Грамматический справочник является основой Единого Грамматического комплекса Complex Systems in Education®. Он представляет собой систематический курс грамматики современного английского языка, а также грамматики английского языка периода Modern English – c XV века до наших дней. В справочнике дается как грамматика лондонского диалекта (британский вариант), так и американского и австралийского диалекта.
Справочник является самым полным пособием по теории грамматике, когда-либо изданным на русском языке и составлен на основе более чем 145 различных методических пособий, а также аудио- и видеоматериалы ведущих мировых центров обучения английскому языку. В части британского диалекта английского языка были использованы материалы следующих издательско-методических организаций: Cambridge Press, Oxford University Press, Longman Group Limited, Manchester University Television Language Video Productions, London Linguaphone Institute, Addison Wesley Longman Publishing Company, Eaton High School EMT (English as Mother Tongue) Division, Penguin Books Limited, Merriam-Webster Publishing House, Royal Academy of Sciences; в части изложения американского диалекта и особенностей диалектов малых этнических групп: United Stated Information Agency, United States Department of State Press, Harvard University Press; в части изложения австралийского диалекта: Melbourne State University Press, Longman Group Sydney Inc., Sydney Natural Sciences University Press, Pearson Education Limited.
Справочник, как и вся система преподавания английской грамматики, составлен таким образом, чтобы в сжатые сроки дать объем грамматики, необходимый для освоения разговорных навыков. Одна из самых важных задач – избежать многократного изучения одного и того же правила. Так, например, в английском языке действуют одинаковые правила добавления окончания –s, вне зависимости от того, что это окончание означает: форму множественного числа (cat – cats), третье лицо единственного числа глагола в настоящих временах (He goes), притяжательный падеж существительных (mother’s coat) и суффикс существительных (physics). В других учебниках эти темы изучаются по отдельности, хотя это одно и то же фонетическое правило. В грамматическом справочнике Единого Грамматического комплекса Complex Systems in Education® такие правила изучаются как единое целое.
|
Последовательность расположения материала такова, что каждая следующая глава логически вытекает из предыдущей. Так, например, глава «Существительное» заканчивается темой «Классификация существительных», которая логически переходит в тему «Определители существительных» в следующей главе «Артикль». Изучение этих трех тем – классификация существительных, определители существительных и артикли – в комплексе позволяет учащему понять логику употребления имени существительного в разных типах фраз и предложений и избежать самых распространенных ошибок в устной речи и на письме.
Особенностью справочника является то, что в нем детально разбираются трудности понимания английской речи, в то время, как в подавляющем большинстве учебников упор делается исключительно на навыки письменной речи и соответствующие грамматические конструкции. Справочник позволяет Учащимся разобраться в различных вопросах, возникающих при изучении английского языка, объясняет, как употребить то или иное грамматическое явление, углубить имеющиеся знания английской грамматики.
В справочнике рассматриваются не только общеупотребительные случаи, но и все нюансы каждого грамматического правила, что позволяет, по мере изучения языка, возвращаться к одному и тому же разделу грамматики по несколько раз, каждый раз изучая его более глубоко. Справочник окажется незаменим для Учащихся, читающих неадаптированные или слабо адаптированные произведения английских, шотландских и американских классиков периода XV – XX веков.
|
В изданиях 2005 и 2006 годов учтен тот факт, что с позапрошлого года Единый Грамматический комплекс распространяется не только среди Учащихся Школы английского языка Complex Systems in Education®, но и поступает в свободную продажу по предварительным заявкам; поэтому особое внимание уделено возможностям самостоятельной работы Учащихся со всем его компонентами, и грамматическим справочником, в частности.
Справочник охватывает все разделы английской грамматики и делится на две части: «Морфология», т.е. изучение форм и свойств слова, и «Синтаксис», который занимается правилами построения предложений, правилами сложения слов в словосочетания и предложения, их согласованием.
Все грамматические явления широко иллюстрированы примерами, что способствует их пониманию, в более сложных случаях для той же цели даются речевые ситуации; во многих случаях даны примеры из самых известных произведений английских и американских классиков. Все примеры, речевые ситуации и цитаты переведены на русский язык, что существенно облегчает самостоятельную работу со справочником.
Справочник, который вы сейчас держите в руках, в лучшей степени способствует углублению знаний английской грамматики, развитию навыков осознанного употребления грамматических форм, а также предоставляет возможность изучающим самостоятельно совершенствовать свои знания английской грамматики и развивать умение понимать английскую речь, читать и говорить по-английски.
|
Введение. Introduction.
Историю английского языка принято делить на три периода: 1. Англо-саксонский, или староанглийский ( Old English ), – приблизительно до 1150 г.; 2. Среднеанглийский ( Middle English ) – приблизительно от 1150 до 1500 г.; 3. Современный английский ( Modern English ) – язык последних четырех столетий.
Староанглийский язык был языком близким к немецкому языку и обладал такой же сложной (даже в ряде случаев еще более сложной) системой грамматических форм, как и современный немецкий язык. Староанглийский язык имел ряд грамматических форм имён существительных. Он имел три рода имен существительных – мужской, женский и средний – мало связанных со значением слова. Так: существительное hand – рука было женского рода, fõt – нога – мужского рода, wif – женщина – среднего рода и т. д.
Имена существительные имели четыре падежа, причём падежные окончания были очень разнообразны, в зависимости от рода существительного и окончания его основы. Прилагательные также имели развитое склонение и согласовались с существительными в роде, числе и падеже. Спряжение глагола было основано на целом ряде форм, причём глагол изменялся и по числам, и по лицам и имел для этого специальные окончания, сохранившиеся и в среднеанглийском языке (I love, thou lovest, we loven – настоящее время; I lovede, thou lovedest, we loveden – прошедшее время и т. д.).
Система спряжения английского глагола была отлична от современной. Сослагательное наклонение (Subjunctive Mood) занимало особое место, имело свои особые формы и играло в староанглийском языке такую же важную роль, какую оно и до сих пор играет в немецком языке. Глагольные времена и другие формы образовывались главным образом путём изменения самого глагола, а не при помощи вспомогательных глаголов, как сейчас. Все времена группы Continuous (“продолженные времена”), начав образовываться в течение среднеанглийского периода, укрепились в языке только к XVII столетию, а некоторые формы, как, например, Present Continuous Passive Voice (The house is being built.) – ещё позднее.
Вспомогательный глагол do употреблялся сперва лишь как основной глагол, с XVI столетия просто как усилитель значения основного глагола и до XVII столетия не служил специальным признаком вопросительной и отрицательной форм глагола в Present и Past Indefinite, каким он служит в современном языке. Эта специальная функция укрепилась за ним только с XVII столетия.
C течением времени в ходе своего развития и под влиянием ряда языков, проникавших в Англию вместе с наводнявшими её народами (римлянами, датчанами, нормано-французами), структура английского языка сильно изменилась. Большинство грамматических форм отпадало постепенно: исчезло склонение существительных, исчезла форма рода; прилагательное стало неизменяемой частью речи; всё изменение глагола свелось к четырём формам; исчезло большинство форм сослагательного наклонения. Вместе с тем система глагольных времён усложнилась и развилась: благодаря широкому использованию вспомогательных глаголов, стало возможным выражать тонкие оттенки отношений ко времени, степени и характеру совершения действия (Continuous и Perfect Tenses).
В результате всех этих изменений современный английский язык превратился в язык с очень малым количеством форм словоизменения: те отношения между словами, которые в других языках, например в русском или немецком, выражаются формами отдельных слов (падеж, форма лица, форма рода и т. д.), в современном английском языке выражаются или порядком слов в предложении, или несамостоятельными словами (предлогами, вспомогательными глаголами). Изменением в формах слов в современном английском языке выражаются следующие явления:
1. Множественное число существительных;
2. Притяжательный падеж ( Possessive Case ) существительных и производных от some, any, every;
3. Именительный и косвенный падежи личных местоимений ( Nominative Case, Objective Case );
4. Множественное число местоимений this, that, one, other;
5. Именительный, косвенный и притяжательный падежи местоимения who ( who, whom, whose );
6. Четыре основные формы глагола: a) инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение; б) – прошедшее время; в) – причастие прошедшего времени и часть Perfect Tenses; г) – причастие настоящего времени, герундий и часть Continuous;
7. Форма 3-го лица единственного числа настоящего времени изъявительного наклонения.
В остальных случаях отношения между словами в современном английском языке выражаются так называемыми аналитическими формами, включающими в себя различные несамостоятельные слова – предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, артикли и т. д.
Большинство временных форм глагола, форм залога и наклонения образуются при помощи вспомогательных глаголов. Предлоги в ряде случаев передают падежные отношения. В большом количестве случаев отношения между членами предложения в современном английском языке выражаются их местом в предложении; очень часто смысл высказывания становится ясным лишь благодаря твёрдому, закреплённому порядку слов в предложении. Это особенно важно потому, что из-за отсутствия формальных окончаний и словоизменений и наличия лишь небольшого количества характерных для определённой части речи суффиксов одно и то же слово в английском языке может служить разными частями речи; выяснить подлинное значение такого слова можно по его месту в предложении, т. е: можно по его синтаксической функции определить, какая это часть речи. Например: I light the candle. Я зажигаю свечу. В этом примере слово light стоит непосредственно за подлежащим, следовательно – это сказуемое, т. е. глагол в личной форме. Light is necessary for living matter. – Свет необходим для живой материи. В этом предложении слово light занимает первое место в предложении, предшествуя сказуемому, следовательно – здесь это подлежащее, т. е. имя существительное. He lives in a light, warm room. Он живёт в светлой, теплой комнате. В этом примере слово light, так же как и слово warm, предшествует существительному room, причём эти слова занимают место между существительным и его артиклем a; это – место прилагательного в предложении, т. е. здесь слово light – определение. По этому же признаку (определение занимает место перед определяемым словом) оказывается, что одно и то же слово может служить и определением и определяемым словом, в зависимости от порядка слов: the light lamp – светлая лампа, the lamp light – ламповый свет; the export timber – экспортный лес, the timber export – лесной экспорт. Кроме того, порядок слов вместе с интонацией часто придаёт предложению определенный вид – повествовательный, вопросительный, повелительный. Тесная связь морфологических и синтаксических функций слова в английском языке не позволяет рассматривать их в отрыве. Поэтому, Единый Грамматический Комплекс рассматривает и морфологические, и синтаксические функции частей речи.