Контроль: скорость – бег 1000м, спец. подготовленность – ходьба на 10 км, сила – 10-ой прыжок с места.
22.Методика тренировки в толкании ядра (характеристика вида, годичный цикл, средства и методы тренировки, контроль).
Толкание ядра относится к ациклическим упражнениям скоростно-силового характера.
Толкатели ядра, в основном, применяют двухцикловое планирование.. ние.
Годичный цикл состоит из двух макроциклов осенне-зимнего и весенне-летнего, каждый из которых содержит периоды подготовительный, соревновательный и переходный, а также этапы и недельные микроциклы.
Основные средства: толкание соревновательного снаряда, облегчённого и утяжеленного; упражнения со штангой и на тренажерах; прыжки и прыжковые упражнения; бег с максимальной скоростью на отрезках до 50м, кроссовый бег.
Основные методы – повторный, контрольный и соревновательный.
Контроль: скорость – 10 или 20 м с хода; техника – по результату между толканием снаряда с места и разгона; сила –прыжок в длину с места и 3-ой прыжок, приседание со штангой, рывок штанги, жим штанги лежа.
23.Методика тренировки прыгунов в высоту с разбега (характеристика вида, годичный цикл, средства и методы тренировки, контроль).
Прыжки в высоту относятся к ациклическим упражнениям скоростно-силового характера.
Прыгуны в высоту применяют двухцикловое планирование.. Годичный цикл состоит из двух макроциклов осенне-зимнего и весенне-летнего, каждый из которых содержит периоды подготовительный, соревновательный и переходный, а также этапы и недельные микроциклы.
Основные с редства - прыжки вверх с короткого, среднего и полного разбега; прыжковые упражнения; бег на отрезках до 60м с высокой интенсивностью, и бег с умеренной скоростью на более длинные дистанции; силовая подготовка – прыжки из полуприседа со штангой, запрыгивания на возвышенность с отягощением, приседания со штангой или на тренажерах.
|
Основные методы - повторный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Контроль: скорость – 20 или 30м с хода; сила –прыжок в высоту с места, приседание со штангой; весо-ростовой индекс; разница между лучшим результатом и ростом спортсмена.
24.Методика тренировки прыгунов в длину с разбега (характеристика вида, годичный цикл, средства и методы тренировки, контроль).
Прыжки в длину относятся к ациклическим упражнениям скоростно-силового характера.
Прыгуны в длину применяют двухцикловое планирование.. Годичный цикл состоит из двух макроциклов осенне-зимнего и весенне-летнего, каждый из которых содержит периоды подготовительный, соревновательный и переходный, а также этапы и недельные микроциклы.
Основные с редства - прыжки в длину с короткого, среднего и полного разбега; прыжковые упражнения; бег на отрезках до 60м с высокой интенсивностью, и бег с умеренной скоростью на более длинные дистанции; прыжки из полуприседа со штангой, запрыгивания на возвышенность с отягощением, приседания со штангой или на тренажерах.
Основные методы - повторный, интервальный, контрольный и соревновательный.
Контроль: скорость – 20 или 30м с хода, бег со старта 60м; сила –5 быстрых вставаний с весом 75% от собственного веса; прыжок в длину с 10 шагов разбега; скорость последних 5-ти метров разбега; коэффициен эффективности равен результату деленному на скорость разбега последних 5-ти метров.
|
25.Многолетний план тренировки легкоатлета (этапы и задачи).
Многолетнее планирование – это планирование от новичка до мастера спорта международного класса.
Этапы подготовки - 5 этапов: начальной подготовки (8-11 лет); базовой подготовки (12-14 лет); начальной специализации (15-16 лет); углубленной специализации (17-20 лет); высшего спортивного мастерства (21 год и старше).
Специалисты из ГДР рекомендовали применять всего три этапа - этап ОФП (с 10 до 15 лет); этап специальной подготовки (с 16 до 20 лет), этап высшего спортивного мастерства (20-21 год и старше).
Задачи по этапам подготовки:
1 этап - укрепление здоровья и закаливание организма, улучшение ОФП и разностороннего развития, приобщение к систематическим занятиям легкой атлетикой, изучение техники основных видов легкой атлетики, усвоение некоторых правил соревнований и теоретических сведений.
2 этап - укрепление здоровья и закаливание организма, дальнейшее улучшение ОФП, развитие качеств быстроты, силы, выносливости, гибкости и двигательной ловкости, изучение техники легкоатлетических упражнений, привитие интереса к участию в соревнованиях по легкой атлетике. Изучаются некоторые вопросы из теории легкой атлетики, воспитываются морально-волевые качества.
3 этап – дальнейшее укрепление здоровья, закаливание организма, совершенствование общей и специальной физической подготовленности и развитие физических качеств в зависимости от избранной специализации, совершенствование техники и овладение тактикой вида. Проводится дальнейшее воспитание морально-волевых качеств.
|
4 этап - укрепления здоровья, совершенствования скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, морально-волевых качеств и повышения уровня психологической подготовленности. Совершенствуют техническое и тактическое мастерство, овладевают педагогическими навыками и судейством соревнований.
5 этап - проводят работу по повышению специальной физической и технической подготовленности, уровня быстроты, силовых и скоростно-силовых качеств, а также подготовки к выполнению установленных нормативов.
Составляя многолетнее планирование, необходимо правильно распределять по этапам подготовки объемы ОФП СФП, а также возрастные периоды благоприятного развития физических качеств.
Юн. р-д | 3 р-д | 2 р-д | 1 р-д | КМС | МС | МСМК | |
ОФП% | |||||||
СФП% |
26.Перспективное планирование тренировочного процесса легкоатлета.
Перспективное планирование – это планирование на 2 или 4 года. Планирование от одних крупных соревнований до других (Чемпионат мира, Олимпийские игры).
При составлении перспективного плана необходимо учитывать:
результат в избранном виде, возраст спортсмена и его здоровье; физическую, техническую и тактическую подготовленность спортсмена; его морально-волевые качества.
На основании этих данных определяют сильные и слабые стороны спортсмена, планируют спортивный результат и подготовку.
При составлении плана тренеру необходимо помнить, что спортивный результат у спортсмена к следующему сезону может улучшиться, сохраниться или ухудшиться.
Улучшение результата происходит за счет:
n повышения объема (10-30%) и интенсивности (5-15%);
n резкого повышения объема (до 100%) и сохранения интенсивности;
n резкого повышения интенсивности (до 30%) и сохранения объема.
Под объемом следует понимать количество проделанной работы, а под интенсивностью – качество проделанной работы.
27.Нетрадиционные средства тренировки и восстановления в легкой атлетике.
Нетрадиционные средства тренировки: тяговое устройство; тренажеры; подвесная система; тредбан; тормозной парашют; различные дополнительные отягощения – штанга, гири, набивные мячи, гантели, пояса, жилеты, манжеты, волокуши; бег в условиях среднегорья и высокогорья; бег и ходьба по песку и воде; бег по наклонной дорожке
Нетрадиционные средства восстановления: солевая, хвойная, эвкалиптовая, кислородная ванна и др.; сауна; массаж и гидромассаж; ультрафиолетовое и инфракрасное облучение; турманиевый массажер и мат; барокамера; криометод; комплекс витаминов и тонизирующих средств;
28. Основные функции деятельности тренера по легкой атлетике (образовательная, воспитательная, оздоровительная).
Основные функции деятельности тренера – это воспитание, образование и оздоровление занимающихся.
Воспитание – это привитие навыков поведения, настойчивости, преданности Родины, инициативности, смелости, физических качеств.
Образование – дать занимающимся знания техники видов, методики тренировки, истории спорта, правилам соревнований, учить анализировать выступления в соревнованиях.
Оздоровление – обязанность тренера учитывать возраст и пол занимающихся, особенности физического развития, создавать условия для занятий, правильно составлять тренировочную нагрузку, своевременно организовывать отдых.
29.Особенности проведения занятий легкой атлетикой с женщинами.
1. Особенности женского организма – меньше рост, вес, мускулатура, объём сердца, ЖЕЛ, менее активны обменные процессы, больше жировой ткани, широкий таз, более узкие плечи и наличие овариально-менструального цикла (ОМЦ длится 27-28 дней)
2. Особенности проведения занятий – больше укреплять мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины; период восстановления более продолжительный, мышечная сила развивается медленнее; в период менструального цикла необходимо снизить силовую и прыжковую нагрузку; тренировки и соревнования до трех месяцев беременности не противопоказаны.
30.Отбор и спортивная ориентация в беге на выносливость (характеристика вида, тесты и их применение).