Спортивной тренировки
В социальном плане индивидуальность человека обеспечивается полученным жизненным опытом, воспитанием и образованием. Достижение высоких результатов в спорте может осуществляться разными путями с использованием различных педагогических и медико-биологических технологий подготовки, ориентированных на индивидуальность спортсмена. Самые современные методы и средства тренировки, высокое педагогическое мастерство тренера не решают полностью задачи оптимизации тренировочного процесса, без учета высокой степени индивидуальных различий занимающихся [47, 43, 52, 69, 50, 51].
Специалисты отмечают, что при всем многообразии путей достижения высоких результатов в спорте, индивидуальная подготовка спортсмена должна строиться только в рамках общетеоретических положений, характеризующих рациональные формы построения подготовки спортсменов. Опираясь на общие положения организации тренировочного процесса, осуществляют индивидуализацию подготовки, которая предусматривает соответствие нагрузок текущему адаптационному резерву организма спортсмена [43].
Принцип углубленной спортивной специализации и индивидуализации на практике реализуется как при выборе спортивной специализации, так и в спортивной подготовке. При этом в спортивной подготовке индивидуализация решается сочетанием обще-подготовительного и специально-подготовительного направлений. В спортивной практике реализация данного принципа спортивной тренировки выражается в соответствии тренировочных нагрузок индивидуальным физическим, функциональным и психологическим возможностям спортсмена. При этом не спортсмена надо приспосабливать к тренировочным программам общепринятой методики подготовки, а, наоборот, методику приспосабливать к спортсмену с учетом его индивидуальной подготовленности и особенностей его личности.
|
В основе реализации этого принципа лежит выявление наследственной предрасположенности спортсмена к конкретной двигательной деятельности, подбор индивидуальных методов и средств подготовки, максимально учитывающих этапы возрастной эволюции двигательной активности спортсмена с целевой задачей постепенного выхода на максимальную реализацию спортсмена в данном виде спорта. С точки зрения системного подхода индивидуализация спортивной деятельности представляется как система соответствия направленных педагогических воздействий индивидуальным особенностям возрастного развития занимающихся [12, 13, 14, 43].
Индивидуальный подход в спортивной подготовке опирается на принципы, располагающиеся в определенной иерархии:
- принципы, основанные на оценке социально-психологических свойств личности спортсмена;
- принципы, основанные на физиологической характеристике функциональных систем организма;
- педагогические принципы, основанные на оценке специальной подготовленности спортсмена и характеристиках тренировочного процесса.
Важнейшее значение имеет выбор критериев и направлений индивидуализации тренировочного процесса. При выборе критериев необходимо ориентироваться на важные составляющие подготовки, определяющие результативность в виде спорта. Критерии, являющиеся второстепенными, не дают ожидаемого результата, потому что решают только частные вопросы подготовки.
|
Педагогическими критериями оценки специальной подготовленности служат соревновательные результаты, оценка различных сторон специальной подготовки, динамометрия мышечных групп, преимущественно участвующих в соревновательном упражнении. Психологическими критериями оценки личностных свойств спортсмена являются своевременная диагностика и учет индивидуальных черт личности, тип темперамента атлета, мотивация к занятиям спортом, соревновательная устойчивость.
Многолетняя практика спорта показывает, что выдающихся результатов в спорте добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому целесообразно уже на ранних этапах подготовки организовывать тренировочный процесс, опираясь на сильные качества спортсмена, а затем уже ставить задачу повышения его разносторонней подготовленности. При этом необходимо строго следить, чтобы разностороннее развитие физических качеств не тормозило развитие сильных сторон подготовленности спортсмена, заданных генетически [52, 54, 55].
Роль и значение индивидуализации возрастает, когда адаптационные возможности спортсменов подходят к своим граничным значениям. Основной стратегией тренировочного цикла является направленность тренировки на развитие сильных сторон специальной подготовки спортсмена, характера и психологических черт личности. При этом необходимо использовать в подготовке управляющие воздействия, способные усилить индивидуальные возможности спортсмена, специфические преимущества его одаренности [54, 55].