График показывает небывалый подъем урбанизации в XIII в. (По данным Хайнса Штоба (Stoob H.) в кн.: Abel W. Geschichte der deutschen
Landwirtscha.fi. 1962, P- 46.)
Тем не менее Арчибалд Льюис, прав, когда пишет, что «самой важной из границ европейской экспансии была внутренняя граница леса, болот, ланд»11. Незаселенные части европейского пространства отступали перед крестьянами, распахивавшими новь; люди, более многочисленные, ставили себе на службу колеса и крылья мельниц; создавались связи между районами, до того чуждыми друг другу; разрушались «перегородки»; возникали или возвращались к жизни на скрещениях торговых путей бесчисленные города—и то было, вне сомнения, решающим обстоятельством. Европа заполнилась городами. В одной только Германии их появилось более 3 тыс.12 Правда, иные из них, хоть и окруженные стенами, останутся деревнями с двумя-тремя сотнями жителей. Но многие из них росли, и то были города в некотором роде небывалые, города нового типа. Античность знала свободные города, эллинские города-госу-
1251 ' и'гО 14 0 1550 1650 1750 1850 1950 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900
дарства, доступные обитателям окружающих деревень, открытые их присутствию и их деятельности. Город же средневекового Запада, напротив, был замкнутым в себе, укрывшимся за своими стенами. «Городская стена отделяет горожанина от крестьянина», — гласит немецкая пословица. Город—это замкнутый мирок, защищенный своими привилегиями («воздух города делает свободным»), мирок агрессивный, упорный труженик неравного обмена. И именно город, более или менее оживленный в зависимости от места и времени, обеспечивал общий подъем Европы, подобно закваске в обильном тесте. Был ли город обязан этой ролью тому, что он рос и развивался в мире деревенском, предварительно организованном, а не в пустоте, как это было с городами Нового Света, а может быть, и с самими греческими полисами? В общем он располагал
|
Старин ные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции
Первый европейский мир-экономика
Мелкие крестьяне, розничные торговцы в городе. Деталь картины Лоренцо Лотто «Рассказы о св. Варваре» («Storie di Santa Barbara»). Фото Скала.
13 Buhler J. Vida
у cultura en la edad media. 1946, p. 204.
14 Slicher van Bath В. Н.
The Agrarian History of
Western Europe, A.D.
500—1850. 1966, p. 24.
15 Renouard Y. Les Villes
d'ltalie de la Jin du Xе аи
debut du XIV' siecle. 1969,
I, p. 15.
16 Bosl K. Die
Grundlagen der modernen
Gesellschaft im Mittelalter.
1972, II, S. 290.
17 Мысль, часто
высказывавшаяся в моем
присутствии. См.:
Sapori A. Caratteri ed
espansione dell'economia
comunale
italiana. — Congresso storico internazionale per I'VIIP centenario della prima Lega Lomb'arda. Bergamo, 1967, p. 125—236.
18 White L. What
accelerated technological
Progress in the Western
Middle Ages. — Scientific
Change, ed. Crombie,
1963, p. 277.
19 Lombard M. Les bases
monetaires d'une
suprematie economique: I'or
musulman du VIP аи XI'
siecle. — «Annales
E.S.C.», 1947, p. 158.
20 Duby G. L'Economie
rurale et la vie des
campagnes dans I'Occident
medieval. 1962, I, p. 255.
материалом, над которым можно было работать и за счет которого расти. А кроме того, здесь не присутствовало, чтобы ему мешать, столь медленно складывавшееся государство: на сей раз заяц с легкостью и вполне логично опередит черепаху.
Свою судьбу город обеспечивал своими дорогами, своими рынками, своими мастерскими, теми деньгами, которые он накапливал. Его рынки обеспечивали снабжение города благодаря приходу в город крестьян с излишками своих повседневных продуктов: «Они обеспечивали выход все возраставшим излишкам сеньериальных доменов, этим громадным количествам продукта, накапливавшегося в итоге уплаты повинностей натурой»13. По словам Слихера ван Бата, начиная с 1150 г. Европа вышла из состояния «прямого сельскохозяйственного потребления» (собственного потребления произведенного продукта), чтобы перейти к «непрямому сельскохозяйственному потреблению», рождавшемуся вследствие поступления в обращение излишков сельского производства14. В то же время город притягивал к себе всю ремесленную деятельность, он создавал для себя монополию изготовления и продажи промышленных изделий. И лишь позднее предындустрия отхлынет назад, в деревни.
|
Короче говоря, «экономическая жизнь... особенно начиная с XIII в.... обгоняет [старинный] аграрный облик [хозяйства] городов» *5. И на обширных пространствах совершается решающий переход от домашней экономики к экономике рыночной. Иначе говоря, города отрываются от своего деревенского окружения и с этого времени устремляют свои взоры за черту собственного горизонта. То был «громадный разрыв», первый, который создал европейское общество и подтолкнул его к по-
следующим его успехам16. Рывок этот можно сравнить, да и то с оговорками, лишь с одним явлением: основанием по всей ранней европейской Америке стольких городов—перевалочных, складских пунктов, связанных воедино дорогой и потребностями обмена, управления и обороны.
Так повторим же вслед за Джино Луццатто и Армандо Са-пори: именно тогда Европа узнала свое истинное Возрождение (невзирая на двусмысленность этого слова)—за два-три столетия до традиционно признанного Возрождения XV в.17 Но объяснять эту экспансию остается делом трудным.
|
Конечно, наблюдался демографический подъем. Он якобы повелевал всем, но в свою очередь он должен был бы как-то объясняться. В частности, несомненно, прогрессом земледельческой техники, начавшимся с IX в.: усовершенствованием плуга, трехпольным севооборотом с системой «открытых полей» (openfields) для выпаса скота. Линн Уайт *8 ставит прогресс земледелия на первое место [среди причин] рывка Европы. Со своей стороны Морис Ломбар 1Р отдает предпочтение прогрессу торговли: будучи очень рано связана с миром ислама и с Византией, Италия присоединилась к уже оживленной на Востоке денежной экономике и заново распространила ее по всей Европе. Города—это значило деньги, в общем главное в так назы-вемой торговой революции. Жорж Дюби20 и (с некоторыми
Первый европейский мир-экономика
21 Lopez r. La Nascita deii 'Europa, sec, x—xiv. 1966, р. 121 sq
22 Melis F. La civilta
economica nelle sue
esplicazioni dalla Versilia
alia Maremma (secoli
X—XVII).—Atti del 60°
Congresso Internazionale
della «Dante Alighiere»,
p. 21.
23 Bechtel H.
Wirtschaftsgeschichte
Deutschlands von 16. bis
18. Jahrhundert. 1951, I,
S. 327.
24 Rorig F. Mittelalterliche
Weltwirtschaft..., 1933,
S. 22.
25 Аналогичные
соображения по поводу
распространения влияния
Франкфурта-на-Майне
см.: Mayersberg H.
Wirtschafts- und
Sozialgeschichte
zentraleuropaischer Stadte
in neuerer Zeit. 1960,
S. 238-239.
нюансами) Роберто Лопес21 скорее примыкают к Линну Уай- Ty: главным были будто бы излишки земледельческого про- изводства и значительное перераспределение прибавочного продукта.
МИР-ЭКОНОМИКА И БИПОЛЯРНОСТЬ
На самом деле все эти объяснения следует объединить друг с другом. Мог ли существовать рост, если бы не прогрессировало все примерно в одно и то же время? Необходимо было, чтобы одновременно росло число людей, чтобы совершенствовалась земледельческая техника, чтобы возродилась торговля и чтобы промышленность узнала свой первый ремесленный взлет, для того чтобы в конечном счете на всем европейском пространстве создалась сеть городов, городская надстройка, чтобы сложились связи города с городом, которые охватили бы нижележащую активность и заставили ее занять место в «рыночной экономике». Такая рыночная экономика, еще незначительная по пропускной способности, повлечет за собой также и энергетическую революцию, широкое распространение мельницы, используемой в промышленных целях, а в конечном счете завершится формированием мира-экономики в масштабе Европы. Федериго Мелис22 вписывает это первое «мировое хозяйство» (Weltwirtschaft) в многоугольник Брюгге— Лондон—Лисабон — Фес —Дамаск — Азов — Венеция, внутри которого размещались 300 торговых городов, куда приходили и откуда отправлялись 153 тыс. писем, сохранившихся в архивах Франческо ди Марко Датини, купца из Прато. Генрих Бехтель23 говорил о четырехугольнике: Лисабон—Александрия— Новгород—Берген. Фриц Рёриг, первый, кто придал смысл «мир-экономика» немецкому слову Weltwirtschaft, очерчивает границу распространения этого мира-экономики на востоке линией, идущей от Новгорода Великого на озере Ильмень до Византии24. Интенсивность обменов, их множественность работали на экономическое единство этого обширного пространства2 5.
Единственный остающийся невыясненным вопрос: дата, с которой действительно начинает существовать это Weltwirtschaft. Вопрос почти что неразрешимый: мир-экономика может существовать только тогда, когда сеть располагает достаточно плотными, частыми ячейками, когда обмен достаточно регулярен и имеет достаточный объем, чтобы дать жизнь некоей центральной зоне. Но в те далекие века ничто не определяется слишком быстро, не возникает бесспорно. Вековой подъем начиная с XI в. все облегчает, но позволяет объединение вокруг нескольких центров сразу. И пожалуй, лишь с расцветом ярмарок Шампани в начале XIII в. становится очевидной связность некоего комплекса, простиравшегося от Нидерландов до Средиземноморья и действовавшего к выгоде не обычных городов, но городов ярмарочных, к выгоде не морских путей, но длинных сухопутных дорог. В этом заключался своеобразный пролог. Или, скорее, интермедия, ибо речь не идет о подлинном на-
чале. В самом деле, что сталось бы со встречами купцов в Шампани без предварительного расцвета Нидерландов и Северной Италии, двух пространств, [экономика которых] рано оказалась перенапряженной и которые самою силою вещей были осуждены на то, чтобы соединиться?
Действительно, у истоков новой Европы надлежит поместить рост двух этих комплексов: Севера и Юга, Нидерландов и Италии, Северного моря вместе с Балтийским и всего Средиземноморья. Таким образом, Запад располагал не одной обла-стью «полюсом», но двумя, и такая биполярность, разрывавшая континент между Северной Италией и Нидерландами в широком смысле, просуществует века. Это одна из главных черт европейской истории, быть может самая важная из всех. Впрочем, говорить об Европе средневековой и современной — значит пользоваться двумя разными языками. То, что справедливо для Севера, никогда не бывало таким же точно для Юга — и наоборот.
Вероятно, все решилось к IX—X вв.: две региональные экономики с широким радиусом действия сформировались рано, почти что не связанные одна с другой, на основе еще имевшего малую плотность материала всей европейской [экономической] активности. На Севере процесс был быстрым; в самом деле, он не встречал сопротивления—области, даже не новые, были первобытными. На Средиземном море, в областях, издавна разрабатывавшихся историей, обновление, начавшееся, быть может, позже, впоследствии шло быстрее, тем более что перед лицом итальянского рывка находились ускорители в виде стран ислама и Византии. Так что—при прочих равных условиях— Север будет менее усложненным, чем Юг, более «промышленным», а Юг — более торговым, нежели Север. Стало быть, географически—два мира с противоположными знаками, созданные для того, чтобы друг к другу притягиваться и друг друга дополнять. Их соединение будет происходить по сухопутным путям Север — Юг, и первым заметным проявлением была их стыковка на ярмарках Шампани в XIII в.
Эти связи не отменяли двойственности, но подчеркивали ее, система как бы эхом откликалась на самое себя, укрепляясь игрой своих обменов, придавая обоим партнерам дополнительную жизнеспособность по сравнению с остальной Европой. Если среди расцвета городов ранней Европы существовали супергорода, то вырастали они неизменно в одной или в другой из этих зон и вдоль осей, что их соединяли: размещение таких городов обрисовывало костяк, а вернее — систему кровообращения европейского организма.
Разумеется, объединение европейской экономики вокруг какого-то центра могло произойти лишь ценой борьбы между двумя полюсами. Италия будет одерживать верх вплоть до XVI в., пока Средиземноморье оставалось центром Старого Света. Но к 1600 г. Европа заколебалась в пользу Севера. Возвышение Амстердама определенно не было заурядным случаем, простым переносом центра тяжести из Антверпена в Голландию, но весьма глубоким кризисом. Как только завершился отход на второй план Внутреннего моря и блиставшей на про-
Старинные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции 94 Первый европейский мир-экономика
Североевропейский
Промышленный
«полюс»
Туманность текстильных мастерских от Зёйдер-Зе до долины Сены. Для всей совокупности Севера и Юга Европы см. ниже (с. 109) карту распространения влияния ярмарок Шампани. (По данным Гектора Аммана (Ammann H.) в кн.: Hessisches Jahrbuch fur Landesgeschichte, 8, 1958.)
26 Pirenne H. Civilisation
occidentale..., p. 144.
27 Perenne H. Op. cit.,
p. 11.
тяжении долгого времени Италии, у Европы будет отныне только один центр тяжести, на Севере, и именно по отношению к этому полюсу на века, вплоть до наших дней, обрисуются линии и круги глубокой европейской асимметрии. Следовательно, прежде чем двигаться дальше, необходимо показать в его основных чертах генезис этих имевших решающее значение регионов.
СЕВЕРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: УСПЕХ БРЮГГЕ
Экономика Севера Европы создавалась с нуля. В самом деле, Нидерланды были сотворены. «Большая часть крупных городов Италии, Франции, прирейнской Германии, придунай-ской Австрии, настойчиво подчеркивал Анри Пиренн,— возникли до нашей эры. И напротив, лишь в начале средних веков появляются Льеж, Лувен, Мехельн, Антверпен, Брюссель, Ипр, Гент, Утрехт»2б.
Каролинги, обосновавшись в Ахене, помогли первому пробуждению. Набеги и грабежи норманнов в 820—891 гг.27 его прервали. Но возвращение к миру, связи с зарейнскими обла-
ке Ibid., p. 90; Laurent H. Un Grand Commerce d'exportation. La draperie des Pays-Bas en France et dans les pays
mediterraniens, XII' — XV' siecles. 1935, p. 37—39. «Pirenne H. Op. cit., p. 128.
3° 13 января 1598 г. по указу Елизаветы, текст которого приводит Филипп Доллингер: Dollinger Ph. La Hanse (XIIе—XVII' siecles). 1964, p. 485—486.
стями и со странами североморскими оживили Нидерланды. Они перестали быть краем света (finistere). Они покрываются укрепленными замками, городами, обнесенными стенами. Толпы купцов, бывших до того времени бродячими, обосновываются вблизи городов, и замков. К середине XI в. ткачи из низменных районов устраиваются в городских поселениях. Население увеличивается, процветают крупные земледельческие поместья, текстильная индустрия вдохнула жизнь в мастерские на пространстве от берегов Сены и Марны до самого Зёйдер-Зе. И все это в конечном счете завершится блистательным успехом Брюгге. С 1200 г. город становится частью кругооборота фламандских ярмарок, вместе с Ипром, Тюрнхаутом и Мессе-ном28. Самим этим фактом город уже оказывается поднят над самим собою: его часто посещают иноземные купцы, активизируется его промышленность, он торгует с Англией и Шотландией, где обеспечивает себя шерстью, необходимой для городских ремесел, а также для реэкспорта в производящие сукна города Фландрии. Связи Брюгге с Англией благоприятствуют ему также и в провинциях, которыми король Англии владел во Франции; отсюда раннее знакомство Брюгге с нормандской пшеницей и бордоскими винами. Наконец, приход в город ганзейских судов укрепляет и усиливает его процветание. Тогда появляется аванпост в Дамме (еще до 1180 г.); позднее — аванпост Слёйс (Шлюзовый), в устье Звейна; создание их было ответом не только на прогрессировавшее заиливание брюгг-ских вод, но и на потребность в более глубоководных якорных стоянках, которые могли бы принимать тяжелые суда (Koggen) ганзейцев29. Ведя переговоры от имени выходцев из Священной Римской империи, посланцы Любека и Гамбурга добились в 1252 г. от графини фландрской привилегий. Однако графиня отказалась разрешить любекским купцам учредить неподалеку от Дамме контору, которая бы обладала широкой автономией наподобие лондонского Stahlhof, который англичане позже выкорчевали с таким трудом30.
В 1277 г. генуэзские суда пришли в Брюгге; эта регулярная морская связь между Средиземным и Северным морями обозначила решающее вторжение южан. Тем более что генуэзцы были всего лишь передовым отрядом: венецианские галеры, почти что замыкая шествие, придут в 1314 г. Для Брюгге речь шла одновременно и о его захвате, и об его взлете. О захвате, т.е. о конфискации южанами процесса развития, который Брюгге едва ли мог вести в одиночку; но также и о взлете, ибо прибытие моряков, кораблей и купцов из Средиземноморья представляло многообразный вклад богатствами, капиталами и техникой в ведение торговых и финансовых дел. Богатые итальянские купцы обосновывались в городе, они непосредственно доставляли туда самые ценные богатства того времени— левантийские пряности и перец, которые обменивали на промышленные изделия Фландрии.
С этого времени Брюгге оказался в центре слияния крупных потоков: не только из Средиземноморья, но в не меньшей степени из Португалии, Франции, Англии, прирейнской Германии плюс Ганза. Город становится многолюдным: в 1340 г. в нем
31 Wittman T. Les Gueux dans les «bonnes villes» de Flandre (1577 — 1584), 1969, p. 23; Fierens-Gevaert H. Psychologic d'une ville, essai sur Bruges. 1901, p. 105; Lukca E. Die Grosse Zeit der Nkderlande. 1936, S. 37.
Один из листов плана Брюгге, составленного в 1562 г. Марком Гхерертом [Париж, Национальная библиотека, Gee 5746 (9)]. Большой рынок в верхней части гравюры, возле церкви св. Иакова (№ 32 на плане), находится в центре города, представляя главную площадь Брюгге (Гроте-маркт). На этой площади, но за пределами воспроизведенного листа, располагаются Крытый рынок и его дозорная башня. Идя по улице Св. Иакова приходишь к Ослиной улице (Эзель-Стрете), приводящей к укрепленным Ослиным воротам, Porta Asinorum (№ 6 на плане, буквы ЕД). Под №63—площадь Биржи. Что касается торговых мест, см.: Roover R., de. Money, Banking and Credit in Medieval Bruges. 1948 p. 174—175. Этот фрагмент плана дает представление о масштабах города — его улицах, монастырях, мужских и женских, о его церквах, дворянских домах, рвах, укреплениях, о его ветряных мельницах и каналах с их грузовыми судами. В северной части (т.е. внизу гравюры) располагались обширные внутренние пространства (intra
было 35 тыс. жителей, а в 1500 г., возможно, 100 тыс. «Во времена Яна ван Эйка (около 1380—1440 гг.) и Мемлинга (1435— 1494) он, бесспорно, был одним из красивейших городов в мире» 31. А сверх того — определенно одним из самых предприимчивых. В самом деле, текстильная промышленность развивалась не только в Брюгге, она наводнила города Фландрии, где Гент и Ипр достигли блестящего успеха; в целом то был промышленный район, не имевший равных в Европе. В то же время у вершины торговой жизни, над ярмарками и рядом с ними, в 1309 г. создавалась знаменитая брюггская биржа, очень рано ставшая центром сложной торговли деньгами. Корреспондент Франческо Датини писал из Брюгге 26 апреля 1399 г.: «В Генуе, как кажется, существует обилие наличных денег; и того ради не помещайте там наши деньги, разве что сие бу-
32 Архив Датини, Прато,
26 апреля 1399 г.
33 Pirenne H. Op. cit.,
р, 127
34 Houtte J. A., van.Bruges
et Anvers, marches
«nationaux» ou
«internationaux» du XIVе
аи XVI' siecle. — «Revue
du Nord», 1952,
p. 89—108.
35 Hapke R. Briigges
Entwicklung zum
mutelalterlichen Weltmarkt.
1908, S. 253.
36 Rorig F. Op. cit.,
S. 16.
37 По поводу всего этого
параграфа см.: Dollinger
Ph. Op. cit.
38 Pirenne H. Op. cit.
p. 26—27.
39 Dollinger Ph. Op. du,
p. 42.
muros), которые, в соответствии ° Распространенным B *vl в. правилом, He застраивались.
7-1006
дет по хорошей цене, а лучше поместите их в Венеции, либо во Флоренции, либо здесь [т.е. в Брюгге], либо в Париже, либо в Монпелье, ежели сочтете за лучшее там их поместить» {«А Genova pare sia per durare larghezza di danari e per tanto поп rimet-tete la nostri danari о sarebbe a buon prezo piutosto a Vinegia о a Fi-renze о qui о a Parigi rimettete, о a Monpolier bien se Ha rimesse vi paresse miglore»)32.
Сколь бы ни важна была роль Брюгге, не будем слишком обольщаться. Не станем верить Анри Пиренну, который утверждал, будто Брюгге имел «международное значение», превосходившее таковое значение Венеции. С его стороны это уступка ретроспективному национализму. К тому же Пиренн сам признавал, что большая часть приходивших в порт кораблей «принадлежала чужеземным арматорам», что «жители Брюгге принимали лишь незначительное участие в активной торговле. Им было достаточно того, чтобы служить посредниками между прибывавшими отовсюду купцами»33. Это то же самое, что сказать: жители Брюгге были подчиненными, а торговля города— «пассивной», как будут говорить в XVIII в. Отсюда и получившая широкий отклик статья Й. А. ван Хаутте (1952 г.), который показал разницу между Брюгге и Антверпеном, между «портом национальным» (Брюгге) и «портом международным) » (Антверпеном)34. Но, быть может, это означает заходить слишком далеко в противоположном направлении? Я согласился бы говорить о Брюгге (чтобы доставить удовольствие Рихарду Хёпке35) и о Любеке (чтобы сделать приятное Фрицу Рёригу36) как о центрах, уже бывших мировыми рынками (Weltmarkte), хотя и не вполне городами-мирами, т.е. солнцами в центре мира, не имевшими равных.
СЕВЕРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ВЗЛЕТ ГАНЗЫ37
Брюгге был всего лишь одним из пунктов — конечно, самым значительным, но все же одним из пунктов — обширной зоны на Севере, простиравшейся от Англии до Балтийского моря. Это обширное пространство, морское и торговое — Балтика, Северное море, Ла-Манш и даже Ирландское море, — было той областью, где во всю ширь развернулись морские и торговые успехи Ганзы, сделавшиеся ощутимыми с 1158 г., с основания города Любека неподалеку от вод Балтики, между прикрывавшими его болотами речных долин Траве и Вакеница.
Тем не менее речь не шла о строительстве на голом месте, ex nihilo. В VIII и IX вв. набеги и пиратство норманнов очертили границы этой северной морской империи и даже вышли за них. Если авантюры норманнов и «растворились» по всему пространству и всему побережью Европы, то здесь от них кое-что осталось. И после норманнов легкие и беспалубные скандинавские ладьи довольно долго бороздили Балтийское и Северное моря: иные норвежцы добирались до Англии и до Ирландского моря38; корабли крестьян с острова Готланд посещали южные гавани и реки вплоть до Великого Новгорода39; от Ют-
Стари нны е экономики с доми нирующим городским центром: до и после Венеции
Первый европейский мир-экономика
40 Hensel W., Gieysztor A.
Les Recherches
archeologiques en Pologne.
1958, p. 54 sq.
41 Dollinger Ph. Op cit.,
p. 21.
42 Doehaerd R. A propos
du mot «Hanse». — «Revue
du Nord», Janvier 1951,
p. 19.
43 Dollinger Ph. Op. cit.,
p. 10.
44 Braudel F. Medit..., I,
p. 128.
45 Dollinger Ph. Op. cit.,
p. 177.
46 Ibid., p. 54.
47 Cm. t. 2 настоящей
работы, с. 355.
48 Dollinger Ph., Op. cit.,
p. 39.
49 Ibid., p. 148.
50 Ibid., p. 39.
51 Ibid., p. 59.
52 Ibid., p. 86.
ландии до Финляндии создавались славянские города, открытые свету недавними археологическими раскопками40; русские купцы появлялись в Штеттине, городе, бывшем тогда чисто славянским41. И все же Ганза не имела своим предшественником никакой подлинно международной экономики. Медленно, полюбовно, благодаря обмену, соглашениям с государями, при случае также и насильственным путем, двойное морское пространство, Балтийское море — Северное море, было захвачено и организовано немецкими городами, купцами, воинами или крестьянами.
Но не следует представлять себе какие-то города, тесно связанные между собою с самого начала. Слово «Ганза» (готское Hansa, группа купцов 42) появляется поздно, будучи впервые написано должным образом в английской королевской грамоте 1267 г.43 Поначалу речь шла о некоей «туманности» купцов плюс некая туманность кораблей — от Зёйдер-Зе до Финляндии, от Швеции до Норвегии. Центральная ось торговых операций шла от Лондона и Брюгге до Риги и Ревеля (Таллинна), где открывался путь на Новгород, или на Витебск, или на Смоленск. Обмены осуществлялись между еще слабо развитыми странами Прибалтики, поставщиками сырья и продовольственных продуктов, и Северным морем, где Запад уже организовал свои перевалочные пункты и [осознал] свои потребности. Мир-экономика, возникший на базе Европы и Средиземного моря, принимал в Брюгге крупные суда Ганзы — прочно построенные коггены с обшивкой внахлестку, появляющиеся с конца XIII в. (они послужат образцом для средиземноморских нефов — «naves»44). Позднее появятся урки (hourqu-es)45, другой тип больших плоскодонных судов, способных перевозить тяжелые грузы соли и требующие много места бочонки с вином, лес, пиловочник, зерно, засыпанное в трюмы. Господство ганзейских городов на море было очевидным, если даже оно и не было полным: в самом деле, вплоть до 1280 г. их корабли избегали ходить опасными датскими проливами, а когда Umlandfahrt 4б (плавание вокруг Дании по этим проливам) сделалось обычным, route d'isthme (дорога через перешеек), соединявшая Любек с Гамбургом—в действительности отрезки рек и канал, движение по которым было очень медленным,— по-прежнему будет использоваться47.
Эта дорога через перешеек привела к преобладанию Любека: товары с Балтики в Северное море обязательно проходили через него. В 1227 г. Любек получил привилегию, сделавшую его имперским [вольным] городом, единственным городом этой категории к востоку от Эльбы48. Еще одно преимущество: близость города к люнебургским соляным копям, рано оказавшимся под контролем его купцов49. Преобладание Любека, наметившееся с 1227 г. (с победой над датчанами при Борнхёве-де50), делается очевидным с пожалованием ганзейцам привилегий во Фландрии в 1252—1253 гг.51, за доброе столетие до первого общего ганзатага (сейма), депутаты которого соберутся в Любеке в 1356 г., создав наконец Ганзу городов52. Но задолго до этой даты Любек был «символом ганзейского Союза... признаваемым всеми за столицу купеческой конфедерации... Его
53 Samsonowicz H. Les liens culturels entre les bourgeois du littoral baltique dans le bas Moyen jgg — Studia maritima. I,
p. 10—11-
s* Samsonowicz H. Op.
cit., P- 12.
ss Ibid.
s* Ibid.
s7 Dollinger Ph. Op. cit.,
p. 266.
герб — имперский орел — сделался в XV в. гербом всей конфедерации в целом»53.
Тем не менее лес, воск, пушнина, рожь, пшеница, продукты леса Восточной и Северной Европы имели ценность, лишь будучи реэкспортированы на Запад. А в обратном направлении обязательным ответом были соль, сукна, вино. Система эта, простая и крепкая, наталкивалась, однако же, на многие трудности. И именно эти трудности, которые предстояло преодолеть, сплавили воедино совокупность городов Ганзы, совокупность, по поводу которой можно одновременно говорить о хрупкости и о прочности. Хрупкость вытекала из нестабильности объединения, собравшего огромную «толпу» городов (от 70 до 170), которые находились далеко друг от друга и делегаты которых не собирались в полном составе на общих съездах. За Ганзой не стояли ни государство, ни крепко сколоченный союз —только города, ревниво относившиеся к своим прерогативам, гордившиеся ими, при случае соперничавшие между собой, огражденные мощными стенами, со своими купцами, патрициатом, ремесленными цехами, со своими флотами, складами, со своими благоприобретенными богатствами. Прочность же проистекала из общности интересов, из необходимости вести одну и ту же экономическую игру, из общей цивилизации, «замешанной» на торговле в одном из самых многолюдных морских пространств Европы — от Балтики до Лисабона, из общего языка, наконец, что было отнюдь не малозначащим элементом единства. Язык этот «имел субстратом нижненемецкий (отличный от немецкого Южной Германии), обогащавшийся в случае потребности элементами латинскими, эстонскими в Ревеле, польскими в Люблине, итальянскими, чешскими, украинскими, может быть, и литовскими»S4. И то был язык «элиты власти... элиты богатства, что предполагало принадлежность к определенной социальной и профессиональной группе»55. А кроме того, коль скоро эти купцы-патриции были на редкость мобильны, одни и те же семейства — Ангермюн-де, Векингхузены, фон Зесты, Гизе, фон Зухтены—встречались в Ревеле, Гданьске, Любеке и Брюгге56.
Все эти узы рождали сплоченность, солидарность, общие привычки и общую гордость. Общие для всех ограничения сделали остальное. В Средиземноморье при относительном сверхобилии богатств города могли вести каждый свою собственную игру и наперебой яростно драться между собой. На Балтике, на Северном море это было бы не в пример трудней. Доходы от тяжеловесных и занимающих большой объем при низкой цене грузов оставались скромными, затраты и риск — значительными. Норма прибыли в лучшем случае составляла, как считают, около 5% 57. Больше чем где бы то ни было требовалось рассчитывать, делать сбережения, предвидеть. Одним из условий успеха было держать в одних руках предложение и спрос, шла ли речь об экспорте на Запад или же, в противоположном направлении, о перераспределении товаров, импортируемых Восточной Европой. Конторы, что содержала Ганза, были укрепленными пунктами, общими для всех ганзейских купцов, защищенными привилегиями, которые упорно отстаи-
Старинные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции
Первый европейский мир-экономика
58 Ibid., p. 55.