Перспективы развития образования в современном мире 2 глава




Государство сформулировало свои требования по формированию механизмов оценки качества образования. Подчеркнута необходимость создания объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования, механизмов участия общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Намечено создать в ближайшее десятилетие около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов. При этом в структуре доходов российских университетов доля средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ, должна составлять не менее 25 %. При ведущих научно-образовательных центрах должны появиться не менее 10—12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

Запланировано создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 % граждан трудоспособного возраста ежегодно. Должен вступить в действие единый механизм государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешне независимых аттестационных центрах. Будут созданы не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций.

Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

В начале 2010 года президент страны Д.А. Медведев выступил с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Инициатива определяет стратегические задачи образовательной политики государства в области образования и пути их решения. В документе провозглашено, что модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам страны.

В программном документе намечены контуры новой российской школы — школы будущего:

Новая школа — это институт, соответствующий целям опережающего образования. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа — это школа для всех. В каждой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет.

Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Новая школа — это современная инфраструктура: современные здания с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа — это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечить общественность достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом [49].

1.1.3 Социальная и культурная миссия современного образования

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений и идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований изменяющегося социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Социально ориентированное образование, с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой — является мощным ресурсом его исторического развития. В соответствии с этим меняется наше виденье и самого образования, и его строения, и инновационных процессов, внутри него осуществляемых.

В современном российском обществе признана высокая социальная и культурная миссия образования — роль в хранении, генерации и трансляции культурного достояния общества, в наращивании интеллектуального и культурного потенциала нации, в формировании новой и сохранении традиционной системы ценностей, в изменении менталитета личности и общества, приспособления их к новым условиям бытия. Образование все больше выступает как фундамент духовности, культуры, научно-технических достижений, цивилизационного движения в целом.

В современном российском обществе образованиеэто универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования. Культурно-историческая миссия образования заключается в передаче и сохранении норм и ценностей общей жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.

Важнейшая социальная и культурная миссия современного образования — способствовать построению в России гражданского общества. Гражданское общество — общественный идеал современной России. Гражданское общество представляет собой взаимосвязанный ряд областей — социальных, культурных, экономических, — функционирующих и развивающихся как автономные сферы, независимые, с одной стороны, от традиционных общностей (семья, община) с их естественными нормами жизнедеятельности и с другой стороны — от государства. Гражданское общество — это свободное общество для свободных граждан.

Граждане в свободном обществе относятся к себе самим как гражданам и к другим людям и группам людей тоже как гражданам вне зависимости от всех возможных различий между ними самими и этими другими людьми. Идея единства людей как граждан и осознание людьми этого единства — основа понятия гражданского общества.

Образование по своей гуманистической природе, по своей социальной сути, по своему потенциальному воздействию на развитие экономики является одним из главных средств повышения благосостояния страны, утверждения демократии, развития личности. Важнейшая фундаментальная задача образования — формирование у субъектов образовательного процесса гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления российского общества как основы социальной стабильности.

В социальном плане основная функция образования — стабилизирующая. Образование — это не только мощный инструмент консолидации общества, оно по природе своей — институт общественного согласия. Историческая миссия образования оформлялась как пространство нивелирования или уменьшения социального неравенства, преодоления бедности, безработицы, национальных конфликтов, развития социальной мобильности населения, формирования качества жизни. Образование — это своеобразный «социальный лифт», позволяющий личности преодолеть социальное неравенство посредством своих усилий в достижении качественных образовательных результатов.

Образование призвано воспитать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед родиной, свою российскую идентичность. В образовании важно развивать межнациональную и межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре, миролюбие, веротерпимость в межконфессиональных отношениях. Сегодня в многонациональном российском обществе воспитание гражданских ценностей и нравственных качеств личности приобретает стратегическое значение.

Важнейшим ориентиром современного российского образования является его переход к устойчивому инновационному развитию. Для того чтобы достичь гуманистических и социокультурных целей, само образование должно соответствовать мировым стандартам, стать не только развивающим, но и развивающимся, создать в самом себе механизмы непрерывного повышения качества и конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. В России уже происходит переход к плавному, инновационному типу реформирования образовательных систем, когда эти системы включают механизм своего постоянного обновления, когда введение инноваций становится предметом систематической и целенаправленной деятельности, а сами нововведения выступают ведущим фактором развития образования.

§ 1.2Гуманитарная сущность
современного образования

1.2.1 Образование как культурная форма развития человека

Образование является сложнейшей формой общественной практики, его роль и место на данном историческом этапе развития российского общества исключительны и уникальны. В ситуации кризиса социальной и культурной жизни именно образование становится пространством личностного развития каждого человека, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества.

О бразованиеэто всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры. Данная интерпретация — это образование в пространстве человеческой реальности. Антропологическая миссия современного образования — становление у человека фундаментальных потребностей и способностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.

Образование человека, развитие человеческого потенциала — первейшая и фундаментальная цель и ценность современного российского образования. Исторические вызовы современному человечеству — глобальные экологические проблемы, мировая угроза терроризма, лавинообразный рост информации и интенсивное обновление информационных технологий во всех сферах общественной жизни, высокий динамизм социальной жизни и высокая психоэмоциональная напряженность профессиональной деятельности — требуют актуализации и максимального развития человеческого потенциала в каждом человеке. Впервые перед образованием во весь рост встает проблема развития целостного человека полноценного развития его физических, психических, социальных и духовных способностей и качеств. Современный ритм и темп человеческой жизни диктует необходимость многостороннего и в то же время целостного развития человека.

Общественными, социально-педагогическими, психолого-педагогическими условиями становления целостного человека являются свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, приобретшие опыт свободного, самостоятельного, ответственного поведения и деятельности в сфере образования, нравственно и психологически готовы и способны к автономному — самодетерминируемому и саморегулируемому — поведению в многообразных ситуациях социальной и личной жизни.

Современное образование оказалась перед лицом целого комплекса проблем, связанных с экологией детства. Это — необходимость отвечать на вызовы реально существующих условий, последовательно и квалифицированно противостоять натиску «контркультур», вовлекающих подрастающее поколение в антиобщественные и асоциальные группировки. Все это оказывает пагубное влияние не только на физическое, но и на душевное и духовное здоровье молодых людей.

Вместе с тем, на фоне нарастающей педагогической экспансии в виде новых технологий и образовательных проектов, информатизации и компьютеризации образовательных процессов, остро встает проблема осуществления безопасного образования, которому естественно присущи любовь и уважение и к детству вообще, и к конкретному ребенку в частности. Сегодня школьная перегрузка достигла уже катастрофических размеров, стала основной внутренней бедой школы. По данным Института возрастной физиологии РАО, сама школа является причиной до 40 % всех факторов, ухудшающих условия существования детей. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 3 раза увеличивается количество детей с заболеваниями органов пищеварения, в 4 раза — число нарушений психического здоровья детей.

Суть безопасного образования — сохранение и обеспечение здоровья школьника на протяжении всех лет обучения. Критерии благополучия и развития ребенка должны стать исходной точкой и инвариантом любой педагогической системы. Необходимо прогнозирование и выявление влияния педагогической практики на ребенка, определение, какой «личностной ценой» достигаются результаты конкретного образовательного проекта, не вредят ли они психическому и личностному развитию ребенка.

Сегодня утверждается, что одним из существенных критериев эффективности образовательных стратегий является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Это чрезвычайно важный и обязывающий шаг, учитывая, что образовательные учреждения посещает значительное число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы. Эти состояния чаще всего носят латентный характер и не дают оснований для лечения у психоневролога или психиатра; их специфика трудноуловима для категориального аппарата нозологической парадигмы; неадекватны для их понимания и традиционные представления естественнонаучной психологии, и авторитетные психотерапевтические подходы.

Каждый такой подход проповедует особый взгляд на душевный строй человека и в силу этого имеет существенные ограничения в применении. Проблема именно психологического здоровья детей является острой психолого-педагогической проблемой. Дети, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но психологически уже не здоров», продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины [94].

Для успешной реализации профессиональной деятельности педагоги и практические психологи образования нуждаются в теории, удерживающей полноту душевной жизни человека. Необходим поня­тийный аппарат, который схватывает специфику сложных феноменов духовно-душевного неблагополучия, позволяет их фиксировать, понимать и проектировать эффективные психолого-педагогические условия средства их преодоления и профилактики.

1.2.2 Субъектность как сущностная основа
образования человека

Приоритетная антропологическая цель и ценность современного образования — обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Способность к субъектному, автономному действию и поведению — сущностная основа становления многообразных способностей и качеств человека на разных ступенях образования. Автономия человека — приоритетная идея современного образования. «Отрицание автономии субъекта, — пишут А.П. Огурцов и В.В. Платонов, — ведет к подрыву самой идеи образования. Какова основная идея образования в свете категории автономии человека? Это подведение воспитуемого к самополаганию в отношении жизненных дел — начиная со своего тела, окружающего мира предметов, орудий до способности строить отношения с другими людьми, организациями и т.п. Автономия в отношении к социально-политическим и правовым структурам, с чем связано политическое, идеологическое и правовое воспитание. Это идеал образования модерна» [53, с. 467].

Образование — это практика выращивания и формирования в образовательных процессах субъектных способностей человека. В образовании должны быть сформированы такие субъектные способности и качества личности, которые позволяют человеку быть адекватным требованиям современной социокультурной ситуации и в тоже время — способным реализовать свое человеческое предназначение. В настоящее время одной из центральных задач образования молодого поколения становится подготовка людей, готовых к проектированию и осуществлению своих проектов в широком диапазоне деятельности: от организации малого бизнеса до проектирования перехода экономики на новые принципы, от налаживания современных технологий до формирования прорывных наукоемких проектов.

Есть целый ряд компетенций и способностей, которые могут быть сформированы только при помощи проектной деятельности. К ним относятся способности самоопределения, анализа ситуации, постановки цели, разработки схематического представления проекта, практической деятельности по реализации проекта. Введение проектной деятельности в образование позволяет учащимся получить опыт участия в проектах, способов постановки проектных задач, их корректировки и многие другие. Обучение проектированию является обучением одной из форм работы с будущим. Участие в проектах ведет к преобразованию установок человека, его интересов и возможностей — у учащегося, успешно прошедшего обучение проектированию, складывается особое «проектное сознание» [19].

Интеллектуализация всех сфер деятельности человека требует включение учащихся на разных возрастных ступенях в исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность школьников позволяет воспроизводить и культивировать формы высокого интеллектуального труда. Обсуждение с учащимися границ их знания и незнания, а также границ современного знания и незнания, введение учащихся в мир парадоксов выводит их на передний план порождения человеческого знания. В исследовательской деятельности осуществляется обучение школьников операциям и процедурам исследования, формируются способности, позволяющие работать с живым знанием, а не с отчужденной информацией.

Для решения этих задач помимо предметного знания необходимы знания о деятельности, в том числе о том, как может быть организована исследовательская и проектная деятельность. Введение проектной и исследовательской деятельности в образование задают деятельностное содержание образования. В деятельностном содержании образования качественно меняется роль и значение предметных знаний. Освоение учебных предметов ставит своей целью воспроизводство основных научных достижений человеческого общества, формирует определенную картину мира, общее мировоззрение. Заложенные в предметном образовании операторные системы — система построения выводов, порядка анализа событий, вычислительные методы — задают твердую основу для развития теоретического мышления и делают возможным инженерное знание.

Динамика изменений современного мира предполагает усвоение учащимися не столько определенного количества материала по той или иной дисциплине, сколько овладение базовой ориентационной схемой той или иной предметной области. Ориентационные схемы в первую очередь призваны сформировать у человека общее видение предметной области, ее ключевых методологических проблем и перечня подходов и традиций, которые по-разному интерпретируют эти проблемы. Таким образом, на сегодняшний день основным направлением работы с предметными знаниями должен стать принцип формирования ориентационных схем в той или иной предметной области и определение качественного минимума содержательных контекстов, позволяющих данную схему сформировать [84].

Можно сформулировать наиболее общие требования к практике образования, адекватной современной социокультурной ситуации в обществе и потребностям развивающейся личности. Современная практика образования призвана обеспечить:

1) раскрытие способностей каждого ученика;

2) овладение учащимися современным уровнем предметных знаний и современными формами мышления;

3) освоение основных форм деятельности современного человека — исследования, проектирования, конструирования, организации и управления и развитие деятельностных способностей школьников — аналитических, планирующих, проектно-конструк­тор­ских, организационных, рефлексивных.

4) воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, к самообразованию и к саморазвитию.

Психологический анализ развития субъектности в образовании предполагает выявление антропологических предпосылок его конструирования и оценки результатов его реализации: определения состава осваиваемой культуры, разработки возрастно-норма­тивных координат построения содержания образования, изучение психолого-педагогических форм освоения образовательных программ, диагностики изменений в сознании, деятельности, личности образующихся как результатах образования.

1.2.3 Построение антропопрактики как задача современной психологии и педагогики

В современном обществе отчетливо выявляются главный смысл образования на современном этапе исторического развития человечества. Этот смысл — развитие; развитие как ценностная основа и принцип существования образования. По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос что такое «современное образование». Современное образование — это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; современное образование — это развивающее и развивающееся образование.

Развивающая функция образования в полной мере отвечает принципу Декларации прав ребенка. Этот принцип гласит, что ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и бла­годаря которому он мог бы на основе равенства возможно­стей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человеческого в человеке. Из всех форм общественной практики именно образование (прежде всего инновационное) пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ развития образования появляется принципиально новое измерение — гуманитарно-антрополо­ги­чес­кое.

Центральной для гуманитарно-антропологического подхода как принципиально инновационной парадигмы в психологии и педагогике является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Фактически, речь идет о постановке беспрецедентной задачи для психолого-педагогической науки: обоснование образования, способного стать универсальной формой развития родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, стать подлинным субъектом культуры и исторического действия; построение образования как специфической антропопрактики — практики культивирования базовых, родовых способностей человека.

Антропопрактика — это особая работа в пространстве субъективной реальности человека: в пространстве совместно-распределенной деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания. Именно в этом пространстве может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных ситуаций (в том числе — и образовательных), в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и становление авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе — его фактического самостояния в собственной жизни [73].

Образование — это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории. Сущность и цель так понятого образования — это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. В этом своем качестве образование, по сути, может выступить:

– одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека;

– условием динамичности, ускорения процессов развития в различных сферах общественной жизни;

– мощным инструментом становления общества как общества образовательного, в котором само образование станет личностно значимым, а образованность — общественной ценностью и национальным достоянием.

Только в этом случае образование может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное, целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь — детско-взрослой и учебно-профессиональной общностей.

Существенные изменения в современном образовании претерпевает педагогическая деятельность: происходит ее переориентация с предметно-знаниевой на личностную парадигму, при которой ее целью становится формирование у школьников опыта ориентировки не столько в сфере предметных знаний и явлений, сколько в собственной жизненной сфере, в области самоорганизации своей личности. Как отмечает В.А. Болотов, «это не просто одно из направлений ее трансформации, а становление педагогической деятельности как таковой, своеобразное возращение к ее сущности» [8, с. 6].

Новые ценности, цели и содержание образования невозможно реализовать в непосредственном педагогическом воздействии. Способности к самообразованию и к саморазвитию нельзя сформировать путем прямого педагогического действия. Если ученик не знает что-то или не умеет что-то делать, то педагог его научит. Саморазвитию научить нельзя, прямым образом от педагога к ученику эта способность не передается.

В личностно-ориентированном образовании ребенка нельзя заставить быть самостоятельным, самобытным, самодействующим, невозможно принудить его стать и быть личностью. Педагог может лишь создать условия для того, чтобы воспитанник сам вырастал в меру этих подлинно человеческих способностей, встал на путь их обретения. Данные человеческие ценности и способности могут появиться и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии самого себя.

В современном обществе и в науках об образовании должно быть принципиально переосмыслено само понятие образования. Развивающее образование, образование как антропопрактика должно пониматься и осваиваться как особая философско-антро­по­логическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке.

В истории отечественной педагогической мысли философско-антропологический смысл образования впервые выявил К.Д. Ушин­ский. Он обосновал, что высшей целью и ценностью образования является Человек. «Основной целью воспитания человека, — писал К.Д. Ушинский, — может быть только сам человек, так как все остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека» [86, с. 498]. Его «Педагогическая антропология» замысливалась как психолого-педаго­гическое обоснование образования, ориентированного на воспитание человека «во всех отношениях».

На основании анализа современной социокультурной ситуации в мировом образовании, исследований тенденций развития отечественного образования можно утверждать, что образование начинает осуществлять изначально присущую ему миссию Образования собственно человеческого в человеке. Именно в современном постиндустриальном (информационном, инновационном, развивающемся) обществе начинает осуществляться завет К.Д. Ушин­ского о том, что основной целью образования человека должен быть только сам человек, а государство, общество (народ), культура (человечество) существуют только для человека.

Антропологически ориентированное образование — это исторически новый тип образования, целевые ориентиры которого связаны с производством и воспроизводством человеческих общностей, обеспечивающих каждому образующему возможность быть подлинным субъектом своей образовательной деятельности, а впоследствии — субъектом общественной жизни, культуры и исторического действия, субъектом собственной жизнедеятельности и собственного развития.

Построение инновационного образования именно как специфической антропопрактики — практики культивирования базовых, родовых способностей человека, важнейшей среди которых является его субъектность — требует новых категориальных средств, особых гуманитарных технологий. В развивающем образовании традиционные проблемы психолого-педагогической науки наполняются новым содержанием. Наиболее радикальные изменения происходят в ориентированной на педагогическую практику педагогической психологии, по сути происходит изменение ее предметности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: