Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет
Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок у детей с ОНР 4 – 6 лет.
Задание 1.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: картинка с изображением берега и 6камней (Приложение 15).
Лексический материал: берег, камни.
Инструкция: «Посмотри и скажи что нарисовано на картинке. По этому берегу прошел волшебник и всё, что было на нем, превратил в камушки. Угадай и дорисуй что было на берегу».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребёнок не нарисовал ни одного предмета или нарисовал 1 – 2 предмета.
2 балла – ребёнок рисует 3 – 4 предмета.
3 балла – ребёнок рисует 5 - 6 предметов.
Задание 2.
Цель: определить уровень сформированности творческого воображения для детей с ОНР 5 лет
Оборудование: сказка (Колобок).
Лексический материал: колобок, лиса, медведь, дед, бабушка, волк, заяц.
Инструкция: ребёнку читают сказку и просят нарисовать картинку к сказке. Послушай внимательно сказку, а потом нарисуй к ней картинку.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл -совсем не справляется с заданием.
2балла -рисует картинку, но на ней бедность образов и красок.
3балла - полностью справляется с заданием (изображение насыщенно героями сказки).
Задание 3.
Цель: обследование умения детей использовать воображение при рисовании.
Оборудование: цветные карандаши, краски, бумага.
Лексический материал: сущ.: рыба-дом, рыба-арбуз, рыба-кровать.
|
Инструкция: Воспитатель рассказывает ребенку, что существуют такие рыбы как рыба-пила, рыба-меч и др. И предлагает ребенку нарисовать свой подводный мир и придумать свою рыбу.
«Нарисуй свой подводный мир и свою рыбу. Например, рыба-кровать, рыба-дом, рыба-арбуз и т.д.»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не выполнил задание
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 4.
Цель: выявление уровня развития творческого воображения при составлении рисунков.
Оборудование: белая бумага, разноцветные карандаши, набор картинок (приложение 16).
Инструкция. Педагог предлагает ребенку посмотреть на лист с изображенными на нем фигурами и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок не смог составить рисунок, либо составил его с помощью педагога
2 балла – ребенок составил рисунок, но некоторые фигуры не использовал
3 балла – ребенок составил рисунок, используя все фигуры.
Задание 5.
Цель: обследование уровня сформированности воображения при составлении рассказа по сюжетной картинке
Оборудование: Сюжетная картинка
Словарь: Автобус, девочка, вошла, бабушка, ехать, уступить, благодарить.
Инструкция: Логопед: «Посмотри внимательно на картинку. Кто на ней изображен? Где происходит действие? Подумай и составь рассказ по картинке».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – не справился с заданием
2 балла – рассказал, что изображено на картинке
|
3 балла – справился с заданием полностью
Задание 6.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.
Оборудование: лист бумаги(формат А4) с изображением шести кругов, простой карандаш.
Лексический материал: карандаш, круги, шесть.
Инструкция: Логопед предлагает ребенку рассмотреть круги и дорисовать их так чтобы получились 6 разных предметов.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок рисует 1 – 2 предмета.
2 балла – ребенок рисует 3 – 5 предметов.
3 балла – ребенок рисует предметы на всех кругах.
Задание 7.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.
Оборудование: картинки с изображением рыбы – молота, рыбы – иглы, чистый лист бумаги, краски, карандаши, фломастеры.
Лексический материал: рыба – молот, рыба – игла, рыба – пила, рыба – дом.
Инструкция:
1) Логопед говорит детям: «Ребята, сейчас я вам покажу очень удивительных рыб (показывает картинки). Это рыба – молот и рыба – игла. Такие рыбы действительно существуют и живут они в океанах. А сейчас мы с вами пофантазируем и нарисуем, например, рыбу – пилу или рыбу – дом».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл – ребенок рисует либо просто рыбу, либо просто пилу или дом.
2 балла – ребенок долго думает, но в итоге, получается, нарисовать фантазию, но скромно.
3 балла – ребенок быстро начинает фантазировать и с увлечением занимается, в итоге получается красочный рисунок.
Задание 8.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в рисунках.
Оборудование: карандаши, краски, альбомные листы с различными набросками, элементами.
|
Инструкция: посмотри, что нарисовано на листе. А теперь продолжи этот рисунок так, как ты хочешь.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл- ребенок не справляется с заданием.
2 балла- ребенок дорисовывает до простых геометрических фигур.
3 балла- ребенок рисует полноценный рисунок.
Задание 9.
Цель: обследование умения детей использовать творческое воображение при рисовании.
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Лексический материал: несуществующее животное
Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное. Расскажи о нем».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не справился с заданием
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 10.
Цель: обследование умения узнавать и дорисовывать картинки для детей с ОНР 5 лет.
Оборудование: картинки с точечными, частичным изображением объектов, цветные карандаши.
Лексический материал: кот, корова, круг, мышь, птица, собака, лиса.
Инструкция: Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Посмотри и дорисуй картинки.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не назвал и не дорисовал картинки.
2балла– ребенок не назвал, но дорисовал картинки.
3балла – ребенок полностью справился с заданием
Задание 11.
Цель: обследование умения детей использовать творческое воображение при рисовании для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: бумага, цветные карандаши
Лексический материал: несуществующее животное
Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное. Расскажи о нем».
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не справился с заданием
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 12.
Цель: обследование умения придумывать рассказ по сюжетной картинке для детей с ОНР 6 лет.
Оборудование: сюжетная картинка
Лексический материал: рассказ ребенка
Инструкция: « Посмотри внимательно на картинку и расскажи что на ней нарисованно»
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1балл – ребенок не справился с заданием
2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого
3балла – ребенок выполнил задание
Задание 13.
Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.
Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.
Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут.
Шкала оценки выполненного задания в баллах:
1 балл - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего при думать, а нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
2 балла - ребенок нарисовал что-то очень простое. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.
3 балла - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.
Уровни сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок:
Высокий уровень – 3 балла.
Средний уровень – 2 балла.
Низкий уровень – 1 балл.