Диагностические задания для обследования уровня сформированности памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) детей дошкольного возраста (4 – 6 лет)




Цель: обследование уровня сформированности памяти у детей с общим недоразвитием реси дошкольного возраста (4 – 6 лет).

Диагностические задания для обследования уровня сформированности вербальной памяти у детей с ОНР 4 – 6 лет

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированоости вербальной памяти для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: набор слов: дом, лес, кот, ночь, окно, зима, мёд, игла, конь, мост.

Лексический материал: дом, лес, кот, ночь, окно, зима, мёд, игла, конь, мост.

Инструкция: «Сейчас я зачитаю тебе слова. Ты их все выслушаешь и постараешься запомнить, когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил». По завершению чтения слов воспитатель просит ребёнка повторить слова, которые он запомнил. «Теперь повтори слова, которые ты запомнил. Я снова прочитаю тебе все слова, а когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые вспомнишь, и те, которые в первый раз уже называл, и те, которые в первый раз забыл». Процедура повторяется 5 раз. Оценка производится по последнему воспроизведению слов.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не воспроизвёл или воспроизвёл 4 -5 слов.

2 балла – ребёнок воспроизвёл 6 – 7 слов.

3 балла – ребёнок воспроизвёл 8 – 10 слов.

Задание 2.

Цель: определение объема непосредственного запоминания вербального материала для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: набор из 10 слов: дом, молоко, солнце, стол, ворона, снег, часы, окно, карандаш, книга.

Лексический материал: дом, молоко, солнце, стол, ворона, снег, часы, окно, карандаш, книга.

Инструкция: сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить. Слова называются в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду), набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл -не справляется с заданием или называет 1 - 3 слова.

2балла -называет от 4 до 6 слов.

3балла - полностью справляется с заданием.

Задание 3.

Цель: обследование умения детей восстанавливать пропущенное слово.

Лексический материал: сущ.: корова, стол, рыба, птица, сумка, цветок, письмо, дом.

Инструкция: Воспитатель зачитывает 8 не связанных между собой слов, а затем зачитывает их ещё раз, но пропускает какое то слово или заменяет его другим.

«Я назову тебе слова, а ты должен их запомнить и повторить.

Давайте повторим ещё раз эти слова. Не допустила ли я ошибку в словах?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок назвал 2-3 слов и не заметил ошибок

2балла – ребенок назвал 4-6 слов и нашел ошибки с помощью взрослого

3балла – ребенок назвал все слова и нашел все ошибки

Задание 4.

Цель: выявление уровня сформированности вербальной памяти.

Оборудование: карточка с нарисованными 16 геометрическими фигурами (треугольник, овал, круг, квадрат) (приложение 9), цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый).

Лексический материал. Имя существительное: треугольник, овал, квадрат, круг; имя прилагательное: красный, желтый, синий, зеленый.

Инструкция. Ребенку дают карточку, цветные карандаши и предлагают заштриховать фигуры. Инструкция произносится только два раза: «Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, желтым все овалы, а красным карандашом все треугольники».

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл – ребенок путал цвета или вовсе не выполнил задание;

2 балла – ребенок путал цвета или выполнил задание с помощью педагога;

3 балла – ребенок правильно подобрал цвета ко всем фигурам.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти

Оборудование: Набор слов: дом, машина, ручка, ложка, мандарин, кукла, пирамидка, кубик.

Словарь: дом, машина, ручка, ложка, мандарин, кукла, пирамидка, кубик.

Инструкция:

1. Логопед: «Я скажу тебе сейчас несколько слов. Послушай меня внимательно и запомни эти слова».

2. «Назови слова, которые ты запомнил»

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл - назвал до 2 слов

2 балла – назвал 3-5 слов

3 балла – назвал 6-8 слов

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти.

Оборудование: пять игрушек(мяч, машина, кукла, собака, мишка), экран.

Лексический материал: мяч, машина, кукла, собака, мишка.

Инструкция: Логопед перед ребёнком ставит игрушки и говорит: «Назови что это? Посмотри и запомни какие здесь игрушки?» Затем логопед закрывает игрушки экраном о просит их назвать.

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл – ребёнок называет и запоминает 1-2 игрушки.

2 балла – ребёнок называет и запоминает 3-4 игрушки.

3 балла – ребёнок называет и запоминает все игрушки.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти.

Оборудование: Картинка с изображением мишки.

Лексический материал: мишка, цветок, пирамидка, машинка, ромашка, красный, желтый, кофта.

Инструкция:

1) Логопед кладет перед ребенком картинку, в течение 5 – 10 минут просит запомнить все, что на ней нарисовано.

2) Далее убирает картинку и спрашивает: «Кто нарисован на картинке? Что он держит в лапе? Как называют этот цветок? Какие еще игрушки ты видел на картинке? Назови цвет машинки? Что одето на мишке? Назови цвет кофты?».

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл – ребенок запоминает, лишь кто нарисован на картинке.

2 балла – ребенок запоминает лишь предметы, которые нарисованы на картинке, но не детали этих предметов.

3 балла – ребенок называет все предметы, изображенные на картинке и их детали.

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти у детей 5 лет.
Оборудование: карточка, на которой нарисовано 10 предметов-мяч,корова,ручка,дерево,тетрадь,мороженное,курица,заяц,машинка,кукла, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.
Лексический материал: мяч, корова,ручка, дерево, тетрадь, мороженное, курица, заяц, машинка,кукла.

Инструкция: Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.
После инструкции детям дают на 2-3 минуты картинку.

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет 1 рисунок.

2 балла- ребенок называет 2-4 рисунка.

3 балла- ребенок называет 5-10 рисунков.

Задание 9.

Цель: обследование умения запоминать и называть слова для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: слова Картон, перо, плащ, спички, вагон, уголь, кот, чернила, нож, белка, карта, замок, рука, груша, пианино, ботинок

Лексический материал: Картон, перо, плащ, спички, вагон, уголь, кот, чернила, нож, белка, карта, замок, рука, груша, пианино, ботинок.

Инструкция: Я буду зачитывать тебе слова, а ты, после прослушивания, назовешь. Можешь называть в любом порядке.
Логопед называет слова (картон, перо, плащ, спички, вагон, уголь, кот, чернила, нож, белка, карта, замок, рука, груша, пианино, ботинок.) Назови слова, которые запомнил.
(Ответы ребенка можно записывать, после выполнения задания вы сможете их обсудить, например в тех случаях, если ребенок привнес что-то от себя, изменил род или число слова и т. д.

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1балл – ребенок назвал и запомнил 2 слова.

2балла – ребенок назвал и запомнил 8 слов.

3балла – ребенок назвал и запомнил все слова.

Задание 10.

Цель: обследование умения детей запоминать и воспроизводить слова в определенной последовательности для детей с ОНР 5 лет

Лексический материал: птица, тарелка, дом, шуба, машина, хлеб.

Инструкция: Взрослый не торопясь произносит 6 слов и просит ребенка повторить их в той же последовательности.

«Сейчас я буду говорить слова, а ты должен запомнить их и повторить в таком же порядке».

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1балл – ребенок повторил в правильной последовательности 1-2 слова или перепутал порядок слов

2балла – ребенок повторил в правильной последовательности 3-4 слова

3балла – ребенок повторил в правильной последовательности 5-6 слов

Задание 11.

Цель: обследование умения запоминать и воспроизводить слова в определенной последовательности для детей с ОНР 6 лет.

Лексический материал: стол, мыло, человек, книга, вилка, тетрадь.

Инструкция: Взрослый медленно произносит 6 слов и просит ребенка повторить их в той же последовательности.

«Сейчас я буду говорить слова, а ты должен запомнить их и повторить в таком же порядке».

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1балл – ребенок повторил в правильной последовательности 1-2 слова или перепутал порядок слов

2балла – ребенок повторил в правильной последовательности 3-4 слова

3балла – ребенок повторил в правильной последовательности 5-6 слов

Задание 12.

Цель: обследование уровня сформированности вербальной памяти.

Оборудование: набор слов - мяч, стул, палка, кукла, яблоко, кот, птица.

Лексический материал: мяч, стул, палка, кукла, яблоко, кот, птица.

Инструкция: «Сейчас я произнесу ряд слов, а после этого ты должен будешь их повторить».

Шкала побальной оценки выполненного задания:

1 балл – ребенок запомнил 1 – 2 слова;

2 балла – ребенок запомнил 3 – 5 слов;

3 балла – запомнил и произнес все слова.

Уровни сформированности вербальной памяти:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: