и геометрические фигуры, но не может соотнести их по форме.

2 балла – ребенок называет картинки и геометрические фигуры, но соотносит лишь квадрат и круг.

3 балла – ребенок полностью выполняет задание.

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности процесса конкретизации у детей 5 лет.

Оборудование: карточки с изображениями больших, маленьких, красных, зеленых, желтых яблок и груш, вишен.

Лексический материал: яблоко, груша, вишня, большая, маленькая, зеленая, красная, желтая.

Инструкция: посмотри и скажи, что нарисовано. Раздели на группы вишни, груши и яблоки,а затем разложи отдельно вишни разных цветов, груши разных цветов и яблоки.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок правильно называет и собирает1-2 группы.

3 балла- ребенок правильно называет и выбирает 3 группы.

Задание 5.

Цель: обследование умения детей выделять из предложенных лишнюю картинку и обосновывать свой выбор.

Оборудование: предметные картинки (береза, дуб, ель, земляника; платье, свитер, шапка, майка; ложка, сумка, тарелка, кастрюля; телевизор, компьютер, книга, телефон; воробей, собака, заяц, мышь).

Лексический материал: береза, дуб, ель, земляника, платье, свитер, шапка, рубашка, ложка, сумка, тарелка, кастрюля, телевизор, радио, книга, магнитофон, воробей, собака, заяц, мышь.

Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком поочередно по 4 картинки и просит его убрать лишнюю.

«Посмотри на картинки и убери лишнюю. Почему ты ее убрал?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок правильно выделил 1-2 предмета или не выделил ни одного

2балла – ребенок правильно выделил 3-4 предмета

3балла – ребенок правильно выделил все предметы

Задание 6.

Цель: обследование умения детей выделять из предложенных лишнюю картинку и обосновывать свой выбор для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: предметные картинки (береза, дуб, ель, земляника; платье, свитер, шапка, рубашка; ложка, сумка, тарелка, кастрюля; телевизор, радио, книга, магнитофон; воробей, собака, заяц, мышь).

Лексический материал: береза, дуб, ель, земляника, платье, свитер, шапка, рубашка, ложка, сумка, тарелка, кастрюля, телевизор, радио, книга, магнитофон, воробей, собака, заяц, мышь.

Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком поочередно по 4 картинки и просит его убрать лишнюю.

«Посмотри на картинки и убери лишнюю. Почему ты ее убрал?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балла – ребенок правильно выделил 1-2 предмета или не выделил ни одного

2балла – ребенок правильно выделил 3-4 предмета

3балла – ребенок правильно выделил все предметы

Задание 7.

Цель: обследование умения разделять предметы по двум группам для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: картинка с изображением 11 предметов

Лексический материал: труба, гармошка, гитара, барабан, клавиши – музыкальные инструменты; отвертка, дрель, гвозди, пила, молоток – рабочие инструменты; пылесос.

Инструкция: Взрослый кладет перед ребенком картинку с изображениями

«Посмотри и назови что изображено на картинке»

«Распредели предметы на картинке в две группы»

«Объясни почему ты так распределил предметы? Как называются эти предметы?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок самостоятельно не справляется с заданием

2балла – ребенок правильно разделяет предметы по группам, но не может назвать их общего названия

3балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием

Уровни сформированности мыслительной операции - классификация:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: