Индивидуализация тренировочного процесса пловцов зимнего плавания в группах спортивной подготовки




 

Наиболее перспективно используется возможность совершенствования тренировочного процесса за счет максимального использования научных данных об особенностях реакции организма спортсмена зимнего плавания на нагрузку холодной воды, свойственно только этому виду спорта. Кроме всего установлены возрастные группы, дано определение тренировочному процессу, разъяснения по рациональному питанию, порог ТФУ, предел закаленности, виды соревнований:

Уникальные особенности этого вида спорта заключается в следующем:

1. Зимнее плавание снижает температуру организма в целом, в том числе и ядра, с последующим грамотным восстановлением после соревнований без каких-либо отрицательных последствий для организма. Все виды спорта связанны с нагревом ядра, то есть борьбой с перегревом (гипертермией).

2. Регулирующее воздействие на организм, его гомеостаз оказывают различные факторы внешней среды, основными из которых являются: температура воды и воздуха, состояние воды (соленость, течение, волнение), состояние погоды (ветер, дождь, снег, солнечно); физическая подготовленность пловца к преодолению нагрузок – скорости, выносливости, холодовой нагрузки, тренированности ТФУ.

3. Научно-обоснованные пределы охлаждения организма пловцов спортсменов зимнего плавания, обеспечивающие высокую результативность выступления и адекватное восстановление организма после соревнований.

4. Опыт проведения соревнований, обосновавший критерии требований к проведению состязаний с учетом их анатомо-физиологических особенностей (температура ядра, средневзвешенная температура тела, пульс, давление, максимальное потребление кислорода и другие).

Спортивное зимнее плавание – это тренировочно-соревновательный процесс, направленный на получение и совершенствование знаний, умений, навыков и достижение наивысших результатов по специально разработанным нормативам и установленным положениям, правилам и судейству соревнований. В него входит проведение массовых соревнований в естественных водоемах зимой: плавание на скорость, на дальность и на холодовую выносливость и эстафетной плавание по возрастным группам для мужчин и женщин.

Тренировочный процесс пловцов зимнего плавания – режим тренировок, который позволяет достигнуть высокого спортивного результата в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Атлеты холодной воды (пловцы-марафонцы) – это специально тренированные (адаптированные) к воздействию холодной среды спортсмены, участвующие в соревнованиях по спортивному зимнему плаванию на различные дистанции, подтверждающие свою квалификацию не реже одного раза в два года в зависимости от плавания в разработанной температурной градации воды и установленных правил соревнований [32].

Порог термофизической устойчивости (ТФУ) – способность организма удерживать необходимое количество теплопродукции для жизнедеятельности в условиях воздействия холодной среды. Величина порога ТФУ зависит от способности организма быстро реагировать на изменения воздействия холодной среды.

Предел закаленности организма – определяется величиной термофизической устойчивости атлета холодной воды.

Холодовая нагрузка – это часть теплоотдачи, которая, не успевая компенсироваться теплопродукцией за время холодового воздействия, непосредственно оказывает влияние на закаливание, тренируя систему терморегуляции.

Индивидуализация – это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия спортсменов, уровень развития их способностей к обучению.

Психофизиология – это особый раздел психологии и физиологии, в котором изучается роль биологических факторов (к ним относятся и свойства нервной системы) в обеспечении психической деятельности

Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Копинговая стратегия – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни.

Виды соревнований – городские, региональные, федеральные, международные (Чемпионаты и Кубки) с личным (абсолютным), лично-командным зачетом, командные шоу-заплывы.

Классификация и нормативы ФЗП России. Классификация включает в себя разряды, звания, нормы, требования с учетом температурной категории воды:

1. МС присваивается за выполнение норм на официальных спортивных соревнованиях не ниже статуса Чемпионата и Кубка России по зимнему плаванию по утвержденному календарю Федерации зимнего плавания России. При обязательном наличии трех секундометристов на каждой дорожке и акта приёма чаши бассейна технической комиссией ФЗП России.

2. КМС присваивается за выполнение норм на официальных спортивных соревнованиях не ниже статуса соревнований субъекта Российской Федерации. При обязательном наличии трех секундометристов на каждой дорожке и акта приёма чаши бассейна технической комиссией ФЗП России.

3. I, II, III спортивные разряды и юношеские спортивные разряды присваиваются на соревнованиях любого статуса, входящих в утвержденный календарь ФЗП России.

Нормативы включают в себя среднюю скорость, время и расстояние преодоления дистанций за установленный период времени.

Классификация воды:

 

Виды дистанций – 25 м, 50 м, 100 м (скоростные способности – стиль брасс, вольный, 25 м - баттерфляй); 200, 450, 1000 и более (выносливость); 4x25 – эстафеты (стиль вольный и брасс).

Возрастные группы – до 15 лет включительно, 16-19, 20-29, 30-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70-74, 75-79, 80 лет и старше.

Все теоретико-методические положения принципа спортивной специализации и индивидуализации в теории спортивной тренировки реализуются в практической подготовке квалифицированных пловцов. В ходе управления тренировочным циклом, специалисты рекомендуют использовать одобренное в практике методическое положение с предпочтительной направленностью управляющих тренировочных воздействий на слабые стороны подготовленности спортсмена подготовительного этапа с акцентом на сильные стороны подготовленности на специально-подготовительном и предсоревновательном этапах годичного цикла [22, 23].

В практической деятельности используется также теоретико-методическое положение, предусматривающее воздействие на сильные стороны подготовленности пловца в подготовительном периоде. Осуществляется такое воздействие до выраженного застоя в росте его специальной подготовленности. Затем тренировочные воздействия направляются на отстающие стороны подготовленности спортсмена и акцент вновь переводится на сильные стороны. [54, 55].

При спортивной ориентации и спортивном отборе нередко составляются неверные ветки вероятности развития успешности спортсмена. Наследственная зависимомть спортивной одаренности безусловна. На данный момент генетическая предрасположенность является постулатом высоких спортивных результатов талантливого человека, владеющего определенным набором генетических предпосылок к конкретной спортивной деятельности. Наличие спортивного таланта пробовали определить исследователи, педагоги и тренеры еще в середине двадцатого столетия.

Современные технологии спортивной генетики дают возможность уйти от неправильных решений при помощи фенотипических и генетических маркеров, которые показывают наследственную одаренность определенных индивидуумов. Под термином «генетический маркер» понимается определенный аллель гена, или генотип, а также различные комбинации аллелей и генотипов, ассоциированные с предрасположенностью к какиму-либо виду спорта (или группам видов спорта), проявлением и развитием конкретного физического качества (двигательная способность), а также биохимические, антропометрические, физиологические, психологические и другие показатели (молекулярная генетика спорта).

При изучения данных маркеров появляются предпосылки к оптимизации и индивидуализации тренировочного процесса с целью достижения максимального эффекта от тренировки. Молекулярно-генетический анализ относится к современным технологиям спортивного отбора. Используется для определения наследственной предрасположенности к конкретному виду спорта. Для выяснения спортивной специализации (подбор: плавание 800 - 1500 м или 50 - 100 м), для оптимизации тренировочного процесса (объем нагрузок, развитие сильных сторон организма, соревновательная тактика) в системе спортивного отбора как раз применяются генетические маркеры, которые интерпритируются с проявлением и развитием физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость).

По составу мышечных волокон (устойчивый фенотип малосуществено изменяющийся в результате тренировок), можно сделать прогноз на соответствие человека к физическими упражнениями разной продолжительности и мощности (фенотип «спринтера» и «силача» - быстрые мышечные волокона, фенотип «стайера» - медленные мышечные волокона, фенотип «универсала» - промежуточные мышечные волокна, фенотип «средневика», «единоборца» или «игровика» - равное соотношение быстрых и медленных мышечных волокон). Фенотипические маркеры располагаются выше по уровню, чем вариации ДНК (молекулярно-генетические маркеры) и более крупные цитогенетические маркеры. Они представляют из себя фенотипические признаки, изменяющиеся под воздействием среды и проявляющиеся в разные периоды онтогенеза. В их основе лежат генетические и средовые факторы.

О развитии и проявления выносливости спортсмена есть описание 36 генетических маркеров. В результате исследований их обнаружели по типу «случай – контроль» («контрольная группа – спортсмены»). Сосредоточены они в генах, мтДНК и Y-хромосоме. Чем больше аллелей выносливости владеет спортсмен, тем больше он достигает успеха в своем виде спорта. На развитие быстроты и силы как минимум 6 полиморфизмов генов. Соответственно, чем больше аллелей быстроты и силы владеет спортсмен, тем больше появляется вероятность, что он достигнет успеха в скоростно-силовых (короткие дистанции в плавании, гребле, конькобежном спорте, легкой атлетике) и силовых (силовое троеборье, тяжелая атлетика, гиревой спорт) видах спорта.

Объяснением результатов генетического тестирования в спорте должны заниматься подготовленные специалисты, владеющие определенными знаниями в области молекулярной генетики человека, биохимии мышечной деятельности и физиологии, антропологии и спортивной медицины), которые разбираются в аспектах спортивной педагогики (спортивной тренировки, многолетней подготовки спортсменов, а так же вопросах отбора в спорте и питании спортсменов). Объяснение проводится на основе общего вклада генотипов и аллелей генов в определение наследственной предрасположенности к двигательной деятельности и развитию профессиональных аномалий спортсменов. Отличительная черта фенотипической диагностики от генетической это возможность ее использования сразу после рождения ребенка (в особых случаях до рождения). В данном случае прогноз развития показателей можно составить достаточно рано. Однако, генетические маркеры спортивной деятельности, часто проявляются маркерами предрасположенности к различным распространенным заболеваниям.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что, несмотря на значимость и достаточную теоретическую обоснованность принципа углубленной спортивной специализации и индивидуализации в теории спортивной тренировки, практические аспекты индивидуализации подготовки в плавании пока не получили своего теоретико-методического обоснования и ограничиваются отдельными алгоритмами индивидуализации подготовки пловцов. В имеющихся работах авторы главным образом подтверждают необходимость индивидуального подхода, обосновывают целесообразность индивидуальных занятий и предлагают упражнения для этих занятий. При этом выделяют отдельные параметры и направления индивидуальной подготовки, не рассматривая ее с точки зрения системного подхода. В практике тренировочного цикла индивидуализация подготовки зачастую имеет вынужденный незапланированный характер и связана с травмами, различными заболеваниями спортсменов.

Несмотря на значительный диапазон исследований по данной проблеме остается открытым вопрос практических технологических решений и алгоритмов формирования обоснованных управляющих воздействий на пловца, коррекции подготовки в случае рассогласования текущих показателей подготовленности с запланированными, выбора направлений и акцентов в коррекции подготовки. В специальной литературе практически отсутствуют эмпирические данные по характеристике индивидуальной реакции пловцов зимнего плавания на стандартную тренировочную нагрузку, длительности периодов развития, сохранения и утраты спортивной формы.

Существует определенное противоречие между очевидными потребностями тренеров, работающих с пловцами зимнего плавания, в новых современных технологиях подготовки и контроля подготовленности и недостаточной разработкой научно-методической базы, которая должна быть сформирована на основе современных технологий сбора и обработки информации. Следствием этого противоречия является увеличение затрат времени и средств на подготовку квалифицированных пловцов зимнего плавания при снижении результативности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: