Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – классификация для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: набор слов, обозначающих предметы (карандаш, стакан, лист бумаги, книга).
Лексический материал: карандаш, стакан, бумага, книга.
Инструкция: «Я буду называть тебе предметы, а ты должен придумать как можно их использовать». Например: Воспитатель называет слово «карандаш», а ребёнок придумывает как можно использовать этот предмет (карандашом можно писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.).
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не придумывает назначение предмета или придумывает 1.
2 балла – ребёнок придумывает 2 – 3 варианта использования предметов.
3 балла – ребёнок придумывает 4 варианта использования предметов.
Задание 2.
Цель: определить уровень сформированности словесно-логического мышления для детей с ОНР 5лет
Оборудование: картинки с изображением времён года.
Лексический материал: лето, зима, осень, весна.
Инструкция: посмотри на картинки и расскажи, какое время года на них изображено и почему он так думает.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл -не справляется с заданием или только называет времена года на 1 – 2 картинках.
2балла -называет времена года на всех картинках.
3балла - полностью справляется с заданием.
Задание 3.
Цель: обследование умения детей логически находить соответствия между картинками, обследование умения составлять предложение из заданных слов.
Оборудование: картинки (якорь, корабль, кошка, мышка, топор, дрова, дерево, листок, курица, яйцо, мяч, ворота).
Лексический материал: сущ.:якорь, корабль, кошка, мышка, топор, дрова, дерево, листок, курица, яйцо, мяч, ворота.
|
Инструкция: «Посмотри и подбери к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда.
А теперь по каждой получившейся паре составь предложение»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок сопоставил не все картинки и не составил предложения
2балла – ребенок сопоставил картинки, но затруднился в составлении предложений
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 4.
Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.
Оборудование: набор слов
Инструкция. Педагог зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? «Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Примерные варианты слов:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не назвал нужные слова
2 балла – ребенок выбрал главные слова, но с трудом мог объяснить
3 балла – ребенок правильно выбрал главные слова и точно объяснил
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности словесно-логического мышления
|
Оборудование: Группы слов:
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
4. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
5. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
6. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
Словарь: пол, сало, дерево, человек, шнурки, Иванов, фамилия, имя, обувь, транспорт, мебель.
Инструкция: «Я тебе сейчас назову группы слов, внимательно слушай. Найди среди них одно лишнее. Объясни почему оно лишнее. Каким словом можно объединить другие слова?»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – правильно объяснил 1-2 группы
2 балла – правильно объяснил 3-4 группы
3 балла - правильно объяснил 5-6 групп
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности словесно – логического мышления.
Оборудование: комплекты слов: Яблоко, слива, огурец, груша; молоко, творог, сметана, хлеб; час, минута, лето, секунда; ложка, тарелка, кастрюля, сумка; платье, свитер, шапка, рубашка; книга, телевизор, радио, магнитофон; мыло, метла, зубная паста, шампунь; береза, дуб, сосна, земляника.
Лексический материал: огурец, хлеб, лето, сумка, шапка, книга, метла, земляника.
Инструкция: логопед говорит по очереди группы слов и просит ребенка: «Назови лишнее слово и почему ты думаешь что оно лишнее?».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок находит 1 – 4 лишних слова.
2 балла – ребенок находит 5 – 7 лишних слова.
3 балла – ребенок находит все лишние слова.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности словесно – логического мышления.
|
Оборудование: слоги – по, до, ми, за, ку, ко, пры, ма, ба, ка.
Лексический материал: помидор, дорога, мишка, заяц, кукушка, корова, прыгать, мама, бабушка, капуста.
Инструкция:
1) Логопед говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Ты будешь должен угадать, какое слово я хочу сказать. Я буду называть первый слог этого слова, а ты должен будешь продолжить слово».
2) Логопед поочереди называет слоги, а ребенок говорит полностью слова.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок говорит слова на 1 – 4 слога.
2 балла – ребенок говорит слова на 5 – 8 слогов.
3 балла – ребенок говорит слова на все слоги.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности словесно-логической памяти у детей 5 лет.
Оборудование: слова.
Лексический материал: капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.
Инструкция: Скажи, какие ягоды ты знаешь?
Сейчас я буду называть слова, запоминай названия ягод. После ты расскажешь, что запомнил.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок допускает 2-3 ошибки при систематизации.
3 балла- ребенок правильно выполняет задание.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей называть слова, противоположные по значению.
Лексический материал: веселый-грустный, быстрый-медленный, твердый-мягкий, умный-глупый, худой-толстый, красивый-безобразный, тяжелый-легкий, шершавый-гладкий.
Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен сказать их наоборот, например, я говорю «большой», а ты должен сказать «маленький».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-4 слова или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 5-7 слов
3балла – ребенок назвал 7-8 слов
5.1 Диагностические задания для обследование уровня сформированности словесно-логического мышления у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 4-6 лет.
Задание 10.
Цель: обследование умения выделять из слов лишнее для детей с ОНР 5 лет.
Лексический материал: книга, портфель, чемодан, кошелек, печка, керосинка, свеча, электроплитка, трамвай, автобус, трактор, троллейбус, лодка, тачка, мотоцикл, велосипед, река, мост, озеро, море, бабочка, линейка, карандаш, ластик, добрый, ласковый, веселый, злой, дедушка, учитель, папа, мама, минута, секунда, час, вечер, Василий, Федор, Иванов, Семен.
Инструкция: Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- печка, керосинка, свеча, электроплитка;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- дедушка, учитель, папа, мама;
- минута, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.
("Лишние" слова выделены курсивом.)
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
3балла – ребенок полностью справился с заданием
2 балла – ребенок нашел 5 лишних слов.
1балла – ребенок нашел 2 лишних слова.
Задание 11.
Цель: обследование умения детей называть слова, противоположные по значению для детей с ОНР 6 лет.
Лексический материал: веселый-грустный, быстрый-медленный, твердый-мягкий, умный-глупый, худой-толстый, красивый-безобразный, тяжелый-легкий, шершавый-гладкий.
Инструкция: «Сейчас я буду говорить слова, а ты должен сказать их наоборот, например, я говорю «большой», а ты должен сказать «маленький».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-4 слова или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 5-7 слов
3балла – ребенок назвал 7-8 слов
Задание 12.
Цель: обследование умения называть слова, противоположные по значению для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: мяч
Лексический материал: большой – маленький, веселый - грустный, быстрый - медленный, умный - глупый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, белый - черный, твердый – мягкий.
Инструкция: Взрослый начинает игру, бросая мяч ребенку, и говорит слово. Ребенок должен поймать мяч и назвать слово противоположное по смыслу.
«Сейчас я буду бросать тебе мяч и говорить слова, а ты должен поймать мяч и сказать мне слова противоположные по смыслу, например, я говорю «большой», а ты должен сказать «маленький».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок назвал 1-3слова или не назвал ни одного
2балла – ребенок назвал 6-5слов
3балла – ребенок назвал 7-8 слов
Задание 13.
Цель: обследование уровня сформированности словесно – логического мышления.
Оборудование: набор слов - яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Красный, маленький, белый, зеленый.
Лексический материал: огурец, хлеб, лето, маленький.
Инструкция: ребенку читается ряд слов и предлагается найти лишнее слово
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не справился с заданием;
2 балла – выполнил задание с затруднением;
Уровни сформированности словесно – логического мышления:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.