ГЛАВА 3. РУЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ




Методика динамизированного курса обучения спортивному плаванию с холодовой адаптацией по воспитанию специальной физической подготовленности пловцов зимнего плавания

Главной целью методики динамизированного курса обучения зимнему плаванию является воспитание специальной физической подготовленности спортсменов зимнего плавания с учетом психофизиологических особенностей, уровнем физического развития и функционального состояния.

Основные задачи методики определяют:

1. Развитие главных физических качеств и двигательно-координационных способностей – общей и скоростно-силовой выносливости, быстроты и ловкости;

2. Обучение технико-тактическим приемам и действиям – отталкиванию на старте, поворотам, скольжению;

3. Формирование индивидуального стиля пловца, основанного на специфических качествах, умениях и навыках студентов-пловцов, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;

4. Укрепление и сохранение здоровья с прогрессом функциональных возможностей организма студентов-пловцов.

Принципы разработанной методики: общедидактические; педагогические; принципы спортивной тренировки.

- принцип единства общей и специальной подготовки. Показывает единую направленность подготовки на всестороннее развитие личности – если студент-пловец овладевает большими двигательными навыками, то благоприятнее становятся предпосылки для формирования необходимых движений. Нужно учитывать, что использование упражнений общей подготовки по физиологическим и биомеханическим признакам приближены к состязательным. Это является особенностью соревновательной деятельности;

- принцип первоочередности изучения технике плавания значим, поскольку основным биомеханическим условием передвижения в воде является умение создавать упор или силу тяги, то есть продвигать кисть, стопу под определенным углом;

- принцип дозирования нагрузки по мощности. Для спортсмена используются предварительные тесты с физической нагрузкой, а дозирование нагрузки происходит по относительной мощности, измеряемое в % к максимально достигнутому уровню физической работоспособности;

- принцип активации познавательной деятельности. При освоении техники плавания студенту-пловцу необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, формируя новый образ профессиональной деятельности, потому что, чем активней протекает мыслительный и практический тренировочный процесс, тем продуктивнее результат;

- принцип целостности психического обучения заключается в изучении и воспитании отдельных проявлений психики и сознания, при этом необходимо помнить о целостности личности, видеть взаимосвязи между установками человека, его мышлением и восприятием;

- строгого соблюдения принципа систематичности требует совершенствование психомоторных способностей. Студенту-пловцу нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к снижению двигательной памяти и к дифференцированию мышечных усилий.

- принцип цикличности является универсальной формой организации тренировочного процесса, при которой циклы имеют повторяющуюся последовательность занятий и периодов, а каждый последующий цикл является повторением предыдущего и имеет три вида: микроциклы, мезоциклы и макроциклы. Их отличием является – обновление содержания, возрастание нагрузки, смена средств и методов обучения. Система подготовки спортсменов диктует соблюдение четкого учета нагрузки и планирования в процессе тренировки.

Вышеобозначенные принципы оснащаются продуктивной реализацией экспериментальной методики по подготовке студентов-пловцов спортивного зимнего плавания в учебно-тренировочном периоде на базе педагогических воздействий:

1. Планированиес дальнейшей основой тренировочного процесса: сформированное согласно поставленной цели с конкретным задачам. Оно имеет научное обоснование и продуманную сопоставимость отдельных направлений спортивной подготовки (теоретическая, физическая, технико-тактическая).

2. Подготовка спортсменов с теоретической составляющей. Освоение гигиенических норм и правил, изучение приемов самоконтроля, навыков предупреждения травматизма, анализ материалов по технике плавания, закрепление и совершенствование технических элементов, ознакомление с правилами соревнований.

3. Реализация физической нагрузки с подбором рационального сочетания объема и интенсивности; средств и методов тренировочных занятий; увеличение суммарной доли специальной физической подготовки в тренировочном процессе мезоцикла.

Обучение движениям технике плавания основывается в первую очередь на освоении биомеханической основы двигательного действия. Первоначальный процесс обучения плаванию разделен на два этапа:

1. Обучение навыку удержания на поверхности воды с теоретическим компонентом;

2. Обучение передвижению в воде с теоретическим компонентом.

Решая ряд двигательных задач в процессе обучения плаванию, студент-пловец должен ориентироваться и на внешнюю форму движения, и на внутреннюю (психическую) сторону двигательного действия, одновременно раскрывая конкретные психические способности. Спортивное зимнее плавание, как учебный предмет можно отнести к дисциплинам спортивно-педагогического цикла, в ходе изучения которых будущий специалист должен получить основательную профессионально-педагогическую подготовку. Основу дисциплины «Спортивное зимнее плавание», наряду с другими разделами, составляет техника вида спорта и холодовая адаптация, её теоретическое и практическое (на воде) изучение. Во внимание принимается тот факт, что студенты-пловцы имеют большой запас двигательных навыков, достаточно хорошие координационные способности и тренированность (физическое развитие, психологическая и функциональная подготовленность и др.).

Методический план динамизированного курса обучения спортивному плаванию с холодовой адаптацией включает пять этапов тренировочного процесса. Каждый этап обучения решал определенные задачи, на котором применялись конкретные средства и использовались методы обучения и приемы. Обучение технике происходило одновременно и по компонентам. Продолжительность этапов тренировочного процесса контрольной группы изменялась в зависимости от усвоения учебно-методического материала. Продолжительность обучения составила 15 недель (табл. 1).

Таблица 1

Примерное учебное планирование группы спортивной подготовки студентов-пловцов спортивного зимнего плавания

 

№ п/п Разделы занятий Количество часов
  Теоретические занятия 3 часа
  Общая физическая подготовка 15 часов
  Специальная подготовка 30 часов
  Холодовая подготовка 25 часов
  Установки по саморегуляции 8 часов
  Контрольные испытания 8 часов
  Врачебно-педагогический контроль 6 часов
Итого: 95 часов

 

 

При разработке программы тренировок учитывались факторы, влияющие на физическую подготовленность спортсменов, а также индивидуальные особенности пловцов: 1. Личные особенности (телосложение, функциональные и биохимические данные, особенности ЦНС, физические и психические качества); 2. Величина нагрузки (объем, интервал, скорость и колличество повторений).

При распределении тренировочных часов наибольшее количество занимает раздел специальной и холодовой подготовки. Практическая часть учитывает обучение приемам саморегуляции и холодовой адаптации, специальным техническим приемам, развитие физических качеств. Тренировочные занятий по технической подготовки проводятся 2 раза в неделю на протяжения всего тренировочного периода и 1-2 занятия в неделю по холодовой адаптации. Такой подход к системе тренировок больше всего имеет эффективность. За основу берется семидневное построение тренировки. Занятия по технической подготовке включают в себя упражнения по общей физической подготовленности на суше и сопровождается теоретической частью. По продолжительности составляют 90 минут, из них 30 минут ОФП, 15 минут теоретические занятия и 45 минут занятия в воде. Тренировки по холодовой адаптации длятся 30 минут, из них разминочная часть составляет 10 минут. Данная тренировка включает в себя дополнительные занятий по психической саморегуляции с продолжительностью 15 минут и холодовой подготовкой в среднем 1-5 минут.

Таблица 2

Распределение нагрузки 15-недельного мезоцикла

 

№ п/п Месяцы Недели Теплый бассейн Холодный бассейн
        1 месяц 1 неделя 2 занятия 1 занятие
2 неделя 2 занятия 1 занятие
3 неделя 2 занятия 1 занятия
4 неделя 2 занятия 1 занятия
5 неделя 2 занятия 1 занятия
        1 месяц 6 неделя 2 занятия 2 занятия
7 неделя 2 занятия 2 занятия
8 неделя 2 занятия 2 занятия
9 неделя 2 занятия 2 занятия
10 неделя 2 занятия 2 занятия
        1 месяц 11 неделя 2 занятия 2 занятия
12 неделя 2 занятия 2 занятия
13 неделя 2 занятия 2 занятия
14 неделя 2 занятия 2 занятия
15 неделя 2 занятия 2 занятия
Всего:
    3 месяца 15 недель 30 занятий 25 занятий
55 занятий

Процесс спортивной подготовки содержит поэтапное построение. Для построения тренировочной деятельности был использован мезоцикл, который состоит из 15 недель. Мезоцикл тренировочных групп содержит 5 этапов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий и восстановительный. В виду этого каждый этап подготовки имеет направленность занятий в микроциклах. Втягивающий, базовый и контрольно-подготовительный этапы составляют основу общей подготовки, а подводящий и восстановительный этапы образуют специальный период тренировочного процесса.

Таблица 3

Примерная схема построения тренировочного процесса подготовительного периода студентов-пловцов спортивного зимнего плавания

Период Мезоциклы Содержание Количество недель Количество занятий
Общий   Втягивающий   Освоение техники спортивных способов плавания одновременно тремя стилями     2 недели     6 занятий
  Базовый     Освоение базовых элементов техники   3 недели   9 занятий
  Контрольно-подготовительный     Освоение второстепенных элементов техники   3 недели   12 занятий
Специальный   Подводящий Согласование движения рук-ног-туловища с задержкой дыхания   4 недели   16 занятий
  Восстановительный   Работа в полной координации движений в последовательности: кроль-баттерфляй-брасс     3 недели     12 занятий

Втягивающий микроцикл составляет теоретическую часть тренировочного процесса, в котором рекомендуются темы, формирующие базу знаний в области техники спортивных стилей плавания и процесса освоения с водой. Микроцикл обладает постепенным повышением интенсивности и объема холодовых нагрузок.

В базовом микроцикле распределена тренировочная деятельность и интенсивность по основным упражнениям техники спортивных стилей плавания и упражнений по холодовой адаптации со ступенчатым повышением тренировочных нагрузок для выведения студентов-пловцов к продуктивному тренировочному процессу. В контрольно-подготовительном микроцикле применяются второстепенные упражнения, которые включают в себя техническую подготовку нижней части пловца и коррекцию отдельных недостатков в технической подготовленности. Подводящий цикл направлен на согласование движения рук-ног-туловища при задержке дыхания с выходом на этап совершенствования холодовой адаптации. В восстановительном цикле применяется плавание с полной координацией движений и отработкой вегетативных реакций на нагрузку с завершающим этапом холодовой адаптации. Цикл направлен на восстановление и поддержание спортивной формы.

При построении тренировочного процесса использовались типовые семидневные микроциклы. Тренировочные циклы и нагрузка планировались в соответствии с основными стартами и задачами этапа подготовки.

Таблица 4

Технология температурной градации по холодовой адаптации студентов-пловцов спортивного зимнего плавания 15-недельной подготовки

№ занятия № занятия по разделу Раздел Время воздействия сек Температура воздуха/воды
      Закаливание холодным воздухом   15 сек +20°C (воз)
    + 5 сек +15°C (воз)
    + 5 сек +10°C (воз)
    30 сек +5°C (воз)
      Обливание холодной водой 15 сек +24°C
    + 5 сек +18°C
    + 5 сек +12°C
    + 5 сек +6°C
    35 сек +0°C
        Окунание в холодную воду 15 сек +18°C
    + 5 сек +16°C
    + 5 сек +14°C
    + 5 сек +12°C
    + 5 сек +10°C
    + 5 сек +8°C
    + 5 сек +6°C
    + 5 сек +6°C
    + 5 сек +4°C
    60 сек +4°C
      Плавание в холодной воде + 5 сек +4°C +4°C
    + 5 сек +4°C
    + 5 сек +4°C
    + 5 сек +4°C
    + 5 сек +4°C
    90 сек +4°C

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: