Глава 5 ОТСТУПЛЕНИЕ В КРЫМУ 3 глава





слева и справа от дороги. Водитель первоначально погасил фары и остановился, но затем мы все же продолжили движение и после полуночи невредимы­ми прибыли в расположение группы.

В тот день обратно на аэродром не вернулись четы­ре пилота. Настроение было ниже нулевой отметки, когда я докладывал о своем возвращении. Командир группы гауптман Штейнхоф был счастлив, что, по крайней мере, вернулся один из пропавших без вес­ти. После нескольких бокалов шампанского я расска­зал все о своих приключениях. «Старики» никогда не слышали ничего подобного. Не случись такого со мной, едва ли я мог бы в это поверить. Но руины раз­рушенного дома и обломки машины были доказатель­ством, по крайней мере, последней части этой драмы.

Мы недолго оставались в Славянской. Как гром среди ясного неба пришел приказ перебазироваться в Керчь. Аэродром был не таким грязным, как в Сла­вянской, и даже было немного травы, но и здесь во время взлета радиаторы покрывались большим коли­чеством грязи. В результате мы должны были летать с открытыми створками радиатора, что стоило нам по­тери в скорости приблизительно 20 км/ч. Именно с этого аэродрома начались мои настоящие боевые вы­леты. Обычно я выполнял по два, а иногда и три вы­лета в день.

В ходе своего 39-го вылета я был ведомым у моло­дого унтер-офицера Вальдмана1, который сделал себе имя в Славянской, сбив за два дня семь русских са­молетов.

Мы взлетели 25 февраля в 14.10. Это был один из последних тоскливых, сырых и серых зимних дней. Облака висели очень низко. Фактически это была погода не для истребителей, но с линии фронта при­шло сообщение об Ил-2. Это был сильно брониро­ванный самолет непосредственной поддержки войск

1 Ганс Вальдман прибыл в 6./JG52 в конце августа 1942 г., и к 25 февраля 1943 г. на его счету было уже 30 побед.


 




на поле боя, который русские использовали повсе­местно. Я знал этот самолет только по названию. Из Керчи мы полетели над проливом к Тамани. В воз­духе не было никого, кроме нас. Восточнее Тама­ни кромка облаков поднималась приблизительно до 300 метров, хотя несколько облачных прядей опус­кались вниз почти до земли. Поскольку наш полет проходил в непосредственной близости от линии фронта, мы прекратили оживленную беседу и скон­центрировались на том, что происходило вокруг нас. Мы только что пролетели сквозь низко висящее об­лако, когда справа и выше я увидел несколько само­летов. Они летели в противоположном направлении, прямо под облаками.

«Над своей территорией, так низко, никакого зе­нитного огня, должно быть, это наши самолеты», — подумал я. Их форма напоминала Ju-88, насколько я мог видеть. Чтобы дать понять своему ведущему, что я начеку, я передал ему: «Шесть-один от шесть-два. Несколько Ju-88 позади и выше нас!»

Единственным ответом Вальдмана было «Viktor, Viktor!». Затем он выполнил медленный правый раз­ворот и начал подниматься к кромке облаков, за ним тянулся черный дым — это был признак того, что он полностью открыл дроссель. Из-за плохой видимости я держался лишь в 20 метрах справа от него и слег­ка сзади. Теперь я увидел прямо перед собой другие самолеты. Они начали пологий разворот влево, и я услышал голос Вальдмана: «Отличные «восемьдесят восьмые», да это — русские Ил-2!» Этот унтер-офицер имел железные нервы! Как он мог оставаться таким хладнокровным! Я был так возбужден, что почти до­гнал Вштьдмана, который сбросил скорость, чтобы уве­личить время для своего огня, и теперь спокойно при­ближался к замыкающему шестерки Ил-2. Я видел, как его очередь впивается в фюзеляж вражеского са­молета, но затем моя избыточная скорость пронесла меня мимо него и я оказался прямо позади Ил-2. Все, что я смог сделать, так это нажать на кнопки спуска


всего своего оружия. Все три моих «ствола»1 стреляли, но «товарищ», летевший передо мной, казалось, не замечал этого. По всей длине вражеского самолета были видны вспышки попаданий. От фюзеляжа отва­ливалось множество маленьких обломков, и за само­летом появился длинный серый шлейф дыма, но он летел, и прежде, чем я понял, что именно случилось, от него ко мне потянулись «жемчужные вереницы».

Первоначально я подумал, что по нас с земли стре­ляет зенитная артиллерия, но затем услышал голос Вальдмана: «Внимание, у них есть задние бортстрелки. Не дайте им сбить себя!»

Стреляя из всего, что у меня было, я, как мог, по­ливал русского в течение нескольких секунд. Он стал ужасно большим, и мне показалось, что если я не от­верну, то пролечу прямо сквозь него. Я не мог уйти вверх и потому спикировал вниз, чтобы снова зайти к нему сзади. Я видел, как один из вражеских самоле­тов, летевших в восточном направлении, взорвался в мгновение ока. В то же самое время я услышал сооб­щение Вальдмана: «Abschuss!»

Прежде чем я успел во второй раз прокричать «Viktor!», я снова был позади «своего» русского. Я со­кратил дистанцию и открыл огонь, игнорируя трас­серы, посылаемые его задним пулеметом. Из своей первой попытки я извлек урок и потому снизил ско­рость, чтобы соответствовать его скорости и, таким образом, иметь большее время для ведения огня. Он все больше отставал от других, и дымный шлейф за ним становился все плотнее. Ответный огонь прекра­тился, и, когда я ушел вверх, он попытался сесть «на живот». Одно крыло оторвалось, а фюзеляж развалил­ся на части.

Нисколько не волнуясь о Вальдмане, я начал обстре­ливать лежавший на земле самолет. Наконец Вальдман

' Bf-109G-2 был вооружен 20-мм пушкой MG151 с боезапасом 200 снарядов, стрелявшей через полую втулку редуктора винта, и дву­мя 7,92-мм пулеметами MG17 с боезапасом по 500 патронов, установ­ленными в верхней части фюзеляжа перед кабиной.


заметил, что уже достаточно, поскольку русские не смогут восстановить его. Он уверил меня в том, что это очевидная победа. Я был счастлив.

Это была моя вторая победа. Удовлетворенные, мы летели домой, и я дважды покачал своими крыльями в знак двух своих побед, забыв от волнения сделать это в первый раз.

Через несколько дней после этого успеха я поднял­ся в воздух вместе с унтер-офицером Барникелем1. Нашей задачей было патрулирование воздушного про­странства над Новороссийском. Старшие, более опыт­ные пилоты предупредили нас, чтобы мы не летели слишком низко над землей или водой, если хотим ос­таться в живых. Поэтому мы спокойно пролетели над Черным морем и появились над Новороссийском на высоте 4500 метров. Никаких русских в воздухе не было. Так было почти всегда, когда погода была от­личной, с прекрасной видимостью. Когда мы проле­тели немного дальше вдоль побережья, Барникель указал на аэродром Геленджик далеко внизу под нами.

Это была база истребителей, где базировалось боль­шое число наших коллег «с другой стороны». Два обла­ка пыли внизу определенно означали, что только что взлетели два русских истребителя. Мы обсуждали пред­ставившуюся нам возможность, когда раздался страш­ный взрыв. Мой самолет резко подбросило вверх. Внезапное изменение направления полета вдавило меня в кресло; я испытал такой шок, что некоторое время не мог ничего видеть и слышать.

Где был мой ведущий? Вместо его Me вокруг меня были большие черные облака. «Проклятье, — подумал я, — на скорости 420 км/ч быть взятым в вилку зенит­ной артиллерией!» Надо было отдать должное навыку артиллеристов. Необходимо было уходить из опасной зоны. Я сделал переворот через крыло влево и, когда самолет оказался на спине, потянул ручку управления на себя. Я пикировал в сторону моря.

1 Всего в ходе войны Фридрих Барникель одержал 9 побед.


Затем я услышал голос Барникеля: «Я позади вас, слева. Присоединяйтесь ко мне!»

Только сейчас я увидел своего ведущего. «Viktor, сближаюсь!» — ответил я. Я начал разворот влево с на­бором высоты, пока его «Мессершмит» не стал видим ниже моего крыла. Тогда я снизился и занял свою по­зицию.

Далеко внизу под нами — мы все еще были на вы­соте 3000 метров — и несколько дальше в море двое взлетевших русских маневрировали и изо всех сил ста­рались сблизиться с нами, нервничая оттого, что все еще находились в зоне собственного зенитного огня. Мы медленно поднялись на 5000 метров и полетели дальше в море, держа русских в поле зрения. Когда они были приблизительно на 4000 метрах, Барникель занял позицию со стороны солнца и начал первую атаку.

Я держался позади него, ежеминутно сообщая о своем местоположении. Таким образом, он знал, что я прикрываю его сзади и он может сконцентрировать­ся на своей цели. К сожалению, эти двое русских за­метили нас, и, прежде чем мы успели выйти на линии огня, они быстро развернулись и начали приближат! -ся к нам. Теперь мы начали разворот, и скоро я уж; был настолько вовлечен в «собачью схватку»1, что едва понимал, где верх и где низ,' где мой ведущий и где разрывы зенитных снарядов.

Наконец, я зашел в хвост одному русскому и при­клеился к нему, но он не собирался позволить мне приблизиться на дистанцию огня. Парень был на­столько хорош, что все, что я мог сделать, — так это лишь держаться за ним. Тем временем Барникель пре­следовал другого русского, который, в свою очередь, пытался сбить меня. Таким образом, это была забав­ная, красочная цепочка, в которой каждый старалсг противостоять другому. Я обильно потел и ругался; каждый раз мой противник отворачивал в сторону

'«Собачья схватка» — жаргонное выражение военных летчиков, обозначающее ближний маневренный воздушный бой меж­ду истребителями.


 




прежде, чем я мог нажать на спуск оружия. «Собачья схватка» продолжалась, возможно, в течение четверти часа, но ни одна из сторон не желала сдаваться или выходить из боя.

Мне постепенно становилось не по себе. Это был первый длинный воздушный бой, в котором я уча­ствовал, и я чувствовал себя очень утомленным. Я не мог выдерживать этого достаточно долго, но не хотел стать первым, кто выйдет из боя. Равный бой продол­жался до тех пор, пока мой оппонент не решил, что с него хватит; он направил нос своей машины вниз и спикировал в середину зоны зенитного огня. Но я уже был настолько разъярен, что едва ли что-нибудь мог­ло бы не позволить мне спикировать вслед за ним, тем более что я знал: моя машина тяжелее и я, конечно, могу догнать его. Будем надеяться, что я не буду сбит зенитной артиллерией во время этой погони.

Русский впереди становился все больше и больше и скоро заполнил весь мой прицел. Я нажал на спуск и увидел, что мои трассеры исчезают в его фюзеля­же. Затем последовала вспышка пламени. Вражеский самолет, который не пытался выполнить никакого маневра ухода от огня, встал на дыбы, а затем начал пикировать к земле под все более и более крутым углом.

В течение некоторого времени я следовал за ним, несколько раз прокричав «Abschuss!». Затем зенитный огонь снова стал весьма активным, и, изменив курс, я направил свою машину в сторону моря. Когда я разво­рачивался, то видел, как пылавший вражеский самолет врезался в землю, подняв облако пыли. Поскольку за­жглась моя красная лампа, я быстро взял курс домой. По пути я спросил: «Шесть-один от шесть-два. Вы ви­дели мою победу?»

Прошло какое-то время, прежде чем Барникель от­ветил: «Шесть-два от шесть-один. Я выше и позади вас. Сближайтесь. Я видел вашу победу!»

Странно, но потом я был в довольно плохом настро­ении. Ведущий должен был подтвердить победу своего


ведомого, хотя сам не смог добиться успеха. Командир группы так же был удивлен, когда я доложил о своей победе. «Ну что же, — заметил он, — возможно, теперь мы сможем сделать из вас, Липферт, летчика-истреби­теля. Но не слишком торопитесь. Дайте себе время и сначала накопите необходимый опыт. Иначе вы прой­дете тем же самым путем, что и многие другие, которые не хотели признать, что еще есть масса того, чему они должны были научиться!»

Через несколько дней после 28 февраля я снова вылетел с унтер-офицером Барникелем, все еще в качестве его ведомого, поскольку выполнил только 44 вылета. В воздухе ничего не происходило, и не было ничего веселого в том, чтобы плыть на высоте 4000 метров в такой тоскливой, туманной мгле, что нельзя ничего найти. В своем безрассудстве я убедил Барникеля, что мы должны снизиться до уровня зем­ли и напугать русских вдали от фронта нашим вне­запным появлением.

Мы на большой скорости пронеслись над железно­дорожной линией, Барникель — слева от колеи, а я — справа, при этом оба ниже телеграфных проводов. Не осознавая никакой опасности, я увидел, что вдали пе­редо мной появилась точка, а вслед за ней через секун­ду — вторая. Они обе стремительно выросли и ока­зались двумя самолетами. Они были, возможно, на 300 метрах и приближались к нам.

Но что это были за самолеты? Должно быть, рус­ские. Барникель также увидел их. Мы еще снизи­лись, чтобы не дать себя заметить и позволить им пролететь над нами мимо. Действительно, это были два русских, вероятно, связных или учебно-трениро­вочных самолета.

«Horrido!»1 — и за ними. Набирая высоту, мы поня­ли, что они заметили нас. Они отвернули от железно­дорожной линии вправо и снижались. Это выглядело

1 Боевой клич летчиков-истребителей люфтваффе. Они также по­заимствовали его у охотников, у которых он означает нечто вроде кри­ка «у-лю-лю!», с которым спускают на дичь гончих собак.


 




так, словно они собирались приземлиться. Мы не мог­ли поверить своим глазам, но русские действительно искали место для посадки.

Мы приблизились к ним прежде, чем они смогли оказаться в безопасности. Барникель первым вышел на дистанцию огня. Он прицелился в ведущий самолет и открыл огонь. Держась почти рядом со своим ведущим, я теперь оказался позади другого самолета и обстрелял его, в то время как он был, возможно, в пяти метрах над землей. Для вражеского пилота это было еще высоко. Он, очевидно, хотел достичь земли максимально быст­рее. Русский резко направил нос своей машины вниз, после чего она разбилась на части.

Самолет, атакованный Барникелем, смог совершить плавную посадку. Его экипаж, состоящий из трех че­ловек, так спешил, что выпрыгнул из машины, когда та еще катилась по земле, и оставил ее на произвол судьбы. Еще до того, как слегка дымившийся русский самолет остановился, Барникель обстрелял его, и тот сразу же загорелся.

Мы сделали еще два круга и помахали пилотам, которые отчаянно пытались укрыться позади стога сена. Затем мы взяли курс домой. Мы поздравили друг друга и радовались оттого, что каждый одержал победу.

Мы взлетели рано утром, и тем временем погода несколько ухудшилась. Видимость теперь была при­близительно полтора километра. Затем произошло то, что еще раз доказало, что я действительно был более удачлив, чем многие другие пилоты.

Я находился, возможно, в 50 метрах позади Барни-келя, когда увидел тень, приближавшуюся ко мне спе­реди справа. Я понял, что это вражеский самолет, не­много довернул и почти мгновенно нажал на спуск. Русский взорвался прямо перед моими глазами, и го­рящие обломки упали на землю. Унтер-офицер Бар­никель ничего не видел и повернулся, только когда я закричал «Horrido!». Он покачал головой и должен был признать, что я еще раз победил его.


Мы радостные прилетели домой и покачали наши­ми крыльями над аэродромом. Все мои товарищи по­здравили меня с двойным успехом. Лишь фельдфебель Захсенберг', который позднее стал моим самым близ­ким другом и товарищем, не смог сдержать высказы­вание: «Он не сможет долго продолжать так!»

Но «он смог»! И как «долго»! Мои дни в качестве ведомого закончились, мне позволили стать ведущим пары, и я получил новый Bf-109. Затем наступил скуч­ный период, и ни одной «туши», как мы называли самолеты противника на пилотском жаргоне, нельзя было найти в воздухе. Я использовал это время, чтобы научиться летать должным образом, лучше узнать свой новый «Мессершмит» и освоиться с окружающим ланд­шафтом. Я также упорно трудился над изучением типов вражеских самолетов, потому что больше не хотел со­общать о своих победах, не зная о том, какой именно самолет я сбил.

В Керчи пилоты занимали две комнаты, которые называли «офицерской столовой». В задней комнате стояло восемь двухъярусных металлических кроватей. Они занимали почти все пространство, оставляя не­большое место для личных вещей. Так или иначе, большинство летчиков-истребителей имели при себе лишь небольшой багаж, но даже его надо было где-то хранить. Обычно он более или менее живописно лежал на нижней кровати или висел на спинках кро­ватей.

Несмотря на это, жилье было обычно сравнительно чи угым. Помимо повара, у всех пилотов были ординар­цы которые помогали содержать личные вещи в опрят­ном виде. Что за беспорядок царил бы в 6-й эскадри­лье без этих двух обер-ефрейторов, Тварди и Клингеля! Сам я очень хорошо ладил с Тварди. Время от времени он даже наводил глянец на мои ботинки, чего никогда "не делал или крайне редко делал для других офицеров.

1 Хейнц Захсенберг прибыл в 6./JG52 осенью 1942 г., но свою пер­вую победу одержал лишь 21 апреля 1943 г.


 




Даже Немитц1, в го время командир нашей эскадрильи, обер-фельдфебель и кавалер Рыцарского креста и один из наших ветеранов, не имел никакого особого ухода.

Два других офицера, лейтенант Гюнтер Курц и лей­тенант Классен2, не имели ординарцев и должны были сами заботиться о собственных вещах. Мы — три лей­тенанта, «патриарх» Немитц и старший унтер-офицер, обер-фельдфебель Густав Болинский, — проводили время в смежной комнате, фактически служившей сто­ловой, в которой стояли большой стол и несколько стульев. В нелетную погоду мы постоянно находились в этой квартире.

В такие дни, после коротких визитов в секцию IVA (выдача продовольственных пайков и денежного содер­жания), пилоты пили, пели песни и играли в скат. Фак­тически не было никакого установленного порядка. Естественно, было много разговоров — о полетах и о женщинах, как обычно среди военных. Мы отыскива­ли любое оправдание, чтобы избежать учебных лекций, проверок или других подобных «развлечений».

1 Вилли Немитц командовал 6./JG52 с 1 марта 1943 г., после того
как ее прежний командир гауптман Реш был переведен в JG51.

2 Лейтенант Фердинанд Классен к моменту своей гибели 22 апре­
ля 1944 г. успел одержать 20 побед.


Глава 3 ЗОНА БОЕВ - КАВКАЗ

13 марта мы перебазировались в Анапу, Хотя после своей пятой победы я летал ведущим и делал это со страстью и рвением, все мои усилия найти в воздухе русских оканчивались ничем. В то время я обычно со­вершал по три вылета в день — за исключением дней, когда погода была слишком плохой. К сожалению, было мало вылетов на «свободную охоту», вместо это­го мы летали на сопровождение «Штук»', что являлось для нас трудным и неудобным заданием.

Мы, истребители, отвечали за «Штуки», независи­мо от обстоятельств. Даже если один из этих самоле­тов сбивался зенитной артиллерией, то вину за это все равно пытались возложить на нас. Часто возникали проблемы встречи со «Штуками» в назначенном мес­те. Бывали случаи, когда мы не успевали прибыть во­время, но также правда и то, что и другая сторона час­то делала то же самое. Когда это происходило, ничего не оставалось, как лишь летать по кругу, ожидая по­явления пикирующих бомбардировщиков.

Удобнее всего было, когда «Штуки» на пути к фрон­ту пролетали над нашим аэродромом. В таких случаях мы просто сидели в своих самолетах, ожидая их появ­ления, затем сразу же взлетали и вскоре догоняли бо­лее медленные пикирующие бомбардировщики. Потом }лы поднимались приблизительно на 300 метров выше их и держались поблизости, как того требовали пило­ты «Штук».

1 «Ш тука» — пикирующий бомбардировщик Ju-87.



Еще более неудобным, особенно для малоопытных пилотов, было задание: «Полет вдоль побережья Чер­ного моря, если возможно, до Туапсе, и проведе­ние разведки над морем». До Туапсе было более чем 200 километров, а мы имели топлива приблизительно на 500 километров. Поэтому любой инцидент, напри­мер если вы вступили в бой с вражеским самолетом на обратном пути или, так или иначе, сбились с курса, мог стать роковым, по крайней мере для новичка.

Такие мысли всегда возникали у меня в голове, ког­да я возглавлял патруль над морем. Очень часто я ле­тел над морем со сжатыми зубами, так как, пока был над водой, мог видеть землю лишь в виде неясного от­блеска вдали.

Любая неровность в работе двигателя заставляла меня думать, что я чувствую какой-то подозритель­ный запах в кабине и что двигатель вскоре заклинит. И что тогда? Я должен в таком случае упасть в море или садиться на русской территории? Вероятность этого бросала меня в жар даже на высоте 6000 мет­ров, на которой было очень холодно.

Однако я выполнял такие вылеты, когда получал приказ, точно так же, как и все другие.

В то время я летал в паре с лейтенантом Гюнтером Курцем. Гюнтер уже одержал три победы, и я согла­сился, чтобы мы по очереди выполняли функции ве­дущего. Но какими непосредственными мы еще были пилотами, какими «зелеными» новичками! И какую наивность мы продемонстрировали, атаковав группу из восьми «Аэрокобр» без какой-либо мысли о том, чем это для нас может закончиться. «Аэрокобра», по-- ставляемая из США, в то время была лучшим русским истребителем.

Я летел в качестве ведущего, но Гюнтер первым уви­дел их. Не позаботившись занять выгодную позицию для атаки, мы спикировали на «индейцев»1 всего лишь

'«Индейцы»— термин из кодового словаря радиопереговоров пилотов люфтваффе, обозначавший вражеский истребитель.


с немного большей высоты, радостные оттого, что сно­ва можем участвовать в бою. В действительности про­тивник должен был понять, с какими «зелеными» но­вичками имеет дело, и легко сбить нас, поскольку «Аэрокобра» была достойна нашего Bf-109. Возможно, они были поражены тем, что их группу осмелились ата­ковать лишь две машины.

Естественно, мы попытались сбить вражеские само­леты, но не сумели этого сделать. Сначала Гюнтер и я атаковали восьмерку русских вместе. Однако я не смог выйти на нее, как рассчитывал. Самолет, который я выбрал в качестве цели, в последний момент отвернул, и я оказался прямо в центре вражеской группы. Гюн­тер, который был справа позади меня, и я начали «ка­русель» с русскими. Мы выполнили три, четыре, а за­тем пять кругов, без малейшей возможности причинить друг другу какой-либо вред.

Вероятно, полчаса мы безуспешно крутились с рус­скими. Затем мудро рассудили, что надо выходить из боя, и благополучно вернулись домой.

14 марта мы с Гюнтером появились на аэродроме ранним утром. Накануне разведка сообщила, что рус­ские намереваются в ближайшее время атаковать наш аэродром. Как правило, воздушные налеты происходи­ли утром, в полдень или вечером. Поэтому мы были на аэродроме в нужное время и ждали около своих само­летов. Прошло немного времени, и они появились. Наша дежурная пара уже спикировала на большую группу Ил-2, Яков и ЛаГГов. Несмотря на падающие бомбы и пушечный огонь, мы забрались в свои маши­ны и взлетели между воронками, оставленными врагом. С полностью открытыми дросселями мы бросились в погоню за русскими и преследовали их по побережью в направлении Новороссийска, почти до Геленджика. Но нигде не было никаких признаков врага. ' — Гюнтер, эти парни уже приземлились. Давайте пролетим над Новороссийском и затем над долиной между гор. Возможно, мы сможем поймать там пару отставших.


 




Наши самолеты пошли на снижение и на большой скорости пронеслись над городом, а затем над неболь­шой долиной и над нашей пехотой, махавшей нам сни­зу. На полпути между Новороссийском и Крымской1 я неожиданно заметил разрыв в плотном слое облаков, через который мы ушли вверх. Над верхней кромкой облаков я выполнил полный круг, чтобы удостоверить­ся, что никакой русский снизу не смог сесть мне на хвост, а затем начал медленный набор высоты по спирали.

Внезапно передо мной в разрывах облаков появил­ся одиночный Ил-2, но он почти сразу же снова ис­чез в облаке. Затем я опять увидел его сквозь дымку, словно призрака.

Как только этот Ил-2 снова появился из облака, я спикировал на него. Прежде чем он что-либо пред­принял, я открыл огонь из всех стволов. На вражес­ком самолете были видны несколько вспышек. Я про­должал стрелять, пока не оказался почти вплотную к нему. Русский летел прямо вперед и действовал так, как будто этот неистовый обстрел никогда и не начи­нался. Черт побери, он был упрямым!

Моя скорость была слишком высокой, и я был вы­нужден отвернуть, чтобы не протаранить его. Я услы­шал по радио голос Понтера: «Внимание, «индейцы» слева и позади тебя! Я держусь выше. Атакуй снова, этот товарищ еще недостаточно получил!»

Новый заход! Я развернул свой самолет. Уменьшить скорость и медленно приближаться! Я полностью от­крыл створки радиатора, а затем нажал на спуск. К это­му времени русский наконец заметил, что происходит. Хотя его самолет сильно пострадал, он маневрировал очень умело, мешая мне добиться большего числа по­паданий.

Я медленно сокращал дистанцию, обрушивая шкваль­ный огонь на врага, от самолета начали отваливаться куски, пошел сильный дым. Но он не падал! Я обратил

1 Ныне станица Крымская имеет статус города и носит название Крымск.


внимание, что русский не пытается уйти в облака, в которых атаковать его невозможно.

В результате, когда я заходил для третьей атаки, он через разрыв в облаках нырнул вниз и направился к Геленджику. Но я снова догнал его и открыл огонь из всего своего вооружения. Было удивительно, сколько вражеская машина могла выдержать. Я увидел, что у Ил-2 отсутствуют большие куски фюзеляжа и крыль­ев. Из двигателя выбивалось легкое пламя. Скоро са­молет противника перешел в крутое пикирование. Не­далеко от Кабардинки1 он врезался в воду и утонул, в то время как я набрал высоту и полетел в сторону моря, чтобы уйти от вражеского зенитного огня.

«Abschuss, Abschuss!» — кричал я. Гюнтер подтвер­дил победу и поздравил меня. Я поблагодарил его за отличное прикрытие и пообещал сделать в следующий раз то же самое для него.

В Анапе не все шло гладко для II./JG52. Контак­тов с противником было немного, но потери были большими. И среди тех, кто не смог вернуться, бы­ли не только новички и молодые пилоты, но также часть «стариков». В то время группа состояла при­близительно из 35 пилотов и в пределах нескольких недель потеряла следующих летчиков: обер-фельдфе-беля Немитца (78 побед), обер-фельдфебеля Кивор-ру (38 побед), фельдфебеля Глейсснера (34 победы), обер-лейтенанта Ритценбергера (21 победа), лейте­нанта Смиатека (6 побед), лейтенанта Кирнбауэра (8 побед)2 и лейтенанта Баумана (2 победы). Поми­мо ветеранов, было потеряно множество ведомых, чьи фамилии я не могу вспомнить.

В то время нашей каждодневной задачей было при­крытие паромов, курсировавших между Анапой и Кер-

1 Кабардинка- гора на берегу Черного моря, расположен­
ная приблизительно в 8 км северо-западнее г. Геленджик.

2 Вилли Немитц, фактически одержавший 81 победу, погиб 11 ап­
реля. Герман Киворра погиб 18 марта, и на его счету были 27 побед.
Ганс Глейсснер погиб 20 апреля, успев одержать 37 побед. Карл Рит-
ценбергер погиб 24 мая, Хорст Смиатек — 4 июня, а Герберт Кирбау-
эр — 25 марта.


чью. Пара самолетов должна была курсировать где-то над морем и сопровождать две или три плывшие внизу «бочки» до тех пор, пока не прибывала замена. Среди прочего эти паромы доставляли в Анапу нашу почту и потому были очень важны для нас. Мы проводили вре­мя в патруле, тренируясь в стрельбе, хотя это и запре­щалось.

На полпути между Анапой и Керчью было полуза­тонувшее судно, и каждый летчик-истребитель делал заход на его дымовую трубу. Ни один из нас не про­летел мимо, не дав по ней очередь. Это была прият­ная цель, и то, как она была изрешечена, говорило о нашей точности.

Мой «сухой» период продолжался. Я не одерживал никаких новых побед. Однажды ранним утром я вы­летел вместе с обер-фельдфебелем Немитцом. Мы поднялись над Анапой на 6000 метров и были заняты разведкой погоды. Затем я увидел справа от себя оди­ночный самолет, выполнявший фигуры высшего пи­лотажа, и вскоре понял, что это Пе- 2, русский много­целевой самолет.

Первоначально я не собирался докладывать о нем Немитцу, но потом все же сделал это, поскольку на сей раз я был ведомым и, как предполагалось, дол­жен был, по крайней мере, сообщать о своих наме­рениях ведущему. Немитц вызвал меня и сказал, что атаковать Пе-2 рискованная затея, так как этот са­молет имеет два пулемета, стреляющие назад. Я уве­рил его в том, что для меня это не имеет никакого значения, и он направился к нему и атаковал. Пос­ле первой же атаки Немитца вражеский самолет на­чал отчаянно гореть. Когда я подлетел к нему ближе, открывать огонь уже не было нужды. Это даже раз­досадовало меня.

В этот период из полета не вернулся лейтенант Ба­уман, 27-летний командир 4-й эскадрильи. И мне, как одному из самых старших по возрасту офицеров груп­пы, выпало в течение нескольких дней исполнять обя­занности командира этой эскадрильи. Я с неохотой


покидал 6-ю эскадрилью. Но она тоже получила но­вого командира, после того как наш «патриарх», обер-фельдфебель Вилли Немитц, также не вернулся из полета. Солдаты на линии фронта видели, как одиноч­ный Bf-109 спикировал из облаков и врезался в одну из их траншей. Когда на месте падения был найден Рыцарский крест, стало ясно, что это мог быть толь­ко наш пропавший без вести Немитц. Его смерть оз­начала, что II./JG52 потеряла своего самого старого и наиболее опытного пилота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: