Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – обобщение для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: ряд картинок с изображением посуды (кастрюля, сковородка, чашка, половник), овощей (огурец, помидор, лук, морковь), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), обувь (сапоги, туфли, кроссовки, тапочки), мебели (диван, стул, стол, кресло). (Приложение 13).
Лексический материал: посуда, овощи, фрукты, обувь, мебель; кастрюля, сковородка, чашка, половник, огурец, помидор, лук, морковь, яблоко, груша, апельсин, лимон, сапоги, туфли, кроссовки, тапочки, диван, стул, стол, кресло.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови их. А теперь назови эти предметы одним словом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не обобщает или обобщает 1 – 2 группы предметов.
2 балла – ребёнок обобщает 3 – 4 группы предметов.
3 балла – ребёнок обобщает 5 групп предметов.
Задание 2.
Цель: обследование умения детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщающим понятием.
Оборудование: группы картинок: фрукты (апельсин, банан, яблоко), дикие птицы (воробей, ворона, цапля), домашние птицы (курица, гусь, индюк), домашние животные (корова, овца, коза), дикие животные (волк, тигр, медведь), овощи (помидор, капуста, редис), игрушки (мяч, юла, машинка).
Лексический материал: сущ.: фрукты, апельсин, банан, яблоко, дикие птицы, воробей, ворона, цапля, домашние птицы, курица, гусь, индюк, домашние животные, корова, овца, коза, дикие животные, волк, тигр, медведь, овощи, помидор, капуста, редис, игрушки, мяч, юла, машинка.
Инструкция: «Перед тобой лежат группы картинок. Назови каждую группу одним словом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
|
1балла – ребенок выделил 2-3 группы картинок
2балла – ребенок выделил 4-6 групп картинок
3балла – ребенок выделил все группы картинок
Задание 3.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – обобщение.
Оборудование: предметные картинки с изображением мебели(стул, стол, кровать); посуды (тарелка, ложка, стакан); одежды(носки, шапка, куртка).
Лексический материал: стул, стол, кровать, мебель, тарелка, ложка, стакан, посуда, носки, шапка, куртка, одежда.
Инструкция: Логопед выкладывает перед ребёнком ряды картинок и говорит: «Посмотри и назови что изображено на картинках? Разложи эти картинки по группам и назови каждую группу одним словом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок назвал все предметы.
2 балла – назвал и выделил 1-2 группы.
3 балла – ребёнок назвал и выделил все группы.
Задание 4.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – обобщение.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей (капуста, морковь, огурец, помидор, свекла); транспорта (автобус, трамвай, грузовик, легковая машина, троллейбус, поезд); одежды (шапка, штаны, шарф, куртка, кофта, майка); фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград); дикие животные (медведь, белка, заяц, лиса, волк); домашние животные (корова, коза, свинья, овца, лошадь).
Инструкция:
1) Перед ребенком выкладывают ряды картинок и говорят: «Посмотри и назови, что нарисовано на картинках».
2) Разложи эти картинки по группам и назови каждую группу, одним словом.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
|
1 балл – ребенок называет, но выделяет лишь 1 - 4 группу.
2 балла – называет и выделяет 5 групп.
3 балла – ребенок называет и группирует все предметы.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности процесса обобщения у детей 5 лет.
Оборудование: картинки с изображением самолета, поезда, машины, лисы, зайца, медведя, яблока, груши, сливы.
Лексический материал: поезд, самолёт, машина, транспорт; лиса, заяц, медведь, дикие животные; яблоко, груша, слива, фрукты.
Инструкция: перед ребенком раскладываются картинки. Посмотри и назови их. А как их можно назвать одним словом.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок правильно называет и обобщает1-2 группы.
3 балла- ребенок правильно называет и обобщает 3 группы.
Задание 6.
Цель: обследование умения детей объединять предметы в группы и называть их одним словом.
Оборудование: картинки: мебель (диван, стул, кресло), деревья (сосна, дуб, береза), транспорт (самолет, автобус, корабль), птицы (воробей, дятел, сова), овощи (огурец, помидор, капуста).
Лексический материал: диван, стул, кресло, мебель, сосна, дуб, береза, деревья, самолет, автобус, корабль, транспорт, воробей, дятел, сова, птицы, огурец, помидор, капуста, овощи.
Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком поочередно группы картинок и просит назвать их одним словом.
«Посмотри и назови, что изображено на картинках? Назови их одним словом».
Шкала оценки результата в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 группы предметов или не назвал ни одной
|
2балла – ребенок назвал 3-4 группы предметов
3балла – ребенок назвал все группы предметов
Задание 7.
Цель: обследование умения детей объединять предметы в группы и называть их одним словом.
Оборудование: картинки: мебель (диван, стул, кресло), деревья (сосна, дуб, береза), транспорт (самолет, автобус, корабль), птицы (воробей, дятел, сова), овощи (огурец, помидор, капуста).
Лексический материал: диван, стул, кресло, мебель, сосна, дуб, береза, деревья, самолет, автобус, корабль, транспорт, воробей, дятел, сова, птицы, огурец, помидор, капуста, овощи.
Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком поочередно группы картинок и просит назвать их одним словом.
«Посмотри и назови, что изображено на картинках? Назови их одним словом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-2 группы предметов или не назвал ни одной
2балла – ребенок назвал 3-4 группы предметов
3балла – ребенок назвал все группы предметов
Задание 8.
Цель: обследование умения из группы предметов выделять лишний для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: 6 картинок, на каждой из которых изображено по 4 предмета, один из которых лишний.
Лексический материал: гусь, утка, курица, собака, кресло, диван, стул, мишка, яблоко, груша, апельсин, лук, мяч, пирамидка, машинка, цветок, кошка, зайчик, лиса, цыпленок, слива, клубника, вишня, банан.
Инструкция: Взрослый раскладывает перед ребенком поочередно картинки, с изображениями четырех предметов и просит назвать какой из предметов лишний.
«Посмотри и назови, что изображено на картинке»
«А теперь скажи какой из этих предметов лишний?»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не справляется с заданием или правильно выделяет 1-2 лишних предмета
2балла – ребенок выделяет правильно 3-4 лишних предмета
3балла – ребенок правильно выделяет 5-6 лишних предметов
Уровни сформированности мыслительной операции - обобщение:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.