Первые встречи с «Францией» 2 глава




Я любил Дору и детей совсем другой, холодной и северной, рассудочной любовью, и, так как вся моя жизнь была связана с ними, я сразу не мог представить себе возможности легко разорвать эту связь.

Но, с другой стороны, порвать с моей новой «жизнью» было для меня равносильно смерти. Несколько раз я хотел броситься в Сену, и, чтобы вернее покончить с собой, я воображал себе двойное самоубийство – одновременно с падением с моста пустить себе пулю в сердце.

Я как-то сказал об этом Жизель, которая с волнением следила за моими переживаниями.

– Роurquoi?(154) [ 154. “Почему?” (фр.) ] – прошептала она тихо. – Вам надо стать свободным и вернуться ко мне.

Она замолчала, точно испугавшись того, что сказала. Она не представляла себе тех моральных страданий, через которые я должен был пройти, если бы развёлся и оставил семью, но она ясно видела, что только после развода и несмотря ни на какие страдания мы могли соединиться.

Дома на Place St. Jacques (155) шла в это время правильная семейная жизнь, далёкая от того, что происходило во мне (156). Дора ничего не подозревала, хотя я сказал ей, что я встретил в академии девушку, которая мне нравилась. Она как будто не обратила на это никакого внимания (157).

 

[ 155. Площадь Святого Жака (фр.)

 

156. С приездом Д.Ф. Толстой, детей, гувернантки и прислуги Л.Л. Толстой снял квартиру на площади Св. Жака, 78. Первый раз этот адрес появляется в письме от 20 сентября (нового стиля) 1909 года. – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14468. Л. 1 об. Несколько позже он порадует С.А. Толстую: «<…> Квартира светлая – вся на юг. <…>» – Там же, № 14470. Л. 1 об. Автограф.

 

157. Д. Ф. Толстая в это время ждала ребенка. Еще 29 июня/12 июля 1909 года Л.Л. Толстой из Хальмбюбуды писал С.А. Толстой: «<…> Дора в ожидании на 4 м месяце. Родит в январе в Париже. <…>» – Там же, № 14555. Л. 2. Автограф.

Однако события развивались совсем иначе (cм. об этом ниже) ].

 

Я перестал спать, обдумывая тысячи раз мою жизнь, и по ночам иногда, как сумасшедший, вскакивал на колена и горячо молился Богу, прося Его помочь мне и так или иначе соединить мою жизнь с жизнью Жизель.

Дора спала в той же комнате, а дети рядом.

В ту зиму, кроме академии, я работал ещё у Родена, тогда < бывшeго > славнейшим скульптором мира. Я носил ему мои вещи в Palais Byron (158), и он давал мне советы(159).

– Il faut chercher les profondeurs de la Nature, – говорил он мне важным тоном. – Il faut tourner tout autour de vos oeuvres. Il faut six mois pour faire un buste (160).

 

[ 158. Дворец XVIII века, принадлежавший герцогу Бирону, в следующем столетии был превращён в дорогой отель. Он стоял очень удачно: на тихой улице Варен, как раз там, где она выходила на широкий бульвар Инвалидов, рядом с Домом инвалидов и могилой Наполеона.

О. Роден занимал часть отеля Бирон с 1908 года. В 1911 году, когда здание хотели снести, Роден убедил власти отдать его целиком под его мастерскую с условием, что после его кончины в этом здании будет открыт его музей. – См.: Grappe G. Catalogue du Musée Rodin... P. 7 21; Кокио Г. Роден в отеле Бирон // Роден: Мысли об искусстве… С. 251 263; Корн И. Огюст Роден… С. 110-111 ].

 

159. Встреча с Огюстом Роденом состоялась в начале сентября (нового стиля) 1909 года. 13 сентября (нового стиля) 1909 года Л.Л. Толстой вскользь упомянул об этом в письме: «<…> Леплю слишком много – с утра до вечера. Кроме школ, Rodin дает советы, хвалил. <…>» – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14466. Л. 2. Автограф.

Через несколько дней, 20 сентября (нового стиля) 1909 года Л.Л. Толстой более подробно описал ситуацию: «<…> Мечников устроил знакомство с Rodin, и он уже начал давать мне советы. Очень любопытно. <…>» – Там же, № 14468. Л. 1 об. Автограф.

О взглядах О. Родена на искусство см.: Родэн О. Искусство: Ряд бесед, записанных П. Гзелль. Пер. <с фр.> СПб., 1914. «Завещание » мастера см. в кн.: Роден: Сб. статей о творчестве. М.: ИИЛ, 1960. С. 13 16; Роден О. Завещание. СПб.: Азбука, 2002. С. 49 58. См. также: Вейс Д. Огюст Роден. М.: Искусство, 1969. С. 557 560; Рильке Р.М. Ворпсведе; Огюст Роден; Письма; Стихи. М.: Искусство, 1971. С. 86 166.

 

160. “Надо искать глубины природы. … Надо обойти вокруг Ваших произведений. Требуется шесть месяцев, чтобы сделать бюст” (фр.) ].

 

Мы подружились с ним, и я однажды спросил его, могу ли я привести к нему моих знакомых, имея в виду «Францию» и её мать.

– Конечно, – обрадовался он, – это же одна из самых богатых и влиятельных семей Франции.

И он назначил мне день, когда мы могли приехать.

Жизель была в полном восторге, когда в назначенный день вместе с матерью она заехала за мной в Сеrcle и в первый раз я сел с ней рядом в их автомобиль. Как ребёнок, она запрыгала от радости, глядя то на меня, то на мать.

Rodin встретил нас любезно и повел по залам дворца, где были расставлены его мраморы.

Глядя на нас, он вдруг спросил мать Жизель:

– Ils se sont rencontrйs?(161) [ 161. “Они встретились?” (фр.). ]

Но она ничего не ответила ему.

Моя жизнь в Париже раздвоилась и стала сплошным мученьем. Я чувствовал себя бесконечно виноватым перед семьёй и женой, тайным преступником перед ними, но моя любовь была настолько искренна, что мне и в голову не приходила возможность побороть её. В ней только было моё счастье, которое я хотел удержать во что бы то ни стало.

Такое положение длилось больше месяца и настолько ослабило мои нервы, что я был готов на всё <и хотел> сказать Доре всю правду, даже если бы это убило её. Как-то после завтрака, когда я остался с ней один, я неожиданно для себя самого прямо объявил ей, что очень серьезно полюбил одну девушку и больше не могу оставаться с семьёй. Я сказал это так быстро и решительно, что бедная ошеломленная Дора сначала не знала, как ей следовало отнестись к такой дикой жестокости. Несколько секунд, бледная, она молчала, потом вдруг, как зверь, бросилась на меня, стараясь, как кошка, исцарапать мне лицо. Я задержал её, взяв за кисти рук, и вышел из комнаты, заперев за собой дверь. Но она кинулась за мной и с такой силой нажала на дверь, что вышибла ее с замком из петель. Она опять налетела на меня, стараясь схватить за горло.

Я напрасно старался успокоить её. Она была вне себя.

Я должен был оставить её одну на целый вечер, надеясь, что она успокоится (162). Дальше жить в этих условиях было невозможно.

Надо было уехать куда-то, надо было как-то выйти из тупика, в который неожиданно загнала меня жизнь.

И я решил уехать на время в Америку(163), чтобы проверить себя, а главное, не видеть больше страданий двух женщин, виной которых я был (164).

 

[ 162. Вероятным следствием этой бурной сцены были преждевременные роды. Об этом Л.Л. Толстой 8 декабря (нового стиля) 1909 года поведал матери, от которой, как мы уже много раз убеждались, у него не было тайн:

«Дорогая мамаша, с грустью сообщаю, что Дора до времени родила вчера плохого мальчика, который жил только несколько часов, вышел ногами вперёд, был со слабыми, кривыми конечностями. Что причина? Всё. И дети до него подряд, и Париж, и нежелание Доры иметь ещё детей. Сама Дора перенесла всё это, слава Богу, отлично и теперь лежит, очень бодрая. <…>

Я по-прежнему занимаюсь своей скульптурой и начинаю понимать, что нужно не менее 10< ти> лет, чтобы стать в этой области большим. Целыми часами стою перед вещами Rodin, выше которого не знаю. Недавно получил в своей академии 1 ый номер за эскиз барельефа на тему: “Война”. Работаю очень много и, конечно, успехи есть, но что это сравнительно с тем, что надо. В академии у нас много русских, приехавших за мной в Париж. <…>

Люблю Париж и французов и чувствую, что живу здесь сильнее, чем дома.

Ваш Лев».

– ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14475. Л. 1 2 об. Курсив Л.Л. Толстого.

 

…1 ый номер за эскиз барельефа на тему “Война”… – в академии Жюльена ежемесячно устраивались конкурсы по рисунку с выдачей премий. Работа, получившая первый номер, должна была оставаться в классе. – См.: Кончаловский: Художественное наследие[: Сб. воспоминаний]. М.: Искусство, 1964. С. 15.

 

163. Об этой поездке в Америку никаких достоверных сведений нет. Возможно, Л.Л. Толстой объединил ее с другой поездкой в Америку весной 1911 года. – См. об этом подробнее: Абросимова В. Сын великого Толстого, война и Америка (по архивным документам) //Toronto Slavic Quarterly … Spring 2008, No. 24 (http://www.utoronto.ca/tsq/24/ambrosimova24.shtml).

Павел Львович Толстой позднее вспоминал об этой поездке отца так: «Любовный климат Парижа подействовал на моего отца. Он влюбился в Жизель Bounovarilla, дочь шефредактора “Le Matin ”. Она посещала те же курсы по скульптуре, что и он. Мама Дора не была согласна на развод. “Но этот варвар, который мне перечит, угнетает, раздражает и убивает меня, его, только его я люблю… Да, да…”

Для того, чтобы страсти улеглись, папа Лео отправился на пару месяцев в США». – Из личного архива Т.Л. Балдовской.

На самом деле, Жизель Бюно Варилья была племянницей редактора и владельца газеты «Матэн» Мориса Бюно Варильи (Bunau Varilla; 1856-1944). Ее отец принимал участие в выработке редакционной политики газеты и помогал деньгами, пока не разразился скандал со строительством Панамского канала. – См.: Ricciardi M. African visions: The diary of an African photographer. Lnd., 2000 (www.mirellaricciardi.com/visions2.html).

 

164. О том, что Л.Л. Толстой на самом деле страдал и душа его разрывалась между двумя женщинами, свидетельствует его следующее письмо из Парижа родным от 25 декабря (нового стиля) 1909 года:

«Милая мамá, спасибо за хорошее письмо сегодня. Вы точно чувствовали, что я переживаю тяжелое время. Дора лежит с набухшими от молока грудями. Встанет в среду, чувствует себя физически бодро. Вчера делала детям маленьк<ую> елку и раздавала подарки. Эти дни перерыв в скульптуре в академии, но я, не будучи в состоянии быть теперь без работы, лепил дома. В понедельник снова начнутся занятия у Julien. Успехи мои идут параллельно в лепке и в рисовании.

Посылаю фотографию с одного из моих торсов. Жаль, что нет спины. Она сделана лучше фаса.

Недавно сделал два удачных женских бюста, но, не имея ни денег, ни мастерской, приходится все пока разрушать, что очень жалко не для одного меня. Все жалеют. <…>

Нет ли подписанного маленького портрета? <…> На автографе можно было бы написать

À M lle Verlet».

– ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14476. Л. 1 2 об. Автограф.

 

…Посылаю фотографию… – фотографии ранних скульптур Л.Л. Толстого не сохранились.

…M lle Verlet – дочь скульптора Рауля Шарля Верле (Verlet; 1857-1923), преподававшего в Национальной высшей школе изящного искусства (l’Ecole nationale supérieure des beauxarts). – См.: Grand Larousse encyclopédique: En 10 volumes. Paris, 1964. Vol. 10. P. 751; Benézit E. Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveuirs de tous les temps et de tous les pays: En 10 volumes. Paris, 1976. Vol. X. P. 458.

 

С. А. Толстая услышала настойчивые просьбы сына (до этого Л. Л. Толстой просил автограф отца для мадмуазель Верле в письмах матери от 13 и 29 октября 1909 года. – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, №№ 14467, 14474). 22 декабря (ст. стиля) 1909 года она начала своё письмо сыну так: «Исполняю твою просьбу, милый Лёва, и посылаю автограф папá для твоей знакомой француженки. <…>» – ИРЛИ, ф. 303, № 688. Л. 39. Автограф.

14 января (нового стиля) 1910 года Л.Л. Толстой благодарил С.А. Толстую:

«Дорогая мамаша, спасибо за автограф папá и письмо. Вы так мило и разумно пишете в этом году, что просто прелесть. Желаю много лет здравствовать с нового года. Надеюсь, что чувствуете себя хорошо.

У нас все благополучно. <…> Дора оправилась. Вчера возил её в театр. Она скучает здесь потому, что мало кого видит, а меня нет дома до вечера. <…>

Моя скульптура подвигается. Хвалят. Но ещё далеко до совершенства. Но оно будет, и эта мысль меня радует очень. Если Бог даст сил, оставлю в скульптуре больше, чем в литературе. Целую вас всех.

Лев».

ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14478. Л. 1-2 об.

 

26 января/8 февраля 1910 года Л.Л. Толстой успокоил родных относительно того, что наводнение, о котором писали и русские газеты, начало спадать, и добавил: «<…> Я продолжаю слишком много работать. Что из этого выйдет? Увидим. Целую всех. Подумываю о Ясной, но также подумываю о том, чтобы остаться здесь <на> все лето для занятий по мрамору и рисованию. <…>» – Там же, № 14479. Л. 1 об. См. также: Наводнение во Франции // Столичная молва. М., 18 января 1910 года, № 102. С. 2.

Позже выяснится, что встречи с Жизель прекратились – по её инициативе, – и летом 1910 года Л.Л. Толстой отправится в Ясную Поляну (cм. об этом ниже).

 

Письма из Парижа продолжали регулярно отправляться в Ясную Поляну. Так, 22 февраля/6 марта 1910 года Л.Л. Толстой писал родным: «<…> Моё учение идет, но я утомился, был даже нездоров одно время. Вообще здесь утомляешься и переутомляешься.

Дора и дети здоровы. Я рад, что французский язык в них войдет легко и с детства. Маленькие для нового языка малы.

Старшие мальчики всё рисуют, а Кита так недурно лепит. Он вообще очень интересен и хорош. Ценный мальчик и даже очень. Пусть только вырастает. <…>

Я на распутье в скульптуре: начать работать одному в своей мастерской или ещё в академиях.

Боюсь, что всё это Вам не интересно. Всё-таки пишу. Но в своей мастерской <работать> дороже. Надо платить <за> натуру одному, надо платить <за> мастерскую, кроме квартиры, и я ещё на это не иду. В академиях же дело идёт тише. Все, начиная с Rodin, советуют мне работать одному. А как это сделать, когда всё уходит на жизнь? Обидно, что у меня нет хоть немного свободных денег, чтобы теперь пустить себя в ход по новому занятию. Впрочем, надо терпение и ещё работать.

Сейчас, кроме академических работ, делаю бюст (голову) Пали. Хочу всех детей перелепить и лучший бюст потом сделать в мраморе. Очень это все увлекательно. Можно душу продать дьяволу. <…>

На днях пробовал сделать эскиз к памятнику Лермонтова в П<етербур>ге. Это довольно просто. Но мне ещё немножко рано этими делами заниматься. Делал как опыт. Лицо Лермонтова изучил по фотографиям и, м<ожет> б<ыть>, сделаю когда-нибудь его бюст. Но работа по фотографиям мне претит. С натуры увлекательно. Я хожу к нескольким скульпторам, чтобы собрать всевозможные советы, и это очень полезно. Теперь один скульптор, Dampt, мне указал очень много новых приемов.

Ну, вот все, как видите, скульптура. Она тем хороша, что не выпускает из рук и, вероятно, доведет меня до последнего здешнего этапа, рано или поздно. Тем лучше. Целую всех. <…>» – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14480. Л. 1 об.4 об. Автограф.

 

О памятнике Лермонтову увлекающийся и импульсивный Л.Л. Толстой никогда больше не вспоминал. Выставка проектов памятника М.Ю. Лермонтову состоялась весной. – См.: Новое время. СПб., 4/17 мая 1910 года, № 12263. С. 4.

 

Жан Огюст Дампт (Dampt; 1854-1945) был известным скульптором: его работы уже в конце 80-х годов выставлялись в Люксембургском музее. – См.: Париж … С. 171; Париж и его окрестности … С. 123-124; Benérit E. Dictionnaire critique et documentaire... Vol. X. P. 218 219; Grand dictionnaire encyclopedique Larousse … Vol. 3. P. 2932; Grand Larousse encyclopédique... Vol. 3. P. 770; Le Musée National du Luxembourg... P. 125. В архиве Л.Л. Толстого сохранилось письмо Жана Дампта, которое условно можно датировать ноябрем 1910 года. Французский скульптор выразил искреннее и глубокое сочувствие по поводу смерти Л.Н. Толстого, «который осветил свой век и которому мы обязаны своими самыми высокими радостями», а также сожалел, что при жизни великого писателя он «не имел чести и счастья запечатлеть его образ в твердом материале, который сохранил бы его навсегда». – ИРЛИ, ф. 303, № 277. Л. 1 2. Автограф на фр. языке.

 

И следующее письмо Л.Л. Толстого родным от 28/15 марта 1910 года пришло с почтовым штемпелем французской столицы, да и сообщаемые новости тоже касались его пребывания в Париже:

«<…> Паля рассёк себе лоб, так что зашивал доктор. Заживает. Живем интересно, полно, занято. Я устал от чрезмерной работы. Немного хочу отдохнуть, но все не могу воздержаться. Теперь невольно отдохну потому, что два приятеля-скульптора, – Суд<ь>бинин и Бернсон (швед, сын большого шведск<ого> скульптора и сам хороший скульпт<ор>), – будут меня заодно лепить. Просили.

Делаю 4 бюста своих детей. Пришлю Вам позднее их фотографии. <…> Здесь цветут абрикосы, фиалки, трава, распускаются деревья. Солнце и тепло.

Вчера день Пасхи. Париж весь за городом, и я в Sevres к Мечниковым. Гуляли по парку St. Cloudt. <…>» – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14481. Л. 1 об. - 2 об. Автограф.

 

Серафим Николаевич Судьбинин (1867-1944) - выделялся среди русских колонистов в Париже. До того, как стать скульптором, он с 1898 года до 1904 года был актёром Московского Художественного театра. – См.: Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1972. С. 223; Виноградская И. Жизнь и творчество К.С. Станиславского: Летопись: В 4-х томах. М.: ВТО, 1971. Т. 1. С. 288, 308 и др. Одновременно С.H. Судьбинин увлекался лепкой. С 1902 года он стал членом Московского общества любителей художеств; давал уроки лепки детям одного из крупнейших русских промышленников и меценатов Саввы Тимофеевича Морозова (1862 1905) и на его стипендию с 1904 года учился в Париже у Родена и других мастеров. С 1906 года С.Н. Судьбинин стал членом Союза русских художников.

Его работы, выставленные в Салоне французского национального общества изящных искусств на Марсовом поле в Париже весной 1910 года, произвели очень хорошее впечатление на зрителей. – См.: Яковлев И. Салон Марсова поля // Новое время. СПб., 2/15 апреля 1910 года, № 12233. С. 4. См. также: Grand dictionnaire encyclopedique Larousse … Vol. 9. P. 9711.

Лепил ли С.Н. Судьбинин весной 1910 года Л.Л. Толстого, установить не удалось. Многие портреты скульптора остались в Париже, где С.Н. Судьбинин работал до своей кончины. – См.: Художники русского зарубежья: 1917 1939: Биогр. словарь /Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. СПб.: Нотабене, 1999. С. 554 556.

Сведения о шведских скульпторах Бернсонах крайне скудны. Возможно, речь идет о профессоре Йонасе Бьёрсоне (Börjeson; 1835-1910) и его сыне, Бьёре Бьёрсоне (род. в 1881 году). – См.: Svenskt konstnärs lexikon. Malmö, 1952. B. I. S. 265 267. Лепили ли они Л.Л. Толстого, установить не удалось.

 

…по парку St. Cloudt … – парк Сен Клу, украшенный бассейнами, фонтанами и террасой, был одним из самых привлекательных мест в окрестностях Парижа. – См.: Париж … С. 190.

 

Сохранившиеся письма Л.Л. Толстого в Ясную Поляну позволяют говорить о том, что весной 1910 года он не покидал Париж. Это подтверждают и почтовые штемпели на конвертах или на оборотах открытых писем.

 

«Париж

23 апр<еля нового стиля 19>10 г<ода>

Милая мамá, не пишу потому, что всё по-старому. Жизнь идет однообразно. Много работаю над бюстами детей и еще коечем.

В Академию не хожу больше.

Видаем Гагариных, кн<язей> Ухтомских, Судьбинина, шведов и ещё других здешних знакомых. Открылся весенний салон. Я ничего не послал. Думаю послать на будущий год.

Весна задерживается, хотя уже каштаны зацветают, приготовив свои дерзкие свечки. Был у Мирбо, но не застал дома. Жалею, что не был у Вогюэ до его смерти. Бывает Саломон, и мы у него на великолепных обедах. В театры ездим мало. Даже <“>Шантеклера<”> не видали. Дети учатся, маленькие дома. Вчера у Нины был жар. Сегодня здорова, как бывало у меня в детстве.

1-го мая по нов<ому> стилю будет видна здесь комета в 3 часа ночи на востоке. Она была при Вольтере, и он писал, что она приходит оживлять старость.

Целую всех вас.

Ваш Лев».

– ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14482. Л. 1-2. Автограф.

 

Гагарины – вероятно, речь идёт о художнике-любителе князе Николае Викторовиче Гагарине (1873-1925) и его жене Марине Николаевне (урожд. Трубецкой; 1877-1924). – См. о них: Павел Петрович Трубецкой: Скульптура, графика… С. 98, 105.

…кн<язей > Ухтомских… – из контекста письма неясно, о ком из князей Ухтомских идёт речь. Л.Л. Толстой был знаком с князем Э.Э. Ухтомским (см. о нем примеч. 166 к Главе 9 Книги I). Но в Париже в это время работал и скульптор князь Сергей Александрович Ухтомский (1886-1921).

Октав Мирбо (Mirbeau; 1848-1917) – французский писатель; корреспондент и адресат Л.Н. Толстого.

Эжен Мелькиор де Вогюэ (см. о нем примеч. 146 к Главе 19 Книги I) умер в Париже 24 марта 1910 года.

 

Л.Л. Толстой был знаком с Шарлем Саломоном (Salomon; 1862 1936) ещё со времени своей первой поездки в Париж в 1894 году. – См.: Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник… - С. 318, 324.

 

…<“> Шантеклер <”>… – новая пьеса французского драматурга Эдмона Ростана (Rostand; 1868-1918). О её небывалом успехе в Париже Л.Л. Толстой писал родным 26 января/8 февраля 1910 года. – ОР ГМТ. Архив С.А. Толстой, № 14479. Л. 2. См. также: Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год его жизни… С. 55; Маковицкий Д.П. У Толстого… Кн. 4. С. 173, 256; Macdonald J.F. Paris, mr. Edmond Rostand, and “Chantecler” //The Fortnightly Review. Lnd., March 1910. Vol. 86, № 519. P. 575-590.

 

…комета … была при Вольтере... – речь идёт о комете Галлея, названной в честь английского астронома Эдмунда Галлея (Halley; 1656-1742), предсказавшего периодичность её появления примерно через 76 лет. В европейских странах к наблюдениям за кометой Галлея отнеслись с большой серьёзностью и фотографировали её с середины апреля до середины июля 1910 года. – См.: Глазенап С. Фотография кометы Галлея // Новое время. СПб., 15/28 апреля 1910 года, № 12246. С. 4; Глазенап С. Последние наблюдения над кометой Галлея //Там же, 30 апреля/13 мая 1910 года, № 12259. С. 5; и др.

Вольтер мог наблюдать “хвостатую звезду”, как называли тогда кометы, ещё в конце 1747 года, когда его карета перевернулась, он вывалился в снег и, взглянув на небо, увидел светящийся след. – См.: Митфорд Н. Влюблённый Вольтер: Биогр. роман. М.: Аграф, 1999. С. 226-227.

Комету Галлея Вольтер мог наблюдать на Рождество 1758 года или в начале 1759 года. – См.: Armitage A. Edmund Halley. Lnd., 1966. P. 165 166.

Впоследствии Вольтер не раз использовал образ кометы в своих сочинениях. В его представлении она была одним из тех “чудес света”, которые нуждаются в дополнительном изучении. См. его философский диалог «Была ли земля образована кометой?», а также «Философские письма», в которых он размышляет о системе тяготения и об оптике Исаака Ньютона (Newton; 1643-1727). В шестнадцатом письме Вольтер сопоставляет досужие домыслы о бедах, которые якобы приносят кометы, и точку зрения великого английского физика, который, по его словам, «предполагает, что кометы очень благоприятны и что исходящие от них пары служат единственно тому, чтобы поддерживать и оживлять планеты, пропитывающиеся на своем пути всеми теми частицами, которые Солнце отторгло от комет. Эта мысль, по крайней мере, более правдоподобна, чем та». – См.: Вольтер. Собрание сочинений: В 3 х томах. СПб., 1910. Т. 3. С. 153-159; Вольтер. Философские сочинения. М: Наука, 1988. С. 140 141, 601-605. См. также его сатирическую книгу «Вопросы о чудесах» (1765). – Вольтер. Бог и люди: Статьи, памфлеты, письма: В 2 х томах. М.: Издво АН СССР, 1961. Т. I. С. 261 262.

 

У нас есть основания утверждать, что и следующие письма Л.Л. Толстого родным отправлены из Парижа.

«Paris, 2 мая (нового стиля) 1910 <года>

Chère maman,

Я, кажется, Вам должен письмо, если не два. Я послал с Колечкой Ге биографию Паскаля для папá. Приехал ли Ге? Послал я фотографии с бюстов детей и портрет Доры в довольно жалком, но хорошем выражении. Дора говорит, что она не всегда такая, да и правда. В это утро она была особенно стара.

Головы детей продолжаю <лепить> и перед отъездом отсюда буду отливать. Ещё пробовал сделать проект памятника Скобелева. Что занимало меня, <так это не что иное,> как конная статуя. Нет времени кончить и потому бросил. Посылаю фотографию наброска. Лошадь помогал мне наметить один француз, но вся композиция моя. Я хотел ещё поставить две солдатские фигуры по бокам. Было бы очень красиво и военная идея была бы выражена сильно.

Рад, что памятник Алек<сандру> II будет сочиняться вновь. Но я вообще считаю, что памятники делать – пагуба для художника. Отнимает года, а природа при этом часто отсутствует как учительница и притом единственная.

Мне Маша, жена Сережи, пишет глупое нравоучение по поводу того, что я просил её мне указать в Москве гранитного мастера для сметы при проекте Скобелева. „Ты бы приберёг твой талант для более гуманитарной идеи“. Вообще мы все хотим друг друга учить и заставлять думать, как мы. Если я считаю выражение военной идеи, отваги и силы нужной России, то не Маша же может меня в этом разубедить. Впрочем, она мило исполнила поручение, и я ей благодарен.

Вчера было 1-ое мая, <мы> все были на „grand<e> seaux “, фонтанах в Версале всей семьей с Соней включительно. Были несметные толпы народа всех национальностей. Красиво, интересно. Французская толпа выгнала из дворцов своих королей и сама ворвалась в них, любуясь и наслаждаясь королевскими затеями.

Открылся второй большой Салон, des artistes français. Вы не можете себе представить, что это такое, Grand Palais, уставленный скульптурой и завешанный картинами. Площадь в несколько десятин. Коечто есть интересного и хорошего, но большинство дряни академической здешней окраски. Этот салон – самый большой. Из него отделился и вышел тот, о котором я, кажется, писал и в котором главой Rodin. В том обращает на себя внимание торс Родена. Посылаю его снимок. Он действительно великолепен и полон жизни, хотя в мертвой форме гипса.

Мы едем отсюда около 20 июня. Сегодня отвратительная погода: холод и дождь.

Пока прощайте. Целую всех вас.

Лев».

– Там же, № 14483. Л. 1 3 об. Автограф.

 

Колечка Ге – Н.Н. Гемладший (см. о нем в примеч. 57 к Главе 13 Книги I), как и отец, был дружен со всеми членами семьи Толстого. Он перешел во французское подданство и 27 мая 1910 года приехал в Ясную Поляну из Швейцарии. – ПСС. Т. 58. С. 58; Булгаков В. Л.Н. Толстой в последний год его жизни… - С. 230.

 

Л. Н. Толстой внимательно изучал сочинения французского религиозного философа, писателя, математика и физика Блеза Паскаля (Pascal; 1623-1662). Летом 1910 года он читал старое французское издание «Мыслей» Б. Паскаля 1850 года. – ПСС. Т. 58. С. 86, 479 480. См. также: Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994. С. 356 374. Какую биографию Паскаля из Парижа в Ясную Поляну отправил Л.Л. Толстой, установить точно не удалось. Однако вполне вероятно, что речь идет о книге Виктора Жиро (Giraud; 1868 1953), экземпляр которой сохранился в Ясной Поляне. – См.: Giraud V. Blaise Pascal: É tudes d ’histoire morale …: Ouvrage orné d ’ne portrait de Jacqueline Pascal. Paris, 1910. См. также: Библиотека Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне: Библиогр. описание: В 3 х частях. Ч. III/1. Книги на иностранных языках. Тула: Ясная Поляна, 1999. С. 410.

 

...oсобенно стара... – возможно, это и есть последствие бурной семейной сцены, описанной Л.Л. Толстым. Сохранившаяся фотография Д.Ф. Толстой дает представление о том, как тяжело перенесла она наметившийся распад семьи.

 

…проект памятника генерала от инфантерии, участника русско-турецкой войны 1877 1878 годов, Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882) работы Л.Л. Толстого не сохранился. Фотографии трех лучших проектов памятника см.: Новое время: Иллюстрир. приложение. СПб., 19 июня/2 июля 1910 года, № 12308. С. 7. Однако и через несколько месяцев в различных кругах русского общества выражалось недовольство результатами прошедшего конкурса. – См.: Художественно-педагогический журнал. СПб., 10 ноября 1910 года, № 21. С. 12.

 

…памятник Александру II (Александру Николаевичу Романову; 1818 1881)… – конкурс на лучший проект памятника проводился весной 1910 года. Победители были названы, но радости их работы никому не принесли. В русском обществе сложилось глубокое убеждение, что из представленных 54 х работ нет ни одной, достойной памяти царяосвободителя: «…нигде не видно творчества, красоты, оригинальности…». – См.: Кравченко Н. Неудачные проекты //Новое время. СПб., 2/15 апреля 1910 года, № 12233. С. 4. См. также фотографию проекта памятника Александру II скульптора Паоло Трубецкого. – Там же, 4/17 апреля 1910 года, № 12235. C. 6. Три других проекта памятника Александру II см.: Там же, 10/23 апреля 1910 года, № 12241. С. 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: