Диагностические задания для обследования уровня сформированности сенсорного эталона – цвет у детей с ОНР 4 – 6 лет




Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о сенсорном талоне – цвет для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: картинка с изображением цветка (приложение 6), лепестки которого окрашены в семь цветов спектра, указка, контурный рисунок цветика-семицветика, краски, кисточка, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Лексический материал: сущ.: цветок (цветик – смицветик), 7 цветов спектра: красный, оранжевый, желает, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Инструкция: Ребёнку показывают волшебный цветик-семицветик. Затем предлагают рассмотреть поочередно все лепестки, начиная с красного, называя их цвета. «Посмотри и поочерёдно назови цвет лепестков. Теперь возьми свой листочек с не закрашенным цветиком-семицветиком, кисточку и закрась верхний лепесток красной краской. Пропусти один лепесток, а следующий (третий от красного) сделай желтым. Пропусти еще один, а следующий (пятый) закрась синим. Не спутай синюю и голубую краски. Шестой рядом с синим будет голубой. Теперь закрась пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? Как получить оранжевую краску? А как сделать зеленую краску? А как сделать фиолетовую краску?»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не узнаёт и не называет смешиваемые цвета.

2 балла – ребёнок узнаёт и называет только 2 смешиваемых цвета.

3 балла – ребёнок узнаёт и называет все смешиваемые цвета.

Задание 2.

Цель: обследования умения соотносить цвет с заданным образцом для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: карточки-волшебные полянки красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого и фиолетового цветов, предметные картинки: помидор, синяя лента, огурец, солнышко, апельсин, фиолетовая слива.

Лексический материал: огурец, помидор, лента, солнышко, апельсин, слива, красный, синяя, желтого, оранжевый, фиолетовая, зеленый.

Инструкция: посмотри и назови картинки. Посмотри, у меня есть волшебные полянки разных цветов. Назови цвет этой полянки и т.д. Положи предмет на полянку такого же цвета(разложи предметы на полянки по цветам).

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл - не назвал цвета или назвал, но не смог соотнести.

2балла - выполняет задание с ошибками.

3балла - полностью выполняет задание.

Задание 3.

Цель: обследование умения находить предметы определенного цвета и соотносить их с образцом.

Оборудование: игрушки разных цветов (мяч, помидор, огурец, машинка, рыбка, бабочка, кукуруза, груша), четыре корзинки (желтая, зеленая, красная, синяя).

Лексический материал: сущ.: мяч, помидор, огурец, машинка, рыбка, бабочка, кукуруза, груша, корзинка;

прилаг.: синяя, желтая, красная, зеленая.

Инструкция: Ребенка просят найти в комнате игрушки разных цветов и сложить их в корзинку соответствующего цвета.

«Перед тобой лежат корзинки четырех цветов. Назови цвета этих корзинок. Найди в этой комнате игрушки таких же цветов и сложи их в корзинки такого же цвета».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балла – ребенок называет цвета, но находит не все игрушки

2балла – ребенок называет цвета и находит игрушки, но с помощью взрослого

3балла – ребенок выполняет задание самостоятельно

Задание 4.

Цель: выявление умения подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

Оборудование: Демонстрационный: куклы, одетые в платья разных цветов (могут быть использованы все имеющиеся в группе куклы, одетые в однотонные платья): красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый.

Лексический материал. Имя существительное: кукла, платье, имя прилагательное: красное, синий, зеленое, желтое, оранжевое, фиолетовое.

Инструкция: «Сегодня мы посмотрим, какого цвета платья у наших кукол. Я буду показывать куклу, а ты — говорить, какого цвета у нее платье». Показывать по одной кукле и спрашивать ребенка, уточняя и исправляя его ответы.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не назвал цвета;

2 балла – ребенок называл цвета с помощью педагога;

3 балла – ребенок без ошибок выполнил задание.

Задание 5.

Цель: обследование умения соотносить предметы по цвету.

Оборудование: 3 шарика (красный, жёлтый, синий), 3 ленточки (красная, жёлтая, синяя)

Лексический материал: шарики, ленточки, жёлтый, синий, красный

Инструкция: Логопед раскладывает шарики и ленточки перед ребёнком; ”Посмотри и назови предметы?”; ”Какого цвета шарики, ленточки?”; ”Привяжи каждую ленточку к соответствующему по цвету шарику?”.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл-ребёнок назвал все предметы

2 балла-ребёнок привязал 1-2 ленточки

3 балла-ребёнок привязал все ленточки.

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности представлений о цвете у детей 5 лет.

Оборудование: полянки и бабочки красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого, фиолетового цветов.

Лексический материал: полянка, бабочка, красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый.

Инструкция: Посмотри, у меня есть разноцветные полянки. Назови цвет этой полянки. Положи бабочку на полянку такого же цвета.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием или называет и соотносит 1-2 цвета.

2 балла- ребенок называет и соотносит 3-5 цветов.

3 балла- ребенок называет и соотносит 6-7 цветов.

Задание 7.

Цель: обследование умения сопоставлять цвета с образцом.

Оборудование: 4 круга разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), по 4 лепестка каждого цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

Лексический материал: цветок, лепесток; красный, синий, желтый, зеленый.

Инструкция: Перед ребенком раскладываются 4 круга разного цвета и лепестки разного цвета.

«Собери целые цветы из лепестков – положи лепестки одного цвета к серединкам такого же цвета».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок неправильно соотнес цвета

2балла – ребенок выполнил задание с ошибками

3балла – ребенок правильно соотнес цвета

Задание 8.

Цель: обследовать умение соотносить цвета для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: картинка с мишками и шапочками

Лексический материал: мишка, шарфик, шапочка, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый.

Инструкция: посмотри на картинку и скажи кто здесь нарисован. Мишки собрались на прогулку и надели шарфики, а шапочки перепутали, давай поможем им. Одень на мишку шапочку того же цвета, что и шарфик.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок неправильно соотнес цвета

2балла – ребенок выполнил задание с ошибками

3балла – ребенок правильно соотнес цвета

Задание 9.

Цель: обследование умения соотносить цвета по образцу.

Оборудование: домики в виде листов красного, зеленого, синего, желтого цветов, в каждом домике зайчик; окна по цвету домиков.

Лексический материал: красного, зеленого, синего, желтого,

Инструкция: воспитатель предлагает ребенку спрятать зайчиков от лисы – подобрать окна по цвету домиков. » Какого цвета этот домик? «и т. д.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не подобрал к домику окно нужного цвета;

2 балла – ребенок допустил 1 ошибку в выполнении задания;

3 балла – выполнил задание правильно.

Уровни сформированности представлений о цвете:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: