Методика динамизированного курса обучения спортивному плаванию с холодовой адаптацией по воспитанию специальной физической подготовленности пловцов зимнего плавания
Главной целью методики динамизированного курса обучения зимнему плаванию является воспитание специальной физической подготовленности спортсменов зимнего плавания с учетом психофизиологических особенностей, уровнем физического развития и функционального состояния.
Основные задачи методики определяют:
1. Развитие главных физических качеств и двигательно-координационных способностей – общей и скоростно-силовой выносливости, быстроты и ловкости;
2. Обучение технико-тактическим приемам и действиям – отталкиванию на старте, поворотам, скольжению;
3. Формирование индивидуального стиля пловца, основанного на специфических качествах, умениях и навыках студентов-пловцов, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;
4. Укрепление и сохранение здоровья с прогрессом функциональных возможностей организма студентов-пловцов.
Принципы разработанной методики: общедидактические; педагогические; принципы спортивной тренировки.
- принцип единства общей и специальной подготовки. Показывает единую направленность подготовки на всестороннее развитие личности – если студент-пловец овладевает большими двигательными навыками, то благоприятнее становятся предпосылки для формирования необходимых движений. Нужно учитывать, что использование упражнений общей подготовки по физиологическим и биомеханическим признакам приближены к состязательным. Это является особенностью соревновательной деятельности;
- принцип первоочередности изучения технике плавания значим, поскольку основным биомеханическим условием передвижения в воде является умение создавать упор или силу тяги, то есть продвигать кисть, стопу под определенным углом;
|
- принцип дозирования нагрузки по мощности. Для спортсмена используются предварительные тесты с физической нагрузкой, а дозирование нагрузки происходит по относительной мощности, измеряемое в % к максимально достигнутому уровню физической работоспособности;
- принцип активации познавательной деятельности. При освоении техники плавания студенту-пловцу необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, формируя новый образ профессиональной деятельности, потому что, чем активней протекает мыслительный и практический тренировочный процесс, тем продуктивнее результат;
- принцип целостности психического обучения заключается в изучении и воспитании отдельных проявлений психики и сознания, при этом необходимо помнить о целостности личности, видеть взаимосвязи между установками человека, его мышлением и восприятием;
- строгого соблюдения принципа систематичности требует совершенствование психомоторных способностей. Студенту-пловцу нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к снижению двигательной памяти и к дифференцированию мышечных усилий.
- принцип цикличности является универсальной формой организации тренировочного процесса, при которой циклы имеют повторяющуюся последовательность занятий и периодов, а каждый последующий цикл является повторением предыдущего и имеет три вида: микроциклы, мезоциклы и макроциклы. Их отличием является – обновление содержания, возрастание нагрузки, смена средств и методов обучения. Система подготовки спортсменов диктует соблюдение четкого учета нагрузки и планирования в процессе тренировки.
|
Вышеобозначенные принципы оснащаются продуктивной реализацией экспериментальной методики по подготовке студентов-пловцов спортивного зимнего плавания в учебно-тренировочном периоде на базе педагогических воздействий:
1. Планированиес дальнейшей основой тренировочного процесса: сформированное согласно поставленной цели с конкретным задачам. Оно имеет научное обоснование и продуманную сопоставимость отдельных направлений спортивной подготовки (теоретическая, физическая, технико-тактическая).
2. Подготовка спортсменов с теоретической составляющей. Освоение гигиенических норм и правил, изучение приемов самоконтроля, навыков предупреждения травматизма, анализ материалов по технике плавания, закрепление и совершенствование технических элементов, ознакомление с правилами соревнований.
3. Реализация физической нагрузки с подбором рационального сочетания объема и интенсивности; средств и методов тренировочных занятий; увеличение суммарной доли специальной физической подготовки в тренировочном процессе мезоцикла.
Обучение движениям технике плавания основывается в первую очередь на освоении биомеханической основы двигательного действия. Первоначальный процесс обучения плаванию разделен на два этапа:
1. Обучение навыку удержания на поверхности воды с теоретическим компонентом;
|
2. Обучение передвижению в воде с теоретическим компонентом.
Решая ряд двигательных задач в процессе обучения плаванию, студент-пловец должен ориентироваться и на внешнюю форму движения, и на внутреннюю (психическую) сторону двигательного действия, одновременно раскрывая конкретные психические способности. Спортивное зимнее плавание, как учебный предмет можно отнести к дисциплинам спортивно-педагогического цикла, в ходе изучения которых будущий специалист должен получить основательную профессионально-педагогическую подготовку. Основу дисциплины «Спортивное зимнее плавание», наряду с другими разделами, составляет техника вида спорта и холодовая адаптация, её теоретическое и практическое (на воде) изучение. Во внимание принимается тот факт, что студенты-пловцы имеют большой запас двигательных навыков, достаточно хорошие координационные способности и тренированность (физическое развитие, психологическая и функциональная подготовленность и др.).
Методический план динамизированного курса обучения спортивному плаванию с холодовой адаптацией включает пять этапов тренировочного процесса. Каждый этап обучения решал определенные задачи, на котором применялись конкретные средства и использовались методы обучения и приемы. Обучение технике происходило одновременно и по компонентам. Продолжительность этапов тренировочного процесса контрольной группы изменялась в зависимости от усвоения учебно-методического материала. Продолжительность обучения составила 15 недель (табл. 1).
Таблица 1
Примерное учебное планирование группы спортивной подготовки студентов-пловцов спортивного зимнего плавания
№ п/п | Разделы занятий | Количество часов |
Теоретические занятия | 3 часа | |
Общая физическая подготовка | 15 часов | |
Специальная подготовка | 30 часов | |
Холодовая подготовка | 25 часов | |
Установки по саморегуляции | 8 часов | |
Контрольные испытания | 8 часов | |
Врачебно-педагогический контроль | 6 часов | |
Итого: | 95 часов |
При разработке программы тренировок учитывались факторы, влияющие на физическую подготовленность спортсменов, а также индивидуальные особенности пловцов: 1. Личные особенности (телосложение, функциональные и биохимические данные, особенности ЦНС, физические и психические качества); 2. Величина нагрузки (объем, интервал, скорость и колличество повторений).
При распределении тренировочных часов наибольшее количество занимает раздел специальной и холодовой подготовки. Практическая часть учитывает обучение приемам саморегуляции и холодовой адаптации, специальным техническим приемам, развитие физических качеств. Тренировочные занятий по технической подготовки проводятся 2 раза в неделю на протяжения всего тренировочного периода и 1-2 занятия в неделю по холодовой адаптации. Такой подход к системе тренировок больше всего имеет эффективность. За основу берется семидневное построение тренировки. Занятия по технической подготовке включают в себя упражнения по общей физической подготовленности на суше и сопровождается теоретической частью. По продолжительности составляют 90 минут, из них 30 минут ОФП, 15 минут теоретические занятия и 45 минут занятия в воде. Тренировки по холодовой адаптации длятся 30 минут, из них разминочная часть составляет 10 минут. Данная тренировка включает в себя дополнительные занятий по психической саморегуляции с продолжительностью 15 минут и холодовой подготовкой в среднем 1-5 минут.
Таблица 2
Распределение нагрузки 15-недельного мезоцикла
№ п/п | Месяцы | Недели | Теплый бассейн | Холодный бассейн |
1 месяц | 1 неделя | 2 занятия | 1 занятие | |
2 неделя | 2 занятия | 1 занятие | ||
3 неделя | 2 занятия | 1 занятия | ||
4 неделя | 2 занятия | 1 занятия | ||
5 неделя | 2 занятия | 1 занятия | ||
1 месяц | 6 неделя | 2 занятия | 2 занятия | |
7 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
8 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
9 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
10 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
1 месяц | 11 неделя | 2 занятия | 2 занятия | |
12 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
13 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
14 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
15 неделя | 2 занятия | 2 занятия | ||
Всего: | ||||
3 месяца | 15 недель | 30 занятий | 25 занятий | |
55 занятий |
Процесс спортивной подготовки содержит поэтапное построение. Для построения тренировочной деятельности был использован мезоцикл, который состоит из 15 недель. Мезоцикл тренировочных групп содержит 5 этапов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий и восстановительный. В виду этого каждый этап подготовки имеет направленность занятий в микроциклах. Втягивающий, базовый и контрольно-подготовительный этапы составляют основу общей подготовки, а подводящий и восстановительный этапы образуют специальный период тренировочного процесса.
Таблица 3
Примерная схема построения тренировочного процесса подготовительного периода студентов-пловцов спортивного зимнего плавания
Период | Мезоциклы | Содержание | Количество недель | Количество занятий |
Общий | Втягивающий | Освоение техники спортивных способов плавания одновременно тремя стилями | 2 недели | 6 занятий |
Базовый | Освоение базовых элементов техники | 3 недели | 9 занятий | |
Контрольно-подготовительный | Освоение второстепенных элементов техники | 3 недели | 12 занятий | |
Специальный | Подводящий | Согласование движения рук-ног-туловища с задержкой дыхания | 4 недели | 16 занятий |
Восстановительный | Работа в полной координации движений в последовательности: кроль-баттерфляй-брасс | 3 недели | 12 занятий |
Втягивающий микроцикл составляет теоретическую часть тренировочного процесса, в котором рекомендуются темы, формирующие базу знаний в области техники спортивных стилей плавания и процесса освоения с водой. Микроцикл обладает постепенным повышением интенсивности и объема холодовых нагрузок.
В базовом микроцикле распределена тренировочная деятельность и интенсивность по основным упражнениям техники спортивных стилей плавания и упражнений по холодовой адаптации со ступенчатым повышением тренировочных нагрузок для выведения студентов-пловцов к продуктивному тренировочному процессу. В контрольно-подготовительном микроцикле применяются второстепенные упражнения, которые включают в себя техническую подготовку нижней части пловца и коррекцию отдельных недостатков в технической подготовленности. Подводящий цикл направлен на согласование движения рук-ног-туловища при задержке дыхания с выходом на этап совершенствования холодовой адаптации. В восстановительном цикле применяется плавание с полной координацией движений и отработкой вегетативных реакций на нагрузку с завершающим этапом холодовой адаптации. Цикл направлен на восстановление и поддержание спортивной формы.
При построении тренировочного процесса использовались типовые семидневные микроциклы. Тренировочные циклы и нагрузка планировались в соответствии с основными стартами и задачами этапа подготовки.
Таблица 4
Технология температурной градации по холодовой адаптации студентов-пловцов спортивного зимнего плавания 15-недельной подготовки
№ занятия | № занятия по разделу | Раздел | Время воздействия сек | Температура воздуха/воды |
Закаливание холодным воздухом | 15 сек | +20°C (воз) | ||
+ 5 сек | +15°C (воз) | |||
+ 5 сек | +10°C (воз) | |||
30 сек | +5°C (воз) | |||
Обливание холодной водой | 15 сек | +24°C | ||
+ 5 сек | +18°C | |||
+ 5 сек | +12°C | |||
+ 5 сек | +6°C | |||
35 сек | +0°C | |||
Окунание в холодную воду | 15 сек | +18°C | ||
+ 5 сек | +16°C | |||
+ 5 сек | +14°C | |||
+ 5 сек | +12°C | |||
+ 5 сек | +10°C | |||
+ 5 сек | +8°C | |||
+ 5 сек | +6°C | |||
+ 5 сек | +6°C | |||
+ 5 сек | +4°C | |||
60 сек | +4°C | |||
Плавание в холодной воде | + 5 сек | +4°C +4°C | ||
+ 5 сек | +4°C | |||
+ 5 сек | +4°C | |||
+ 5 сек | +4°C | |||
+ 5 сек | +4°C | |||
90 сек | +4°C |