Диагностические задания для обследования уровня сформированности воображения у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста 4 – 6 лет




Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения детей с ОНР дошкольного возраста 4-6 лет

Диагностические задания для обследования уровня сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок у детей с ОНР 4 – 6 лет.

Задание 1.

Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: картинка с изображением берега и 6камней (Приложение 15).

Лексический материал: берег, камни.

Инструкция: «Посмотри и скажи что нарисовано на картинке. По этому берегу прошел волшебник и всё, что было на нем, превратил в камушки. Угадай и дорисуй что было на берегу».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребёнок не нарисовал ни одного предмета или нарисовал 1 – 2 предмета.

2 балла – ребёнок рисует 3 – 4 предмета.

3 балла – ребёнок рисует 5 - 6 предметов.

Задание 2.

Цель: определить уровень сформированности творческого воображения для детей с ОНР 5 лет

Оборудование: сказка (Колобок).

Лексический материал: колобок, лиса, медведь, дед, бабушка, волк, заяц.

Инструкция: ребёнку читают сказку и просят нарисовать картинку к сказке. Послушай внимательно сказку, а потом нарисуй к ней картинку.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл -совсем не справляется с заданием.

2балла -рисует картинку, но на ней бедность образов и красок.

3балла - полностью справляется с заданием (изображение насыщенно героями сказки).

Задание 3.

Цель: обследование умения детей использовать воображение при рисовании.

Оборудование: цветные карандаши, краски, бумага.

Лексический материал: сущ.: рыба-дом, рыба-арбуз, рыба-кровать.

Инструкция: Воспитатель рассказывает ребенку, что существуют такие рыбы как рыба-пила, рыба-меч и др. И предлагает ребенку нарисовать свой подводный мир и придумать свою рыбу.

«Нарисуй свой подводный мир и свою рыбу. Например, рыба-кровать, рыба-дом, рыба-арбуз и т.д.»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не выполнил задание

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание

Задание 4.

Цель: выявление уровня развития творческого воображения при составлении рисунков.

Оборудование: белая бумага, разноцветные карандаши, набор картинок (приложение 16).
Инструкция. Педагог предлагает ребенку посмотреть на лист с изображенными на нем фигурами и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок не смог составить рисунок, либо составил его с помощью педагога

2 балла – ребенок составил рисунок, но некоторые фигуры не использовал

3 балла – ребенок составил рисунок, используя все фигуры.

Задание 5.

Цель: обследование уровня сформированности воображения при составлении рассказа по сюжетной картинке

Оборудование: Сюжетная картинка

Словарь: Автобус, девочка, вошла, бабушка, ехать, уступить, благодарить.

Инструкция: Логопед: «Посмотри внимательно на картинку. Кто на ней изображен? Где происходит действие? Подумай и составь рассказ по картинке».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – не справился с заданием

2 балла – рассказал, что изображено на картинке

3 балла – справился с заданием полностью

Задание 6.

Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.

Оборудование: лист бумаги(формат А4) с изображением шести кругов, простой карандаш.

Лексический материал: карандаш, круги, шесть.

Инструкция: Логопед предлагает ребенку рассмотреть круги и дорисовать их так чтобы получились 6 разных предметов.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок рисует 1 – 2 предмета.

2 балла – ребенок рисует 3 – 5 предметов.

3 балла – ребенок рисует предметы на всех кругах.

Задание 7.

Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.

Оборудование: картинки с изображением рыбы – молота, рыбы – иглы, чистый лист бумаги, краски, карандаши, фломастеры.

Лексический материал: рыба – молот, рыба – игла, рыба – пила, рыба – дом.

Инструкция:

1) Логопед говорит детям: «Ребята, сейчас я вам покажу очень удивительных рыб (показывает картинки). Это рыба – молот и рыба – игла. Такие рыбы действительно существуют и живут они в океанах. А сейчас мы с вами пофантазируем и нарисуем, например, рыбу – пилу или рыбу – дом».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок рисует либо просто рыбу, либо просто пилу или дом.

2 балла – ребенок долго думает, но в итоге, получается, нарисовать фантазию, но скромно.

3 балла – ребенок быстро начинает фантазировать и с увлечением занимается, в итоге получается красочный рисунок.

Задание 8.

Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения в рисунках.

Оборудование: карандаши, краски, альбомные листы с различными набросками, элементами.

Инструкция: посмотри, что нарисовано на листе. А теперь продолжи этот рисунок так, как ты хочешь.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок дорисовывает до простых геометрических фигур.

3 балла- ребенок рисует полноценный рисунок.

Задание 9.

Цель: обследование умения детей использовать творческое воображение при рисовании.

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Лексический материал: несуществующее животное

Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное. Расскажи о нем».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не справился с заданием

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание

Задание 10.

Цель: обследование умения узнавать и дорисовывать картинки для детей с ОНР 5 лет.

Оборудование: картинки с точечными, частичным изображением объектов, цветные карандаши.

Лексический материал: кот, корова, круг, мышь, птица, собака, лиса.

Инструкция: Ребенку поочередно предлагают картинки с точечным, схематическим, частичным изображением объектов. Посмотри и дорисуй картинки.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не назвал и не дорисовал картинки.

2балла– ребенок не назвал, но дорисовал картинки.

3балла – ребенок полностью справился с заданием

Задание 11.

Цель: обследование умения детей использовать творческое воображение при рисовании для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Лексический материал: несуществующее животное

Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное. Расскажи о нем».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не справился с заданием

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание

Задание 12.

Цель: обследование умения придумывать рассказ по сюжетной картинке для детей с ОНР 6 лет.

Оборудование: сюжетная картинка

Лексический материал: рассказ ребенка

Инструкция: « Посмотри внимательно на картинку и расскажи что на ней нарисованно»

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок не справился с заданием

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок выполнил задание

Задание 13.

Цель: обследование уровня сформированности творческого воображения.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отво­дится 4-5 минут.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего при думать, а нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

2 балла - ребенок нарисовал что-то очень простое. Фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

3 балла - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно ориги­нальное, красочное, эмоциональное. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

Уровни сформированности творческого воображения в рисовании сюжетных картинок:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: