Диагностические задания для обследования уровня сформированности мышления у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста (4 – 6 лет)




Цель: обследование уровня сформированности словесно-логического мышления и мыслительных операций детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – анализ у детей с ОНР 4 – 6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – анализ для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: набор слов: ночник, торшер, свеча; брюки, шорты, юбка; стол, полка, стул; коза, свинья, корова; сковородка, чашка, кастрюля; петух, гусь, воробей; корова, лошадь, лев.

Лексический материал: свеча, юбка, полка, свинья, чашка, воробей, лев.

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе 3 слова. Ты внимательно выслушаешь и назовёшь одно, отличающееся от других». Воспитатель зачитывает слова. «Объясни почему ты выбрал это слово».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не называет или называет 1 – 2 слова.

2 балла – ребёнок называет 3 – 4 слова.

3 балла – ребёнок называет 5 – 7 слов.

Задание 2.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции - анализ.

Оборудование: мяч

Лексический материал: прилаг.: зеленый, красный, синий, желтый, белый, оранжевый, черный, голубой.

Инструкция: «Я брошу тебе мяч и назову цвет, а ты должен бросая мяч обратно назвать предмет такого же цвета»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок путает предметы по цветам

2балла – ребенок долго думает перед тем как назвать предмет

3балла – ребенок справляется с заданием

Задание 3.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: анализ.

Лексический материал. Имя существительное: лес, одежда, стол, хлеб, звонок, река, сон.

Оборудование: мяч

Инструкция. Педагог говорит ребенку: «Сегодня я буду бросать тебе мяч, и называть любое слово, а ты должен бросить мне мяч обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною». Например: тучка-дождик, хлеб-нож, конура-собака, варенье-банка.

Примерные слова к заданию: лиса, платье, стул, обед, телефон, вода, кровать и т. д.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не смог подобрать ответы к словам педагога

2 балла – ребенок путался в нескольких ответах

3 балла – ребенок правильно и точно давал ответ на слова педагога

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительных операций – анализ.

Оборудование: 6 пар предметных картинок с изображением: кошки, яблока, машины, стула, солнца, книги).

Лексический материал: кошка, яблоко, машина, стул, солнце, книга.

Инструкция: Логопед один комплект картинок даёт ребёнку, а второй оставляет себе. Затем логопед просит посмотреть и назвать что изображено на картинках. Потом логопед берёт из своего комплекта картинку и описывает её не показывая ребёнку. Ребёнок должен узнать и показать ту картинку, которую описывает логопед.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок называет и показывает 1-2 картинки.

2 балла – ребёнок называет и показывает 3-4 картинки.

3 балла – ребёнок называет и показывает все картинки.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции - анализ.

Оборудование: поломанные игрушки: машинка без колеса, кукла без руки, пирамидка без самой верхней части, предметные картинки: стул без ножки, дерево без ствола.

Лексический материал: машинка, колеса, кукла, руки, пирамидка, верхнего шарика, стул, ножки, дерево, ствола.

Инструкция:

1) Перед ребенком ставят сломанные игрушки и говорят: «Посмотри и назови, что ты видишь перед собой, чего не хватает у каждой игрушки?»

2) Далее перед ребенком кладут предметные картинки и так же просят назвать предметы и чего в них не хватает.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок называет лишь предметы.

2 балла – Ребенок называет предметы, но недостающие части видит только на сломанных игрушках.

3 балла – ребенок называет предметы и все недостающие части.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности процесса анализа у детей 5 лет.

Оборудование: 24 карточки с изображениями разных людей-детей, мужчин, женщин, стариков.

Лексический материал: ребенок, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.

Инструкция: распредели фигурки по четырем комнатам: в одну поместить всех детей, в другую —всех женщин, в третью- мужчин, в четвертую —стариков.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок правильно распределяет 1-2 группы.

3 балла- ребенок правильно распределяет 3-4 группы.

Задание 7.

Цель: обследование умения детей запоминать и воспроизводить слова в определенной последовательности.

Лексический материал: птица, тарелка, дом, шуба, машина, хлеб.

Инструкция: Взрослый не торопясь произносит 6 слов и просит ребенка повторить их в той же последовательности.

«Сейчас я буду говорить слова, а ты должен запомнить их и повторить в таком же порядке».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок повторил в правильной последовательности 1-2 слова или перепутал порядок слов

2балла – ребенок повторил в правильной последовательности 3-4 слова

3балла – ребенок повторил в правильной последовательности 5-6 слов

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции анализа.

Лексический материал: транспорт (автобус, самолет, троллейбус, пароход и т.д.); птицы (воробей, синица, дятел, снегирь и т.д.); мебель (стол, стул, ковать, диван, шкаф и т.д.); деревья (береза, дуб, сосна, ель и т.д.); посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка, кастрюля и т.д.)

Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен назвать предметы, которые относятся к этим словам».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок с трудом называет предметы или не называет вообще

2балла – ребенок затрудняется в назывании предметов

3балла – ребенок быстро называет предметы

Задание 9.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции анализа для детей с ОНР 6 лет.

Лексический материал: транспорт (автобус, самолет, троллейбус, пароход и т.д.); птицы (воробей, синица, дятел, снегирь и т.д.); мебель (стол, стул, ковать, диван, шкаф и т.д.); деревья (береза, дуб, сосна, ель и т.д.); посуда (чашка, тарелка, ложка, вилка, кастрюля и т.д.)

Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен назвать предметы, которые относятся к этим словам».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок с трудом называет предметы или не называет вообще

2балла – ребенок затрудняется в назывании предметов

3балла – ребенок быстро называет предметы

Задание 10.

Цель: обследование умения называть предметы, входящие в определенную группу для детей с ОНР 6 лет.

Лексический материал: посуда (ложка, тарелка, кастрюля, чашка и т.д.); цветы (ландыш, тюльпан, ромашка, роза и т.д.); птицы (воробей, голубь, ворона, снегирь и т.д.); овощи (помидор, огурец, лук, картофель и т.д.), мебель (стол, стул, ковать, диван и т.д.); фрукты (апельсин, банан, персик, яблоко, груша и т.д.)

Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен назвать предметы, которые относятся к этим словам».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не называет предметы вообще или называет их с помощью взрослого

2балла – ребенок с трудом сам называет предметы

3балла – ребенок быстро называет предметы

Уровни сформированности мыслительной операции - анализ:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: