Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорном эталоне – величина для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: Елочки на подставках (высокая и низкая); ленты (широкая и узкая) одинаковой длины; шнуры (толстый и тонкий) одинаковой длины; линейки (длинная и короткая) одинаковой ширины.
Лексический материал: сущ.: ёлочки, ленты, шнурки, линейки; параметры величины: высокая, низкая, широкая, узкая, толстый, тонкий, длинная, короткая.
Инструкция: Перед ребёнком разложены все предметы. Ребёнку предлагается рассмотреть и назвать предметы. «А теперь все ёлочки бегут ко мне. Посмотри на ёлочки, скажи, чем они отличаются? Теперь все ленточки, а чем они отличаются? Подними широкую ленточку, а теперь узкую.» Затем тоже самое проводится со шнурками и с линейками.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не справляется с заданием или различает и называет величины 2 – 3 предметов.
2 балла – ребёнок различает и называет величины 4 – 5 предметов.
3 балла – ребёнок различает и называет величины 6 – 8 предметов.
Задание 2.
Цель: обследование умения соотносить предметы по величине для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: кубики большого, среднего и маленького размеров, корзинки большого, среднего и маленького размеров.
Лексический материал: кубики, корзинки, большой, средний, маленький, большая, средняя, маленькая.
Инструкция: посмотри и назови предметы. Чем они отличаются? Назови размер и разложи кубики в корзинки по размеру.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл- назвал или не назвал предметы, не смог соотнести предметы по размеру.
2балла - выполняет задание с ошибками.
3балла - полностью справляется с заданием.
|
Задание 3.
Цель: обследование умения детей различать расстояния и величину объектов.
Оборудование: картинка с изображением деревьев разной величины и на разных расстояниях.
Лексический материал: сущ.: дерево, деревья; прилаг.: высокое, среднее, низкое; нареч.: дальше, ближе.
Инструкция: «Посмотри на картинку и покажи, какое дерево самое высокое, какое среднее и какое самое низкое. Покажи, какое дерево находится ближе, а какое дальше»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балла – ребенок показал не все деревья и не определил расстояние
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно
Задание 4.
Цель: выявление умения сравнивать предметы по величине путем накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.
Оборудование: 2-3 пирамидки из пяти съемных колец.
Лексический материал. Имя существительное: пирамидка, колечко.
Инструкция. «Давайте играть: я разберу пирамидки и перемешаю колечки. А теперь я выберу одно колечко, и ты найди несколько таких же по величине (дать колечко ребенку)». Когда ребенок найдет нужные колечки, сказать: «Теперь верни мне мое колечко, возьми это колечко (дать колечко чуть больше/меньше) и найди такие же».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок путал колечки по величине или вовсе не нашел;
2 балла – ребенок нашел колечки, но 1-2 перепутал;
3 балла – ребенок без проб, на глаз, выполнил задание.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о величине у детей с ОНР старшего дошкольного возраста (4-6 лет).
|
Оборудование: 7 предметных картинок с изображением домиков разной величины, 7 предметных картинок с изображением белочек, разной величины, 7 предметных картинок с изображением орешков разной величины.
Словарь: Самый большой, поменьше, самый маленький, домик = дом, белка=белочка, орех= орешек
Инструкция:
1. Логопед: «Посмотри на картинки. Назови, что на них нарисовано».
2. «Найди для каждой белочки свой домик».
3. «Угости каждую белочку орешком»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – соотнес до 2 групп картинок
2 балла – соотнес 3-5 групп картинок
3 балла – соотнес 6-7 групп картинок.
Задание 6.
Цель: обследование умения чередования предметов по величине.
Оборудование: 6 деревянных бусин 2 величины(маленькие, большие), одинокого цвета и формы, шнурок.
Лексический материал: большая, маленькая, бусины, шнурок.
Инструкция: Логопед раскладывает перед ребёнком бусины и просит продеть шнурок в отверстие бусинок, чередуя их размер.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл-нанизывает бусины не учитывая размер.
2 балла-выполняет задание с помощью логопеда.
3 балла-выполяет задание полностью самостоятельно.
Задание 7.
Цель: обследование умения раскладывать разноцветные ленты по длине: от самой короткой до самой длинной.
Оборудование: разноцветные ленты длинной: 5см, 10см, 12см, 20см, 25см, 30см, 32см.
Лексический материал: ленточки, красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый, короче, длиннее.
Инструкция:
1) Логопед раскладывает перед ребенком в разнобой разноцветные ленты;
|
2) «Посмотри и назови, что ты видишь перед собой? Назови, какого цвета ленты»;
3) «А теперь разложи ленты по величине от самой короткой до самой длинной».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – назвал лишь цвета, но разложить не смог;
2 балла – назвал и разложил, но только те ленты, у которых большая разница в длине;
3 балла – назвал и разложил все ленты правильно.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о величине
Оборудование: деревья, сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.
Лексический материал: дерево, больше, меньше.
Инструкция: посмотри и скажи, что это. Давай посадим аллею. Посади деревья так, что бы они становились меньше по высоте.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием или правильно располагает 1-2 дерева.
2 балла- ребенок располагает 3-5 деревьев.
3 балла- ребенок правильно располагает 6-8 деревьев.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей сопоставлять предметы разной величины.
Оборудование: три тарелки разной величины, набор из трех яблок, трех груш и трех лимонов разных размеров.
Лексический материал: тарелка: яблоко, груша, лимон; маленький, средний, большой.
Инструкция: П еред ребенком выложены три тарелки разной величины (маленькая, средняя, большая) и набор из трех яблок, груш и лимонов. Взрослый просит ребенка разложить фрукты по тарелкам в соответствии с их размером.
«Перед тобой лежат тарелки разной величины – маленькая, средняя и большая. В маленькую тарелку положи маленькие фрукты, в среднюю – средние, в большую – большие».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок неправильно выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание самостоятельно
Задание 10.
Цель: обследование умения устанавливать отношения между элементами по величине (больше – меньше, толще, длиннее, короче) для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответствии с палочками.
Лексический материал: большая, маленькая, короткая, длинная, толстая, тонкая.
Инструкция: Посмотри что получилось? На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нравились! Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, да такой сильный, что все шары дедушки Федота оторвались от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неделю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой палочке крепился какой шарик. Помоги ему!
Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются палочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладываются «шары» - от самого большого до самого маленького.
Далее сопоставляются палочки и круги. Можно перемешать все фигуры и попросить ребенка самостоятельно установить соотношение между элементами по величине и длине.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл– ребенок не смог справиться с заданием.
2 балла– ребенок установил отношение между элементами по величине допустив ошибки.
3 балла - ребенок полностью справился с заданием.
Задание 11.
Цель: Обследование умения устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
Оборудование: деревянные трехместные матрешки.
Лексический материал: матрешка
Инструкция: Ребенку предлагается загадка: «Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». Воспитатель раскрывает первую матрешку и обнаруживает в ней еще одну: «Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбирает вторую матрешку и находит в ней третью — самую маленькую: «Оказывается, здесь целых три матрешки (складывает все три)» «А теперь собери матрешек чтобы получилась одна» «Теперь разбери»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
3 балла – ребенок справляется с заданием
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого
1 балл – ребенок не справляется с заданием, не правильно собирает матрешку.
Задание 12.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о величине.
Оборудование: 5 разрезных картинок с изображением медведей разной величины.
Лексический материал: медведь, в лесу.
Инструкция: перед ребенком раскладываются картинки с медведями, взрослый спрашивает: «Кто изображен на картинке?», «Где он живет?»,затем ребенку предлагается расставить медведей по росту (где самый большой/маленький медведь?)
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл - ребенок не выполняет задание;
2 балла - выполняет задание с ошибками;
3 балла - ребенок выполнил задание правильно.
Уровни сформированности представлений о величине:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.