Индивидуальная подготовка спортсменов в теории




Спортивной тренировки

В социальном плане индивидуальность человека обеспечивается полученным жизненным опытом, воспитанием и образованием. Достижение высоких результатов в спорте может осуществляться разными путями с использованием различных педагогических и медико-биологических технологий подготовки, ориентированных на индивидуальность спортсмена. Самые современные методы и средства тренировки, высокое педагогическое мастерство тренера не решают полностью задачи оптимизации тренировочного процесса, без учета высокой степени индивидуальных различий занимающихся [47, 43, 52, 69, 50, 51].

Специалисты отмечают, что при всем многообразии путей достижения высоких результатов в спорте, индивидуальная подготовка спортсмена должна строиться только в рамках общетеоретических положений, характеризующих рациональные формы построения подготовки спортсменов. Опираясь на общие положения организации тренировочного процесса, осуществляют индивидуализацию подготовки, которая предусматривает соответствие нагрузок текущему адаптационному резерву организма спортсмена [43].

Принцип углубленной спортивной специализации и индивидуализации на практике реализуется как при выборе спортивной специализации, так и в спортивной подготовке. При этом в спортивной подготовке индивидуализация решается сочетанием обще-подготовительного и специально-подготовительного направлений. В спортивной практике реализация данного принципа спортивной тренировки выражается в соответствии тренировочных нагрузок индивидуальным физическим, функциональным и психологическим возможностям спортсмена. При этом не спортсмена надо приспосабливать к тренировочным программам общепринятой методики подготовки, а, наоборот, методику приспосабливать к спортсмену с учетом его индивидуальной подготовленности и особенностей его личности.

В основе реализации этого принципа лежит выявление наследственной предрасположенности спортсмена к конкретной двигательной деятельности, подбор индивидуальных методов и средств подготовки, максимально учитывающих этапы возрастной эволюции двигательной активности спортсмена с целевой задачей постепенного выхода на максимальную реализацию спортсмена в данном виде спорта. С точки зрения системного подхода индивидуализация спортивной деятельности представляется как система соответствия направленных педагогических воздействий индивидуальным особенностям возрастного развития занимающихся [12, 13, 14, 43].

Индивидуальный подход в спортивной подготовке опирается на принципы, располагающиеся в определенной иерархии:

- принципы, основанные на оценке социально-психологических свойств личности спортсмена;

- принципы, основанные на физиологической характеристике функциональных систем организма;

- педагогические принципы, основанные на оценке специальной подготовленности спортсмена и характеристиках тренировочного процесса.

Важнейшее значение имеет выбор критериев и направлений индивидуализации тренировочного процесса. При выборе критериев необходимо ориентироваться на важные составляющие подготовки, определяющие результативность в виде спорта. Критерии, являющиеся второстепенными, не дают ожидаемого результата, потому что решают только частные вопросы подготовки.

Педагогическими критериями оценки специальной подготовленности служат соревновательные результаты, оценка различных сторон специальной подготовки, динамометрия мышечных групп, преимущественно участвующих в соревновательном упражнении. Психологическими критериями оценки личностных свойств спортсмена являются своевременная диагностика и учет индивидуальных черт личности, тип темперамента атлета, мотивация к занятиям спортом, соревновательная устойчивость.

Многолетняя практика спорта показывает, что выдающихся результатов в спорте добиваются спортсмены с ярко выраженной индивидуальностью. Поэтому целесообразно уже на ранних этапах подготовки организовывать тренировочный процесс, опираясь на сильные качества спортсмена, а затем уже ставить задачу повышения его разносторонней подготовленности. При этом необходимо строго следить, чтобы разностороннее развитие физических качеств не тормозило развитие сильных сторон подготовленности спортсмена, заданных генетически [52, 54, 55].

Роль и значение индивидуализации возрастает, когда адаптационные возможности спортсменов подходят к своим граничным значениям. Основной стратегией тренировочного цикла является направленность тренировки на развитие сильных сторон специальной подготовки спортсмена, характера и психологических черт личности. При этом необходимо использовать в подготовке управляющие воздействия, способные усилить индивидуальные возможности спортсмена, специфические преимущества его одаренности [54, 55].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: