Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями (приложение 7); простой карандаш.
Лексический материал: замок, недорисованные башни.
Инструкция: « Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. Назови, что на них нарисовано и скажи, чем они отличаются. На первом из них изображён готовый замок, а на трех остальных детали замка не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждому замку так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не справляется с заданием или дорисовывает 1 рисунок.
2 балла – ребёнок дорисовывает 2 рисунка.
3 балла – ребёнок дорисовывает 3 рисунка.
Задание 2.
Цель: определить способность к переключению произвольного внимания для детей с ОНР 6 лет
Оборудование: колокольчик или бубен. Набор слов: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, карандаш, строитель, гроза, мельница, попугай, пекарь, шахтер, листок, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.
Лексический материал: лампа, водитель, ножницы, липа, врач, яблоко, карандаш, строитель, гроза, мельница, попугай, пекарь, шахтер, листок, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец.
Инструкция: из предложенных слов ребенок должен выделить название профессии и хлопнуть в ладоши (или позвонить в колокольчик, постучать в бубен и т.д.).
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл -не справляется с заданием или выделяет 1-2 профессии.
2балла - выполняет задание с ошибками (путается).
|
3балла - полностью справляется с заданием.
Задание 3.
Цель: обследовать умение детей сосредотачивать и удерживать внимание на объектах.
Оборудование: бусины (3 штуки красного цвета круглой формы, 3 штуки синего цвета треугольной формы, 2 штуки зеленого цвета квадратной формы), схема-образец бус.
Лексический материал: сущ.: бусина, бусы;
прилаг.: красная, зеленая, синяя, круглая, треугольная, квадратная.
Инструкция: «Посмотри на образец и собери бусины в такой же последовательности, как на схеме».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок перепутал последовательность бусин
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок собрал бусы правильно по схеме-образцу
Задание 4.
Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.
Оборудование: 2 карточки с 7 отличиями (приложение 8), карандаш.
Инструкция. Предложить ребенку найти все отличия на карточках, зачеркивая те, которые уже нашел.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок нашел 1-2 отличия или вовсе не нашел отличий;
2 балла – ребенок нашел 3-5 отличий;
3 балла – ребенок нашел 6-7 отличий.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности внимания.
Оборудование: Матрешка, машинка, пирамидка, кукла, кубик, неваляшка, медвежонок.
Словарь: Матрешка, медвежонок, машинка, кукла, неваляшка, кубик, пирамидка, перед, после.
Инструкция:
1. Логопед ставит перед ребенком игрушки и просит запомнить в каком порядке они стоят.
2. Логопед просит ребенка закрыть глаза и меняет местами 2 игрушки.
|
3. Логопед просит ребенка открыть глаза и посмотреть, что поменялось и поставить игрушки на свои места.
4. Повторяем задание 3 раза.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – исправил порядок игрушек 1 раз.
2 балла - исправил порядок игрушек 2 раза.
3 балла - исправил порядок игрушек 3 раза.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.
Оборудование: предметные картинки с изображением: лисы, медведя, кошки, собаки, вороны, дома, берлоги, норы, гнезда, будки.
Лексический материал: животные, дикие, домашние, птица, лиса, медведь, собака, кошка, ворона, дом, берлога,нора,гнездо,будка.
Инструкция: Логопед кладёт перед ребёнком картинки и просит назвать что на них изображено. Затем логопед говорит: «Соотнеси каждое животное с его домом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок лишь называет что изображено на картинках.
2 балла – ребёнок называет и соотносить 1-3 картинки.
3 балла – называет и соотносит все картинки.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.
Оборудование: просторное место для зарядки.
Инструкция:
1) Смотри внимательно и повторяй за мной все движения, кроме одного запрещенного - руки вверх.
2) Логопед показывает движения: голова вперед, руки в сторону, голова назад, нога согнулась в колене, руки вверх, руки на поясе, ноги вместе, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, нога вверх, руки вверх и так далее.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок повторяет движения правильно, но постоянно забывает о запрещенном движении.
|
2 балла – ребенок повторяет движения, при показе запрещенного движения путается, но быстро исправляется.
3 балла – ребенок все выполняет верно.
Задание 8.
Цель: обследование умения детей сосредотачивать и удерживать внимание на объектах.
Оборудование: горсточки трёх видов круп (горох, фасоль, рис), миска.
Лексический материал: горох, фасоль, рис.
Инструкция: «Перед тобой лежит миска с разными крупами (горох, фасоль, рис). Разложи их по разным кучкам. В одну положи рис, в другую фасоль, а в третью горох.»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок разложил крупы по группам с помощью взрослого
3балла – ребенок разложил крупы по группам самостоятельно
Задание 9.
Цель: обследование умения наблюдать и различать для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: 2 предметные картинки с изображение кого-либо (врача).
Лексический материал: белый, красный, халат.
Инструкция: Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Ваша задача найти различия.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не смог справиться с заданием.
2балла – ребенок нашел несколько различий.
3балла - ребенок полностью справился с заданием.
Задание10.
Цель: обследование уровня сформированности произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).
Лексический материал: мышки,слоны,петухи.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Что на нем изображено? Правильно, мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – не выполнил задание;
2 балла – ребенок выполнил задание,но с ошибками;
3 балла – справился с заданием.
Уровни сформированности произвольного внимания:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.