Карта распространения готического стиля




По данным «Исторического атласа» («Atlas historique»), изданного под редакцией Жоржа Дюби (Larousse, 1978).


Мир-экономика: один порядок перед лицом других порядков_____________________ 41

70 Manceron С. Les Vingt Arts du roi. 1972, p. 121.

ми простых нравов, вроде Радзивилла, который царил «над до­меном размером больше Лотарингии» и который спал прямо на земле70.

Точно так же и культура была бесконечным членением про­странства, с последовательными кругами: во времена Возро­ждения— Флоренция, Италия, остальная Европа. И разумеет­ся, круги эти соответствовали завоеваниям пространства. Взгляните, каким образом «французское» искусство, искусство готических церквей вышло из междуречья Сены и Луары и по­корило Европу. Как барокко, детище Контрреформации, за­воевывает весь континент, начавшись в Риме и Мадриде, и за­ражает даже протестантскую Англию. Как в XVIII в. француз­ский язык становится общим языком для образованных евро­пейцев. Или же как вся Индия, мусульманская или индуистская, была захвачена распространявшимися из Дели мусульмански­ми архитектурой и искусством, которые вслед за индийскими купцами доберутся до исламизированной Индонезии.

Несомненно, можно было бы нанести на карту тот способ, каким эти различные «порядки» общества вписывались в то пространство, наметить их полюса, их центральные зоны, их силовые линии. У каждого из них была своя собственная исто­рия, своя собственная сфера. И все они влияли друг на друга. Ни один не одерживал верх над другими раз и навсегда. Их классификация, если классификация эта существовала, без кон­ца изменялась, правда, медленно, но изменялась.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК И МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

71 Nurske R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. 1953, p. 4. 72 Chaunu P. Seville et I'Atlantique, VIII, 1, 1959, p. 1114. 73 Emmanuel A. Op. at., p. 32.

Тем не менее с наступлением нового времени главенство экономики становится все более и более весомым: она ориенти­рует, нарушает равновесие, воздействует на другие порядки. Она чрезмерно усиливает неравенство, замыкает в бедности или в богатстве соучастников мира-экономики, навязывая им некую роль, и, по-видимому, весьма надолго. Разве не говорил вполне серьезно один экономист: «Бедная страна бедна, пото­му что она бедна»71? А один историк утверждал: «Экспансия вызывает экспансию». Это то же, что заявить: «Страна обога­щается, потому что она уже богата»72.

Такие очевидности, преднамеренно упрощенные, в конеч­ном счете заключают, на мой взгляд, больше смысла, нежели так называемая «неопровержимая» псевдотеорема Давида Ри-кардо (1817 г.) 73, формулировка которой известна: взаимоот­ношения между двумя данными странами зависят от их «срав­нительных издержек» производства; всякий внешний обмен стремится ко взаимному равновесию и должен быть непремен­но прибыльным для обоих партнеров (на худой конец— немного более прибыльным для одного, чем для другого), ибо «он связывает между собою все нации цивилизованного мира общими узами выгоды, дружественными отношениями и превращает их в единое и великое общество. Именно этот принцип требует, чтобы вино производили во Франции и Пор-


Членения пространства и времени в Европе



Мир-экономика: один порядок перед лицом других порядков



 


           
   
     
 
 
 


Аллегорическое изображение данцигской торговли (Исаак ван де Люкк, 1608 г.), украшающее плафон Ганзейского дома,

ныне—Гданьского городского совета. Вся деятельность города вращается вокруг доставляемого по Висле зерна, которое по соединительному каналу (фрагменты этого изображения см. в т. I, с. 142, и т. 2, с. 261) прибывает в порт, где его грузят на стоящие там корабли, которые вы видите на заднем плане. В нижней части картины изображены польские и западные купцы, узнаваемые по их костюмам: именно они организуют ту цепь зависимостей, что привязывает Польшу

к Амстердаму. Фото Хенрыка Романовского.

74 Ricardo D. Principes de I'economie politique et de I'impot. Ed. Ch. Schmidt, 1970, p. 101—102.


тугалии, чтобы пшеницу возделывали в Польше и в Соединен­ных Штатах и чтобы скобяные изделия и прочие виды товара из­готовляли в Англии»74. Это картина утешительная, слишком утешительная. Ибо возникает вопрос: такое разделение труда, которое Рикардо описывал в 1817 г. как находящееся в порядке вещей, когда оно установилось и по каким причинам?

Оно не было плодом призваний, которые были бы «есте­ственными» и развивались бы сами собой; оно было наследием,


* Медзоджорно (Mezzogiorno) —Юг Италии.— Прим. перев.

75 Tomasi di
Lampedusa G. Le
Guepard.
1960, p. 164.
(См.: Томази ди
Лампедуза Дж. Леопард.
М., 1961, с. 168—169.)

76 Мориса Леви-Лебуайе,
Франсуа Крузе, Пьера
Шоню.


закреплением более или менее старинной ситуации, постепенно медленно обрисовывавшейся в ходе истории. Разделение труда в мировом масштабе (или в масштабе одного мира-экономики) не было соглашением равных партнеров, согласованным и до­ступным для пересмотра в любой момент. Оно устанавлива­лось постепенно, как цепь зависимостей, определявших одни другие. Неравный обмен, создатель неравенства в мире, и, наобо­рот, неравенство мира, упорно создававшее обмены, были древними реальностями. В экономической игре всегда суще­ствовали карты лучше других, а иной раз (и часто) крапленые. Определенные виды деятельности доставляли более прибыли, нежели другие: возделывать виноград было выгоднее, чем вы­ращивать зерно (по крайней мере если другие соглашались вы­ращивать зерно для вас), действовать во вторичном секторе [экономики] было выгоднее, чем в первичном, а в третичном— выгоднее, чем во вторичном. Если обмен между Англией и Португалией во времена Рикардо был таким, что первая по­ставляла сукна и прочие промышленные изделия, а послед­няя— вино, то Португалия находилась в первичном секторе, в положении подчиненном. И Англия столетия назад, даже еще до царствования Елизаветы, перестала экспортировать свое сырье, шерсть, дабы обеспечить прогресс своей промышленно­сти и торговли, и вот уже века, как Португалия, некогда про­цветавшая, развивалась в противоположном направлении или была вынуждаема к тому. Ибо португальское правительство во времена герцога д'Эрсейры использовало для самозащиты щит меркантилизма, поощряя развитие своей промышленности. Но спустя два года после смерти герцога в 1690 г. от этой обороны отказались; десятилетием позднее будет подписан договор лорда Метуэна. Кто бы стал утверждать, будто англо-порту­гальские отношения диктовались «общими узами выгоды» между дружественными обществами, а не соотношением сил, которое трудно было изменить?

Соотношение сил между нациями вытекало иногда, из очень древнего положения вещей. Для какой-то экономики какого-то общества, какой-то цивилизации или даже политической общ­ности оказывалось трудно разорвать единожды пережитое в прошлом состояние зависимости. Так, невозможно отрицать, что итальянский Медзоджорно * давно уже отставал, самое ма­лое с XII в. Один сицилиец, несколько преувеличивая, говорил: «Вот уже две с половиной тысячи лет мы являемся коло­нией»75. Бразильцы, ставшие независимыми с 1822 г., еще сов­сем недавно и даже сегодня ощущали себя в положении «коло­нии» не по отношению к Португалии, но по отношению к Евро­пе и США. Распространенная ныне острота гласит: «Мы не Со­единенные Штаты Бразилии, а Бразилия Соединенных Шта­тов...»

Точно так же и промышленное отставание Франции, оче­видное с XIX в., не может быть объяснено без довольно долго­го движения вспять во времени. По мнению некоторых истори­ков76, Франция потерпела неудачу в своем промышленном преобразовании и в своем соперничестве с Англией из-за перво­го места в Европе и во всем мире вследствие Революции и ре-


               
   
   
 
 
   
 
 

 

Членения пространства и времени в Европе

77 До создания 24 марта 1776 г. «Кэсс д'Эсконт» (Учетной кассы). 78 См. ниже, с. 111—112. 79 Nurske R. Op, cil., p. 10.

жима Империи: тогда будто бы был потерян шанс. Это правда, что в силу обстоятельств Франция уступила все пространство мира для торговой эксплуатации Великобритании; не менее верно и то, что совокупный эффект Трафальгара и Ватерлоо оказался весьма тяжким грузом. Но можно ли забыть о шансах, утраченных еще до 1789 г.? Разве же не увидела Фран­ция в 1713 г., по окончании войны за Испанское наследство, как от нее ускользает свободный доступ к серебру Испанской Аме­рики? А в 1722 г. с крахом Лоу она оказалась до 1776 г. лишен­ной центрального банка77. Еще до Парижского трактата, в 1762 г., она потеряла Канаду и практически — Индию. И еще гораздо раньше процветавшая в XIII в. Франция, вознесенная на высоту сухопутными связями шампанских ярмарок, утрати­ла это преимущество в начале XIV в. из-за установления мор­ской связи, через Гибралтар, между Италией и Нидерландами. Тогда она оказалась, как мы объясним это в дальнейшем 78, за пределами важнейшего «капиталистического» кругооборота Европы. Мораль: никогда не проигрывают сразу. А также и не выигрывают единым махом. Успех зависит от твоего включе­ния [в круг] тех шансов, какие предоставляет данная эпоха, от повторов, от накоплений. Власть накапливается, как и деньги, и именно поэтому меня устраивают слишком очевидные, на первый взгляд, соображения Нурске и Шоню. «Страна бедна, потому что она бедна»,—скажем более ясно, потому что она уже была бедной или оказалась заранее в «порочном круге бед­ности», по выражению того же Нурске79. «Экспансия вызывает экспансию»—это означает, что какая-то страна развивается, потому что она уже развивалась, потому что она оказалась вовлечена в более раннее движение, которое давало ей преиму­щество. Таким образом, прошлое всегда говорит свое слово. Неравенство мира обнаруживает структурные реальности, очень медленно утверждающиеся, очень медленно исчезающие.

ГОСУДАРСТВО: ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ВЛАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Ныне государство [высоко] котируется. Помогают этому да­же философы. И сразу же любое объяснение, которое не «завы­шает» его роль, оказывается не отвечающим распространив­шейся моде. Моде, у которой, вполне очевидно, есть свои пре­увеличения и упрощения, но которая имеет по крайней мере то преимущество, что обязывает иных французских историков обратиться вспять, в какой-то мере поклониться тому, что они сжигали или же, самое малое, обходили на своем пути сторо­ной.

Тем не менее с XV по XVIII в. государство было далеко от того, чтобы заполнить собою все социальное пространство, оно не обладало той «дьявольской» силой проникновения, ка­кую приписывают ему в наши дни, у него не было средств для этого. Тем более что оно в полной мере испытало на себе про­должительный кризис 1350—1450 гг. Лишь со второй половины XV в. начался его новый подъем. Города-государства, играв-


Мир-экономика: один порядок перед липом других порядков 45

шие до государств территориальных первые роли до самого начала XVIII в., были тогда целиком орудием в руках своих купцов. Для территориальных государств, мощь которых вос­станавливалась медленно, дела обстояли далеко не так просто. Но первое же территориальное государство, пришедшее в ко­нечном счете к национальному рынку или национальной эконо­мике, а именно Англия, довольно рано перешло под власть ку­печества после революции 1688 г. Ничего, следовательно, нет удивительного в том, что в доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь эко­номическая совпадали. Во всяком случае, карта мира-экономики, с перенапряжением центральных зон и с его концен­трическими различиями, пожалуй, должна была достаточно хорошо соответствовать политической карте Европы.

80 См.: Wallerstein I. The Modern World System, II, ch. II (машинописный текст).

В самом деле, в центре мира-экономики всегда располага­лось незаурядное государство—сильное, агрессивное, приви­легированное, динамичное, внушавшее всем одновременно и страх и уважение. Так обстояло дело уже с Венецией в XV в., с Голландией в XVII в., с Англией в XVIII и еще больше в XIX в., с Соединенными Штатами в наше время. Разве могли не быть сильными такие правительства «в центре»? Иммануэль Валлерстайн взял на себя труд доказать, что не могли, на при­мере правительства Соединенных Провинций в XVII в., по по­воду которого современники и историки наперебой повторяли, что оно-де почти не существовало. Словно уже сама по себе по­зиция в центре не создавала, да й не требовала также эффек­тивного правительства80. Как будто правительство и общество не были единым множеством, одним и тем же блоком. Как если бы деньги не создавали социальной дисциплины и исключи­тельного удобства действия!

Следовательно, существовали сильные правительства в Ве­неции, даже в Амстердаме, в Лондоне. Правительства, способ­ные заставить себе повиноваться внутри страны, дисциплини­ровать городских заправил, увеличить в случае нужды фискаль­ные тяготы, гарантировать кредит и торговые свободы. Спо­собные также навязать свою волю извне: именно к таким пра­вительствам, никогда не колебавшимся перед применением на­силия, мы можем очень рано, не опасаясь впасть в анахронизм, применить слова колониализм и империализм. И это не препят­ствовало, даже наоборот, тому, что эти «центральные» прави­тельства были более или менее зависимы от раннего, но уже с острыми зубами капитализма. Власть делилась между ним и правительством. В такую игру государство втягивалось, не да­вая себя поглотить целиком, в ходе самого развития мира-эко­номики. Служа другим, служа деньгам, оно также служило и самому себе.

Декорации меняются, как только затрагиваешь, даже по со­седству с центром, оживленную, но менее развитую зону, где государство долгое время было смесью традиционной хариз­матической монархии и современной организации. Там госу­дарства бывали опутаны обществами, экономиками, даже куль­турами; они были отчасти архаичными, мало проявляли себя в обширном [внешнем] мире. Монархии Европейского конти-


Членения пространства и времени в Европе



Мир-экономика: один порядок перед лицом других порядков



 


           
     
 
 


Торжественная официальная церемония в Венецианском государстве: прощальный визит посла к дожу. В. Карпаччо «Легенда о св. Урсуле» (около 1500 г.). Фото Жиродона.


нента были вынуждены кое-как управлять с участием дворян­ства, которое их окружало, или борясь против него. Без этого дворянства разве могло бы незавершенное государство (даже когда речь идет о Франции Людовика XIV) выполнять свои за­дачи? Конечно, существовала поднимающаяся «буржуазия», чье продвижение государство организовывало, но делало это осторожно, и к тому же такие социальные процессы были мед­ленными. В то же время перед глазами этих государств был пример успеха удачнее, чем они, расположенных торговых го­сударств, лежавших у скрещения торговых путей. Они сознава­ли свое в общем более низкое положение, так что для них вели­кой задачей было любой ценой войти в высшую категорию, воз­выситься до центра. С одной стороны, пытаясь копировать мо­дель и воспользоваться рецептами успеха — такова долго была навязчивая идея Англии перед лицом Голландии. С другой сто­роны, создавая и мобилизуя доходы и ресурсы, которых требо­вали ведение войн и показная роскошь, которая в конце кон­цов тоже была средством управления. Это факт, что любое го­сударство, которое всего лишь соседствовало с центром мира-экономики, становилось более драчливым, при удаче — завоевательным, как если бы от такого соседства в нем разли­валась желчь.

Но не будем обманываться на сей счет: между новой Гол­ландией XVII в. и величественными государствами вроде Франции или Испании разрыв оставался большим. Этот раз­рыв проявлялся в отношении правительств к той экономиче­ской политике, которая тогда считалась панацеей и которую мы обозначаем придуманным задним числом словом меркан­тилизм. Изобретая это слово, мы, историки, наделили его мно­гими значениями. Но если какое-либо из этих значений должно возобладать над другими, им должно было бы стать то, кото­рое подразумевает защиту от чужеземца. Ибо прежде всего меркантилизм — это способ себя защитить. Государь или госу­дарство, применявшие его предписания, вне сомнения, отдава­ли дань моде; но еще более меркантилизм свидетельствует о приниженном положении, которое требуется хотя бы времен­но облегчить или смягчить. Голландия будет меркантилист­ской лишь в очень редкие моменты, которые у нее совпадали именно с ощущением внешней опасности. Не имея себе равных, она могла обычно безнаказанно практиковать свободную кон­куренцию, которая приносила ей только выгоды. Англия в XVIII в. отошла от неусыпного меркантилизма; было ли это, как я думаю, доказательством того, что час британского вели­чия и силы уже пробил на часах мира? Столетие спустя, в 1846 г., Англия без всякого риска позволит себе открыть свои двери свободе торговли.

И еще более все меняется, когда достигаешь окраин какого-либо мира-экономики. Именно там находились колонии, быв­шие народами-рабами, лишенными права управлять собой: го­сподином была метрополия, озабоченная тем, чтобы сохра­нить за собой торговые прибыли в системе исключительных прав, которая наличествовала повсюду, какой бы ни была ее форма. Правда, метрополия была очень далеко, и на местах ра-


Jfii


Членения пространства и времени в Европе



Мир-экономшса: один порядок пепел лицо;у: доугих пошдкое


 


81 Georgelin J. Op. cit.,
p. 760.

* Имеются в виду мирные договоры, заключенные Османской империей с Австрией и Венецией в сербском городе Пожаревац.— Прим. перее.

82 См.: Georgelin J. Op.
cit.,
p. 14 et passim.


споряжались господствующие города и (социальные) меньшин­ства. Но такое могущество местных администраций и партику­ляризма, то, что именовали демократией по-американски, бы­ло всего лишь простейшей формой управления. Самое боль­шее— формой, характерной для античных греческих полисов, да и то с оговорками! Это мы обнаружим с наступлением неза­висимости колоний, которая, в общем-то, вызвала резко насту­пившее отсутствие власти. После того как был положен конец мнимому колониальному государству, потребовалось из са­мых разных элементов создать новое государство. США, кон­ституированным в 1787 г., понадобилось много времени, чтобы сделать федеративное государство единой и эффективной поли­тической властью. И этот процесс был столь же замедленным в остальных американских государствах.

На неколониальной периферии, в частности на востоке Европы, по крайней мере имелись государства. Но над их эко­номикой господствовала та или иная группа, связанная с загра­ницей. Настолько, что в Польше, например, государство стало институтом, лишенным всякого содержания. Точно так же и Италия XVIII в. больше не имела подлинных правительств. В 1736 г. граф Маффеи говорил: «Об Италии ведут переговоры, ее народы обсуждают со всех сторон так, словно бы речь вели по поводу отар овец или иных жалких животных»81. Даже Ве­неция со времен Пожареваца (1718 г.) *, с радостью или сми­рившись с судьбой, погрузилась в «нейтралитет»; это то же, что сказать, что она отступилась от себя82.

Для всех этих оказывавшихся в проигрыше спасение находи­лось лишь там, где они прибегали к насилию, к агрессии, к вой­не. Хороший тому пример—Швеция Густава Адольфа. И еще лучший—Африка варварийских корсаров. Правда, обратясь к варварийцам, мы оказываемся уже не в рамках европейского мира-экономики, но в политическом и экономическом про­странстве, охватываемом Турецкой империей, бывшей сама по себе миром-экономикой, к которому я еще обращусь в одной из последующих глав. Но алжирское государство было по-своему показательным, находясь на стыке двух миров-экономик, евро­пейского и турецкого, и не подчиняясь ни тому, ни другому, практически разорвав вассальные узы со Стамбулом. При этом, однако же, вторгавшиеся всюду европейские флоты от­теснили это государство от торговых путей Средиземноморья. Перед лицом европейской гегемонии алжирское пиратство бы­ло единственным выходом, единственной возможностью про­рыва. Впрочем, разве при прочих равных условиях не оказалась и Швеция отстраненной от прямых выгод балтийской [торгов­ли], находясь на границе между двумя экономиками, европей­ской и российской? Война для нее была спасением.

ИМПЕРИЯ И МИР-ЭКОНОМИКА

Империя, т. е, сверхгосударство, которое одно покрывало всю территорию мира-экономики, ставит одну общую пробле­му. В общих чертах миры-империи, как их называет Валлер-


83 Braudel F. Medit..., II,
p. 41.

84 Gernet J. Le Monde
chinois.
1972, p. 429.

85 См. ниже, с. 457.

86 Цит. Г. Райтом
(Wright H. С. R.).—
Congres International
de I'histoire kconomique.
Leningrad, 1970, V, p. 100.
* Имеются в виду
императоры Священной
Римской империи в X в.,
пытавшиеся сохранить ее
целостность.— Прим.
перее.


стайн, были, вне сомнения, образованиями архаичными, [ито­гом старинных побед политики над экономикой. Но в период, исследуемый в настоящем труде, они еще существовали за пре­делами Запада — в Индии в лице империи Великих Моголов, в Китае, в Иране, в Османской империи и в Московском цар­стве. По мнению Иммануэля Валлерстайна, всякий раз, как мы имеем дело с империей, это означает, что лежащий в ее основе мир-экономика не смог развиться, что он бывал остановлен в своей экспансии. С таким же успехом можно сказать, что мы находимся перед лицом управляемой экономики {command eco­nomy), если следовать за Джоном Хиксом, или же азиатского способа производства, если пользоваться вышедшим из моды толкованием Маркса.

Это правда, что экономика плохо приспосабливается к тре­бованиям и принудительным мерам имперской политики, не имеющей противовеса. Никакой купец, никакой капиталист ни­когда не будет в ней располагать полной свободой рук. Михаил Кантакузин, своего рода Фуггер Османской империи, был 13 марта 1578 г. без суда и следствия повешен на воротах своего роскошного дворца Анкиоли в Стамбуле по повелению султа­на83. В Китае богатейший министр и фаворит императора Цяньлуна Хэ Шень84 был после смерти Цяньлуна казнен, а его состояние конфисковано новым императором. В России губер­натор Сибири князь Гагарин, казнокрад каких мало, был обез­главлен в 1720 г.8S Конечно, мы вспоминаем равным образом и Жака Кёра, Санблансэ, Фуке: на свой лад эти процессы и казнь (имеется в виду казнь Санблансэ) дают представление об опре­деленном политическом и экономическом состоянии Франции. Только капиталистический порядок, пусть даже и старинного типа, способен проглотить и переварить скандалы.

Тем не менее я лично полагаю, что даже стесненный импе­рией, угнетающей его и мало сознающей особые интересы раз­ных своих владений, мир-экономика, притесняемый, поднадзор­ный, мог жить и укрепляться с примечательными для него слу­чаями выхода за имперские пределы: римляне торговали в Красном море и Индийском океане; армянских купцов из Джульфы, предместья Исфахана, можно было встретить почти по всему свету; индийские батя доходили до Москвы; китайские купцы были неизменными гостями всех портов Индонезии; Мо­сковское государство в рекордный срок установило свое влады­чество над Сибирью — бескрайней [своей] периферией. Виттфо-гель86 не ошибался, утверждая, что на этих политических про­странствах с интенсивным давлением власти, какими были все империи традиционной Южной и Восточной Азии, «государ­ство было куда сильнее общества». Сильнее общества—да, но не сильнее экономики.

Вернемся к Европе. Разве она не ускользнула очень рано от удушения [структурами] имперского типа? Римская империя— это и больше и меньше, чем Европа. Империи Каролингов и Оттонов * плохо справлялись с Европой, пребывавшей в пол­ном упадке. Церковь, которой удалось распространить свою культуру на всем европейском пространстве, в конечном счете не установила там своего политического главенства. Нужно ля


 
88 Delbriick H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der Weltgeschichte. 1907.

Членения пространства и времени з Европе

87 Kienast W. Die Anfdnge des europaischen Staatensystem im spateren Mittelalter. 1936.

в таких условиях преувеличивать экономическое значение по­пыток создания всемирной [христианской] монархии Карлом V (1519—1556) и Филиппом II (1556—1598)? Такое подчеркива­ние имперского превосходства Испании, или, точнее, та настой­чивость, с какой Иммануэль Валлерстайн делает из провала имперской политики Габсбургов (чересчур поспешно привязы­ваемого к банкротству 1557 г.) в некотором роде дату рожде­ния европейского мира-экономики, не кажется мне наилучшим способом подхода к проблеме. На мой взгляд, мы всегда не­правомерно раздували [значение] политики Габсбургов, при­крытой блестящей мишурой, но в то же время и неуверенной, сильной и слабой одновременно, а главное — анахроничной. Их попытки наталкивались не только на Францию, распростер­шуюся в самом центре связей раздробленного государства Габсбургов, но также и на враждебность к ним всего европей­ского концерта. Но ведь этот концерт европейского равновесия не был новой реальностью, будто бы обнаружившейся, как то утверждали, во время вторжения Карла VIII в Италию (1494 г.); то был давно существовавший процесс, начавшийся, как справедливо указывает В. Кинаст87, со времен конфликта Ка-петингов с Плантагенетами — и даже раньше, как полагал Фе­дерико Шабо. Европа, которую желали бы привести к покорно­сти, таким образом на протяжении веков ощетинивалась всеми видами оборонительных приемов—политических и экономи­ческих. Наконец, и это главное, Европа уже вырвалась в боль­шой мир — на Средиземное море с XI в. и в Атлантику после сказочных плаваний Колумба (1492 г.) и Васко да Гамы (1498 г.). Короче говоря, судьба Европы в качестве мира-экономики опережала судьбу незадачливого императора. И даже если предположить, что Карл V одержал бы верх,как того желали самые прославленные гуманисты его времени, разве же капита­лизм, уже утвердившийся в решающих центрах зарождавшейся Европы—в Антверпене, в Лисабоне, в Севилье, в Генуе,— не выпутался бы из этого предприятия? Разве генуэзцы не господ­ствовали бы с тем же успехом на европейских ярмарках, зани­маясь финансами «императора» Филиппа II, а не короля Фи­липпа II?

Но оставим эпизоды и обратимся к настоящему спору. Под­линно спорный вопрос заключается в следующем: когда Евро­па оказалась достаточно активной, привилегированной, прони­занной мощными [торговыми] потоками, чтобы разные эконо­мики могли все в ней уместиться, жить друг с другом и высту­пать друг против друга? Международное согласие наметилось там очень рано, со средних веков, и будет продолжаться на протяжении веков. Следовательно, здесь рано обозначились взаимодополняющие зоны мира-экономики, некая иерархия производств и обменов, бывшие действенными с самого нача­ла. То, в чем потерпел неудачу Карл V, потратив на это всю жизнь, Антверпену, оказавшемуся в центре обновленного ми­ра-экономики раннего XVI в., удалось без особых усилий. Этот город подчинил тогда всю Европу и то, что уже зависело от этого тесного континента в остальном мире.

Таким образом, пройдя через все политические превратно-


Мир-экономика: один порядок перед лицом других порядков 51

сти, благодаря им или невзирая на них, в Европе рано образо­вался европейский, или, лучше сказать, западный экономиче­ский порядок, выходивший за пределы континента, использо­вавший разности его потенциалов и его напряженности. Очень рано «сердце» Европы было окружено ближней полуперифе­рией и дальней периферией. И вот эта полупериферия, давив­шая на «сердце», заставлявшая его биться быстрее — Северная Италия вокруг Венеции в XIV—XV вв., Нидерланды вокруг Антверпена,— была, несомненно, главной чертой европейской структуры. Полупериферии, по-видимому, не было вокруг Пе­кина, Дели, Исфахана, Стамбула и даже Москвы.

Итак, я полагаю, что европейский мир-экономика заро­дился очень рано, и меня не загипнотизировал, как Иммануэля Валлерстайна, XVI век. И в самом деле, разве его терзала не та же проблема, которую поставил Маркс? Процитируем еще раз знаменитую фразу: «Биография капитала начинается в XVI в.» Для Валлерстайна европейский мир-экономика был как бы процессом образования матрицы капитализма. В этом пункте я не стану его оспаривать, ибо сказать «центральная зона» или «капитализм» — значит очертить одну и ту же реальность. К то­му же утверждать, что мир-экономика, построенный в XVI в. на основе Европы, был не первым миром-экономикой, кото­рый опирался бы на тесный и поразительный континент, озна­чает уже в силу этого выдвинуть тезис, что капитализм не до­жидался для своего первого появления XVI в. Таким образом, я согласен с Марксом, писавшим (и впоследствии об этом сожалевшим), что европейский капитализм (он даже гово­рит— капиталистическое производство) зародился в Италии XIII в. Спор этот может быть каким угодно, но только не пус­тячным.

ВОЙНА В СООТВЕТСТВИИ С ЗОНАМИ МИРА-ЭКОНОМИКИ

Историки изучают войны одну за другой, но война как тако­вая в нескончаемом потоке минувших времен интересовала их очень редко, даже в такой знаменитой — и справедливо! — книге, как труд Ханса Дельбрюка88. Но ведь война присутство­вала всегда, упорно навязываемая разным векам истории. Она в себе заключала все: самые трезвые расчеты, отвагу и тру­сость. Как считал Вернер Зомбарт, она строила капитализм, но столь же верно и обратное. Война была весами истины, пробой сил для государств, которым она помогала определиться, и знаком никогда не утихавшего безумия. Она была таким ин­дикатором всего, что протекало и смешивалось в едином дви­жении в человеческой истории, что «вписать» войну в рамки мира-экономики—это то же самое, что вскрыть иной смысл в конфликтах людей и дать неожиданное подтверждение схеме Иммануэля Валлерстайна.

В самом деле, у войны не один и тот же облик. Ее окрашива­ла, расчленяла география. Сосуществовало несколько форм войны, примитивных и современных, как сосуществовали ра-


           
   
 
 
 
   

Членения пространства и времени б Ьвропе

FIGVRE D V CORPS

D'ARMEE CARR.E':COMME IL FORME l'ordrc dc bataillc.

первый порядок

Войне как искусству обучались и научались Один из бесчисленных «порядков»— походных,развернутых и боевых,—которые предлагают и комментируют «Начала военного искусства» («Les Principes de I'art militaire», 1615) И. де Бийона, сеньера де Ла Прюнь, в соответствии с «правилами сего великого и превосходного полководца—принца Морица Нассауского» (р. 44).

бовладение, крепостничество и капитализм. Каждый вел такую войну, какую мог.

89 Я по памяти восстанавливаю этот эпизод, почерпнутый из бумаг Диего Суареса, некогда хранившихся в Архиве генерал-губернаторства в Алжире.

Вернер Зомбарт не ошибался, говоря о войне, обновляемой [развитием] техники, войне—созидательнице современности, которая как бы работала на скорейшее утверждение капитали­стических систем. С XVI в. существовали войны «авангард­ные», которые яростно мобилизовывали кредиты, умы, изобре­тательность техников, настолько, что войны сами, как говори­лось, изменялись от года к году в соответствии с настоятельны­ми велениями моды, конечно же куда менее забавными, чем перемены в украшении костюма. Но такая война, дочь про­гресса и его мать, существовала лишь в сердце миров-экономик; для того чтобы развиться, ей требовалось обилие людей и средств, требовалось дерзкое величие планов. Покинь­те эту центральную сцену мирового театра, к тому же преиму­щественно освещаемую информацией и историографией своего времени, и доберитесь до бедных, иной раз первобытных пери­ферийных областей: славной войне не было там места или же она бывала смешна и, более того, неэффективна.

Диего Суарес, солдат и автор воспоминаний из гарнизона Орана, оставил нам в этой связи довольно удачное свидетель­ство очевидца89. Около 1590 г. испанское правительство возы­мело идею, пожалуй, забавную: отправить в маленькую афри­канскую крепость полк (tercio) отборных солдат, отозванный ради этого с полей сражений во Фландрии, которые были по


Мир-экономика: один порядок перед лицом других порядков х->

преимуществу театром войны как искусства, «по правилам». При первой вылазке этих «зеленых»—ибо в глазах «старич­ков» оранского гарнизона то были «зеленые» — на горизонте появилось несколько арабских всадников. Солдаты терсио не­медленно построились в каре. Но здесь искусство было беспо­лезно: враг поостерегся приближаться к этим решительно на­строенным воинам. И гарнизон открыто издевался над таким бесполезным маневром.

90 Cabral de Mello E. Op. cit., passim. 91 Cabral de Mello E. Op. cit., p. 246. * В отечественной литературе эта картина обычно именуется «Сдача Бреды».— Прим. перев.

В действительности война как искусство была возможна, только ежели ее вели с обеих сторон. Это еще лучше доказы­вает долгая война на бразильском Северо-Востоке (Nordeste), ведшаяся с 1630 по 1654 г., такая, какой ее с блеском представила недавно опубликованная книга молодого бразильского истори­ка90.

Здесь мы, без всякого сомнения, находимся на самой окраи­не Европы, понимаемой в самом широком смысле. Голландцы, в 1630 г. захватившие силой Ресифи, не сумели занять всю цели­ком сахаропроизводящую провинцию Пернамбуку. На протя­жении двадцати лет они практически будут блокированы в своем городе, получая по морю продовольствие, боеприпасы, подкрепления и даже тесаный камень или кирпич для своих по­строек. В 1654 г. этот долгий конфликт вполне логично разре­шится в пользу португальцев, точнее— лузо-бразильцев, пото­му что именно последние освободили Ресифи и сумели об этом рассказать и помнить об этом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: