Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в составлении рассказов для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: сюжетные картинки (Приложение 17).
Лексический материал: рассказ ребёнка.
Инструкция: «Посмотри на картинки и составь по ним рассказ».
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1 балл – ребёнок не составляет рассказ.
2 балла – ребёнок составляет короткий рассказ, используя часть картинок.
3 балла – ребёнок составляет развёрнутый рассказ.
Задание 2.
Цель: обследование умения детей использовать воображение при составлении рассказов.
Лексический материал: сущ.: дерево, птица, девочка, солнце.
Инструкция: «Используя слова (дерево, птица, девочка, солнце) составь связный рассказ».
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1балл – ребенок не справился с заданием
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 3.
Цель: выявление уровня развития творческого воображения при составлении рассказов.
Оборудование: набор слов (солнце, река, дождь, заяц, цветы).
Лексический материал. Имя существительное: солнце, река, дождь, заяц, цветы.
Инструкция. Ребенку предлагается набор слов. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова.
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1 балл – ребенок не смог составить рассказ, либо составил его с помощью педагога
2 балла – ребенок составил рассказ, но некоторые слова не использовал
3 балла – ребенок составил детальный рассказ, используя все слова.
Задание 4.
Цель: обследование уровня сформированности активного воображения.
Оборудование: лист бумаги с разнообразными закорючками (8 закорючек), ручка или карандаш.
|
Инструкция: Логопед дает ребенку лист с нарисованными закорючками, и просит дорисовать их до каких – либо предметов.
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1 балл – ребенок дорисовывает 1 – 4 закорючки.
2 балла – дорисовывает 5 – 7 закорючек.
3 балла – дорисовывает все закорючки.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности активного воображения.
Оборудование: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.
Лексический материал: клякса, все название предметов, животных и так далее, которые ребенок увидит в кляксе.
Инструкция:
1) Логопед говорит детям: «Посмотрите, пожалуйста, на картинку, на ней нарисована клякса. Как вы думаете, на что она похожа?»
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1 балл – ребенок видит лишь кляксу.
2 балла – ребенок называет лишь 1 – 3 предмета, на которые похожа клякса.
3 балла – фантазия ребенка работает хорошо, он называет от 3 и более предметов.
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в рассказах у детей 5 лет.
Оборудование: карточки со сказочным рисунком.
Лексический материал: буратино, дюймовочка, баба яга, кощей бессмертный,царевна лягушка.
Инструкция: посмотри на картинки и скажи, кто на них нарисован.Кто где находится, что делает. А теперь сочини свой рассказ по этой картинке.
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок сочиняет два три простых предложения с грамматическими ошибками.
3 балла- ребенок сочиняет подробный рассказ.
|
Задание 7.
Цель: обследование умения детей использовать воображение при составлении рассказов.
Лексический материал: Жил-был в большом темном лесу маленький зайчонок. Мама с папой не разрешали ему одному выходить из норки. Но однажды, выглянув из своей норки, зайчонок увидел красивую птичку. Забыл он про наказ родителей, выбежал из норки и побежал за этой птичкой. Зайчонок сам не заметил, как заблудился в темном и страшном лесу.
Инструкция: «Сейчас я начну рассказывать тебе сказку, а ты должен придумать ее продолжение».
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 8.
Цель: обследование умения детей использовать воображение при составлении рассказов для детей с ОНР.
Лексический материал: Жил-был маленький мышонок. Уходя за добычей пищи, мама и папа не велели ему покидать норку. Но однажды, выглянув из своей норки, мышонок заблудился. Забыл он про наказ родителей, сам не заметил, как заблудился в темном и страшном лесу.
Инструкция: «Сейчас я начну рассказывать тебе сказку, а ты должен придумать ее продолжение».
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 9.
Цель: обследование умения придумывать продолжение рассказа для детей с ОНР 6 лет.
Лексический материал: Вышел заяц утром на полянку со своим барабаном н стал громко бить в него. Услышали звери шум, выскочили па полянку. А заяц говорит им: «Друзья, у меня сегодня день рождения. Я всех вас приглашаю к себе на праздник».
|
Инструкция: «Сейчас я начну рассказывать тебе сказку, а ты должен придумать ее продолжение».
«Вышел заяц утром на полянку со своим барабаном и стал громко бить в него. Услышали звери шум, выскочили па полянку. А заяц говорит им: «Друзья, у меня сегодня день рождения. Я всех вас приглашаю к себе на праздник».
«Дальше придумывай ты»
«Кто пришел к зайцу?»
«Какие подарки ему приготовили?»
Шкала оценки выполнения задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Уровни сформированности творческого воображения в составлении рассказов:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.
Приложения
Приложение 1.
Картинный материал к блоку 1.2 заданию 1 для обследования зрительного восприятия.
Приложение 2.
Картинный материал для блока 1.2. задание 3 для обследования уровня сформированности зрительного восприятия
Приложение 3.
Картинный материал для блока 1.2. задание 4 для обследование уровня сформированности зрительного восприятия
Приложение 4.
Картинный материал для блока 2.1. задание 1 для обследования сенсорного эталона форммы
Приложение 5. Картинный материал для обследования уровня сформированности для блока 2.1. задние 4 сенсорного представления – формы
Приложение 6.
Картинный материал для блока 2.2. задание 1 для обследования сенсорного эталона цвета
Приложение 7.
Картинный материал для блока 3.2. задание 1 для обследования произвольного внимания
Приложение 8.
Картинный материал для блока 2.3. задание 4 для обследования уровня сформированности произвольного внимания.
Приложение 9.
t 8YcGe/vS2OprPzoNZasO+LMr3hL3tJ3H96n4HD9etb69mZ7XIKKd4gWGP31Wh5ydSj+SCaLTsHxU ilEeFHdiYDVXDyBKDUotFiDzTP6vkP8CAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEA ABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h /9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAstdg BkkCAABQBAAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA PkFDxN8AAAAKAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAACjBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA 8wAAAK8FAAAAAA== "/>Картинный материал для блока 4.1. задание 4 для обследования уровня сформированности вербальной памяти
Приложение 10.
Картинный материал для блока5.2. задание 1 для обследования мыслительной операции – синтез
Приложение 11.
Картинный материал для блока 5. 2. Задания 3 для обследования уровня сформированности мыслительной операции: синтез.
Приложение 12.
Картиный материал для блока 5.3. задание 4 для обследования уровня сформированности мыслительной операции: обобщение
Приложение 13.
Картинный материал для блока 5.4. задание 1 для обследования мыслительной операции – обобщение
Овощи
Посуда
Мебель
Фрукты
Обувь
Приложение 14.
Картинный материал для блока 5.5. задание 1 для обследования мыслительной операции – классификация
Приложение 15.
Картинный материал для блока 6.1. задание1 для обследования творческого воображения в рисовании сюжетных картинок
Приложение 16.
Картинный материал для блока 6.1. задание 4 для обследования уровня сформированности воображения при составлении рисунков.
Приложение 17.
Картинный материал для блока 6.2. задание 1 для обследования творческого воображения в составлении рассказов