Алымова Надежда Николаевна
Индивидуализация тренировочного процесса спортсменов зимнего плавания при учете стажа занятий и психофизиологических особенностей пловцов
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки 44.04.01
Педагогическое образование
Профиль подготовки «Теория физической культуры и технология физического воспитания»
(очная форма обучения)
Руководитель ВКР: Рецензент:
Доктор биологических наук, Доктор социологических наук,
доцент профессор
Пушкина Валентина Николаевна Страдзе Александр Эдуардович
_____________________________ ___________________________
Заведующий кафедрой:
Доктор биологических наук, доцент
Пушкина Валентина Николаевна
_____________________________
Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПЛОВЦОВ ЗИМНЕГО ПЛАВАНИЯ………….....................................................................................................8
1.1. Аналитический обзор по проблеме подготовки пловцов зимнего плавания………………………………………………………………………………8
1.2. Индивидуальная подготовка спортсменов адаптационного и восстановительного периода………………………………………………………..11
1.3. Индивидуальная подготовка спортсменов в теории спортивной
тренировки……………………………………………………………………………16
1.4. Направления индивидуализации спортсменов группы спортивной подготовки……………………………………………………………………………18
1.5. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменов зимнего
плавания в группах в группах спортивной подготовки ……………………….....29
|
ГЛАВА 2. МЕТОДЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….....37
2.1. Методология и методы исследования…………………………………………37
2.2. Организация исследования…………………………………………………….41
ГЛАВА 3. РУЗУЛЬТАТЫИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………...47
3.1. Разработка методики ускоренного обучения спортивному плаванию с холодовой адаптацией по воспитанию специальной физической подготовленности пловцов зимнего плавания………………………………………………………….47
3.2. Описание специальных упражнений и установок саморегуляции…………55
3.3. Исследование уровня специально-физической подготовленности пловцов зимнего плавания разных возрастных групп до и после проведения эксперимента………………………………………………………………………….73
3.4. Исследование морфофункционального состояния пловцов зимнего плавания разных возрастных групп до и после проведения эксперимента…………………………………………………………………………76
3.5. Исследование психофизиологических особенностей пловцов зимнего плавания разных возрастных групп до и после проведения эксперимента………78
3.6. Исследование биохимических показателей пловцов зимнего плавания разных возрастных групп до и после проведения эксперимента…………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………88
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…… ……………………………………………………...91
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………99
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………………103
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Зимнее плавание приобрело масштабные размеры, и популяризация такого вида физической деятельности привлекает к себе все большие массы людей с разных видов спорта, а также, людей, которые ведут менее активный образ жизни. Создание условий, обеспечивающих для граждан страны возможность вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической активностью, доступность к спортивной инфраструктуре и повышение конкурентоспособности российского спорта позволяет определить стратегию развития спортивного зимнего плавания на уровне государственной политики в области физической культуры и спорта [3]. Однако зимнее плавание необычный по нагрузкам вид физической деятельности. Он носит экстремальный характер, потому что на организм человека помимо физической нагрузки происходит воздействие холодовой нагрузки в качестве ледяной воды. Данный факт свидетельствует о том, что зимнее плавание не должно оставаться без внимания спортивных врачей, спортивных психологов, квалифицированных тренеров и инструкторов по спорту.
Несмотря на то, что данный вид физической нагрузки оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, способствуя активизации умственной и физической работоспособности, а кратковременные пассивные погружения в ледяную воду снимают стрессовое напряжение, длительные экстремальные занятия зимним плаванием могут формировать психологическую зависимость в ущерб функционированию иммунной системы. Поэтому, зимнее плавание - это уже другой уровень физических и холодовых нагрузок, требующих особых подходов и методик подготовки при организации спортивных мероприятий, учебно-тренировочных занятий.
|
Степень разработанности темы. На сегодняшний день в России, в централизованных клубах, центрах закаливания и зимнего плавания практически отсутствуют квалифицированные специалисты в этой области знаний (специалисты по спортивной медицине, спортивные психологи, квалифицированные тренеры и инструктора), которые способны подбирать холодовую нагрузку, контролировать процесс закаливания, а в случаях зимнего плавания - разрабатывать и применять дифференцированные схемы подготовки с отбором пловцов для спортивных международных соревнований. Вместе с тем, рациональное построение и содержание многолетней подготовки по зимнему плаванию определяет уровень результатов пловцов. Эффективность применения методик в процессе многолетней подготовки может быть существенно повышена на основе учета индивидуальных особенностей и стажа занятий, так как у квалифицированных спортсменов существуют индивидуальные различия в функциональных и психофизиологических возможностях организма, которые определяют срочный тренировочный эффект.
В настоящее время наблюдается отсутствие эффективности системы подготовки на индивидуальном уровне из-за усредненного подхода ко всем пловцам без учета индивидуальных качеств, психологических черт личности, структуры специальной подготовленности пловца, всего многолетнего опыта подготовки квалифицированного пловца. В основном предлагается примерно одинаковая система подготовки, основанная на значительных объемах тренировочной нагрузки.
Цель исследования: разработать индивидуально-групповую методику занятий зимним плаванием с учетом психофизиологических особенностей, возраста и стажа занятий спортсменов в мезоцикле.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Исследовать морфофункциональное состояние пловцов зимнего плавания
разных возрастных групп до и после проведения эксперимента.
2. Изучить психофизиологические особенности спортсменов-пловцов до и после проведения эксперимента.
3. Изучить биохимические показатели организма спортсменов до и после преодоления соревновательной дистанции.
4. Разработать и экспериментально обосновать методику, применяемую в годичном цикле подготовки пловцов зимнего плавания с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена, возраста и стажа занятий и оценить ее эффективность.
Объект исследования: тренировочный процесс студентов-пловцов зимнего плавания с разным стажем занятий в группах спортивной подготовки.
Предмет исследования: индивидуализация тренировочного процесса пловцов зимнего плавания в мезоцикле с учетом психофизиологических особенностей спортсменов, их возраста и стажа занятий.
Гипотеза исследования: Эффективность процесса подготовки пловцов
зимнего плавания будет выше, если в тренировочном процессе будут учитываться индивидуальные особенности спортсмена – психофизиологический статус и стаж занятий.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики подготовки пловцов зимнего плавания, применяемой в мезоцикле подготовки, сформированной с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена, его возраста и стажа занятий.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении знаний в области подготовки высококвалифицированных пловцов новыми сведениями по индивидуализации тренировочного процесса спортсменов, занимающихся зимним плаванием, основанного на учете психофизиологических особенностей, возраста и стажа занятий.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спортсменов зимнего плавания первого периода зрелого возраста при конструировании тренировочных программ.
Методы и методики исследования. В исследовании использовались следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. социологические методы (опрос, интервью, собеседование, наблюдение);
3. педагогические методы (педагогический эксперимент; констатирующий эксперимент; контрольные испытания);
4. психологические методы исследования;
5. соматометрические методы;
6. биохимические методы;
7. методы статистического анализа.
База исследования: диссертационное исследование проводилось в 2017-2019 учебных годах в бассейнах на базе спортивной школы № 104, ГБОУ № 1387 г. Москвы, в открытых зимних бассейнах спортивной базы яхт-клуба г. Дубны, клуба закаливания и зимнего плавания «Морозко». В проведенном исследовании приняли участие 40 студентов-пловцов с разделением на контрольную и экспериментальную группу, при этом каждая из них была распределена на 4 подгруппы по приобретенному опыту физической подготовки: 1 период занятий (1 год – «начальный»), 2 период занятий (2 года – «учебно-тренировочный»), 3 период занятий (3-8 лет, в среднем 4,5 года – «совершенствования») и 4 период занятий (в среднем 14 лет – «завершающий»), возраст испытуемых групп брался первый период зрелого возраста от 21 до 35 лет. В каждой подгруппе было по 5 пловцов.
Структура магистерской диссертационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, приложения, списка литературы, рекомендаций педагогам и инструкторам. В работе представлен материал в 23 таблицах и рисунках. Объем выпускной квалификационной работы составляет 108 страниц.
Глава 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПЛОВЦОВ ЗИМНЕГО ПЛАВАНИЯ