Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – синтез у детей с ОНР 4 – 6 лет




Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – синтез для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: предметные картинки (заяц, мяч, снеговик, ёлка, цветок, щенок) (Приложение 10).

Лексический материал: заяц, мяч, снеговик, ёлка, щенок, цветок.

Инструкция: Перед ребёнком разложены половинки картинок, вторые половинки находятся у воспитателя. Воспитатель выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображённый на листе. «Я буду описывать картинку, слушай внимательно, если у тебя есть такая же, то ты должен будешь назвать и показать её».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок узнаёт и называет 1 – 2 картинки или не узнаёт ни одной.

2 балла – ребёнок узнаёт и называет 3 – 4 картинки.

3 балла – ребёнок узнаёт и называет 5 – 6 картинок.

Задание 2.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции - синтез.

Оборудование: картинка с изображением разрезанная на 6 частей, образец картинки.

Лексический материал: сущ.: заяц.

Инструкция: «Перед тобой лежат части разрезанной картинки. Посмотри на образец. Кто там изображен? Собери из частей такую же».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не выполнил задание

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно

Задание 3.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: синтез.

Оборудование: 12 предметных картинок (по 2 штуки) (приложение 11).

Инструкция. Ребенку дают половину картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть такая картинка, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок с трудом выполнил часть задания или не выполнил задание совсем

2 балла – ребенок правильно показал и описал по 3-4 картинки, либо выполнил задание с помощью педагога

3 балла – ребенок правильно продемонстрировал и описал по 5-6 картинок

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – синтез.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей (капуста, морковь, огурец, помидор, свекла); транспорта (автобус, трамвай, грузовик, легковая машина, троллейбус, поезд); одежды (шапка, штаны, шарф, куртка, кофта, майка).

Инструкция:

1) Перед ребенком выкладывают ряды картинок и говорят: «Посмотри и назови, что нарисовано на картинках».

2) Разложи эти картинки по группам и назови каждую группу, одним словом.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок называет, но выделяет лишь 1 группу.

2 балла – называет и выполняет задание, но с небольшой помощью логопеда.

3 балла – ребенок называет и группирует все предметы.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности процесса синтеза у детей 5 лет.

Оборудование: карточки с рисунками одежды, посуды, еды, животных.

Лексический материал: штаны, шорты, красовки, майка, шапка, тарелка, чашка,кастрюля,кружка,торт,салат,мороженное,суп,кот,собака,корова,мышь.

Инструкция: посмотри и назови, что изображено на картинках. Распредели картинки на группы.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок правильно распределяет 1-2 группы.

3 балла- ребенок правильно распределяет 3-4 группы.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции синтеза.

Лексический материал: овощ, красный, круглый, сочный, помидор, животное, маленькое, серое, быстрое, мышь, предмет мебели, большая, мягкая, удобная, кровать, фрукт, длинный, желтый, сладкий, банан, одежда, теплая, меховая, шуба.

Инструкция: Взрослый описывает определенный предмет и предлагает ребенку угадать, о каком предмете он говорит.

«Послушай и угадай, о каком предмете я говорю.

- Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор);

- Это животное. Оно маленькое, серое, быстрое (мышь);

- Это предмет мебели. Она большая, мягкая, удобная (кровать);

- Это фрукт. Он длинный, желтый, сладкий (банан);

- Это одежда. Она теплая, меховая (шуба).»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок узнал 1-2 предмета или не узнал ни одного

2балла – ребенок узнал 3-4 предмета

3балла – ребенок узнал все предметы

Задание 7.

Цель: обследование умения объединять предметы в определенную группу для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: картинки с изображениями диких животных(лиса, заяц, медведь, волк); фруктов(лимон, яблоко, банан, апельсин); транспорта(автобус, машина, самолет, поезд); деревьев(дуб, сосна, береза, клен); мебели(стул, стол, шкаф, кресло)

Лексический материал:

лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные;

лимон, яблоко, банан, апельсин – фрукты;

автобус, машина, самолет, поезд - транспорт;

дуб, сосна, береза, клен - деревья;

стул, стол, шкаф, кресло - мебель.

Инструкция: Взрослый сначала раскладывает перед ребенком первую картинку

«Внимательно посмотри и назови кто изображен на картинке?»

Как можно назвать их одним словом?»

Затем воспитатель раскладывает следующую картинку и просит ребенка назвать что на ней изображено и как эти предметы можно назвать одним словом и т.д

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не справляется с заданием

2балла – ребенок правильно называет не все группы слов

3балла – ребенок называет правильно все группы слов

Уровни сформированности мыслительной операции - синтез:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: