Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – синтез для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: предметные картинки (заяц, мяч, снеговик, ёлка, цветок, щенок) (Приложение 10).
Лексический материал: заяц, мяч, снеговик, ёлка, щенок, цветок.
Инструкция: Перед ребёнком разложены половинки картинок, вторые половинки находятся у воспитателя. Воспитатель выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображённый на листе. «Я буду описывать картинку, слушай внимательно, если у тебя есть такая же, то ты должен будешь назвать и показать её».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок узнаёт и называет 1 – 2 картинки или не узнаёт ни одной.
2 балла – ребёнок узнаёт и называет 3 – 4 картинки.
3 балла – ребёнок узнаёт и называет 5 – 6 картинок.
Задание 2.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции - синтез.
Оборудование: картинка с изображением разрезанная на 6 частей, образец картинки.
Лексический материал: сущ.: заяц.
Инструкция: «Перед тобой лежат части разрезанной картинки. Посмотри на образец. Кто там изображен? Собери из частей такую же».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно
Задание 3.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: синтез.
Оборудование: 12 предметных картинок (по 2 штуки) (приложение 11).
Инструкция. Ребенку дают половину картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть такая картинка, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.
|
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок с трудом выполнил часть задания или не выполнил задание совсем
2 балла – ребенок правильно показал и описал по 3-4 картинки, либо выполнил задание с помощью педагога
3 балла – ребенок правильно продемонстрировал и описал по 5-6 картинок
Задание 4.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – синтез.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей (капуста, морковь, огурец, помидор, свекла); транспорта (автобус, трамвай, грузовик, легковая машина, троллейбус, поезд); одежды (шапка, штаны, шарф, куртка, кофта, майка).
Инструкция:
1) Перед ребенком выкладывают ряды картинок и говорят: «Посмотри и назови, что нарисовано на картинках».
2) Разложи эти картинки по группам и назови каждую группу, одним словом.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок называет, но выделяет лишь 1 группу.
2 балла – называет и выполняет задание, но с небольшой помощью логопеда.
3 балла – ребенок называет и группирует все предметы.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности процесса синтеза у детей 5 лет.
Оборудование: карточки с рисунками одежды, посуды, еды, животных.
Лексический материал: штаны, шорты, красовки, майка, шапка, тарелка, чашка,кастрюля,кружка,торт,салат,мороженное,суп,кот,собака,корова,мышь.
Инструкция: посмотри и назови, что изображено на картинках. Распредели картинки на группы.
|
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок правильно распределяет 1-2 группы.
3 балла- ребенок правильно распределяет 3-4 группы.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции синтеза.
Лексический материал: овощ, красный, круглый, сочный, помидор, животное, маленькое, серое, быстрое, мышь, предмет мебели, большая, мягкая, удобная, кровать, фрукт, длинный, желтый, сладкий, банан, одежда, теплая, меховая, шуба.
Инструкция: Взрослый описывает определенный предмет и предлагает ребенку угадать, о каком предмете он говорит.
«Послушай и угадай, о каком предмете я говорю.
- Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор);
- Это животное. Оно маленькое, серое, быстрое (мышь);
- Это предмет мебели. Она большая, мягкая, удобная (кровать);
- Это фрукт. Он длинный, желтый, сладкий (банан);
- Это одежда. Она теплая, меховая (шуба).»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок узнал 1-2 предмета или не узнал ни одного
2балла – ребенок узнал 3-4 предмета
3балла – ребенок узнал все предметы
Задание 7.
Цель: обследование умения объединять предметы в определенную группу для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: картинки с изображениями диких животных(лиса, заяц, медведь, волк); фруктов(лимон, яблоко, банан, апельсин); транспорта(автобус, машина, самолет, поезд); деревьев(дуб, сосна, береза, клен); мебели(стул, стол, шкаф, кресло)
Лексический материал:
лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;
лимон, яблоко, банан, апельсин – фрукты;
|
автобус, машина, самолет, поезд - транспорт;
дуб, сосна, береза, клен - деревья;
стул, стол, шкаф, кресло - мебель.
Инструкция: Взрослый сначала раскладывает перед ребенком первую картинку
«Внимательно посмотри и назови кто изображен на картинке?»
Как можно назвать их одним словом?»
Затем воспитатель раскладывает следующую картинку и просит ребенка назвать что на ней изображено и как эти предметы можно назвать одним словом и т.д
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не справляется с заданием
2балла – ребенок правильно называет не все группы слов
3балла – ребенок называет правильно все группы слов
Уровни сформированности мыслительной операции - синтез:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.