Основание городов в Центральной Европе




График показывает небывалый подъем урбанизации в XIII в. (По данным Хайнса Штоба (Stoob H.) в кн.: Abel W. Geschichte der deutschen

Landwirtscha.fi. 1962, P- 46.)


Тем не менее Арчибалд Льюис, прав, когда пишет, что «самой важной из границ европейской экспансии была внут­ренняя граница леса, болот, ланд»11. Незаселенные части ев­ропейского пространства отступали перед крестьянами, распа­хивавшими новь; люди, более многочисленные, ставили себе на службу колеса и крылья мельниц; создавались связи между рай­онами, до того чуждыми друг другу; разрушались «перегород­ки»; возникали или возвращались к жизни на скрещениях тор­говых путей бесчисленные города—и то было, вне сомнения, решающим обстоятельством. Европа заполнилась городами. В одной только Германии их появилось более 3 тыс.12 Правда, иные из них, хоть и окруженные стенами, останутся деревнями с двумя-тремя сотнями жителей. Но многие из них росли, и то были города в некотором роде небывалые, города нового типа. Античность знала свободные города, эллинские города-госу-

1251 ' и'гО 14 0 1550 1650 1750 1850 1950 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800 1900

дарства, доступные обитателям окружающих деревень, откры­тые их присутствию и их деятельности. Город же средневеко­вого Запада, напротив, был замкнутым в себе, укрывшимся за своими стенами. «Городская стена отделяет горожанина от крестьянина», — гласит немецкая пословица. Город—это зам­кнутый мирок, защищенный своими привилегиями («воздух города делает свободным»), мирок агрессивный, упорный труженик неравного обмена. И именно город, более или менее оживленный в зависимости от места и времени, обеспечивал общий подъем Европы, подобно закваске в обильном тесте. Был ли город обязан этой ролью тому, что он рос и развивался в мире деревенском, предварительно организованном, а не в пустоте, как это было с городами Нового Света, а может быть, и с самими греческими полисами? В общем он располагал


Старин ные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции


Первый европейский мир-экономика



 


       
   
 
 
 
 


Мелкие крестьяне, розничные торговцы в городе. Деталь картины Лоренцо Лотто «Рассказы о св. Варваре» («Storie di Santa Barbara»). Фото Скала.


13 Buhler J. Vida

у cultura en la edad media. 1946, p. 204.

14 Slicher van Bath В. Н.
The Agrarian History of
Western Europe, A.D.
500—1850.
1966, p. 24.

15 Renouard Y. Les Villes
d'ltalie de la Jin du Xе аи
debut du XIV' siecle.
1969,
I, p. 15.

16 Bosl K. Die
Grundlagen der modernen
Gesellschaft im Mittelalter.
1972, II, S. 290.

17 Мысль, часто
высказывавшаяся в моем
присутствии. См.:
Sapori A. Caratteri ed
espansione dell'economia
comunale

italiana.Congresso storico internazionale per I'VIIP centenario della prima Lega Lomb'arda. Bergamo, 1967, p. 125—236.

18 White L. What
accelerated technological
Progress in the Western
Middle Ages.
Scientific
Change,
ed. Crombie,
1963, p. 277.

19 Lombard M. Les bases
monetaires d'une
suprematie economique: I'or
musulman du VIP аи XI'
siecle.
«Annales
E.S.C.»,
1947, p. 158.

20 Duby G. L'Economie
rurale et la vie des
campagnes dans I'Occident
medieval.
1962, I, p. 255.


материалом, над которым можно было работать и за счет которого расти. А кроме того, здесь не присутствовало, что­бы ему мешать, столь медленно складывавшееся государство: на сей раз заяц с легкостью и вполне логично опередит чере­паху.

Свою судьбу город обеспечивал своими дорогами, своими рынками, своими мастерскими, теми деньгами, которые он на­капливал. Его рынки обеспечивали снабжение города благо­даря приходу в город крестьян с излишками своих повседнев­ных продуктов: «Они обеспечивали выход все возраставшим излишкам сеньериальных доменов, этим громадным количе­ствам продукта, накапливавшегося в итоге уплаты повинно­стей натурой»13. По словам Слихера ван Бата, начиная с 1150 г. Европа вышла из состояния «прямого сельскохозяйственно­го потребления» (собственного потребления произведенного продукта), чтобы перейти к «непрямому сельскохозяйственно­му потреблению», рождавшемуся вследствие поступления в обращение излишков сельского производства14. В то же время город притягивал к себе всю ремесленную деятельность, он создавал для себя монополию изготовления и продажи про­мышленных изделий. И лишь позднее предындустрия отхлы­нет назад, в деревни.

Короче говоря, «экономическая жизнь... особенно начиная с XIII в.... обгоняет [старинный] аграрный облик [хозяйства] городов» *5. И на обширных пространствах совершается реша­ющий переход от домашней экономики к экономике рыноч­ной. Иначе говоря, города отрываются от своего деревенского окружения и с этого времени устремляют свои взоры за черту собственного горизонта. То был «громадный разрыв», первый, который создал европейское общество и подтолкнул его к по-

следующим его успехам16. Рывок этот можно сравнить, да и то с оговорками, лишь с одним явлением: основанием по всей ран­ней европейской Америке стольких городов—перевалочных, складских пунктов, связанных воедино дорогой и потребностя­ми обмена, управления и обороны.

Так повторим же вслед за Джино Луццатто и Армандо Са-пори: именно тогда Европа узнала свое истинное Возрождение (невзирая на двусмысленность этого слова)—за два-три столе­тия до традиционно признанного Возрождения XV в.17 Но объяснять эту экспансию остается делом трудным.

Конечно, наблюдался демографический подъем. Он якобы повелевал всем, но в свою очередь он должен был бы как-то объясняться. В частности, несомненно, прогрессом земледель­ческой техники, начавшимся с IX в.: усовершенствованием плу­га, трехпольным севооборотом с системой «открытых полей» (openfields) для выпаса скота. Линн Уайт *8 ставит прогресс зе­мледелия на первое место [среди причин] рывка Европы. Со своей стороны Морис Ломбар отдает предпочтение прогрес­су торговли: будучи очень рано связана с миром ислама и с Ви­зантией, Италия присоединилась к уже оживленной на Востоке денежной экономике и заново распространила ее по всей Евро­пе. Города—это значило деньги, в общем главное в так назы-вемой торговой революции. Жорж Дюби20 и (с некоторыми



 


Первый европейский мир-экономика


 


21 Lopez r. La Nascita deii 'Europa, sec, x—xiv. 1966, р. 121 sq

22 Melis F. La civilta
economica nelle sue
esplicazioni dalla Versilia
alia Maremma (secoli
X—XVII).—Atti del 60°
Congresso Internazionale
della «Dante Alighiere»,
p. 21.

23 Bechtel H.
Wirtschaftsgeschichte
Deutschlands
von 16. bis
18. Jahrhundert. 1951, I,
S. 327.

24 Rorig F. Mittelalterliche
Weltwirtschaft...,
1933,

S. 22.

25 Аналогичные
соображения по поводу
распространения влияния
Франкфурта-на-Майне
см.: Mayersberg H.
Wirtschafts- und
Sozialgeschichte
zentraleuropaischer Stadte
in neuerer Zeit.
1960,

S. 238-239.


нюансами) Роберто Лопес21 скорее примыкают к Линну Уай- Ty: главным были будто бы излишки земледельческого про- изводства и значительное перераспределение прибавочного продукта.

МИР-ЭКОНОМИКА И БИПОЛЯРНОСТЬ

На самом деле все эти объяснения следует объединить друг с другом. Мог ли существовать рост, если бы не прогрессирова­ло все примерно в одно и то же время? Необходимо было, что­бы одновременно росло число людей, чтобы совершенствова­лась земледельческая техника, чтобы возродилась торговля и чтобы промышленность узнала свой первый ремесленный взлет, для того чтобы в конечном счете на всем европейском пространстве создалась сеть городов, городская надстройка, чтобы сложились связи города с городом, которые охватили бы нижележащую активность и заставили ее занять место в «рыночной экономике». Такая рыночная экономика, еще не­значительная по пропускной способности, повлечет за собой также и энергетическую революцию, широкое распростране­ние мельницы, используемой в промышленных целях, а в конеч­ном счете завершится формированием мира-экономики в масш­табе Европы. Федериго Мелис22 вписывает это первое «миро­вое хозяйство» (Weltwirtschaft) в многоугольник Брюгге— Лондон—Лисабон — Фес —Дамаск — Азов — Венеция, вну­три которого размещались 300 торговых городов, куда прихо­дили и откуда отправлялись 153 тыс. писем, сохранившихся в архивах Франческо ди Марко Датини, купца из Прато. Генрих Бехтель23 говорил о четырехугольнике: Лисабон—Александ­рия— Новгород—Берген. Фриц Рёриг, первый, кто придал смысл «мир-экономика» немецкому слову Weltwirtschaft, очер­чивает границу распространения этого мира-экономики на востоке линией, идущей от Новгорода Великого на озере Иль­мень до Византии24. Интенсивность обменов, их множествен­ность работали на экономическое единство этого обширного пространства2 5.

Единственный остающийся невыясненным вопрос: дата, с которой действительно начинает существовать это Weltwirt­schaft. Вопрос почти что неразрешимый: мир-экономика может существовать только тогда, когда сеть располагает достаточно плотными, частыми ячейками, когда обмен достаточно регуля­рен и имеет достаточный объем, чтобы дать жизнь некоей цен­тральной зоне. Но в те далекие века ничто не определяется сли­шком быстро, не возникает бесспорно. Вековой подъем начи­ная с XI в. все облегчает, но позволяет объединение вокруг не­скольких центров сразу. И пожалуй, лишь с расцветом ярмарок Шампани в начале XIII в. становится очевидной связность не­коего комплекса, простиравшегося от Нидерландов до Среди­земноморья и действовавшего к выгоде не обычных городов, но городов ярмарочных, к выгоде не морских путей, но длин­ных сухопутных дорог. В этом заключался своеобразный про­лог. Или, скорее, интермедия, ибо речь не идет о подлинном на-


чале. В самом деле, что сталось бы со встречами купцов в Шам­пани без предварительного расцвета Нидерландов и Северной Италии, двух пространств, [экономика которых] рано оказалась перенапряженной и которые самою силою вещей были осужде­ны на то, чтобы соединиться?

Действительно, у истоков новой Европы надлежит поме­стить рост двух этих комплексов: Севера и Юга, Нидерландов и Италии, Северного моря вместе с Балтийским и всего Среди­земноморья. Таким образом, Запад располагал не одной обла-стью «полюсом», но двумя, и такая биполярность, разрывав­шая континент между Северной Италией и Нидерландами в широком смысле, просуществует века. Это одна из главных черт европейской истории, быть может самая важная из всех. Впрочем, говорить об Европе средневековой и современной — значит пользоваться двумя разными языками. То, что справед­ливо для Севера, никогда не бывало таким же точно для Юга — и наоборот.

Вероятно, все решилось к IX—X вв.: две региональные эко­номики с широким радиусом действия сформировались рано, почти что не связанные одна с другой, на основе еще имевшего малую плотность материала всей европейской [экономической] активности. На Севере процесс был быстрым; в самом деле, он не встречал сопротивления—области, даже не новые, были первобытными. На Средиземном море, в областях, издавна разрабатывавшихся историей, обновление, начавшееся, быть может, позже, впоследствии шло быстрее, тем более что перед лицом итальянского рывка находились ускорители в виде стран ислама и Византии. Так что—при прочих равных усло­виях— Север будет менее усложненным, чем Юг, более «про­мышленным», а Юг — более торговым, нежели Север. Стало быть, географически—два мира с противоположными знака­ми, созданные для того, чтобы друг к другу притягиваться и друг друга дополнять. Их соединение будет происходить по сухопутным путям Север — Юг, и первым заметным проявле­нием была их стыковка на ярмарках Шампани в XIII в.

Эти связи не отменяли двойственности, но подчеркивали ее, система как бы эхом откликалась на самое себя, укрепляясь игрой своих обменов, придавая обоим партнерам дополни­тельную жизнеспособность по сравнению с остальной Евро­пой. Если среди расцвета городов ранней Европы существова­ли супергорода, то вырастали они неизменно в одной или в другой из этих зон и вдоль осей, что их соединяли: размеще­ние таких городов обрисовывало костяк, а вернее — систему кровообращения европейского организма.

Разумеется, объединение европейской экономики вокруг ка­кого-то центра могло произойти лишь ценой борьбы между двумя полюсами. Италия будет одерживать верх вплоть до XVI в., пока Средиземноморье оставалось центром Старого Света. Но к 1600 г. Европа заколебалась в пользу Севера. Воз­вышение Амстердама определенно не было заурядным слу­чаем, простым переносом центра тяжести из Антверпена в Гол­ландию, но весьма глубоким кризисом. Как только завершился отход на второй план Внутреннего моря и блиставшей на про-


Старинные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции 94 Первый европейский мир-экономика



 


                   
   
   
 
   
 
 
   
 


Североевропейский

Промышленный

«полюс»

Туманность текстильных мастерских от Зёйдер-Зе до долины Сены. Для всей совокупности Севера и Юга Европы см. ниже (с. 109) карту распространения влияния ярмарок Шампани. (По данным Гектора Аммана (Ammann H.) в кн.: Hessisches Jahrbuch fur Landesgeschichte, 8, 1958.)

26 Pirenne H. Civilisation
occidentale...,
p. 144.

27 Perenne H. Op. cit.,
p. 11.


тяжении долгого времени Италии, у Европы будет отныне только один центр тяжести, на Севере, и именно по отношению к этому полюсу на века, вплоть до наших дней, обрисуются ли­нии и круги глубокой европейской асимметрии. Следователь­но, прежде чем двигаться дальше, необходимо показать в его основных чертах генезис этих имевших решающее значение ре­гионов.

СЕВЕРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: УСПЕХ БРЮГГЕ

Экономика Севера Европы создавалась с нуля. В самом де­ле, Нидерланды были сотворены. «Большая часть крупных го­родов Италии, Франции, прирейнской Германии, придунай-ской Австрии, настойчиво подчеркивал Анри Пиренн,— возникли до нашей эры. И напротив, лишь в начале средних ве­ков появляются Льеж, Лувен, Мехельн, Антверпен, Брюссель, Ипр, Гент, Утрехт».

Каролинги, обосновавшись в Ахене, помогли первому про­буждению. Набеги и грабежи норманнов в 820—891 гг.27 его прервали. Но возвращение к миру, связи с зарейнскими обла-


ке Ibid., p. 90; Laurent H. Un Grand Commerce d'exportation. La draperie des Pays-Bas en France et dans les pays

mediterraniens, XII'XV' siecles. 1935, p. 37—39. «Pirenne H. Op. cit., p. 128.

3° 13 января 1598 г. по указу Елизаветы, текст которого приводит Филипп Доллингер: Dollinger Ph. La Hanse (XIIе—XVII' siecles). 1964, p. 485—486.


стями и со странами североморскими оживили Нидерланды. Они перестали быть краем света (finistere). Они покрываются укрепленными замками, городами, обнесенными стенами. Тол­пы купцов, бывших до того времени бродячими, обосновывают­ся вблизи городов, и замков. К середине XI в. ткачи из низмен­ных районов устраиваются в городских поселениях. Население увеличивается, процветают крупные земледельческие поме­стья, текстильная индустрия вдохнула жизнь в мастерские на пространстве от берегов Сены и Марны до самого Зёйдер-Зе. И все это в конечном счете завершится блистательным успе­хом Брюгге. С 1200 г. город становится частью кругооборота фламандских ярмарок, вместе с Ипром, Тюрнхаутом и Мессе-ном28. Самим этим фактом город уже оказывается поднят над самим собою: его часто посещают иноземные купцы, активизи­руется его промышленность, он торгует с Англией и Шотлан­дией, где обеспечивает себя шерстью, необходимой для город­ских ремесел, а также для реэкспорта в производящие сукна го­рода Фландрии. Связи Брюгге с Англией благоприятствуют ему также и в провинциях, которыми король Англии владел во Франции; отсюда раннее знакомство Брюгге с нормандской пшеницей и бордоскими винами. Наконец, приход в город ган­зейских судов укрепляет и усиливает его процветание. Тогда появляется аванпост в Дамме (еще до 1180 г.); позднее — аванпост Слёйс (Шлюзовый), в устье Звейна; создание их было ответом не только на прогрессировавшее заиливание брюгг-ских вод, но и на потребность в более глубоководных якорных стоянках, которые могли бы принимать тяжелые суда (Koggen) ганзейцев29. Ведя переговоры от имени выходцев из Священ­ной Римской империи, посланцы Любека и Гамбурга добились в 1252 г. от графини фландрской привилегий. Однако графиня отказалась разрешить любекским купцам учредить неподалеку от Дамме контору, которая бы обладала широкой автономией наподобие лондонского Stahlhof, который англичане позже вы­корчевали с таким трудом30.

В 1277 г. генуэзские суда пришли в Брюгге; эта регулярная морская связь между Средиземным и Северным морями обо­значила решающее вторжение южан. Тем более что генуэзцы были всего лишь передовым отрядом: венецианские галеры, почти что замыкая шествие, придут в 1314 г. Для Брюгге речь шла одновременно и о его захвате, и об его взлете. О захвате, т.е. о конфискации южанами процесса развития, который Брюгге едва ли мог вести в одиночку; но также и о взлете, ибо прибытие моряков, кораблей и купцов из Средиземноморья представляло многообразный вклад богатствами, капиталами и техникой в ведение торговых и финансовых дел. Богатые итальянские купцы обосновывались в городе, они непосредствен­но доставляли туда самые ценные богатства того времени— левантийские пряности и перец, которые обменивали на про­мышленные изделия Фландрии.

С этого времени Брюгге оказался в центре слияния крупных потоков: не только из Средиземноморья, но в не меньшей сте­пени из Португалии, Франции, Англии, прирейнской Германии плюс Ганза. Город становится многолюдным: в 1340 г. в нем



 


                   
 
       
 
   


31 Wittman T. Les Gueux dans les «bonnes villes» de Flandre (15771584), 1969, p. 23; Fierens-Gevaert H. Psychologic d'une ville, essai sur Bruges. 1901, p. 105; Lukca E. Die Grosse Zeit der Nkderlande. 1936, S. 37.

Один из листов плана Брюгге, составленного в 1562 г. Марком Гхерертом [Париж, Национальная библиотека, Gee 5746 (9)]. Большой рынок в верхней части гравюры, возле церкви св. Иакова (№ 32 на плане), находится в центре города, представляя главную площадь Брюгге (Гроте-маркт). На этой площади, но за пределами воспроизведенного листа, располагаются Крытый рынок и его дозорная башня. Идя по улице Св. Иакова приходишь к Ослиной улице (Эзель-Стрете), приводящей к укрепленным Ослиным воротам, Porta Asinorum (№ 6 на плане, буквы ЕД). Под №63—площадь Биржи. Что касается торговых мест, см.: Roover R., de. Money, Banking and Credit in Medieval Bruges. 1948 p. 174—175. Этот фрагмент плана дает представление о масштабах города — его улицах, монастырях, мужских и женских, о его церквах, дворянских домах, рвах, укреплениях, о его ветряных мельницах и каналах с их грузовыми судами. В северной части (т.е. внизу гравюры) располагались обширные внутренние пространства (intra


было 35 тыс. жителей, а в 1500 г., возможно, 100 тыс. «Во вре­мена Яна ван Эйка (около 1380—1440 гг.) и Мемлинга (1435— 1494) он, бесспорно, был одним из красивейших городов в ми­ре» 31. А сверх того — определенно одним из самых предприим­чивых. В самом деле, текстильная промышленность развива­лась не только в Брюгге, она наводнила города Фландрии, где Гент и Ипр достигли блестящего успеха; в целом то был про­мышленный район, не имевший равных в Европе. В то же время у вершины торговой жизни, над ярмарками и рядом с ними, в 1309 г. создавалась знаменитая брюггская биржа, очень рано ставшая центром сложной торговли деньгами. Кор­респондент Франческо Датини писал из Брюгге 26 апреля 1399 г.: «В Генуе, как кажется, существует обилие наличных де­нег; и того ради не помещайте там наши деньги, разве что сие бу-


32 Архив Датини, Прато,
26 апреля 1399 г.

33 Pirenne H. Op. cit.,
р, 127

34 Houtte J. A., van.Bruges
et Anvers, marches
«nationaux» ou
«internationaux» du XIVе
аи XVI' siecle.
«Revue
du Nord»,
1952,

p. 89—108.

35 Hapke R. Briigges
Entwicklung zum
mutelalterlichen Weltmarkt.
1908, S. 253.

36 Rorig F. Op. cit.,
S. 16.

37 По поводу всего этого
параграфа см.: Dollinger
Ph. Op. cit.

38 Pirenne H. Op. cit.
p. 26—27.

39 Dollinger Ph. Op. du,
p. 42.

muros), которые, в соответствии ° Распространенным B *vl в. правилом, He застраивались.

7-1006


дет по хорошей цене, а лучше поместите их в Венеции, либо во Флоренции, либо здесь [т.е. в Брюгге], либо в Париже, либо в Монпелье, ежели сочтете за лучшее там их поместить» {«А Genova pare sia per durare larghezza di danari e per tanto поп rimet-tete la nostri danari о sarebbe a buon prezo piutosto a Vinegia о a Fi-renze о qui о a Parigi rimettete, о a Monpolier bien se Ha rimesse vi paresse miglore»)32.

Сколь бы ни важна была роль Брюгге, не будем слишком обольщаться. Не станем верить Анри Пиренну, который утвер­ждал, будто Брюгге имел «международное значение», превосхо­дившее таковое значение Венеции. С его стороны это уступка ретроспективному национализму. К тому же Пиренн сам при­знавал, что большая часть приходивших в порт кораблей «при­надлежала чужеземным арматорам», что «жители Брюгге при­нимали лишь незначительное участие в активной торговле. Им было достаточно того, чтобы служить посредниками между прибывавшими отовсюду купцами»33. Это то же самое, что сказать: жители Брюгге были подчиненными, а торговля горо­да— «пассивной», как будут говорить в XVIII в. Отсюда и по­лучившая широкий отклик статья Й. А. ван Хаутте (1952 г.), ко­торый показал разницу между Брюгге и Антверпеном, между «портом национальным» (Брюгге) и «портом международ­ным) » (Антверпеном)34. Но, быть может, это означает захо­дить слишком далеко в противоположном направлении? Я сог­ласился бы говорить о Брюгге (чтобы доставить удовольствие Рихарду Хёпке35) и о Любеке (чтобы сделать приятное Фрицу Рёригу36) как о центрах, уже бывших мировыми рынками (Weltmarkte), хотя и не вполне городами-мирами, т.е. солнцами в центре мира, не имевшими равных.

СЕВЕРНЫЕ ПРОСТРАНСТВА: ВЗЛЕТ ГАНЗЫ37

Брюгге был всего лишь одним из пунктов — конечно, са­мым значительным, но все же одним из пунктов — обширной зоны на Севере, простиравшейся от Англии до Балтийского моря. Это обширное пространство, морское и торговое — Балтика, Северное море, Ла-Манш и даже Ирландское море, — было той областью, где во всю ширь развернулись морские и торговые успехи Ганзы, сделавшиеся ощутимыми с 1158 г., с основания города Любека неподалеку от вод Балтики, между прикрывавшими его болотами речных долин Траве и Вакеница.

Тем не менее речь не шла о строительстве на голом месте, ex nihilo. В VIII и IX вв. набеги и пиратство норманнов очерти­ли границы этой северной морской империи и даже вышли за них. Если авантюры норманнов и «растворились» по всему пространству и всему побережью Европы, то здесь от них кое-что осталось. И после норманнов легкие и беспалубные сканди­навские ладьи довольно долго бороздили Балтийское и Север­ное моря: иные норвежцы добирались до Англии и до Ирланд­ского моря38; корабли крестьян с острова Готланд посещали южные гавани и реки вплоть до Великого Новгорода39; от Ют-


Стари нны е экономики с доми нирующим городским центром: до и после Венеции


Первый европейский мир-экономика



 


40 Hensel W., Gieysztor A.
Les Recherches
archeologiques en Pologne.
1958, p. 54 sq.

41 Dollinger Ph. Op cit.,
p. 21.

42 Doehaerd R. A propos
du mot «Hanse».
«Revue
du Nord»,
Janvier 1951,

p. 19.

43 Dollinger Ph. Op. cit.,
p. 10.

44 Braudel F. Medit..., I,
p. 128.

45 Dollinger Ph. Op. cit.,
p. 177.

46 Ibid., p. 54.

47 Cm. t. 2 настоящей
работы, с. 355.

48 Dollinger Ph., Op. cit.,
p. 39.

49 Ibid., p. 148.

50 Ibid., p. 39.

51 Ibid., p. 59.

52 Ibid., p. 86.


ландии до Финляндии создавались славянские города, откры­тые свету недавними археологическими раскопками40; русские купцы появлялись в Штеттине, городе, бывшем тогда чисто славянским41. И все же Ганза не имела своим предшественни­ком никакой подлинно международной экономики. Медленно, полюбовно, благодаря обмену, соглашениям с государями, при случае также и насильственным путем, двойное морское про­странство, Балтийское море — Северное море, было захвачено и организовано немецкими городами, купцами, воинами или крестьянами.

Но не следует представлять себе какие-то города, тесно связанные между собою с самого начала. Слово «Ганза» (гот­ское Hansa, группа купцов 42) появляется поздно, будучи впер­вые написано должным образом в английской королевской грамоте 1267 г.43 Поначалу речь шла о некоей «туманности» купцов плюс некая туманность кораблей — от Зёйдер-Зе до Финляндии, от Швеции до Норвегии. Центральная ось торго­вых операций шла от Лондона и Брюгге до Риги и Ревеля (Таллинна), где открывался путь на Новгород, или на Витебск, или на Смоленск. Обмены осуществлялись между еще слабо развитыми странами Прибалтики, поставщиками сырья и про­довольственных продуктов, и Северным морем, где Запад уже организовал свои перевалочные пункты и [осознал] свои по­требности. Мир-экономика, возникший на базе Европы и Сре­диземного моря, принимал в Брюгге крупные суда Ганзы — прочно построенные коггены с обшивкой внахлестку, появляю­щиеся с конца XIII в. (они послужат образцом для средиземно­морских нефов«naves»44). Позднее появятся урки (hourqu-es)45, другой тип больших плоскодонных судов, способных перевозить тяжелые грузы соли и требующие много места бо­чонки с вином, лес, пиловочник, зерно, засыпанное в трюмы. Господство ганзейских городов на море было очевидным, если даже оно и не было полным: в самом деле, вплоть до 1280 г. их корабли избегали ходить опасными датскими проливами, а когда Umlandfahrt (плавание вокруг Дании по этим проли­вам) сделалось обычным, route d'isthme (дорога через перешеек), соединявшая Любек с Гамбургом—в действительности отрез­ки рек и канал, движение по которым было очень медлен­ным,— по-прежнему будет использоваться47.

Эта дорога через перешеек привела к преобладанию Любе­ка: товары с Балтики в Северное море обязательно проходили через него. В 1227 г. Любек получил привилегию, сделавшую его имперским [вольным] городом, единственным городом этой категории к востоку от Эльбы48. Еще одно преимущество: близость города к люнебургским соляным копям, рано оказав­шимся под контролем его купцов49. Преобладание Любека, наметившееся с 1227 г. (с победой над датчанами при Борнхёве-де50), делается очевидным с пожалованием ганзейцам привиле­гий во Фландрии в 1252—1253 гг.51, за доброе столетие до пер­вого общего ганзатага (сейма), депутаты которого соберутся в Любеке в 1356 г., создав наконец Ганзу городов52. Но задолго до этой даты Любек был «символом ганзейского Союза... при­знаваемым всеми за столицу купеческой конфедерации... Его


53 Samsonowicz H. Les liens culturels entre les bourgeois du littoral baltique dans le bas Moyen jggStudia maritima. I,

p. 10—11-

s* Samsonowicz H. Op.

cit., P- 12.

ss Ibid.

s* Ibid.

s7 Dollinger Ph. Op. cit.,

p. 266.


герб — имперский орел — сделался в XV в. гербом всей конфе­дерации в целом»53.

Тем не менее лес, воск, пушнина, рожь, пшеница, продукты леса Восточной и Северной Европы имели ценность, лишь бу­дучи реэкспортированы на Запад. А в обратном направлении обязательным ответом были соль, сукна, вино. Система эта, простая и крепкая, наталкивалась, однако же, на многие труд­ности. И именно эти трудности, которые предстояло преодо­леть, сплавили воедино совокупность городов Ганзы, совокуп­ность, по поводу которой можно одновременно говорить о хрупкости и о прочности. Хрупкость вытекала из нестабиль­ности объединения, собравшего огромную «толпу» городов (от 70 до 170), которые находились далеко друг от друга и делега­ты которых не собирались в полном составе на общих съездах. За Ганзой не стояли ни государство, ни крепко сколоченный со­юз —только города, ревниво относившиеся к своим прерогати­вам, гордившиеся ими, при случае соперничавшие между со­бой, огражденные мощными стенами, со своими купцами, па­трициатом, ремесленными цехами, со своими флотами, склада­ми, со своими благоприобретенными богатствами. Прочность же проистекала из общности интересов, из необходимости вес­ти одну и ту же экономическую игру, из общей цивилизации, «замешанной» на торговле в одном из самых многолюдных морских пространств Европы — от Балтики до Лисабона, из общего языка, наконец, что было отнюдь не малозначащим элементом единства. Язык этот «имел субстратом нижненемец­кий (отличный от немецкого Южной Германии), обогащав­шийся в случае потребности элементами латинскими, эстонски­ми в Ревеле, польскими в Люблине, итальянскими, чешскими, украинскими, может быть, и литовскими»S4. И то был язык «элиты власти... элиты богатства, что предполагало принад­лежность к определенной социальной и профессиональной группе»55. А кроме того, коль скоро эти купцы-патриции бы­ли на редкость мобильны, одни и те же семейства — Ангермюн-де, Векингхузены, фон Зесты, Гизе, фон Зухтены—встречались в Ревеле, Гданьске, Любеке и Брюгге56.

Все эти узы рождали сплоченность, солидарность, общие привычки и общую гордость. Общие для всех ограничения сде­лали остальное. В Средиземноморье при относительном сверх­обилии богатств города могли вести каждый свою собствен­ную игру и наперебой яростно драться между собой. На Балти­ке, на Северном море это было бы не в пример трудней. Дохо­ды от тяжеловесных и занимающих большой объем при низкой цене грузов оставались скромными, затраты и риск — значительными. Норма прибыли в лучшем случае составляла, как считают, около 5% 57. Больше чем где бы то ни было тре­бовалось рассчитывать, делать сбережения, предвидеть. Одним из условий успеха было держать в одних руках предложение и спрос, шла ли речь об экспорте на Запад или же, в противопо­ложном направлении, о перераспределении товаров, импорти­руемых Восточной Европой. Конторы, что содержала Ганза, были укрепленными пунктами, общими для всех ганзейских купцов, защищенными привилегиями, которые упорно отстаи-


Старинные экономики с доминирующим городским центром: до и после Венеции


Первый европейский мир-экономика



 


       
   
 
 


58 Ibid., p. 55.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: