Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорном талоне – цвет для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: картинка с изображением цветка (приложение 6), лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка, контурный рисунок цветика-семицветика, краски, кисточка, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Лексический материал: сущ.: цветок (цветик – смицветик), 7 цветов спектра: красный, оранжевый, желает, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Инструкция: Ребёнку показывают волшебный цветик-семицветик. Затем предлагают рассмотреть поочередно все лепестки, начиная с красного, называя их цвета. «Посмотри и поочерёдно назови цвет лепестков. Теперь возьми свой листочек с не закрашенным цветиком-семицветиком, кисточку и закрась верхний лепесток красной краской. Пропусти один лепесток, а следующий (третий от красного) сделай желтым. Пропусти еще один, а следующий (пятый) закрась синим. Не спутай синюю и голубую краски. Шестой рядом с синим будет голубой. Теперь закрась пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? Как получить оранжевую краску? А как сделать зеленую краску? А как сделать фиолетовую краску?»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не узнаёт и не называет смешиваемые цвета.
2 балла – ребёнок узнаёт и называет только 2 смешиваемых цвета.
3 балла – ребёнок узнаёт и называет все смешиваемые цвета.
Задание 2.
Цель: обследования умения соотносить цвет с заданным образцом для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: карточки-волшебные полянки красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого и фиолетового цветов, предметные картинки: помидор, синяя лента, огурец, солнышко, апельсин, фиолетовая слива.
|
Лексический материал: огурец, помидор, лента, солнышко, апельсин, слива, красный, синяя, желтого, оранжевый, фиолетовая, зеленый.
Инструкция: посмотри и назови картинки. Посмотри, у меня есть волшебные полянки разных цветов. Назови цвет этой полянки и т.д. Положи предмет на полянку такого же цвета(разложи предметы на полянки по цветам).
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл - не назвал цвета или назвал, но не смог соотнести.
2балла - выполняет задание с ошибками.
3балла - полностью выполняет задание.
Задание 3.
Цель: обследование умения находить предметы определенного цвета и соотносить их с образцом.
Оборудование: игрушки разных цветов (мяч, помидор, огурец, машинка, рыбка, бабочка, кукуруза, груша), четыре корзинки (желтая, зеленая, красная, синяя).
Лексический материал: сущ.: мяч, помидор, огурец, машинка, рыбка, бабочка, кукуруза, груша, корзинка;
прилаг.: синяя, желтая, красная, зеленая.
Инструкция: Ребенка просят найти в комнате игрушки разных цветов и сложить их в корзинку соответствующего цвета.
«Перед тобой лежат корзинки четырех цветов. Назови цвета этих корзинок. Найди в этой комнате игрушки таких же цветов и сложи их в корзинки такого же цвета».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балла – ребенок называет цвета, но находит не все игрушки
2балла – ребенок называет цвета и находит игрушки, но с помощью взрослого
3балла – ребенок выполняет задание самостоятельно
Задание 4.
Цель: выявление умения подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.
Оборудование: Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов (могут быть использованы все имеющиеся в группе куклы, одетые в однотонные платья): красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый.
|
Лексический материал. Имя существительное: кукла, платье, имя прилагательное: красное, синий, зеленое, желтое, оранжевое, фиолетовое.
Инструкция: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать куклу, а ты — говорить, какого цвета у нее платье». Показывать по одной кукле и спрашивать ребенка, уточняя и исправляя его ответы.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не назвал цвета;
2 балла – ребенок называл цвета с помощью педагога;
3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.
Задание 5.
Цель: обследование умения соотносить предметы по цвету.
Оборудование: 3 шарика (красный, жёлтый, синий), 3 ленточки (красная, жёлтая, синяя)
Лексический материал: шарики, ленточки, жёлтый, синий, красный
Инструкция: Логопед раскладывает шарики и ленточки перед ребёнком; ”Посмотри и назови предметы?”; ”Какого цвета шарики, ленточки?”; ”Привяжи каждую ленточку к соответствующему по цвету шарику?”.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл-ребёнок назвал все предметы
2 балла-ребёнок привязал 1-2 ленточки
3 балла-ребёнок привязал все ленточки.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности представлений о цвете у детей 5 лет.
Оборудование: полянки и бабочки красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового цветов.
Лексический материал: полянка, бабочка, красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый.
|
Инструкция: Посмотри, у меня есть разноцветные полянки. Назови цвет этой полянки. Положи бабочку на полянку такого же цвета.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет и соотносит 1-2 цвета.
2 балла- ребенок называет и соотносит 3-5 цветов.
3 балла- ребенок называет и соотносит 6-7 цветов.
Задание 7.
Цель: обследование умения сопоставлять цвета с образцом.
Оборудование: 4 круга разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), по 4 лепестка каждого цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
Лексический материал: цветок, лепесток; красный, синий, желтый, зеленый.
Инструкция: Перед ребенком раскладываются 4 круга разного цвета и лепестки разного цвета.
«Собери целые цветы из лепестков – положи лепестки одного цвета к серединкам такого же цвета».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок неправильно соотнес цвета
2балла – ребенок выполнил задание с ошибками
3балла – ребенок правильно соотнес цвета
Задание 8.
Цель: обследовать умение соотносить цвета для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: картинка с мишками и шапочками
Лексический материал: мишка, шарфик, шапочка, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый.
Инструкция: посмотри на картинку и скажи кто здесь нарисован. Мишки собрались на прогулку и надели шарфики, а шапочки перепутали, давай поможем им. Одень на мишку шапочку того же цвета, что и шарфик.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок неправильно соотнес цвета
2балла – ребенок выполнил задание с ошибками
3балла – ребенок правильно соотнес цвета
Задание 9.
Цель: обследование умения соотносить цвета по образцу.
Оборудование: домики в виде листов красного, зеленого, синего, желтого цветов, в каждом домике зайчик; окна по цвету домиков.
Лексический материал: красного, зеленого, синего, желтого,
Инструкция: воспитатель предлагает ребенку спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков. » Какого цвета этот домик? «и т. д.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не подобрал к домику окно нужного цвета;
2 балла – ребенок допустил 1 ошибку в выполнении задания;
3 балла – выполнил задание правильно.
Уровни сформированности представлений о цвете:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.