Диагностические задания для обследования уровня сформированности мыслительной операции – абстрагирование у детей с ОНР 4 – 6 лет




Задание 1.

Цель: обследование умения детей выделять существенные признаки предмета, отвлекаясь от несущественных для детей с ОНР 5 лет.

Лексический материал: сущ.: сад, растения, забор, садовник, собака, земля, река, берег, рыба, берег, рыба, рыболов, тина, вода, город, автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед, дом, шкаф, кухня, крыша, диван, стены, лес, деревья, земля, птица, муравейник, солнце.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад... Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?»

а) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

б) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

в) Дом (шкаф, кухня, крыша, диван, стены)

г) Лес (деревья, земля, птица, муравейник, солнце)

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок путался в выделении главных слов или не выполнил задание

2балла – ребенок выполнил задание с помощью взрослого

3балла – ребенок правильно выделил все слова самостоятельно

Задание 2.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции: абстрагирование.

Оборудование: ряды слов с одним лишним словом.

Инструкция. Ребенку зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.

1.ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

2.ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

3.ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

4.БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

5.СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

6.ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

7.ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

8.КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

9.ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

10.ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

11.МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

12.НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок правильно выбрал лишнее слово в 1- 4 рядах слов или не справился с заданием

2 балла – ребенок правильно выбрал лишнее слово в 5 – 8 рядах слов

3 балла – ребенок правильно выбрал лишнее слово в 9 – 12 рядах слов

Задание 3.

Цель: обследование уровня сформированности мыслительной операции – абстрагирование.

Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций: морковь растет на дереве, груши на кустах, зимой растут цветы, летом дети ходят в шубах и валенках.

Лексический материал: морковь, груши, зимой, летом, деревья, на огороде, в земле, в шубе, в валенках, в шортах, в майках, цветы растут летом.

Инструкция:

1) Перед ребенком кладут картинки и говорят: «Посмотри внимательно и назови, что нарисовано на картинках, что неправильно нарисовал художник? Расскажи, как должно быть правильно».

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл – ребенок описывает картинку, но называет что неправильно нарисовано лишь с помощью логопеда.

2 балла – ребенок описывает картинку, называет и объясняет лишь 2 – 3 нелепых ситуаций.

3 балла – ребенок полностью и самостоятельно справляется с заданием.

Задание 4.

Цель: обследование уровня сформированности процесса абстрагирования у детей 5 лет.

Оборудование: карточки с изображениями больших, маленьких, красных, зеленых,желтых яблок и груш, вишен.

Лексический материал: яблоко, груша, вишня, большая, маленькая, зеленая, красная, желтая.

Инструкция: посмотри и скажи, что нарисовано. Выбери все вишни, груши и яблоки.

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1 балл- ребенок не справляется с заданием.

2 балла- ребенок правильно называет и собирает1-2 группы.

3 балла- ребенок правильно называет и выбирает 3 группы.

Задание 5.

Цель: обследование умения устанавливать связи между понятиями, выделять из ряда признаков нужный.

Лексический материал: лошадь, жеребенок, корова, пастбище, рога, теленок, молоко, яйцо, скорлупа, картофель, курица, огород, капуста, шелуха, коньки, зима, лодка, лед, каток, лето, весло, ухо, слышать, зубы, лечить, жевать, видеть, щетка, птица, гнездо, человек, птенец, зверь, дом, люди, чай, сахар, суп, соль, тарелка, ложка, крупа.

Инструкция: Взрослый зачитывает ребенку слова и просит ребенка найти среди них пары. Например, взрослый говорит первую пару слов: лошадь – жеребенок. Затем читает вторую с вариантами ответа: корова – пастбище, рога, теленок, молоко. По такой же аналогии ребенок должен найти нужное слово.

Яйцо – скорлупа Картофель – курица, огород, капуста, шелуха

Коньки – зима Лодка – лед, каток, лето, весло

Ухо – слышать Зубы – лечить, жевать, видеть, щетка

Птица – гнездо Человек – птенец, зверь, дом, люди

Чай – сахар Суп – соль, тарелка, ложка, крупа

Шкала оценки выполненного задания в баллах:

1балл – ребенок соотнес 1-2 слова или не выполнил задание

2балла – ребенок соотнес 3-4 слова

3балла – ребенок соотнес 5 слов

Уровни сформированности мыслительной операции - абстрагирование:

Высокий уровень – 3 балла.

Средний уровень – 2 балла.

Низкий уровень – 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: