Направления индивидуализации спортсменов группы спортивной подготовки




 

Соревновательная деятельность спортсменов. В связи с процессом профессионализации спорта в последние десятилетия, повышенным вниманием к нему со стороны рекламодателей и телевидения, значительным увеличением соревновательной практики в спортивном сезоне, ряд фундаментальных концепций теории и методики спортивной тренировки, ключевых положений подготовки квалифицированных спортсменов дополняются и совершенствуются, а некоторые, даже, пересматриваются и подвергаются критике [26, 54, 55, 40]. Значительно увеличилось количество соревнований, а в отдельных видах спорта, прежде всего зрелищных, они занимают большую часть года. Все сложнее становится увязывать соревновательный процесс спортсменов с закономерностями развития спортивной формы в ходе их целенаправленной подготовки [61].

Значительное многообразие соревнований в спортивном сезоне у спортсменов большого спорта связано с индивидуальной стратегией соревновательного сезона. Одни спортсмены ориентируются на Главные старты, другие на коммерческие, третьи совмещают официальные с коммерческими. В спортивном зимнем плавании на данный момент место есть только коммерческим стартам.

Индивидуализация соревнований в спортивном сезоне формирует структуру построения процесса подготовки, но при этом рост соревнований в сезоне связан с сокращением периода подготовки. Специалисты считают это одной из причин снижения результатов на Главных международных соревнованиях [54,55]. В спортивном зимнем плавании временные рамки спортивной подготовки между Главными международными соревнованиями длятся всего два года вместо четырех, и время на квалифицированную подготовку сокращается вдвое, что существенно сказывается на спортивных результатах.

В большом спорте на практике имеют место следующие варианты построения соревновательной деятельности в годичном цикле подготовки:

- стратегия на достижение пика спортивной формы 1-2 раза в год с доминирующей направленностью на спортивный результат в отборочных соревнованиях и главных стартах сезона;

- стратегия на максимальное по времени удержание спортивной формы и максимальный по длительности соревновательный период с большим числом стартов при минимальном подготовительном периоде.

Для обоих вариантов необходимо учитывать длительность фаз развития, сохранения и потери спортивной формы спортсмена, ориентируясь на сроки основных стартов спортивного сезона. Учитывая эти аспекты должен быть подход к индивидуальному планированию нагрузки.

Соотношение индивидуальных показателей соревновательной деятельности спортсмена с модельными показателями и с показателями других спортсменов позволяют определить резервы подготовки спортсмена, определить пути совершенствования тренировочного цикла. Моделирование «внешних» параметров соревновательной деятельности моделирует предстоящую соревновательную деятельность по «внутренним» параметрам – работе основных функциональных систем организма с определенными количественными показателями, такими как динамические характеристики силы рабочих групп мышц, показатели состояния сердечно-сосудистой системы, морфологические показатели и т. д.

В работе, посвященной вопросам индивидуализации подготовки пловцов А. В. Бородай предложил методику совершенствования подготовки пловцов-спринтеров, основанную на анализе индивидуальной структуры соревновательной деятельности спортсменов. В процессе подготовки совершенствуются, прежде всего, те стороны подготовленности и те компоненты соревновательной деятельности, которые преимущественно определяют результат у спортсмена. Установлено, что индивидуальное развитие отдельных механизмов энергообеспечения (анаэробной или аэробной), того или иного типа мышечных волокон (белые или красные) оказывает влияние на характер и структуру соревновательной деятельности спортсмена. Дальнейшая планируемая тренировочная нагрузка строится таким образом, чтобы целенаправленным воздействием на определяющие для данного спортсмена компоненты соревновательной деятельности и сильные стороны функциональной подготовленности добиться в подготовке наибольшего эффекта.

Техническая и физическая подготовка спортсмена. Особенностью высокой подготовленности спортсмена является их гибкость и подвижность в достижении соревновательного результата при различных внешних условиях: погодных, температуры воды, воздействие соперников и зрителей. Это касается и формирования индивидуальной техники соревновательного упражнения, формирования спортивной техники спортсмена. Понятие индивидуализация спортивной техники понимается как процесс приспособления техники упражнений к индивидуальным особенностям телосложения, физическим качествам, психическим свойствам спортсмена, внешним условиям соревнований. Двигательная структура соревновательного упражнения формируется в неразрывном единстве с особенностями развития двигательных качеств спортсмена. Это относится к циклическим видам спорта со сложной структурой двигательного действия [16].

Статистические взаимосвязи между биомеханическими параметрами соревновательного упражнения и данными физической подготовленности спортсменов указывают направления тренировочных воздействий через изменение параметров подготовки спортсменов и формирование психологических двигательных установок совершенствовать технику соревновательного упражнения.

Психологическая подготовка спортсменов. Достижение результатов в спорте является процессом совершенствования двигательного аппарата спортсмена и его личности, а система организации, планирования подготовки спортсмена и рост спортивной подготовки формируют и совершенствуют психологические черты личности спортсмена, уровень его психологической надежности. Планируя и реализуя психологическую подготовку спортсмена, воздействуя на свойства личности, происходит влияние и на другие подсистемы подготовки спортсмена, такие как физическая, техническая и теоретическая [61].

Спортивные психологи подчеркивают важность учета мотивов совершенствования в спорте. Спортсмен на этапе спортивного совершенствования пользуется мотивами, которые имеют свойства меняться с ростом квалификации и возрастом. Основными мотивами спортивной деятельности являются стремление представлять страну на международной арене; стремление к совершенствованию в избранном виде спорта; формирование спортивного характера и волевых качеств; повышение общественного статуса и патриотические чувства; материальный стимул; потребность быть частью коллектива.

Основные черты личности квалифицированного спортсмена выражаются в доминирование и стремлении к высшему достижению, интеллектуальности и экстраверсии, агрессивности и твердости, уравновешенности, умению преодолеть нервное напряжение и умение «терпеть». А вот надежность соревновательной деятельности таких спортсменов характеризуется эмоциональной устойчивостью и помехоустойчивостью спортсмена, саморегуляцией и мотивационным компонентом [46, 28, 59].

Как видим, умение выделять главные доминирующие черты в личности и верная диагностика личности спортсмена является основой индивидуализации и коррекции тренировочных воздействий, что делает эффективным управление процессом подготовки спортсмена. Значимость рассмотрения данного момента заключается во влиянии индивидуального профиля спортсмена на его двигательную деятельность, а двигательная деятельность оказывает влияние на формирование личности.

Индивидуализация подготовки спортсменов должна предусматривать коррекцию психологических и тренировочных воздействий на спортсмена с учетом типа его нервной системы. При рассмотрении зависимости двигательной деятельности от типа нервной системы спортсмена психологи отмечают, что спортсмены с сильным типом нервной системы более устойчивы в стрессовых ситуациях, в то же время слабый тип нервной системы более чувствителен к тренировочным воздействиям и лучше реагирует на стандартную нагрузку [28]. С этих позиций педагогические воздействия должны быть индивидуализированы и учитывать тип нервной системы спортсмена, его предрасположенность к объемным или интенсивным тренировочным нагрузкам. Психологическая подготовка спортсмена выстраивается дифференцированно: для спортсмена с сильным неуравновешенным типом нервной системы (холерик) в психологической подготовке необходимо уделять внимание сознательному ответственному отношению к тренировкам, умению анализировать, критически осмыслять свою спортивную деятельность, для спортсмена со слабым типом нервной системы целесообразно направить усилия на повышение социального статуса, снижение мотивации, гипертрофированной ответственности. Для этого в последнем случае необходимо использовать психорегулирующую тренировку по типу «успокоение» в целях оптимизации предстартового состояния, выработка четкого алгоритма участия в состязаниях. Для спортсменов с сильной нервной системой (сангвиник) может быть рекомендована иная система воздействия: усиление мотивации в целях повышения чувства ответственности и усиление стресса, устранение самоуверенности. Особенности центральной нервной системы влияют определенным образом и на процесс обучения двигательным действиям. При этом спортсмены с более сильной нервной системой труднее овладевают техникой выполнения движений, но овладев, двигательный навык отличается стойкостью, в то время как учащиеся со слабой нервной системой достаточно быстро осваивают технические приемы, однако двигательный навык не отличается стойкостью, особенно в условиях внешних сбивающих факторов.

Спортсмен добьется успеха в стрессовых условиях спортивных состязаний, если научится эффективно управлять своим эмоциональным состоянием [28]. Пловцы спортивного зимнего плавания эмоционально устойчивы, хорошо контролируют собственные эмоции, но спорт настолько многообразен, что в число лучших пловцов зимнего плавания могут попасть и менее эмоционально устойчивые спортсмены, обладающие незаурядными двигательными способностями и холодовой адаптацией. Поэтому тренеру необходима дополнительная и индивидуальная работа с такими спортсменами, потому что роль психологической подготовки значительно возрастает. Рассматривая черты личности в индивидуальных бесконтактных видах спорта, к которым относятся спортивное зимнее плавание, спортивные психологи отмечают, что с ростом квалификации агрессивность спортсмена, возрастает, но в бесконтактных видах спорта она характеризуется более низкими величинами. Кроме того, квалифицированные пловцы интеллектуальны и склонны к абстрактному мышлению, стремятся владеть знаниями в физических, психологических, медицинских и социальных аспектах своего вида спорта. При этом отмечается, что интеллектуальность спортсменов положительно влияет на продолжительность выступлений в спорте.

Тренировочные нагрузки. Установив характер взаимосвязи тренировочной нагрузки на индивидуальную реакцию спортсмена возможно оптимизировать спортивную подготовку. В теории спортивной тренировки в виду сложности проведения экспериментальных исследований данное направление имеет малоизученный характер, ввиду многообразия реакции на стандартную нагрузку как разных спортсменов одной квалификации, так и реакции одного спортсмена в разных условиях. Также большие различия наблюдаются в реакции на стандартную нагрузку у различных спортсменов.

В связи с этим планирование тренировочного цикла в макроцикле подготовки предполагает наличие знания индивидуальных особенностей в длительности этапов приобретения, сохранения и утраты спортивной формы. А длительность этапов построения тренировочного цикла отражается в выборе средств подготовки, соотношении объемов и интенсивности подготовки на всех этапах макроцикла.

Главным условием эффективного планирования тренировочного процесса является опора на верные эмпирические данные, в результате регулярного контроля соотношения динамики тренировочной нагрузки с «откликом» на эту нагрузку организмом спортсмена и динамики его специальной подготовки. При накоплении данных повышается эффективность управления тренировочным процессом на индивидуальном уровне, повышая точность модельно-целевого планирования. Указывая на индивидуальный характер и значительную вариативность длительности фаз приобретения, сохранения и временной утраты у спортсменов отмечается вариативность длительности фазы приобретения спортивной формы.

В циклических видах спорта функциональная адаптация определяется в различных типах реакции на стандартную тренировочную нагрузку. Цикл развития спортивной формы колеблется от двух до восьми месяцев, а фаза сохранения формы примерно одинакова, составляя одну-две недели. Длительность фазы утраты спортивной формы связана с длительностью фазы приобретения: чем больше последняя, тем более длительная фаза утраты и период выхода из спортивной формы. Длительность и чередование этих фаз между собой индивидуальны. Если у спортсменов наблюдаются внутригрупповые особенности адаптационной реакции на специальную нагрузку в мезоцикле, значит необходимо подходить к индивидуальному планированию тренировочной нагрузки в макроцикле с учетом индивидуальной длительности фаз развития, сохранения и утраты спортивной формы, а также сроков основных стартов спортивного сезона. Автором рекомендован алгоритм программирования и организации тренировочной нагрузки в годичном цикле: изучение индивидуальной длительности периодов развития, сохранения и утраты спортивной формы; формирование индивидуальной структуры периодизации годичного цикла; выбор средств и методов тренировки для спортсмена; формирование индивидуальных объемов, интенсивности и распределения средств подготовки в мезоциклах, микроциклах и тренировочных занятиях.

Рассматривая вопросы специальных нагрузок в годичном цикле подготовки, обозначается оптимальное индивидуальное соотношение объемов специальной нагрузки характерное для удачных сезонов. Но такое соотношение специальной подготовки имеет межиндивидуальные различия. Отмечается, что спортсмены имеют высокие показатели тренировочной нагрузки в удачных годовых циклах в группах упражнений направленных на развитие сильных сторон спортсмена [54, 55].

Моделирование соревновательной деятельности и специальной подготовленности спортсменов. В процессе спортивной подготовки при управлении функциональным состоянием спортсмена появляется потребность в моделировании сторон специальной подготовленности спортсмена. Данный процесс состоит из разработки количественных моделей подготовленности с формированием модельных характеристик.

Вероятности моделирования прогрессируют с увеличением знаний о предмете управления. Наибольшее распространение в реальном времени получили суммарные среднестатистические модели специальной подготовки спортсменов различных квалификационных групп. Впрочем, эти характеристики имеют резюмированный характер, потому что взяты на основе статистической обработки большой группы спортсменов определенной квалификации [54, 55].

Используя среднестатистические модели подготовленности в подготовительном периоде, управляющие тренировочные воздействия необходимо направлять на отстающие стороны подготовленности. В предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде уделяется внимание сильным сторонам подготовленности спортсмена [22, 23].

Между тем, по мнению специалистов, имеется невысокая эффективность суммарных среднестатистических моделей в управлении подготовкой квалифицированных спортсменов.

Подтягивание слабых сторон подготовленности до модельного уровня, имея туже природу возникновения у квалифицированных спортсменов, нередко отрицательно сказываются на личных сильных качествах спортсмена. В результате происходит неблагоприятное влияние на его соревновательный результат.

Продуктивный подход на этапе спортивного мастерства направлен на развитие сильных качеств – совершенствование проводится до стагнации в развитии ведущих качеств. В результате упор в подготовке направляется на отстающие качества спортсмена. Вследствие этого, управляющие воздействия направляются на совершенствование сильных сторон подготовленности спортсмена. Как видим, квалифицированные спортсмены, имеющие сильно выраженное нарушение пропорций в развитии отдельных сторон подготовленности, получают наибольший эффект от тренировочных воздействий, которые направленны на сильные стороны подготовленности спортсменов в результате устранений диспропорций подготовленности [54, 55].

Создание групповых моделей в большей степени выгодно по сравнению с разработкой и использованием обобщенных моделей подготовленности. По принципу родственной структуры подготовленности квалифицированные спортсмены делятся на группы, где каждая группа имеет преимущественное развитие одного-двух качеств. Имея различные морфологические особенности существует возможность достижения высокого результата. При этом необходимо использовать разные стили двигательной деятельности с различными доминирующими сторонами физической и технической подготовленности. К примеру, индивидуальные и типологические особенности опорно-двигательного аппарата баскетболистов, влияющие на технико-тактическую подготовленность игроков, определяют особенности ведения игры. А единоборцы демонстрируют подобные индивидуальные стили ведения поединка как универсальный, атакующий и контратакующий [53]. Впрочем, в практической деятельности тренеры зачастую встречают ситуацию, где методика подготовки группы спортсменов не работает применительно к отдельному спортсмену.

В виду этого, индивидуальные модели специальной подготовки, составленные на основе статистической обработки данных заплывов конкретного спортсмена и его удачных попыток, позволяет принять во внимание характерные черты индивидуальности спортсмена. На основе исследования индивидуальной структуры специальной подготовки определяются информативные параметры специальной подготовленности, которые содержать индивидуальную модель подготовленности спортсмена. Ориентируясь в процессе подготовки на сформированную индивидуальную модель, для спортсмена выбирают наиболее оптимальное направление подготовки.

Функциональная подготовка спортсменов. Спортивная тренировка является частью педагогического процесса, основанная на медико-биологических знаниях. Расширив границы биологических знаний природы человека можно увеличить возможности совершенствования спортивной подготовки. Основа спортивной тренировки опирается на функциональные системы организма спортсмена, которые отвечают за результат [7,26, 43]. Функциональная подготовка спортсмена включает развитие и совершенствование рабочих мышечных групп. Это отражается на морфологических показателях спортсменов, их сердечно-сосудистой и дыхательной систем, отвечающих за адаптацию к тренировочным нагрузкам спортсмена. Одним из главных механизмов адаптации живых организмов к ритмическим воздействиям внешней среды является организация жизненных процессов во времени [9].

В решении проблем адаптации спортсмена к активной физической деятельности при построении рационального варианта деятельности человека необходимо изучение биологических ритмов развития функционирования человека на протяжении жизни и ритмов самообновления организма человека. Это поможет определить взаимовлияние внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) ритмов человека.

Различные авторы отмечают ритмичность физической (23 дня), эмоциональной (28 дней) и интеллектуальной (33 дня) сфер жизнедеятельности человека. Так как данные области важны в процессе жизнедеятельности спортсменов, учёт данных ритмов имеет важное практическое значение при построении тренировочного цикла. Суточные, многодневные, годовые, сезонные, многолетние ритмы – это эндогенные ритмы. Спортивная практика имеет случаи сезонных ритмов, где спортсмены показывают лучшие результаты в определенное время года [В. Н. Пушкина].

В процессе адаптации большое значение имеет конкретизированость выполнения фазы биоритма. Подтверждается это исследованиями биоритмов спортсменок, которые показывали наилучшие результаты в положительные фазы физического, эмоционального и интеллектуального биоритмов.

Следовательно, использование различных экзогенных ритмических воздействий с учетом суточных, многодневных годовых и многолетних биоритмов спортсмена взаимодополняет принцип индивидуализации спортивной деятельности. Однако индивидуализация подготовки спортсменов с учетом индивидуальных биологических ритмов требует изучения индивидуальной помехоустойчивости спортсмена с определением индивидуального хронотипа; отбора наиболее эффективных средств и методов тренировки, определения соотношения тренировочной нагрузки в различные периоды многолетних биоритмов спортсмена; оптимизации режима нагрузки и отдыха, питания и средств восстановления на основе учета индивидуальных биоритмов; оптимизации времени проведения этапного и текущего контроля с учетом биоритмов спортсмена; определения возрастных периодов достижения наивысших результатов; определения периодов для совершенствования спортивной техники.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: